Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (46), 2013
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Мазница Е. М.
доцент кафедры финансов, бухгалтерского учета и аудита
Волгоградского государственного архитектурно-строительного университета,
кандидат экономических наук


Развитие инновационных процессов в жилищно-коммунальном хозяйстве: проблемы и решения
В статье рассмотрены инновационные подходы к реформированию ЖКХ. Выявлена общность инновационной инфраструктуры и инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса. Разработана системная модель его инновационного реформирования
Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, реформа ЖКХ, инновационный процесс, системная модель, инфраструктура ЖКХ
ББК У44(2)12я431   Стр: 250 - 253

Большие экономические системы не могут эффективно развиваться если в них не функционируют инновационные процессы. К таким системам относится жилищно-коммунальный комплекс, который, в свою очередь, остро нуждается в обновлении и реформировании. Внедрение инновационных процессов в перестройку системы ЖКХ позволит добиться максимальной эффективности реформирования отрасли. Успешная реализация программы преобразований жилищно-коммунальной сферы, ее вывод на современный уровень требуют значительных средств и новаторских инженерных решений.
В мировой экономической литературе «инновация» интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. Инновационная деятельность — это комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, направленный на коммерциализацию накопленных знаний, технологий и оборудования. Результатом инновационной деятельности являются новые или с новыми качествами дополнительные товары или услуги. В литературе насчитывается множество определений. Например, по признаку содержания или внутренней структуры выделяют инновации технические, экономические, организационные, управленческие и др. Выделяются такие признаки, как масштаб инноваций (глобальные и локальные); параметры жизненного цикла (выделение и анализ всех стадий и подстадий), закономерности процесса внедрения и т.п. [1, с. 9]. Различные ученые, в основном зарубежные (Н. Мончев, И. Перлаки, В.Д. Хартман, Э. Мэнсфилд, Р. Фостер, Б. Твисс, Й. Шумпетер, Э. Роджерс и др.), трактуют это понятие в зависимости от объекта и предмета своего исследования. Например, Б. Твисс определяет инновацию как процесс, в котором изобретение или идея приобретает экономическое содержание [2, с. 19]. Ф. Никсон считает, что инновация — это совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных промышленных процессов и оборудования. Й. Шумпетер трактует инновацию как новую научно-организационную комбинацию производственных факторов, мотивированную предпринимательским духом. Во внутренней логике нововведений — новый момент динамизации экономического развития [3, с. 52].
Согласно Проекту Федерального Закона «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике»1, инновационная деятельность представляет собой процесс, направленный на воплощение результатов научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности.
В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам2. Э.А. Уткин в работе «Инновационный менеджмент» определяет инновацию как объект, внедренный в производство в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога [5, с. 35].
Из сказанного следует, что инновацию как результат нужно рассматривать неразрывно с инновационным процессом. Распространение нововведений, как и их создание, является составной частью инновационного процесса, которым называется подготовка и осуществление инновационных изменений и его результатом является инновация как реализованное использованное изменение.
В проводимой государством политике модернизации экономики России приоритетное значение имеют промышленный и технический аспекты. Сущность промышленной политики — привлечение в отрасли народного хозяйства материальных, технологических, финансовых и иных ресурсов. Не меньшую значимость имеет целенаправленная техническая, и, в частности, градостроительная политика. В отношении существующего жилого фонда — это его модернизация, «осовременивание», продление срока службы. В отношении нового строительства — повышение прочности и надежности строительных материалов, широкое внедрение ресурсосберегающих систем теплоснабжения жилых домов и т.п.
Понимая под реформированием (reform) преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей структуры3, под реформированием жилищно–коммунального комплекса мы предлагаем понимать механизм реализации стратегических целей развития данной отрасли, преобразование ее деятельности таким образом, чтобы ЖКК стал одним из передовых и наиболее стабильных, устойчиво развивающихся секторов российской экономики4. Реформирование по В.Далю — это «новизна, преобразование в порядках, устройстве...»5. При проведении реформ могут кардинально изменяться цели экономической политики, что отличает реформы от, например механизма корректировки экономической политики, когда стратегический курс не меняется.
В современной российской практике государственного управления экономикой термин «реформа» используется с 1990 г. (законы о земельной реформе, налоговой реформе, Постановления Правительства РФ об аграрной реформе (приватизации земли и реорганизации колхозов и совхозов), об экономической реформе, жилищной реформе и т.д.). Какая — либо система в употреблении понятия «реформа» в российской законотворческой практике отсутствует. На уровне управления частным сектором экономики данным термином в РФ не пользуются. А в развитых странах, где общество стремится жить спокойно, без перемен, избегают слова «реформа», большое значение имеет понятие устойчивости как состояния экономики, которое необходимо поддерживать при корректировке экономической политики [12, с. 403].
Приоритетным организационно-экономическим фактором, соответствующим проводимой в РФ промышленной и технической политике, является формирование системы инвестирования в отрасли строительства и жилищно-коммунального хозяйства. В сегодняшней ситуации инвестирование остается вероятностным явлением. В данной сфере должны быть минимизированы, предотвращены возможные злоупотребления. Угроза злоупотреблений особенно актуальна теперь в жилищно-коммунальном хозяйстве. Здесь создаются новые компании, идут слияния и поглощения, закупаются и распродаются активы и т.п. Интерес частных инвесторов к этому сектору обусловлен тем, что за последние годы предприятия ЖКХ практически доведены до банкротства, хотя население оплачивает почти 100% коммунальных услуг. Первое обстоятельство свидетельствует, что предприятия ЖКХ можно приобрести за бесценок или забрать за долги, второе означает безубыточность предпринимательской деятельности в этой сфере [11].
На наш взгляд, реформа ЖКХ и сама представляет собой инновационный процесс, что доказывают ряд признаков:
• разработка нововведений в организации, исполнении, материально-технической составляющей функционирования ЖКХ;
• изменение подходов к организации, обновление и совершенствование техники и технологий работы ЖКХ по всем направлениям;
• максимальное использование результатов инноваций на практике.
Как видно, по признакам инновационного процесса, реформа ЖКХ является таковым. Кроме названных признаков, реформа ЖКХ содержит в себе следующие черты инновационного процесса:
• осуществляется теоретическая подготовка и внедрение на практике новшеств, как в организации, так и в технике и технологии;
• ведется подготовка кадров, разрабатываются новые программы по подготовке и переподготовке специалистов[10, стр.92];
• процесс реформирования стимулирует постоянные микроинновации, улучшения, усовершенствования.
Реформа ЖКХ, как никакой другой экономический процесс в современной России, создает огромное количество микроинноваций. Сами по себе эти улучшения не запустят инновационный процесс, однако являются его составной частью. Наша задача сейчас — доказать, что реформа ЖКХ — один из основных движителей инновационного процесса в РФ, научить управленцев экономике ЖКХ.
Сейчас перед Россией стоит цель: модернизировать экономику страны. Часто можно слышать, что модернизация будет проходить исключительно через высокие технологии. Инновационные процессы порой прямо противопоставляются процессам развития традиционного промышленного производства. Хотя именно традиционные промышленные отрасли представляют собой тот технологический фундамент, задел, на котором можно возвести индустрию «хай-тека»[6]. Главная задача отечественных инноваторов очевидна: совершить не столько восстановление, сколько принципиальное обновление основных фондов (прежде всего в ЖКХ), добиваясь создания собственных производств высоких технологий, характеристики которых должны с запасом превышать параметры мировых аналогов. Решение этой задачи обязательно потребует осуществления целевых научно-исследовательских программ и отдельных исследований, что позволяет определить ее как «локомотивную» для российской науки и системы подготовки кадров. У модернизации экономики страны должны быть потребители. Одним из основных заказчиков и полем применения инноваций в России может стать жилищно–коммунальный комплекс.
Можно ли вообще реформировать подобную структуру? На наш взгляд, не только само ЖКХ нуждается в реформировании, но прежде всего система отношений на рынке обслуживания и эксплуатации жилого фонда. Реформировать систему отношений невозможно без здоровой конкуренции, прозрачности отношений «Поставщик услуг ЖКХ — Потребитель услуг ЖКХ». Свободное движение денежных средств, возникающее в результате такой конкуренции, способно заставить структуру ЖКХ меняться не в сторону разрастания управленческого аппарата и создания подразделений для выколачивания денег из населения — а в сторону рационального менеджмента, учитывающего не только личные интересы поставщиков услуг ЖКХ, но и интересы потребителя. Взаимный учет интересов, повышение экономической эффективности функционирования системы ЖКХ должны основываться на модернизации данной отрасли. Видимо, реформирование не движется из-за монопольного характера отрасли ЖКК. Нехватка предпринимательской активности в жилищно-коммунальном комплексе — один из факторов пробуксовывания реформы.
Более четырех миллионов новых рабочих мест могли бы появиться в России в течение ближайших пяти лет за счет предпринимательской активности граждан. Однако пока возможность начать собственный бизнес рассматривают только 3,6% россиян. Для сравнения: в Китае о готовности начать свое дело заявляют 44% жителей [9]. Если Россия сохранит столь сильную тенденцию отставания от стран группы БРИКС по основополагающему параметру, обеспечивающему рост экономики (предпринимательская деятельность), то «уход из группы» ей гарантирован. Среди барьеров, мешающих людям открывать свое дело в России, — высокий уровень бюрократии, недоступность финансов и кредитов. Еще парадоксальная закономерность: с точки зрения готовности населения к бизнес–стартам самыми неготовыми оказываются сегодня города–миллионники, включая Москву и Санкт–Петербург. При этом большинство экспертов неудовлетворительную оценку эффективности госпрограмм поддержки малого и среднего предпринимательства [9].

Таблица 1
Оборот малых предприятий Волгоградской области по видам экономической деятельности, 2011 г.
Строительство15,4 %
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды0,6%
Обрабатывающие производства13,6%
Добыча полезных ископаемых0,2%
Рыболовство, рыбоводство0,2%
Сельское и лесное хозяйство5,0%
Предоставление услуг1,3%
Здравоохранение0,6%
Образование0,1%
Операции с недвижимостью, аренда8,8%
Транспорт и связь3,4%
Гостиницы и рестораны2,0%
Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользо-вания49,0%
Всего оборот 100538 млн. руб.
Источник: территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области (Волгоградская правда 19.07.12 №128 (26942)

Основными направлениями поддержки малого бизнеса должны стать обрабатывающие производства и предоставление услуг по обслуживанию инфраструктуры. Как видно из табл.1, сейчас эти направления у предпринимателей Волгоградской области активно не используются.
Реформа ЖКХ позволяет компенсировать последствия мирового кризиса по двум направлениям: создать тысячи новых рабочих мест и увеличить спрос на продукцию и услуги отечественных производителей. Как это ни парадоксально, государственные инвестиции в ЖКХ именно в кризисный период дадут наибольший мультипликативный эффект. В то же время развитие ЖКХ в кризис — это проверенный временем экономический рецепт. Реформа ЖКХ ставилась во главу угла и президентом США Теодором Рузвельтом с его «новым курсом» в преодолении последствий Великой депрессии в 30-х годах прошлого века. Именно благодаря политике Рузвельта в США было создано огромное количество рабочих мест в сфере жилищно-коммунального хозяйства, а вчерашние безработные направлены на строительство дорог, мостов, школ и больниц. Нынешний американский президент Барак Обама в масштабном «Плане реинвестирования и возрождения Америки» также среди прочего предполагает сделать акцент на ремонт транспортных и инженерных коммуникаций и развитие энергосберегающих технологий. Обновление комплекса ЖКХ создает крупный пул рабочих мест, как для квалифицированных специалистов, так и для рабочих. Фронт работ большой: это и облагораживание фасадов, и рытье канав и траншей, и вывоз, переработка отходов, и сооружение дорог и мостов, и прокладка новых инженерных сетей. Для всего этого нужны рабочие руки и профессионализм. Специалистов, оставшихся без работы в связи с кризисом, государство могло бы бесплатно переучивать и направлять на ремонт и строительство городской и поселковой инфраструктуры.
Развитие ЖКХ — долгосрочный стратегический инфраструктурный проект, в который государство должно направить крупные финансовые средства. Жилищный фонд, дороги и мосты, водопровод и канализация, благоустройство и озеленение, вывоз и переработка мусора — все эти составляющие махины жилищно-коммунального хозяйства должны получить качественно новое развитие. В этой связи вполне могут быть созданы условия и предпосылки для формирования инновационного заказа самим жилищно–коммунальным комплексом.
Нами разработана структурно–логическую модель реформирования ЖКХ (рис.1).
На наш взгляд, процесс реформирования должен осуществляться по четкому алгоритму принятия решения о целесообразности той или иной формы необходимых мероприятий. Исходный этап — определение и формулировка целей и задач (стратегических, тактических, оперативных) устойчивого развития территории.
Рис.1. Структурно — логическая модель реформирования ЖКХ


Литература
1. Кирианов К.А., Сиверин Д.А. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие. - М.: Инст. Молодежи, 2007.
2. Твисс Б. Управление научно-техническими нововведениями. - М.: Экономика, 2009.
3. Шумпетер И. Теория экономического развития (Исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры) - М.: Прогресс. - 2008.
4. Инновационный менеджмент: Учебник /Под ред. В.А. Швандара, В.Я. Горфинкеля. - М.: Вузовский учебник, 2008.
5. Уткин Э.А., Морозова Н.И., Морозова Г.И. Инновационный менеджмент - М.: Акалис, 2008.
6. Романов Ю. Советский задел // Бизнес-журнал. - 2010. - № 6.
7. Малинецкий Г. Дуга выживания // Бизнес-журнал. - 2010. - № 6.
8. Беляев М.К., Мазница Е.М. Развитие предпринимательства в ЖКХ на основе инновационных решений. - Волгоград: ВолгГАСУ, 2010.
9. Зыкова Т. Дело - за малым // Российская газета. - 2012. - № 46 (5719).
10. Мазница Е.М Предпринимательство в жилищно-коммунальном комплексе: учет, налогообложение, потенциал, подготовка кадров - Волгоград: Волгоградское научное изд-во, 2012.
11. Варнавский В.Г. Частный капитал в коммунальном хозяйстве России // Мировая экономика и международные отношения. - 2007. - № 1.
12. Румянцева Е.Е. Новая экономическая энциклопедия - М. ИНФРА - М, 2006.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия