Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (45), 2013
ЭКОНОМИКА И РЕЛИГИЯ
Батаева Б. С.
профессор кафедры корпоративного управления
Финансового университета при Правительстве РФ (г. Москва),
доктор экономических наук


Исламские банки сквозь призму развития этических финансов и банков
В статье рассматривается международный опыт развития альтернативных финансовых институтов в виде этических, зеленых банков и фондов социально ответственных инвестиций, интегрирующих в основную деятельность этические критерии. Автор рассматривает исламские банки как частный случай этических банков, а исламские инвестиционные фонды как разновидность фондов социально ответственных инвестиций. В статье анализируются перспективы развития альтернативных финансовых институтов, включая исламские, в России
Ключевые слова: социальная ответственность бизнеса, социальные инвестиции, исламские финансы, исламский банкинг
УДК 336.71 (045); ББК 65.262.10   Стр: 270 - 272

Международный финансовый кризис продемонстрировал уязвимость нынешней международной финансовой системы и ее несовершенство. Остро встает вопрос о путях и возможностях возврата нравственных критериев в финансовую сферу. Представители этически-ориентированного бизнеса ищут пути создания более здоровой (в том числе с точки зрения морали) экономики. По всему миру возникают, хотя и в виде единичных примеров, этические, «зеленые» банки. Растет число фондов социально ответ­ственных инвестиций (этических фондов).
Этические и «зеленые» банки, этические фонды (фонды социально ответственных инвестиций), корпоративная социальная ответственность финансовых институтов в целом являются проявлениями масштабного социального движения в сторону большей социальной и экологической ответственности в финансовом секторе. Этические технологии в финансовой сфере развиваются с небольшим отставанием от аналогичных движений в сфере производства, торговли и потребления. Примерами могут служить следующие движения: за справедливую и этическую торговлю (Fare trade, Ethical trade); этическую идеологию потребления и стиля жизни, с учетом заботы об окружающей среде (LOHAS — Lifestyle Of Health And Sustainability) и пр.
Банкинг и финансы, основанные на этических нормах мусульман, являются частью международного финансового рынка. Жизнеспособность и устойчивость данных финансовых институтов в период кризиса вызывает к ним живой практический интерес не только за рубежом, но и в России. Для России исламский банкинг и финансы расцениваются как альтернативные финансы, представляющие одну из сфер приложения капитала с целью диверсификации рисков.
В данной статье мы рассмотрим два вопроса: 1) каковы тенденции развития рынка этических финансов в мире и в России: фондов социально ответственных инвестиций и этических, зеленых банков; 2) могут ли исламские банки быть отнесены к разряду этических; каковы перспективы развития альтернативных финансов, включая исламский банкинг и финансы, в России.
Рынок этических финансов, этическое инвестирование. Первоначально этическое инвестирование, осуществлялась в соответствии с религиозными или общечеловеческими этическими принципами. Считается, что первый этический инвестиционный фонд Pax World Fund появился в США в 1971 г. Позже с возникновением и развитием концепции устойчивого развития социально ответственные инвестиции стали рассматриваться как инвестирование в проекты, соответствующие принципам устойчивого развития. Рост рынка социально ответственных инвестиций в мире в последние годы обусловлен ростом озабоченности общественности проблемами устойчивого развития и корпоративной социальной ответственности. Все больше инвесторов ощущают потребность не только в получении возврата на капитал, но инвестируют в соответствии с этическими или религиозными убеждениями, с точки зрения сохранения экологии и создания позитивных социальных изменений.
Сегодня под этическим инвестированием (socially responsible investing (SRI), social investing, socially aware investing, ethical investing) понимается процесс принятия инвестиционных решений, учитывающий в рамках традиционного финансового анализа социальные и экологические последствия инвестиций. Критерии отбора в фондах социально ответственных инвестиций (СОИ) зависят от специфики фонда. В настоящее время фонды СОИ делятся на этические и «зеленые», а еще могут быть классифицированы на светские и религиозные. Последние создаются в соответствии с этическими принципами последователей определенных конфессий.
Согласно статистике в последние годы наблюдается рост фондов СОИ и активов под их управлением. Так, согласно отчету Европейского форума по устойчивым инвестициям за 2010 г. (The European Sustainable Investment Forum (EUROSIF)) на 31 декабря 2009 г. активы под управлением фондов СОИ в континентальной Европе выросли с 2.7 трлн евро до 5 трлн евро [1, P. 11]. Это составило рост в 85% со дня выхода предыдущей отчетности двумя годами ранее1. Следует учесть, что реальная цифра намного больше, так как в этот отчет не вошла Великобритания — крупнейший игрок на рынке социально ответственных инвестиций в Европе. Таким образом, во время кризиса увеличился объем активов под управлением фондов социально ответственных инвестиций.
Помимо стран Европы фонды СОИ активно развиты в США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии и Японии. Успешно функционируют данные фонды и на развивающихся рынках (например, в Китае, Бразилии и ЮАР). Статистика социально ответственных инвестиций по некоторым странам и регионам мира приведена в табл.1.

Таблица 1
Социально ответственные инвестиции в различных регионах мира [1]
СтранаСОИ в национальной валютеСОИ, млрд евро
США3069 млрд USD2141
Канада609 млрд CAD405
Австралия93 млрд AUD58
Япония579 млрд JPY4
Европа4986 млрд EUR4986
Всего 7594

В настоящее время отсутствуют единые критерии отнесения к социально ответственным инвестициям в США и в Европе. В данной статье использована европейская статистка. На российском фондовом рынке СОИ практически не представлены. Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» в настоящее время разрабатывает процедуру оценки финансируемых проектов с точки зрения социальных и экологических последствий, изучает международные инициативы по ответственному инвестированию, такие как «Принципы ответственного инвестирования для институциональных инвесторов» ООН, Принципы Экватора. Развитие практики ответственного инвестирования входит в Стратегию КСО Внешэкономбанка на период 2012–2015 гг. (пункт 3.1 Стратегии) [2, c.10]. Банкиры изучают возможность получения положительных результатов в процессе кредитования и инвестирования, при учете экологических и социальных рисков. С целью привлечения внимания к данной проблематике банк проводит международные конференции: «Инвестиции в устойчивое развитие. Роль финансового сектора» (2011 г.), «Инвестиции в устойчивое развитие. Партнерство финансовых институтов и реального сектора экономики» (2012 г.).
Этические и «зеленые» банки. Ряд зарубежных стран имеет опыт в сфере этического банкинга. Под этическими (социальными, соседскими, гражданскими и пр.) банками мы понимаем банки, которые своею деятельностью способствуют решению социальных проблем определенной соседской общины, учитывают при выдаче кредитов социальные и экологические последствия от инвестирования средств. Эти организации имеют различные правовые формы, но преследуют одну цель: внести свой вклад в экономику, следуя прин­ципам солидарности, социальной сплоченности и устойчивого развития. Деятельность этических банков пересекается с деятельностью «зеленых» банков, преимущественной компетенцией которых является активность в области экологических инвестиций. Примеры этических и зеленых банков мира приведены в табл.2.

Таблица 2
Этические и зеленые банки мира2
СтранаБанк
БангладешGrameen Bank3
ВеликобританияCharity Bank
Co-operative bank
ДанияMerkur Cooperative Bank
ИндонезияBank Rayita
КанадаCitizens Bank
НорвегияCultura Savings Bank
ФранцияCaisse Solidaire du Nord-Pas de Calais
Crédit Coopératif
ШвейцарияBanque Alternative Suisse
БоливияBanco Solidario
ГерманияPax Bank, Bank für Kirche und Caritas
GLSGemeinschaftsbank eG mit Ükobank, Bank Fur Sozialwirtschaft, UmweltBank
ИспанияBBKSolidarioa Fundazioa, COLONYA, Caixa Pollenca
ИталияBanca Etica Populare, Cassa Centrale Banca Trentine, Universal Ethic Bank
НидерландыTriodos Bank
СШАShoreBank Pacific
Southshore Bank, First Green Bank, TD Bank
ШвецияEkobanken, JAKMedlemsbank

Рассмотрим несколько примеров. The Cooperative bank (Великобритания) был создан в 1872 г. как подразделение Co-operative Wholesale Society. С 1991 года после опроса 6000 своих клиентов, 84% из которых выявили согласие быть клиентами этического банка, The Cooperative bank изменил свою деятельность и стал позиционироваться как этический банк. Политика этических инвестиций банка состоит из 8 пунктов, включая отказ от участия в сделках по продаже оружия диктаторским режимам, от инвестиций в табачные компании и компании по производству и продаже натурального меха. Об успешности бизнес-модели данного банка свидетельствует тот факт, что в июле 2012 г. Co-operative Bank решил приобрести 632 подразделения Lloyds Banking Group. В результате этой сделки число представительств банка должно увеличиться до 1000 — «это 10% от общего числа банковских отделений Великобритании» [4].
GLS Gemeinschaftsbank (Германия) и Triodos Bank (Нидерланды) выдают кредиты только под «зеленые», социально значимые проекты. GLS Gemeinschaftsbank был основан в Бохуме в 1974 г. сторонниками антропософской философии и в настоящее время показывает высокие темпы роста. «В его штате сейчас 254 сотрудника, клиентами являются 80 тыс. человек. Собственный капитал составляет 67,5 млн евро, а денежный оборот — 1,6 мдрд. евро» [5]. Банк раскрывает информацию перед своими вкладчикам об объектах инвестирования в отчетах, которые три раза в год публикуются в журнале Der Bankspiegel. За финансовые и социальные успехи в 2010 г. GLS Gemeinschaftsbank был назван банком года новостным телевизионным каналом N-tv и журналом Börse Online.
В Германии действуют и другие этические финансовые институты. Ükobank из Франкфурта-на-Майне активно поддерживает проекты в странах третьего мира (создан в 1988 г.). Деятельность Pax-Bank в Кельне и Bank für Kirche und Caritas в Регенсбурге направлена на сохранение католических ценностей. Pax-Bank владеет инвестиционным фондом, который избегает инвестирования в компании, связанные с производством и торговлей оружием, в табачные компании, а также в фармацевтические компании, выпускающие противозачаточные препараты.
Банк окружающей среды — UmweltBank из Нюрнберга, неформально называемый «зеленый банк», специализируется на поддержке экологических проектов. Около 45% его инвестиций направляется на строительство жилья и сельскохозяйственных построек, а остальное — на развитие и освоение альтернативных источников энергии, таких как солнечные и ветряные электростанции.
Одним из наиболее известных примеров среди этических банков является Grameen Bank (Бангладеш), деятельность которого в последние годы активно обсуждается в мире. Его еще называют соседский или деревенский банк. Grameen Bank начал свою деятельность в 1976 г. в рамках исследовательской программы и трансформировался в независимый банк по правительственному указу в 1983 г. Grameen Bank создавался для обеспечения доступа к финансовым ресурсам жителям далеких бангладешских деревень. В нем разработана система кредитования заемщиков, объединенных в группы из пяти человек, преимущественно женщин, отвечающих солидарно друг за друга. 75% капитала банка принадлежит вкладчикам, а 25% — правительству Бангладеш. Сегодня банк имеет 1195 отделений и 3,4 млн пайщиков во многих странах мира, включая США. Основатель банка профессор Мухаммад Юнус получил Нобелевскую премию мира в 2006 г. за подвижничество и успешную модель финансирования депривированных слоев населения.
Однако в последние годы отрасль микрокредитования подвергается критике. В результате политического конфликта с правительством в 2011 г. основатель банка был смещен с поста управляющего директора банка. Его отставке послужила и серия самоубийств мелких фермеров в Бангладеш и в Индии из-за невозможности в результате засухи возврата заемщиками кредитов.
Еще одним примером этического банка является беспроцентный в прямом смысле этого слова JAK Medlemsbank (Швеция). Это кооперативный банк. В нем действует система накопления баллов за сбережения. Заемщик может получить ссуду, лишь накопив ранее очки за хранение денег. Банк имеет аналоги в Дании и в Германии. Основатели банка исходили из принципа, что ссудный процент способствует порабощению, поскольку деньги переходят от более бедных к более богатым слоям населения. Эта идея перекликается с идеями исламского банкинга.
Этические банки в отдельных регионах мира объединяются в ассоциации. В Европе с 2001 года действует Объединение европейских этических и альтернативных банков (FEBEA — Fédération Européenne des banques Ethiques et Alternatives), которое было создано шестью компаниями: Crédit Coopératif (Франция), Caisse Solidaire du Nord-pas-de-Calais (Франция), Crédal (Бельгия), Hefboom (Бельгия), Banca Etica (Италия) и TISE (Польша). К июню 2009 года в FEBEA входило уже 25 финансовых организаций из 11 стран Евросоюза, из них: 11 банков, 6 сберегательных и кредитных кооперативов, 5 инвестиционных компаний и 3 фонда.
Рассмотренные нами этические и «зеленые» банки и банков­ские кооперативы связывает одно — они построили успешные альтернативные модели, в которых совместили получение финансового дохода с учетом этических норм и ограничений и доказали, что «инвестирование по совести», инвестирование в зеленые проекты в наши дни может быть успешным с финансовой точки зрения.
Исламские инвестиционные фонды и банки как часть рынка этических финансов. Исламские финансы основаны на исламских ценностях и определяются принципами исламского права (шариата). Согласно шариату любая деятельность должна оцениваться с позиции максимизации общественного благополучия и достижения социальной гармонии (исламский принцип Maslahah — маслаха). Исламские инвестиции должны оцениваться на соответствие объектов инвестирования этому принципу. Если конкретизировать, то согласно шариату запрещены инвестиции в организации, занимающиеся производством и продажей алкоголя, табака, свинины, порноиндустрии, оружия (если оно предназначено не для защиты), организацией азартных игр, а также запрещены инвестиции в традиционные финансовые учреждения.
Исламские инвестиционные фонды являются разновидностью фондов социально ответственных инвестиций (СОИ). В качестве примеров исламских фондов COИ можно привести следующие: Amana Mutual Funds (Amana Income и Amana Growth)4, Oasis Crescent Mutual Funds (Oasis Crescent Global Equity Fund, Oasis Crescent Global Income Fund), AlBaraka General Fund, Faysal Shield Fund и многие другие. Единая статистика по фондам социально ответственных инвестиций исламских стран не ведется.
Как следует из сказанного выше критерии отбора в исламские фонды СОИ за небольшими исключениями совпадают с критериями отбора в традиционные этические фонды западных стран. Основное отличие, помимо запрета на производство и продажу свинины, касается того, что традиционные фонды СОИ могут себе позволить покупку инструментов с фиксированным доходом — облигации и депозитные сертификаты, а в исламе разрешено получение дохода не по долговому, а по долевому инструменту финансирования — по акциям. Сущность запрета на дачу и получение денег под процент («риба») заключается в признании несправедливой эксплуатации, когда хозяин капитала получает процент без учета того, был ли получен заемщиком капитала доход или убыток.
Еще одно отличие исламских фондов инвестиций касается наличия шариатского совета, осуществляющего надзор за соответствием объектов инвестирования исламскому праву. Аналогичный орган — этический совет из 8 человек — действует только в Суверенном пенсионном фонде Норвегии (бывший Нефтяной фонд). Фонд проводит инвестиционную политику в соответствии с этическими принципами со времени вступления в силу в 2004 г. Закона «Об этике». С этого времени фонд исключил из своего портфеля акции 55 компаний, использовавших детский труд, загрязняющих окружающую среду, замеченных в иных безответственных действиях [6].
Исламские банки вместо выплаты и взимания процентов предлагают финансирование, основанное на принципе партнерства (распределение прибылей и убытков). Партнерство в исламских банках означает, что стороны не платят и не получают заранее оговоренный процент, а получают вознаграждение в зависимости от результатов инвестирования средств. Доля распределения прибыли между партнерами оговаривается при заключении договора. Кроме того средства, инвестируемые банком или его клиентами, направляются в проекты, не противоречащие исламскому праву. Для соблюдения принципов ислама в работе банка в них также действуют шариатские советы.
Исламские банки помимо основной деятельности предоставляют услуги в виде благотворительных ссуд «кард аль хасан» и ведут закятные фонды (практика некоторых банков). Плата за эти услуги не взимается. Информация о размерах выданных благотворительных ссуд «кард аль хасан» включается в годовые отчеты банков.
Принцип разделения прибылей и убытков является справедливым с точки зрения религиозной этики не только мусульман, но и представителей других конфессий. В этом смысле исламские (партнерские) банки в большей степени соответствуют принципам социальной справедливости, чем традиционные финансовые организации и банки. Это позволяет отнести партнерские банки к разряду этических.
В последнее время растет интерес к исламскому банкингу и к исламским ценным бумагам, как к альтернативным формам банковской деятельности и финансовым инструментам. Исламское финансирование активно развивается в таких западных странах, как Великобритания, США, Франция, Швейцария. «Исламские окна» открыли многие ведущие банки мира: Deutsche Bank, UBS, JP Morgan, BNP Paribas и др. Некоторые европейские страны пошли по пути совершенствования законодательной базы и совершенствования налоговой системы с целью создания условий для их развития. Ведущей страной в этой области является Великобритания, занимающая первое место среди стран Европы по числу фондов социально ответственных инвестиций и первое место среди западных стран по числу исламских банков.
Перспективы развития исламского банкинга и финансов как альтернативных в России. Ряд российских банков интересуется опытом применения исламских инструментов. Однако как отмечают эксперты в соответствии с нынешним законодательством невозможно создать банк или «исламское окно», работающее в соответствии с принципами беспроцентного финансирования. С целью преодоления сложившейся ситуации Ассоциацией региональных банков в 2011 г было предложено внести в Стратегию развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 г. уточнение в части создания и развития альтернативных (исламских) финансов (в ст. 10 п. 3.5). Однако данные предложения не были учтены в Стратегии.
Аналогичная судьба постигла и попытку группы ученых из Финансового университета при Правительстве Российской Федерации внести на рассмотрение в Госдуму ФС РФ законопроект «О финансовой организации — партнере». Разработчиками был использован опыт Турции, где термин «партнерские банки» используется для беспроцентных банков, работающих в соответствии с принципами разделения прибылей и убытков5. Законопроект был внесен в Госдуму Федерального собрания Российской Федерации прошлого созыва, а также в 2012 г. в Госдуму нового состава. По мнению ученых, принятие закона способствовало бы формированию правового поля для поступательного развития альтернативных финансов.
Не дожидаясь законодательных изменений, в некоторых регионах России отдельные банки внедряют на практике исламские инструменты, которые могут применяться в рамках действующего законодательства. Например, филиал ОАО КБ «Эллипс банк» — банк «Восток-Капитал» в Уфе предлагает финансирование приобретения основных средств по механизму «иджара» — аналогу лизинговой операции. В Дагестане выпущены дебетовые карты без начисления процентов. В Татарстане действует инвестиционная компания «Юмарт-финанс», специализирующаяся на предоставлении финансовых услуг, соответствующих исламскому праву. Она предлагает прямые инвестиции, лизинговые услуги и инвестиционные вклады. В Москве открыта инвестиционная компания ООО «ИФК «Аш-Шамс Капитал», которая предлагает инвестировать средства в соответствии нормами шариата и специализируется на управлении коллективными инвестициями.
Первый этический фонд в России — исламский этический фонд «Халяль» был зарегистрирован в 2007 г. Фонд небольшой, на 09.10.2012 г. стоимость чистых активов этого фонда составила 8,5 млн руб. [7]. В состав его портфеля входят акции российских компаний, торгующиеся на объединенной бирже ММВБ-РТС. Функции шариатского совета этого фонда выполняет ООО «Зам-Зам+» из Казани, специализирующееся на исламском экономическом консалтинге.
В области исламского страхования первые страховые продукты были предложены компанией ООО «ИСК «Евро-Полис» из Казани и проданы выезжающим за рубеж в июне 2012 г. Компания помимо страхования жизни предлагает исламские полисы КАСКО, страхование имущества физических и юридических лиц.
Таким образом, продукты исламского банкинга и финансов вызывают интерес не только у ученых, но и у практиков. Одни считают, что у исламских принципов финансирования в России хорошие перспективы как у источника финансирования инновационных проектов, поскольку прямые инвестиции являются одной из базовых форм исламского финансирования. Другие отмечают потребность в продуктах исламского банкинга, прежде всего, со стороны малого и среднего бизнеса. Эксперты из Российского центра исламской экономики и финансов оценивают потенциальный спрос на исламские финансовые услуги порядка 60 млрд руб. [8]. Большинство же экспертов отмечают, что реальный значительный спрос на продукты исламского банкинга и финансов пока в России не сформировался. Аналогичные выводы делаются и относительно этических финансов в целом, включая фонды СОИ всех типов и этические, «зеленые» банки. На формирование спроса уйдет время. Тем не менее, с учетом зарубежного опыта можно утверждать, что распространение в России этических финансов, появление альтернативных этических и «зеленых» банков — это перспектива ближайших лет.


Литература
1. The European SRI Study. URL: http://www.eurosif.org/research/eurosif-sri-study/2010 (Дата обращения 02.05.2012).
2. Стратегия КСО Внешэкономбанка на период 2012-2015 гг. http://www.veb.ru/common/upload/files/veb/kso/ksostrategy12-15.pdf
3. http://ethicalinvestment.co.uk/Ethical_banking.htm
4. Co-operative Bank купит 632 подразделения Lloyds по всей Британии. Дата публикации 19.07.2012. http://www.banki.ru/news/lenta/?id=3961617
5. Хавронин А. Почему не пострадали от кризиса социально ответственные инвестиции в Германии/Радио Свобода. 30.09.2009. http://www.svobodanews.ru/content/transcript/2172070.html. (Дата обращения 14.10.2012).
6. Пенсионный фонд Норвегии //Сайт Торгового представительства Российской Федерации в Королевстве Норвегия. http://www.rusnorge.com/?p=966 (Дата обращения 18.10.2012).
7. Сайт ЗАО «Брокеркредитсервис»: http://bcs.ru/am/pif/fond/fhl.asp (Дата обращения 10.10.2012).
8. Яхин Э. Сколько в России мусульманских денег?// Информационно -аналитический центр «Islamic Finance Business». http://islamic-finance.ru/board/2-1-0-23. (Дата обращения 20.10.2012).

Сноски 
1 В настоящее время отсутствует единая методика отнесения к СОИ (SRI), поэтому статистика организации EUROSIF и USSIF различается.
2 Таблица составлена автором.
3 Автор отнес Grameen Bank к этическим банкам. Однако после серии публикаций о волне самоубийств клиентов банка в результате невозможности возврата кредитов, данный вопрос является дискуссионным и требует более тщательной оценки.
4 «Аmana» - «вера», «доверие» на арабском.
5 В настоящее время в Турции действует четыре партнерских банка - это Bank Asya, Kuwait Turkish Participation Bank, Albaraka Türk Participation Bank и Türkiye Finans Participation Bank. Данные банки прежде называли «особыми финансовыми домами», чтобы обойти использование термина «ислам». Их доля составляет порядка 5% всего банковского сектора страны.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2019
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия