Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (46), 2013
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ
Руцик Ю. О.
заместитель директора по логистике ЗАО «Первая помощь» (г. Санкт-Петербург)

Модернизация сферы здравоохранения и фармацевтической отрасли через управление инновациями
Статья посвящена современному здравоохранению России и его трансформации в новую систему, позволяющую в условиях формирования рыночных отношений сделать здоровье человека фактором, определяющим комфортность его существования в обществе. Модернизация системы здравоохранения невозможна без инновационных проектов, реализуемых через государственно-частное партнерство. В статье рассмотрены фармацевтические кластеры как основа развития здравоохранения и фармацевтической индустрии
Ключевые слова: инновации, здравоохранение, фармацевтическая отрасль, качество услуг, эффективность управления, конкурентное преимущество
УДК 615.1/.4; ББК 52.8   Стр: 271 - 273

Система здравоохранения является стратегической отраслью народного хозяйства, обеспечивая воспроизводство населения, социальные гарантии, здоровье граждан. Общественное здоровье — основа экономического и социального процветания страны, главная составляющая ее ресурсного потенциала. С состоянием здоровья тесным образом связана безопасность страны, эффективность, качество трудовой деятельности, воспроизводство трудового потенциала. Глобальные стратегические интересы России настоятельно требуют поддержания и укрепления здоровья ее населения.
В российском здравоохранении существует целый ряд факторов, создающих серьезные препятствия по внедрению инноваций в сфере здравоохранения:
• Разработка медицинских инноваций не скоординирована с возможностями их использования в практическом здравоохранении. Это приводит к невостребованности таких инноваций и затрудняет появление инноваций следующего поколения;
• Децентрализация системы управления усилила разобщенность систем научного поиска, подготовки кадров и практической медицины;
• Существует разрыв между проведением НИР и НИОКР и реализацией, заложенных в них предложений, в практическом здравоохранении;
• Практическому здравоохранению не всегда удается выступить в роли грамотного заказчика с четким обоснованием необходимости создания тех или иных технологий;
• Создание правового регулирования ГЧП становится на сегодняшний день все более актуальным, поскольку отношения в сфере ГЧП только начинают формироваться. Правовое регулирование по лекарственному обеспечению населения отсутствует.
Помимо факторов, создающих препятствия по внедрению инноваций, существует ряд насущных проблем, которые необходимо решать уже сегодня и сейчас. К таким проблемам, в первую очередь, относятся высокие, по отношению к уровню дохода населения, цены на медицинские препараты, и, самое главное, отсутствие национальной безопасности в виду отсутствия национальной фармацевтической индустрии. В условиях рынка в результате взаимодействия спроса и предложения формируется рыночная цена как на медикаменты, так и на медицинские услуги. Рыночное равновесие цен может изменяться и под воздействием государственного контроля над ценами. Государственное вмешательство в рыночное ценообразование сводится, в основном, к принудительному установлению цены на уровне ниже рыночного равновесия и спроса. Такое вмешательство чаще всего базируется на социальных проблемах: невысокие доходы большей части населения, ограниченный доступ к потребительским благам, неравенство в доходах и т.д. Этот механизм нарушает законы формирования равновесной цены по законам спроса и предложения.
Современное здравоохранение России стоит на пороге трансформации в новую систему, позволяющую в условиях формирования рыночных отношений сделать здоровье человека фактором, определяющим комфортность его существования в обществе.
Недостаточно высокая экономическая эффективность функционирования бюджетных учреждений здравоохранения в условиях рыночных отношений, ограниченность общественных ресурсов и другие факторы неизбежно ставят вопрос о поиске путей привлечения в отрасль частных инвестиций, о приемлемых формах взаимоотношений бюджетных медицинских учреждений и частных организаций, о заимствовании опыта функционирования коммерческих структур для совершенствования деятельности бюджетных учреждений.
По мере развития негосударственного сектора здравоохранения, увеличения инвестиций в частное здравоохранение проблема взаимодействия государства и частных медицинских организаций становится все более актуальной. Улучшение экономического положения страны, рост размеров бюджетов приводят к тому, что частные медицинские организации проявляют все больший интерес к общественным ресурсам в виде бюджетов всех уровней и средств обязательного медицинского страхования. Поэтому чаще всего вопрос о взаимодействии государственного и частного здравоохранения поднимается именно со стороны частного здравоохранения.
Во всем мире в последние годы происходят значительные институциональные изменения в отраслях, которые раньше всегда находились в государственной собственности и государственном управлении: электроэнергетике, автодорожном, железнодорожном, коммунальном хозяйствах, портах, аэропортах, здравоохранении и т.д. Правительства передают во временное долгосрочное пользование бизнесу объекты этих отраслей, оставляя за собой право регулирования и контроля за их деятельностью. И в России, особенно сейчас, также необходимо развивать эффективные институты взаимодействия государства и бизнеса — для формирования грамотной экономической политики, повышения инновационной активности, развития экономической и социальной инфраструктуры. Модернизация системы здравоохранения невозможна без инновационных проектов, реализуемых через государственно-частное партнерство.
Государственно-частное партнерство (ГЧП) — совокупность форм средне- и долгосрочного взаимодействия государства и бизнеса для решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях.
Увеличивающийся спрос и рост затрат на услуги здравоохранения затрудняют предоставление медицинских услуг государством в необходимом для общества объеме и приводят к увеличению нагрузки на государственный бюджет. Такая тенденция характерна как для России, так и для всего мира. Правительства всех стран пытаются найти решение, которое позволило бы увеличить доступность, улучшить качество и эффективность предоставляемых государством медицинских услуг, и в то же время не привело бы к дальнейшему отягощению государственного бюджета.
Здравоохранение и, в частности, фармацевтика, как сектор вложения больших государственных средств является перекрестком интересов и государства, и бизнеса. Бизнес заинтересован не только в получении прибыли, но и в увеличении эффективности деятельности, повышении доступности трудовых ресурсов, а также снижении социальных выплат. Показательно, что эти цели бизнеса во многом совпадают с целями государства и взаимопроникновение интересов здесь очень важно.
На сегодняшний день наиболее актуальными вопросами в развитии здравоохранения являются:
• Развитие отечественной фармацевтической индустрии;
• Создание государством условий для производства отечественных препаратов по низким ценам;
• Регулирование относительно низкого уровня цен на лекарственные препараты (в первую очередь, на лекарства из списка ЖВЛС);
• Урегулирование правовой базы по проекту лекарственного страхования населения.
Данные задачи невозможно выполнить без ГЧП. Таблица 1 включает далеко не полный перечень мер, которые уже сегодня необходимо внедрять для стимулирования и развития ГЧП в сфере здравоохранения:

Таблица 1
Меры для внедрения ГЧП в сфере здравоохранения и фармацевтической отрасли
1Создание благоприятных условий для инвестиций в субъекты государственной системы здравоохранения
2Изменение налогообложения прибыли медицинских организаций и бизнеса, вкладывающего деньги в развитие здравоохранения
3Совершенствование нормативной базы, регулирующей государственно-частное партнерство в здравоохранении
4Развитие законодательного и нормативного регулирования деятельности государственной и частной систем здравоохранения
5Инновационное кадровое обеспечение развития здравоохранения
6Программа государственных гарантий
7Развитие сотрудничества российских медицинских организаций на международной арене
8Создание приоритетных программ в здравоохранении: профилактика заболеваний, медицинская помощь отдельным группам населения, программы по развитию отдельных видов медицинской помощи через ГЧП
9Развитие добровольного медицинского страхования
10Страхование граждан медицинскими препаратами

Сдерживающими факторами развития ГЧП как в России в целом, так и в регионах в настоящее время являются:
• Отсутствие достаточной и полной нормативно-правовой базы по вопросам регулирования государственно-частного партнерства, в том числе концессионного законодательства и механизма передачи государственной собственности во временное частное владение;
• Недостаток квалифицированных кадров, имеющих опыт работы с проектами по модели государственно-частного партнерства;
• Многоканальная система финансирования (руководители частных клиник говорят о необходимости одноканальной системы финансирования, для покрытия всех статей затрат);
• Невысокий уровень доверия бизнеса к государственной власти и стремления к взаимовыгодному сотрудничеству.
Еще Гай Юлий Цезарь в первом веке до нашей эры сказал: «Здоровье граждан — высшая забота государства». Следует четко понимать, что государственная, муниципальная и частная системы здравоохранения составляют единую систему национального здравоохранения России. Поэтому частной системе здравоохранения не сегодня необходимы существенные экономические преференции, которые сейчас имеют государственная и муниципальная системы.
На первых этапах внедрения модели государственно-частного партнерства видится целесообразным применение таких форм, как размещение государственного и муниципального заказа на выполнение услуг и предоставление имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности в доверительное управление, аренду на льготных условиях.
Участником размещения государственного заказа может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель. Важным фактором успеха внедрения механизма ГЧП является организация конкурса и создание конкуренции на нем. Стимулирование тендера между частными компаниями содействует выбору наиболее эффективного предложения для развития рынка и распределения рисков проекта ГЧП.
С 1 июля 2010 года федеральные государственные заказчики, а с 1 января 2011 года заказчики субъектов Российской Федерации и муниципальные заказчики обязаны проводить открытые аукционы в электронной форме. В таких условиях до завершения аукциона не будет известно, кто участвует в торгах, что в значительной степени обеспечивает конкуренцию, уменьшает возможность коррупции.
Каждый специалист в области государственных закупок знает, какие сложности возникают при проведении конкурсов и аукционов по стандартным схемам — большой расход рабочего времени, средств и многое другое. По сравнению с обычными аукционами и конкурсами электронные торги имеют ряд преимуществ:
1. Короткие сроки проведения процедур;
2. Экономия бюджетных средств на организации и проведении торгов;
3. Прозрачность и открытость процесса закупок;
4. Честная конкуренция, исключающая неценовые методы ведения борьбы;
5. Равные права всех поставщиков товаров, работ и услуг;
6. Участие в торгах возможно из любой точки мира, не выходя из своего офиса;
7. Высокий уровень безопасности и защиты, применение средств электронной цифровой подписи;
8. Доступность для представителей среднего и малого бизнеса, которые раньше не могли войти в область государственных закупок.
Помимо достижения экономии бюджетных средств и снижения коррупционной составляющей, реализация правительственных мер обеспечивает широкий доступ к государственному заказу для мелких и средних предприятий, тем самым расширяя рынки сбыта для производимых ими товаров и оказываемых услуг.
На последующих этапах внедрения модели государственно-частного партнерства одним из наиболее эффективных способов представляется создание фармацевтических кластеров как фактора инновационного развития сферы здравоохранения и фармацевтического производства.
Основной проблемой сегодняшних дней является неспособность отечественного фармацевтического рынка обеспечить население лекарствами собственного производства, что угрожает национальной безопасности страны. Развитие фармацевтической промышленности — это один из самых важных вопросов развития страны, вопрос государственной лекарственной безопасности.
Федеральная программа развития фармацевтической и медицинской промышленности РФ до 2020 года должна стать отправной точкой новой эры этой отрасли. Поставлена задача довести долю отечественных лекарственных средств в денежном выражении до 50%, лекарственных средств стратегического перечня — до 90%, медицинской техники и изделий медицинского назначения — до 40%. [3].
Российский фармацевтический рынок развивается быстрыми темпами. На развитие рынка направлены как усилия со стороны государства, так и самих фармацевтических компаний. При этом многие аналитики видят фармацевтические кластеры как основу развития индустрии.
Фармацевтический кластер — это группа географически локализованных взаимосвязанных инновационных фирм — разработчиков лекарств, производственных компаний; поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных услуг; объектов инфраструктуры: научно-исследовательских институтов, вузов, технопарков, бизнес-инкубаторов и других организаций, дополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом.
Цель создания кластеров — повышение конкурентоспособности отдельных субъектов и кластеров как таковых, а также фармацевтической и медицинской промышленности в целом. Повышение востребованности инноваций отечественным производством, обеспечение опережающего развития фундаментальной науки и важнейших прикладных разработок отвечают глобальной долгосрочной цели — переводу отечественной отрасли на инновационную модель развития. В состав инновационных кластеров могут быть встроены также финансовые, лизинговые, аутсорсинговые и консалтинговые организации, способные обеспечить новые структурные возможности и дополнительный синергетический эффект, а также розничные фармацевтические сети.
В связи с принятием федеральной стратегии «Фарма-2020», многие регионы РФ заявили о создании на своих территориях фармацевтических кластеров. В отечественной фарминдустрии выделились субъекты федерации, сумевшие приспособить свое законодательство и административные практики к тому, чтобы создать для фармацевтической отрасли реальные преференции. Это, прежде всего, Санкт-Петербург, Калужская, Ярославская области, Республика Татарстан.
Два из них, Санкт-Петербург и Татарстан, имеют особые экономические зоны, в первом случае — технико-внедренческого, во втором — промышленно-производственного типа. Причем технико-внедренческий тип в данном случае более предпочтителен: он обеспечивает максимальные налоговые льготы (обнуление в течение пяти лет налога на имущество, землю, НДС, а также снижение отчислений в социальные фонды с 34% до 14%) и побуждает транснациональные корпорации задуматься не только о локализации производства, но и о переносе исследовательской деятельности в Россию.
Для Калужской области фармацевтика — это основа построения экономики знаний, которая позволит объединить науку и бизнес. Его основу составят предприятия, занимающиеся разработкой научных идей и внедрением новых технологий. Другим ключевым ядром калужского фармацевтического кластера является первый наукоград России Обнинск, его мощнейший научный и инновационный потенциал. Здесь успешно работает ряд профильных инновационных компаний по производству биологически активных добавок, субстанций и готовых лекарственных форм.
БФК «Северный» — объединение МФТИ с малыми инновационными компаниями, научно-исследовательскими организациям, производственными компаниями, осуществляемое при поддержке Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Правительства Московской области, Администраций городов Долгопрудный и Химки. БФК «Северный» ориентирован на создание вокруг МФТИ пояса малых инновационных предприятий и корпоративных лабораторий в области живых систем.
Петербургский фармацевтический кластер — в числе заявленных региональных проектов. Правительством города принята концепция его развития, выделена территория для строительства, где проводятся инженерные работы, принимаются заявки инвесторов. Научно-технический, производственный и кадровый потенциал города создает серьезные предпосылки для развития инновационного кластера, ориентированного на выполнение работ по внедрению новых разработок. Это не первый опыт применения кластерной модели властями Санкт-Петербурга. В активе администрации уже числятся проекты по созданию автопромышленного и электронного кластеров.
Разработчики Концепции называют следующие преимущества кооперации: ускорение сроков реализации инвестиционных проектов, экономия начальных затрат участников кластера, снижение рисков для участников кластера, увеличение масштабов производства и организации научного сопровождения деятельности фармацевтических предприятий. Совместные усилия позволят решить кадровую проблему за счет ротации высококвалифицированного персонала, возможности системного решения вопросов привлечения и подготовки кадров. Снижение рисков будет происходить за счет помощи города в инженерной подготовке территории, ускорении процесса согласования проектной документации. Появляются преимущества при экспорте фармацевтической продукции в случае кооперации с R & D подразделениями крупных иностранных компаний. Компактное размещение производственных объектов позволяет не только минимизировать расходы на инженерную подготовку территорий, но и обеспечить оптимальное использование земельных ресурсов с точки зрения соблюдения санитарно-защитных зон.
Арендная ставка офисов и лабораторий на территории площадки в несколько раз ниже, чем аналогичных помещений в городе. Режим ОЭЗ позволил фирмам, работающим в высокотехнологичных сферах, в упрощенном порядке осуществлять экспорт-импорт за счет введения особого таможенного режима. Резидентам также предоставлены налоговые льготы. Например, компании не платят земельный и транспортный налоги, а региональная часть налога на прибыль для них снижена. Также одним из шагов со стороны государства стала компенсация процентных выплат по займам, привлекаемым для закупки иностранного высокотехнологичного оборудования, утвержден перечень оборудования, ввоз которого освобождается от НДС и таможенных пошлин.
В последние годы государственное финансирование системы здравоохранения в России растет, но для подъема и развития отечественной фармацевтической индустрии финансов требуется значительно больше. Поэтому ГЧП в сфере здравоохранения на сегодняшний день является практически единственным выходом из сложившейся ситуации.
Как известно, подлинное богатство народов — люди. Иногда мы стремимся поставить знак равенства между человеческим благополучием и материальным благосостоянием, хотя это не всегда так. Уровень развития человеческого потенциала, напрямую зависящий от состояния системы здравоохранения, в нашей стране на сегодняшний день оставляет желать лучшего. Применение ГЧП в здравоохранении может стать новым инструментом развития человеческого потенциала России. И именно ГЧП является такой моделью взаимодействия государства и бизнеса, которая при ограниченном федеральном и местных бюджетах позволяет привлечь крупные инвестиции и ресурсы бизнеса, а также активы государства и государственное содействие для решения социальных проблем в области здравоохранения — для сохранения, воспроизводства и развития человеческого потенциала нации.


Литература
1. Голубецкая Н.П. Методические подходы к определению приоритетов инновационной политики региона //Экономика и управление. - 2011. - № 12. - С. 45-48.
2. Голубецкая Н.П. Проблемы инновационного менеджмента на рынке образовательных услуг в условиях модернизации экономики //Экономика и управление. - 2010. - N 12. - С.45-50.
3. Концепция Федеральной целевой программы «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу». Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2010 г. N 1660-р
4. Основы инновационного менеджмента. Теория и практика /Под ред. А.К. Казанцева, Л.Э. Миндели. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЗАО Экономика, 2004.
5. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. 6-е изд. - СПб.: Питер, 2008.
6. Экономика предприятия /Под ред. О.И. Волкова. - М.: ИНФРА-М, 2005.
7. «Innovation in Public Sector Services», Paul Windrum and Per Coch, 2008.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия