Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (46), 2013
ПРОБЛЕМЫ МАРКЕТИНГА. ЛОГИСТИКА
Королёва Ю. Е.
ст. преподаватель кафедры торгового дела
Омского института (филиала) Российского государственного торгово-экономического университета

Болотова С. С.
доцент кафедры торгового дела
Омского института (филиала) Российского государственного торгово-экономического университета
кандидат технических наук


Состояние российского косметического рынка:
тенденции и перспективы
В статье проводится анализ динамики объема производства и потребления косметических средств в России за несколько десятилетий. Приведена структура продаж по видам косметических средств, выделена ценовая составляющая
Ключевые слова: косметические средства, динамика производства, объем рынка, структура ассортимента, импорт, экспорт
УДК 339.13.017; ББК 65.2/4   Стр: 181 - 184

Одним из несомненных показателей повышения жизненного уровня населения России в наступившем XXI веке выступает почти неуклонное увеличение спроса на косметические средства, значительную часть которых еще совсем недавно не считали товарами первой необходимости, а наиболее дорогие изделия признавали предметами роскоши.
Промышленное производство косметических изделий началось в конце XVII века во Франции, затем в Италии, Великобритании и других странах. В России возникновение парфюмерно-косметической промышленности относят к середине XIX века. В 1843 г. в Москве была основана фабрика товарищества Ралле (в настоящее время фабрика «Свобода»), в 1860 г. — Петербургская технохимическая лаборатория (в настоящее время фабрика «Северное сияние»), в 1864 — московская фабрика товарищества «Брокар и Ко» (в настоящее время фабрика «Новая Заря»).
В СССР выпуск парфюмерно-косметической промышленности начался в 1922 г. на фабрике «Новая Заря». В 50–60-хх годах XX века были построены крупные парфюмерно-косметические фабрики в Николаеве, Тбилиси, Риге, Симферополе, Казани, Краснодаре, Ташкенте и Свердловске. Таким образом, к 1974 году на территории СССР функционировало 24 специализированных предприятия с высоким уровнем концентрации производства.
В табл.1 приведены данные об объеме выпуска парфюмерно-косметической продукции в ХХ веке. [3]

Таблица 1
Производство парфюмерно-косметической продукции в период с 1913 по 1973 гг.
Вся продукция:191319281940195019701973
в действующих розничных ценах, млн руб.20,0127,0116,3838,21060,0
в натуральном выражении, млнед., в том числе:19,3119,2363,7428,01231,21402,7
парфюмерия10,817,2123,9108,0427,2515,7
косметика8,5102,0239,8320,0804,0887,0

В структуре ассортимента косметических средств, производимых в 70-е годы ХХ века в СССР, лидирующие позиции занимали средства для ухода за полостью рта (46,4%); средства для ухода за кожей в ассортименте того времени занимали второе место — их доля составляла 36,1%. И наконец, доля средств для ухода за волосами в промышленном ассортименте СССР составляла 17,5%.
После распада Советского Союза парфюмерно-косметическая промышленность России пришла в упадок, потребление ее продукции резко упало. Был расформирован «Союзпарфюмерпром» — концерн, объединявший предприятия по производству парфюмерно-косметической продукции, упаковки сырья для нее на территории всего СССР. Из них в России осталось 10 компаний: «Аромат», «Аромасинтез», Ленинградский завод пищевой ароматики (ныне «Аромалак»), «Новая Заря», «Рассвет», «Северное сияние», «Свобода», «Сувенир», «Уральские самоцветы» (ныне «Калина»), «Театрон».
В настоящее время в первую тройку российских компаний, которых признают в качестве конкурентов транснациональные корпорации, входят: концерн «Калина», «Невская косметика» и «Свобода».
Из других бывших советских компаний лидирующие позиции по объемам производства занимают «Гармония Плюс», «Новая Заря», «Весна», «Арнест» и «Фабрика Грим». Весьма заметную роль на рынке на сегодняшний день играют фирмы, возникшие в начале и середине 90-х гг.: «Грин Мама», «Линда», Faberlic, «Интергрим», «Фитофарм», «Низар», «Мирра-М», «Мэзопласт», «Скена», «Золотой цветок» и «Апрель».
Однако с середины 90-х годов XX века наметилось увеличение спроса, началась приватизация и, как следствие, восстановление внутреннего производства и рост импорта. Появились сравнительно крупные российские, иностранные и смешанные компании, приступившие к организации производства, но главным образом к поставкам в Россию парфюмерии и косметики самых известных зарубежных фирм.
Производство косметических средств в России сосредоточено в Москве (66%), на долю регионов приходится порядка 25%.
Динамика производства косметических средств представлена в табл.2.

Таблица 2
Производства косметических средств в России в период с 1998 по 2010 г.
Наименование продукцииГод
19982000200520062007200820092010
косметические изделия, тыс. шт.393 177824 4061 212 6641 198 8661 297 7801 242 0061 314 933
из них:
декоративная косметика16 78830 38345 70355 62191 94066 10951 33970 188
Средства по уходу за волосами97 041182 009392 854335 381376 944403 411437 829440 478
Средства по уходу за полостью рта95 297284 225263 013263 601304 501249 646267 813273 504
Средства по уходу за кожей137 305228 640315 358327 037330 334328 384356 093401 353

Кризис 1998 г. привел к сокращению внутреннего производства и импорта косметических средств, а также к уходу с рынка большинства небольших фирм.
Годовой объем косметического рынка до 1998 года эксперты оценивали в $3 млрд. После кризиса эта сумма упала почти в 2 раза. Однако кризис позволил отечественным производителям косметики захватить лидерство в масс- и медиум сегментах рынка. [5]
В 1998 году произошло резкое падение продаж у представленных на российском рынке лидеров мирового бизнеса красоты (L’Oreal, Procter&Gamble, Beiersdorf), а также у их менее крупных коллег (Florena, Lumene). В результате произошло практически полное импортозамещение косметических средств средней ценовой категории. Отечественным производителям косметики удалось преодолеть потребительский стереотип «хорошей может быть только импортная косметика».
По данным Российской парфюмерно-косметической ассоциации1, потенциальный объем косметического рынка составляет $15–18 млрд, но этот уровень будет достигнут только в 2015–2016 гг. [2]
По данным Европейской ассоциации производителей косметики и парфюмерии, [1] объем парфюмерно-косметического рынка стран ЕС (за исключение Мальты и Кипра), а также Норвегии и Швейцарии составил $42,8 млрд.
Суммарный объем мирового рынка парфюмерии и косметики в 2011 г. составил $250 млрд.
На сегодняшний день сегмент косметики на парфюмерно-косметическом рынке России является первым по величине.
Доля парфюмерной продукции составляет всего 16,7 %, в то время как косметические средства занимают 73,3% рынка.
Средства для ухода за волосами в 2011 г. занимали 20% рынка косметики; на втором месте с результатом 17% идут средства для ухода за гигиеной полости рта. Доля средств для ухода за кожей составляет 15%; наименее представлены на сегодняшний день солнцезащитные средства – они занимают всего лишь 1% косметического рынка.
В табл.3 представлена динамика продаж парфюмерно-косметических средств в России.

Таблица 3
Розничная продажа парфюмерно-косметических средств в России, тыс. руб.
Наименование продукции2009201020112012
Парфюмерно-косметические изделия226435346,95259393614,25303082415,47345698226,44

В последнее время активно развивается сегмент прямых продаж косметических товаров. В данном сегменте доминируют четыре игрока: шведская компания «Oriflame», американские «Avon» и «Mary Key», а также российская компания «Faberlic».
По оценкам исследовательской компании «Euromonitor», компании прямых продаж занимают 45% рынка декоративной косметики, 33% рынка средств по уходу за кожей, около 8% сегмента средств для ванны и душа и 4% средств для волос.
Продажи косметических средств в формате drugstore (косметика в аптеках) опережают рост рынка в целом. Аптечный рынок косметики в 2011 году составил 395 $млн Успешные бренды, которые продвигаются только через аптеки, такие как «Vichi» от L’Oreal, создают позитивный прецедент синтеза фармацевтики и косметологии. На сегодняшний день в аптеках представлены не только западные бренды, но и отечественные («Natura Siberica»).
На сегодняшний день подавляющая часть косметических средств импортируется. По данным Федеральной таможенной службы РФ, суммарный объем импорта за 2006–2011 гг. составил $5770,6 млн и по сравнению с прошлым пятилетием (2001–2006 гг.) увеличился в 2,6 раза. [4]
Анализ изменений, происходящих в последние пять лет, в импорте косметических средств, выявляет существенные различия в динамике физических и стоимостных объемов закупок, что иллюстрирует табл.4.

Таблица 4
Структура импорта косметических средств [4]
Наименование косметического средства200720092011
$ млн%$ млн%$ млн%
Косметические и туалетные средства, эфирные масла и резиноиды, парфюмерные средства, всего521,1100,0933,4100,01418,7100,0
В том числе:
Косметические средства для макияжа, ухода за кожей, маникюра121,523,3272,829,2463,232,6
Средства для волос110,521,2182,219,5233,916,5
Средства для гигиены полости рта и зубов37,77,257,96,299,47,0
Средства для бритья, дезодоранты, составы для ванн87,916,9132,114,2195,613,8
Эфирные масла и резиноиды, парфюмерия25,4,547,3396,342,5585,541,3

Комментируя данные, представленные в таблице 4, следует отметить, что стоимость импорта косметических средств неуклонно возрастает и в целом в 2011 г. по сравнению с 2007 г. увеличилась на 172%. При этом самым большим оказался прирост косметических средств для макияжа, ухода за кожей и маникюра, который достиг 281%. По остальным позициям прирост оказался ниже среднего: средств для гигиены полости рта и зубов — 164%, средств для бритья и дезодорантов — 123%, средств для волос — 112%.
Особенно значительно (в 4,3 раза) возросли закупки макияжа для губ и глаз, в частности губной помады, теней и туши для ресниц. Их импорт в 2011 г. достиг соответственно 79,7 и 76,4 $ млн. Объясняется данный факт, как ростом спроса, так и отставанием внутреннего производства продукции высокого качества.
Географическое распределение импорта исследуемых товаров в последние пять лет приобрело вполне устойчивый характер. Можно констатировать наличие двух вроде бы противоположных тенденций: с одной стороны, сформировалась небольшая группа основных поставщиков, с другой – происходит пусть медленное, но неуклонное расширение географии закупок.
Косметические средства поступают в Россию почти из 40 стран. Однако основная доля поставок приходится на три страны — Францию, Германию и Польшу.
Французские экспортеры занимают первое место как поставщики шампуня (49%), средств для макияжа (25,4%), в том числе для глаз (27,8%) и маникюра (28,4%).
Ведущую роль в поставках макияжа для губ играют фирмы из Германии (26,7%). Они же занимают ведущее положение на рынке лаков для волос (34,8%), средств для чистки зубов (39,5%), средств для бритья (19,5%) и дезодорантов (19,0%), а также туалетного мыла (13,0%).
Польским экспортерам принадлежит второе место на российском рынке макияжа для глаз (16,1%), шампуня (16,1%),прочих средств для волос (20,9%). Заметные позиции они сохраняют как поставщики пудры (7,7%), дезодорантов (13,3%), туалетного мыла (12,0%)и ряда других косметических средств. Необходимо отметить, что в 2007 г. на первое место в качестве поставщика пудры вышли фирмы Тайваня (19,9%) [4].
Английским фирмам принадлежит рынок средств для бритья (40,5%), второе место они занимают на рынке лаков для волос (15,5%).
Фирмы США занимают важное место лишь как поставщики дезодорантов (17,8%) и средств для маникюра и педикюра (20,1%). На других рынках их доля не превышает 3–5%.
Импорт косметических средств из стран СНГ остается незначительным и не играет существенной роли в насыщении российского рынка.
Как поставщик косметической продукции Россия занимает незначительное место на мировом рынке. В 2005–2011 гг. стоимость экспорта составила лишь 10% стоимости импорта.
В отличие от импорта в экспортной торговле с 2001 г. основными партнерами выступают страны СНГ.
Основными товарами для экспорта в страны Дальнего зарубежья в 2011 г. выступали средства для макияжа и ухода за кожей (37,3%), духи и туалетная вода (24,5%) и дезодоранты (19,2%) [4].
В настоящее время около 47% косметического рынка принадлежит российским производителям.
По данным статистики РФ цены на отдельные виды косметических средств неизменно растут, что демонстрирует табл.5.

Таблица 5
Средние потребительские цены на некоторые виды косметических средств, руб./шт. [3]
Наименование косметической продукции20042005200620072008200920102011
Мыло туалетное, за кусок 100 г9,069,5210,0211,2314,1215,3020,3025,20
Шампунь, за 250 мл48,0853,0156,6760,9275,4080,50105,70120,50
Крем для лица отечественный, за 100 г61,1871,0180,4293,0397,60100,04107,40115,80
Паста зубная, за 100 г26,7628,5130,0332,3235,7038,0947,3055,60

Анализируя данные, представленные в таблице 5, следует отметить, что прирост в денежном выражении составил: на мыло туалетное — 16,14 руб., на шампунь — 72,42 руб., на крем для лица — 54,62 руб., на пасту зубную — 28,84 руб.
По данным РПКА [2], до 2013 г. средние темпы роста косметического рынка составили 9,8%, а в 2013–2017 гг. снизятся до 6%. К 2016–2017 годам потенциальная емкость российского рынка достигнет $15–18 млрд. Данный рост будет возможен благодаря увеличению благосостояния населения и росту численности среднего класса. Ожидается, что уровень потребления косметики в России будет сближаться с европейским: повышение уровня жизни в ближайшие 3–5 лет приведет к увеличению доли парфюмерно-косметических средств в потребительской корзине, и эта тенденция выйдет за пределы крупных городов и будет заметна и в регионах. В результате этого, по прогнозам, уровень затрат на парфюмерно-косметические средства в 2014 г. приблизится к $100 на человека в год.


Литература
1. Европейская ассоциация производителей парфюмерии и косметики [сайт] [2013]. - URL: http://www.euromonitor.com/ [дата обращения: 29.01.2013].
2. Российская парфюмерно-косметическая ассоциация [сайт] [2013]. - URL: http://www.pcar.ru/ [дата обращения: 30.01.2013].
3. Федеральная служба Государственной статистики РФ [сайт] [2013]. - URL: http://www.gks.ru/ [дата обращения: 30.01.2013].
4. Федеральная таможенная служба РФ [сайт] [2013]. - URL:http://www.customs.ru/ [дата обращения: 30.01.2013].
5. Euromonitor International [сайт] [2013]. - URL:http://www.euromonitor.com/ [дата обращения: 29.01.2013].

Сноски
1 Российская парфюмерно-косметическая ассоциация

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия