Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (47), 2013
ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА. БЮДЖЕТНОЕ, ВАЛЮТНОЕ И КРЕДИТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ, ИНВЕСТИЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ
Соколов Б. И.
профессор кафедры теории кредита и финансового менеджмента экономического факультета
Санкт-Петербургского государственного университета,
доктор экономических наук


Система институтов финансовой информации
В статье дан анализ современной системы институтов финансовой информации. В системе институтов финансовой информации выделены информационно-аналитические и регуляторно-консультационные институты. Сделан вывод о том, что институты финансовой информации являются драйвером процессов глобализации
Ключевые слова: финансовая информация, институты финансовой информации, интеллектуальная собственность, рынок финансовой информации, информационный продукт, информационная услуга, информационный товар, информационный капитал
УДК 330.47; ББК У052.9(2)20-149.3   Стр: 232 - 237

Вводные замечания. Процесс глобализации финансовых отношений невозможно представить без общепланетарного информационного поля, важнейшей составляющей которого является финансовая информация. Почему «события в финансовом секторе могут быстро вызывать и распространять кризисы» [2, c. 32]? Ответ очевиден: финансовый сектор более восприимчив к глобальным информационным потокам в отличие от промышленного и торгового сектора, перегороженного патентами, лицензиями, соглашениями о нераспространении сведений, достаточно произвольно относимых к коммерческой тайне. Выраженное в Коммюнике встречи министров финансов и управляющих центральными банками стран «Группы 20», прошедшей 15–16 февраля 2013 года, беспокойство по поводу «чрезмерной волатильности финансовых потоков и беспорядочной динамики обменных курсов» [5] следовало напрямую увязать с глобальными информационными потоками.
Отметим, что сложившиеся мировые финансовые центры (Нью-Йорк, Лондон, Гонконг, Сингапур, Франкфурт-на-Майне, Цюрих и др.) не только сосредоточили банки и специализированные кредитно-финансовые институты, осуществляющие международные валютные, кредитные и финансовые операции, сделки с ценными бумагами, золотом — одновременно они выступают мировыми центрами финансовой информации. Однако институты финансовой информации, послужившие мощным ускорителем и мощнейшим фактором реализации глобализационных процессов, не получили комплексного отражения в научных исследованиях и образовательных программах.
Современные финансовые рынки характеризуются как глобальные, прежде всего, благодаря моментально распространяющейся на них новостной информации, относящейся к курсам валют, цене на золото, биржевых индексах, новациях в нормативных актах, процентных ставках, котировках ценных бумаг и т.д. Однако ни один учебник, ни одно учебное пособие, изданное в последние годы и имеющее гриф Министерства образования и науки РФ, призванное раскрыть деятельность финансово-кредитных институтов, не выделяет в их структуре такой важнейший компонент как институты финансовой информации.
Отдельные формы институтов финансовой информации нашли отражение в научных исследованиях. Однако работы, в которых в общем и целом охарактеризована складывающаяся система информационного обеспечения деятельности финансовых рынков, отсутствуют.
Цель данной статьи состоит в том, чтобы дать общую картину сформировавшейся к настоящему времени системы институтов финансовой информации. Определение этой системы одновременно позволит ответить на актуализированный в последнее время вопрос о том, насколько Москва продвинулась в направлении превращения в международный финансовый центр с точки зрения организации институтов финансовой информации? Международный финансовый центр не самодекларируемое понятие, а интегральный результат совмещения комплекса факторов, в том числе связанных с развитием институтов финансовой информации.
В «Концепции создания международного финансового центра в Российской Федерации» отмечается, что формирование в России международного финансового центра позволит стимулировать развитие национального финансового рынка за счет интеграции в глобальную индустрию финансовых услуг, обеспечив решение таких задач, как: привлечение в российскую экономику существенных дополнительных финансовых ресурсов (как зарубежных, так и внутренних); расширение возможностей для осуществления индивидуальных сбережений граждан; повышение эффективности размещения средств институциональных инвесторов, в том числе пенсионных фондов и инвестиционных фондов, а также суверенных фондов; снижение издержек доступа российских компаний к капиталу; формирование цен на российские активы и осуществление расчётов с иностранными контрагентами в рублях; углубление экономической интеграции стран СНГ и Восточной Европы; повышение роли России в выработке глобальных правил регулирования финансовых рынков; превращение российского финансового сектора в отрасль экономики, конкурентоспособную в мировом масштабе, экспортирующую услуги и вносящую существенный вклад в увеличение ВВП [3].
Вместе с тем справедливо отмечая, что финансовые центры характеризуются такими параметрами, как концентрация капитала (инвестиционный спрос), набор инструментов (инвестиционное предложение), а также эффективность финансовой инфраструктуры и услуг, предоставляемых финансовыми посредниками, составители концепции упустили такой важный элемент как информационная составляющая. Любой город, претендующий на то, чтобы стать или продолжать функционировать в качестве международного финансового центра должен быть включен, прежде всего, в общепланетарное информационное поле.
Информация и типы хозяйственных систем. В структурной организации социума и его хозяйственной системе выделяются три качественно различных компоненты, сущности которых сосуществуют между собой изолированно: а) природно-вещный; б) социально-антропологический; в) информационный. Взаимодействуя между собой, они развиваются по особым социальным и экономическим законам. Молекулы вещества, соответственно вещные блага, принципиально несопоставимы и незаменимы ни человеческой деятельностью, ни битами и байтами информации. В свою очередь, информационные продукты, представленные в битах и байтах, образно говоря, на хлеб не намажешь.
Соответственно, следует разделять три типа хозяйственных систем, в которых доминируют и, прежде всего, воспроизводятся в расширенном масштабе формы богатства общества в виде: а) товаров (вещей, обладающих внутренней стоимостью); б) услуг, т.е. полезной деятельности, производство и потребление которой совпадает по месту и времени; в) знаний в виде экономически значимой информации. Сердцевиной современной структурной организации социума и его хозяйственной системы является информация. В современном глобализирующемся хозяйстве происходит переход от вещной экономики, доминировавшей в XIX веке и основанной на производстве товаров-вещей, и экономики услуг, доминировавшей в XX веке и связанной с созданием товаров-услуг, к экономике информационной, формирующейся на базе информационных инноваций, внедряемых в процесс воспроизводства.
В результате, формирование информационного хозяйства приводит к таким явлениям и процессам, которые были просто немыслимы в вещной экономике. Именно благодаря информационному хозяйству развивается глобализация мировой экономики, представляющая собой объективный процесс утверждения в масштабах всей планеты единой хозяйственной системы без государственных границ, т.е. стремительное сближение национальных экономик, превращение их в единую взаимосвязанную систему, в которой упрощается движение товаров, рабочей силы и капиталов. Ее важнейшими признаками являются: а) всемирное разделение труда и потребление продукции; б) общие глобальные проблемы развития; в) синхронизация экономического цикла, спадов и подъемов между центром и периферией; г) универсализация законодательства, финансовой отчетности, принципов делового общения. Создание глобального информационного поля приводит к появлению новых импульсов и точек роста, открывает дополнительные возможности для мирового развития. Именно благодаря включению в глобальное информационное поле отдельные страны, регионы, компании, граждане могут получить доступ к мировым потокам капитала и новым технологиям, дешевым импортным товарам и ёмким экспортным рынкам. Глобальное информационное поле приводит к появлению новых процессов, неведомых вещному хозяйству, например, к внутренней эмиграции: человек живет в одной стране, а трудится и получает доход из другой.
Глобальное информационное поле выводит на новый уровень внутрифирменное разделение труда. Уже с появлением разделения труда внутри мастерской не было человека, который мог бы заявить: данный продукт — результат моего личного труда. С развитием глобального разделения труда, применительно к компьютеру, можно сказать: нет такой страны, в границах которой его могли бы создать. Чтобы произвести компьютер, требуется состыковать выпуск более 700 различных веществ. В нем содержится железо из Швеции, алюминий из Суринама, хром из Зимбабве, цинк из Перу, медь из Чили, никель из Новой Каледонии, олово из Малайзии, молибден из Канады, мышьяк из Франции, тантал из Конго, сурьма из ЮАР, серебро из Мексики, платина, палладий и золото из России и пр. На создание и работу компьютера уходит до 16–19 т ресурсов (без учета принтера и расхода бумаги). Некоторые детали или сырье для них поодиночке или в составе компьютера успевают дважды объехать земной шар. Все это вызывает потребность в глобальном информационном поле и воспроизводит его. Функциональные цепочки капиталов проходят через множество стран, поэтому изменение ситуации в одной из них прямо влияет на решения о кредитовании, инвестициях и найме в другой, что вызывает синхронизацию делового цикла в разных странах.
В целом, стоимость современных инновационных товаров синтезирует в себе затраты, связанные с созданием вещей, оказанием услуг и получением информации.
Процессы информационной глобализации породили эффект, согласно которому государственные границы в современном мире теряют свое значение. Сегодня возможности для жизни, обучения и здравоохранения, реализации способностей зависят не столько от создания массы товаров-вещей, услуг, сколько от того, в какой стране, в каком регионе, в каком городе формируются информационные центры, обеспечивающие воспроизводство вещей и услуг. Дистанция между соседями может быть гигантской: от честного правительства в Финляндии до полностью коррумпированного соседа, от благосостояния в Канаде и США до нищеты в Мексике. Именно благодаря тому, что сложилось глобальное информационное поле, материальное положение человека не определяется его личным трудом, связанным с созданием конкретной вещи, оказанием конкретной услуги: водитель такси в США получает на порядок выше, чем его коллега в «освобожденном» Ираке. При этом для езды по Вашингтону требуется меньше профессионализма, умения и старания, чем для езды по Багдаду.
Информация и экономический раздел мира. Современный уровень развития мирового хозяйства непосредственно предопределяется состоянием институтов финансовой информации. По сути дела они выступают драйвером процессов глобализации и тем самым предопределяют его современные особенности. В начале XX века, характеризуя империализм как стадию в развитии капитализма, В.И. Ленин отмечал следующие его проявления: «... 4) раздел мира (экономический) международными картелями начался. 5) Раздел мира территориальный (колонии) закончился» [6, с. 164].
В конце 1970-х годов с крушением последней колониальной империи (португальской), политический раздел мира перестал быть существенно значимым явлением мирового хозяйства, хотя тенденция к территориальному разделу мира осталась свойством, имманентным капиталистической системе. На наш взгляд, с этим периодом совпадает завершение экономического раздела мира, так что становится возможен только его передел. Это провоцирует процессы концентрации и централизации производства (товаров, услуг, информации) и капитала на качественно новом уровне. С появлением глобальных средств массовой информации и общим повышением уровня грамотности населения происходит создание глобальных информационных монополий (в частности, в форме средств массовой информации, социальных сетей), делящих информационное пространство по силе влияния, по степени умения манипулировать массовым общественным сознанием.
Создание информационных монополий государством выводит государственно-монополистический капитализм на качественно новый уровень развития. В настоящее время в США действует система тотальной слежки со стороны спецслужб за информационными коммуникациями, осуществляющимися между гражданами по всему миру через телефон и Интернет. Программа PRISM позволяет Агентству национальной безопасности США прослушивать голосовые и видеочаты, просматривать электронную почту, фотографии, видео, отслеживать SMS-сообщения и пересылаемые файлы, узнавать сведения из социальных сетей. В программе PRISM принимают участие Microsoft (Hotmail), Google (Google Mail), Yahoo!, Facebook, YouTube, Skype, AOL, Apple и Paltalk. Существует аналогичная британская программа слежения Tempora.
Борьба за экономический передел уже поделённого мира порождает информационные войны, т.е. действия, предпринимаемые для достижения информационного превосходства и нанесения ущерба информации, информационным процессам и информационным системам противника (например, в сети Интернет с использованием компьютерных вирусов, кибератак). Подготовка информационной войны связана с усвоением мировым общественным мнением потенциальной глобальной угрозы, потенциального агрессора и потенциальной жертвы. Тот, кто контролирует информационные монополии, а с ними и массовое сознание, всегда будет манипулировать информационной периферией и побеждать в информационных войнах.
В самом общем смысле развитие проявляется через усложнение структуры. Наглядное развитие финансовой системы на современном этапе глобализации означает, прежде всего, ее структурное усложнение за счет умножения институтов финансовой информации. Важно отметить, что развитие со временем вызывает инверсию связей в системе, иными словами, вновь возникающие структуры из скромных помощников постепенно превращаются в доминирующие. Доминирование проявляется в том, что финансовая информация, создаваемая институтами финансовой информации, предопределяет своего рода коридор для выработки стратегии поведения всех субъектов финансовых рынков. Последующее развитие институтов финансовой информации приведет к их дальнейшей специализации на обеспечении функционирования финансовых рынков, информационно-финансовом посредничестве, охране и защите информации, а также к установлению отношений иерархии и соподчинения между ними.
Информация и интеллектуальная собственность. Информация лежит в основе такого социально-экономического явления как интеллектуальная собственность. Инновационную экономику невозможно представить без рынка интеллектуальной собственности, анализ которого позволяет вскрыть современный потенциал финансово-инвестиционных ресурсов.
Многообразное содержание интеллектуальной собственности проявляется в ее видах и объектах. К важнейшим компонентам интеллектуальной собственности относятся: а) промышленная собственность (полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки и знаки обслуживания, фирменные наименования и наименования места происхождения товара); б) собственность на открытия и изобретения (технические и технологические, производственные, коммерческие, организационно-управленческие, селекционные достижения); в) права хозяйствующих субъектов (литературные произведения, художественные произведения, научные труды, произведения живописи и графики, музыкальные произведения, деловая репутация, место на бирже); г) смежные права (фонограммы, теле- и радиопередачи, исполнительская деятельность артистов, аранжировка произведений, режиссерская деятельность). В процессе экономической деятельности конкретные объекты интеллектуальной собственности превращаются в капитал. Многие из них предстают как виртуальная реальность, существуют в электронном виде, и учет электронной собственности ведется в электронном виде на электронные деньги.
Объекты интеллектуальной собственности учитываются в процессе экономической деятельности как нематериальные активы в том случае, если одновременно обладают следующими характеристиками: а) отсутствует материально-вещественная (физическая) форма; б) возможна идентификация (обособление, отделение от другого имущества); в) происходит использование в производстве продукции при выполнении работ или оказании услуг, либо для управленческих нужд организации; г) употребление осуществляется в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев; д) организацией не предполагается последующая перепродажа данного имущества без дополнительной трансформации; е) имеет способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем; ж) наличие надлежаще оформленных документов подтверждается существованием самого актива и исключительного права у организации на результаты интеллектуальной деятельности (патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор уступки (приобретения) патента, товарного знака и т.п.).
Объекты интеллектуальной собственности способны превратиться в рыночный финансовый актив, в основе которого могут лежать денежные средства, права на долю активов другой организации, права требования и др. Инструментом превращения объектов интеллектуальной собственности как рыночных продуктов в финансовые активы являются договоры, в результате которых появляются финансовые активы у одной стороны, заключившей контракт, и статьи в пассивах, отражающей финансовое обязательство или долевой инструмент, у другой стороны контракта.
Информационный капитал. В условиях рыночной экономики все источники созидательной деятельности принято трактовать как капитал. Такой подход не всегда представляется достаточно обоснованным. Однако в отношении институтов финансовой информации, осуществляющих реализацию информационных товаров, правомерно утверждение о том, что они оперируют информационным капиталом. Информационный капитал — новое явление хозяйственной жизни, поэтому появившиеся определения вряд ли можно считать убедительными.
«Под интеллектуальным капиталом целесообразно понимать совокупность знаний, опыта, навыков, различных результатов творческой деятельности индивида, не отчуждаемых от его собственника. Интеллектуальный капитал, воплощенный в активы, представляет собой интеллектуальную собственность (патент, авторское право, права на дизайн, производственные секреты, ноу-хау, товарные знаки, знаки обслуживания)» [9, с. 23].
«По сути информационный капитал есть реализованный информационный ресурс, в ходе использования которого происходит кругооборот фондов, воспроизводство ресурсов, получение прибавочного продукта. Таково, по нашему мнению, понимание тенденции движения от информационных ресурсов к информационному капиталу. Основными составляющими информационного капитала являются человеческий, производственный и рыночный» [12, с. 59].
В этом определении смешаны совершенно разные явления. Продажа товара-вещи ведет к ее отчуждению. Продажа услуги не приводят к отчуждению опыта и навыков, которые могут исчезнуть вместе с конкретным человеком. Продажа информации, реализация информационного капитала не связана с отношениями отчуждения. Повторим, следует различать хозяйственную сущность вещей, деятельности и информации. Представление об их несводимости, незаменяемости — основа для понимания информационного капитала, явления, характерного для рыночных отношений.
«Главное богатство современного общества — количество информации в свободном доступе, которое, пользуясь привычной терминологией, составляет новый — информационный капитал» [1, с. 44]. «Информационный капитал состоит из систем, баз данных, библиотек, сетей и обеспечивает необходимой информацией и знаниями всех сотрудников организации» [3, с.86]. «... мы предлагаем использовать концепт «информационный капитал» в качестве показателя успешности информатизации. В свою очередь, информационный капитал, на наш взгляд, является отражением социального капитала в информационном пространстве. ... Совокупную информацию исследователи склонны называть информационным капиталом. Понятие «информационный капитал» наиболее часто встречается в финансово-экономических отраслях знания и отраслях, посвящённых автоматизированным системам управления. Фактически в этом случае информационный капитал рассматривается как хранение и содержание символов, важных для той или иной корпорации. Всякий капитал — это чья-то собственность» [11].
Информация, важная для той или иной корпорации, находящаяся в свободном доступе, не связана с отношениями купли-продажи, следовательно, она не превращается в капитал. Информационный капитал не образное, искусственно привносимое в экономическую науку понятие, подобно «человеческому капиталу», «социальному капиталу» и т.п.
Гораздо ближе к пониманию сущности информационного капитала подошли Е.В. Сбойчакова, Е.П. Митрофанов.
«Под информационным капиталом следует понимать все те накапливаемые, возобновляемые и ликвидные информационные ресурсы, которые способствуют фактически (или могут способствовать потенциально) приращению позитивных эффектов (доходов или других полезностей) для отдельных индивидов, их совокупностей, национальных экономик или для мирового сообщества в целом» [8, с. 39].
«Информационный капитал — особенная разновидность капитала, представленного в виде блага, не существующего в природе в готовом виде и формируемого под воздействием человеческой деятельности. Он: вбирает в себя информацию и знания, являясь также их источником; способствует развитию традиционных и формирует новые способы и средства производства; может накапливаться и самообновляться, что способствует увеличению его размеров и качества совершенствования» [7, с. 401].
Чтобы дать более корректное определение информационного капитала, необходимо понять — информация может принимать вид информационного продукта, информационной услуги, информационного товара, и, наконец, информационного капитала.
Информационный продукт — это полезная информация, обработанная с целью удовлетворения целевой потребности в определенных сведениях.
Информационная услуга — это такая полезная информация, создание и потребление которой совмещено по месту и времени.
Информация может быть разделена на коммерческую, предоставляемую на возмездной основе, и некоммерческую. Информационный товар — это информационный продукт или информационная услуга, оказываемая на возмездной основе. Информационные товары формируют особый рынок информации, функционирование которого связано с информационным капиталом. Социальная полезность информационных товаров может формироваться как вследствие ограничения, так и вследствие увеличения их распространенности, что способно стать существенным фактором роста человеческого капитала, принадлежащего как его создателю, так и обладателю. В итоге можно дать следующее определение: информационный капитал — это капитал, связанный с производством информационных товаров, приносящих прибыль.
Значительные объемы финансовой информации предоставляют и реализуют специализированные институты финансовой информации, как связанные, так и не связанные с функционированием информационного капитала.
Основные институты финансовой информации. В целом, институты финансовой информации могут быть подразделены на информационно-аналитические и регуляторно-консультационные. Сведения, формируемые этими организациями, лежат в основе общепланетарного информационного финансового поля того пространства, в котором действуют силы, влияющие на финансовые рынки. Все институты финансовой информации способны стать поставщиками как коммерческой, так и некоммерческой финансовой информации.
В состав институтов финансовой информации включаются:
а) институты, формирующие базы данных, относящихся к нормативным и законодательным актам, связанным с регулированием финансовых рынков, макроэкономической и кредитно-финансовой статистике;
б) институты, публикующие официальные курсы иностранных валют (в России — Банк России);
в) мировые информационно-аналитические системы, прежде всего Блумберг (Bloomberg) и Томсон Рейтерс (Thompson Reuters);
г) подразделения фондовых бирж, публикующие котировальные списки;
д) рейтинговые агентства, прежде всего «Фитч Рейтингс» (Fitch-Ratings) , «Стандарт энд Пурс» (Standard & Poor’s), «Мудис Инвесторс Сервис» (Moody’s Investors Service);
е) бюро кредитных историй;
ж) организации, оказывающие образовательные и консультационные услуги в финансовой сфере;
з) финансовые компании, публикующие сведения на персональных сайтах (банки, пенсионные фонды, страховые организации и т.д.);
и) специальные службы государства и отделы организаций, занимающиеся обеспечением безопасности и защиты информации, и др.
Сведения, формируемые этими организациями, лежат в основе общепланетарного информационного финансового поля того пространства, в котором действуют силы, влияющие на финансовые рынки. Его важнейшим сегментом является рынок финансовой информации, соединяющий платежеспособный спрос и товарное предложение.
Структура пользователей (потребителей) финансовой информации крайне разнородна. В первом приближении по отношению к финансовой информации о самостоятельной организации можно выделить внешних и внутренних пользователей. Внутренние пользователи финансовой информации — собственники и учредители фирм, наемные менеджеры и специалисты подразделений, работники предприятия. Внешними пользователями финансовой информации об организации могут выступать акционеры, потенциальные инвесторы, финансовые спекулянты, брокеры, дилеры, кредиторы, коммерческие клиенты, правительственные структуры, некоммерческие организации, простые граждане. В чем состоят их интересы?
Собственники, учредители и акционеры (в акционерных обществах), реальные или потенциальные инвесторы, лица, оказывающие консультационные услуги в финансовой сфере, нуждаются в информации, которая позволила бы им принять решение о покупке или продаже бизнеса, акций, облигаций, получить представление о доходности ценных бумаг, уровне дивидендных выплат, степени риска, связанного с инвестициями.
Руководство организации повседневно использует информацию о финансовых результатах деятельности организации, ее подразделений, состав которой значительно шире, детальней и оперативней, чем состав информации для внешних пользователей. Руководство организации заинтересовано в подготовке высококвалифицированных кадров для финансовых подразделений предприятия, повышении уровня финансовой информированности, занятых на предприятии.
Менеджеры и специалисты подразделений заинтересованы в информации, позволяющей составить бизнес-план организации, наладить реализацию маркетинговых стратегий, своевременно реагировать на запросы рынка, осуществлять финансирование научных разработок и инноваций. Информация для финансового менеджера должна помочь осветить финансовые перспективы предприятия, осуществить в союзе с технологом расчет себестоимости продукции (оказания услуг) и издержек на ее реализацию, оценить конечные финансовые результаты и срок окупаемости проекта, определить потребность в инвестициях и целесообразность привлечения заемных средств, дать рекомендации по вопросам налогообложения и экономической политики фирмы, расширить представление об инструментах финансирования, обеспеченных интеллектуальными активами [10].
Наемные работники, реальные и потенциальные, заинтересованы в стабильности и доходности организации, в информации об уровне заработной платы, системе премиальных вознаграждений и пенсионного обеспечения, социальных льготах, возможности трудоустройства, совершенствования деятельности профсоюзов.
Финансовые спекулянты, брокеры, дилеры нуждаются в многоплановой информации о состоянии фондового рынка.
Организации, занимающиеся внешней торговлей, заинтересованы в оперативной информации о курсе иностранных валют.
Кредиторы нуждаются как в общей информации о состоянии кредитного рынка, так и о конкретной информации, позволяющей оценить способность организации своевременно погашать основной долг и проценты по нему в краткосрочной и долгосрочной перспективе.
Коммерческие клиенты (поставщики и покупатели) заинтересованы в стабильности коммерческих связей, способности своевременно и полно осуществлять платежи и расчеты, выполнять контрактные обязательства.
Правительственные структуры нуждаются не только в сведениях об объемах производства для обобщения информации о валовом внутреннем продукте, уплате налогов, потенциальных поступлениях в бюджет государства, но и в сборе информации о потенциальных экономических, политических и военных противниках, надежной охране государственной тайны.
Налоговые органы используют кредитно-финансовую информацию для установления ограничений на выезд граждан за рубеж.
Конкуренты фирмы заинтересованы в сборе конфиденциальной информации о ней и защите собственной конфиденциальной информации.
Некоммерческие организации нуждаются в информации о выдаваемых грантах, потенциальных спонсорах и благотворителях, особенностях сбора денежных средств на формирование целевого капитала и его пополнение. Такие некоммерческие организации как Ассоциация российских банков (АРБ), Ассоциация региональных российских банков (АРРБ) занимаются сбором и предоставлением финансовой информации в целях отстаивания и лоббирования профессиональных и имущественных интересов, входящих в них кредитных организаций.
Некоммерческие организации, сформировавшие целевой капитал, нуждаются в информации о таких объектах его размещения, как:
— государственные ценные бумаги Российской Федерации, государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации, облигации иных российских эмитентов;
— акции российских эмитентов, созданных в форме открытых акционерных обществ; государственные ценные бумаги иностранных государств, соответствующие требованиям, определяемым к долговым обязательствам иностранных государств, в которые могут размещаться средства Фонда национального благосостояния;
— облигации и акции иных иностранных эмитентов; ипотечные ценные бумаги, выпущенные в соответствии с законодательством Российской Федерации об ипотечных ценных бумагах; инвестиционные паи закрытых паевых инвестиционных фондов; инвестиционные паи интервальных паевых инвестиционных фондов; инвестиционные паи открытых паевых инвестиционных фондов; объекты недвижимого имущества; депозиты в рублях и иностранной валюте в кредитных организациях.
Таким образом, гражданин, организация или государство, прибегающее к услугам финансовых рынков, прежде всего, должно усвоить определенную информацию о них.


Литература
1. Будник Р.А. Позитивное право авторов и информационный капитал // Информационное общество. - 2011. - № 5. - С. 37-45.
2. Годовой отчет МВФ. 2012. - URL: http://www.imf.org/external/russian/pubs/ft/ar/2012/pdf/ar12_rus.pdf (дата обращения 1.07.2013).
3. Катковская А.Е. Управление нематериальными активами в организации // Имущественные отношения в Российской Федерации. - 2010. - № 4. - С. 85-94.
4. Концепции создания международного финансового центра в Российской Федерации. - URL: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/finances/creation/conceptmfc (дата обращения 1.07.2013).
5. Коммюнике встречи министров финансов и управляющих центральными банками стран «Группы 20». Москва, 15-16 февраля 2013 года. - URL: http://ru.g20.ria.ru/documents/ (дата обращения 1.07.2013).
6. Ленин В.И. Империализм и раскол социализма // Полн. собр. соч. 5 изд. Т. 30.
7. Митрофанов Е.П. Особенности информационного производства и воспроизводства информационных ресурсов на уровне региона в рамках инновационных подсистем // Вестн. Чувашского ун-та. - 2012. - № 1. - С. 399-402.
8. Сбойчакова Е.В. Новейшие концепции человеческого капитала // Вестн. Саратовского госуд. социально-экон. ун-та. - 2010. - № 5. - С. 37-40.
9. Соколов А.Ф. Методологические подходы к исследованию информационного капитала в экономической теории // Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Сер. 3. Экономика. Экология. - 2009. - № 1 (14). - С. 22-28.
10. Соколов Б.И., Воронова Н.С. Современные источники и инструменты финансово-инвестиционных ресурсов // Реформы и право. - 2012. - № 1. - С. 29-36.
11. Федорищенко П.А. Информационная культура и информационный капитал социальности в сети: культура и капитал доверия. - URL: http://www.online-science.ru/m/products/cultyrology/gid335/pg0/ (дата обращения 1.07.2013).
12. Федоров К.Е. Структура и динамика изменений информационного капитала // Вестн. СамГУС. - 2010. - № 2. - С. 59-64.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия