Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (45), 2013
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ
Маннапов Р. Г.
профессор кафедры управления и экономики предпринимательства
Уфимского государственного университета экономики и сервиса,
доктор экономических наук,

Берешева Л. А.
директор Салаватского филиала
Уфимского государственного университета экономики и сервиса,
кандидат экономических наук,


Региональный аспект развития сферы услуг в контексте модернизации отечественной экономики
В статье обозначена особая роль структурной перестройки народного хозяйства страны и регионов в модернизации экономики. Представлено расширенное понимание значения сферы услуг в формировании инновационной экономики. Выделены основные региональные факторы, влияющие на развитие сферы услуг, сформулированы ключевые принципы успешной деятельности сервисных организаций. Определены актуальные проблемы, тормозящие развитие сферы услуг на современном этапе. Обоснована необходимость и предложены меры усиления содействия и ответственности региональных и муниципальных администраций по обеспечению ускоренного развития сферы услуг на своих территориях
Ключевые слова: сфера услуг, модернизация экономики, региональный фактор, региональное и муниципальное содействие
УДК 331.1:338.46; ББК 65.240   Стр: 205 - 208

До последнего времени в России превалирует сложившаяся консервативная практика хозяйствования, опирающаяся на выпуск низкотехнологичной продукции и крупномасштабный экспорт сырьевых ресурсов. Тогда как в современных условиях общественного развития без существенных структурных преобразований в национальной экономике и технологических прорывов наша страна обречена на отставание от лидирующих держав и не сможет обеспечить провозглашаемый социально-экономический прогресс. Академик РАН А. Аганбегян считает, что наблюдаемое в последние годы замедление темпов экономического роста в России предстаёт не временным явлением, а «долговременной реальностью» [1, с. 52], что обуславливается сохраняющейся моделью хозяйствования.
Уже несколько лет в правительственных кругах и научном сообществе активно обсуждаются вопросы модернизации российской экономики. Очевидно, что в условиях нынешней сырьевой модели «модернизации быть не может» [3, с. 8]. Широко известная «Стратегия-2020», призванная обеспечить реализацию заявленной модернизации, подверглась серьёзной критике со стороны многих, в том числе авторитетных учёных. Большинство экспертов указывает на её декларативность и фетишизацию амбициозных целей при отсутствии реальных путей и механизмов достижения последних. Исследователями выдвигаются альтернативные варианты модернизации, различные подходы, их сочетания и комбинации. Например, А.Мартыновым [12] обосновывается, что общенациональная стратегия развития призвана осуществляться на основе системно-институциональной парадигмы. В. Мау указывает на необходимость «комплексной модернизации» [13]. А. Акаев концентрирует внимание на использовании стратегии «интеграционной модернизации» [2]. Группой известных российских учёных [5] предложен комплекс мер по осуществлению модернизации и формированию инновационной модели национальной экономики на основе «системного подхода». Имеются также различные другие разработки.
Большинство научных обоснований отечественных учёных содержат в себе ту или иную ценность и заслуживают быть учтёнными и использованными в процессе общественного консенсуса по вопросам национальной модернизации. Следует отметить, что практически во всех известных публикациях в числе системной совокупности важнейших направлений действий решающая роль отводится проблемам структурной перестройки народного хозяйства под руководством и непосредственном участии государства (в т. ч. финансовыми и имущественными ресурсами), развитию и реализации человеческого потенциала.
Авторы данной статьи солидарны с учёными [4], утверждающими, что модернизировать экономику России на инновационной основе возможно только на базе современной методологии науки, новой идеологии, формирования инновационного сознания, новой модели поведения человека.
В системе мер по модернизации отечественной экономики существенное значение имеют преобразования в регионах. Региональное управление сегодня должно быть стратегически ориентировано на формирование на своей территории экономики инновационного типа на основе масштабной структурной перестройки и трансформации мышления и поведения всех категорий регионального сообщества. А это сегодня немыслимо без использования системного подхода. Можно утверждать, что именно системный подход способен составить общую теоретико-методологическую основу становления и развития инновационной экономики в регионе. Наша позиция относительно инновационных преобразований в регионе опирается на научные представления о сложной взаимозависимости протекающих социально-экономических и институциональных процессов, преобладании в настоящее время многоаспектных межотраслевых, межсекторальных, интеграционных, комбинированных связей, отношений, форм, структур, явлений и тенденций.
В условиях модернизации к развитию региона с методологической точки зрения предъявляются качественно новые требования: на первое место должно выходить обеспечение системности, целостности, сбалансированности, внутренней консолидации, адаптивности и устойчивости региональной экономики [10, с. 53], что требует научно обоснованных действий по её трансформации.
Структурная перестройка экономики в регионах инициативно в той или иной степени активности проходит в ряде субъектов РФ. Например, в Башкортостане ещё в 1999 г. были разработаны концепция и программа масштабной структурной перестройки народного хозяйства республики [7], направленные на переориентацию с преобладавшего сырьевого, добывающего сектора на перерабатывающие производства, способные выпускать продукцию конечного потребления. Реализация намеченных действий на системной основе дала хорошие результаты, выразившиеся в стабильном социально-экономическом росте в течение нескольких лет. Однако впоследствии организационно-структурные и экономические преобразования в РБ замедлились, что не способствовало созданию необходимых предпосылок для перехода к новой экономике.
Для успешного формирования инновационной модели развития в регионах требуются отвечающее реальным условиям институциональные и структурные преобразования, направленные на реформирование производств, привлечение инвестиций, обновление видов экономической деятельности, ведущих к изменению пропорций, соотношений секторов и отраслей, связей между ними, что в итоге способно обеспечить создание конкурентоспособных технологий, товаров, услуг. Одновременно преобразования неизбежно охватят социальную сферу, повысят значение и эффективность реализации человеческого капитала. При этом значительное влияние на процессы инновационного развития каждого региона будут оказывать его специфика, феноменальный потенциал. Следует видеть, что отличительным признаком формирования инновационной экономики в каждом конкретном регионе будет являться именно специфическое системное взаимодействие социально-экономических компонентов, факторов и ресурсов, создающее своеобразные возможности разработки, внедрения и освоения новейших технологий и наукоёмких видов продукции (товаров, услуг) в различных сферах жизнедеятельности регионального сообщества.
Важную роль в модернизации экономики региона должна сыграть региональная инновационная система, под которой понимается [9] определённая совокупность и рациональное сочетание участников инновационных процессов (научно-исследовательских, технологических, опытно-конструкторских организаций, научных подразделений учебных заведений и предприятий, инфраструктурных звеньев, финансовых, венчурных и внедренческих структур), государственных органов, а также институциональных условий, ресурсов, организационно-экономических связей и отношений, обеспечивающих постоянное устойчивое взаимодействие этих участников в целях интенсивной и непрерывной генерации новых научных и технических разработок, их отбора, доведения до практического применения и рыночной реализации в виде конкурентоспособных технологий, товаров, услуг и их широкого распространения. Чрезвычайно важным для эффективного функционирования региональной инновационной системы является постоянное взаимодействие всех участников, а не эпизодическое и фрагментарное, что зачастую имеет место в различных регионах.
В современных условиях необходимо учитывать происходящие естественные изменения в соотношении материального производства и сферы услуг в пользу последней, ценность которой, по определению экономистов «резко возрастает. Она становится преобладающим заказчиком рабочей силы и создателем ВВП» [4, с. 26]. Очевидно, что качественный уровень модернизации отечественной экономики, наряду с другими критериями, будет характеризоваться и увеличением доли услуг в ВВП страны и ВРП, что не может не предполагать дальнейшего ускоренного развития сферы услуг. И этому, конечно же, важно содействовать, а также контролировать процессы и тенденции.
В 2008 году в одной из монографий [10] авторами обращалось внимание на необходимость включения в перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов государственной власти субъектов РФ следующих чрезвычайно важных для регионов критериев: изменение структуры ВРП; доля инновационной продукции в общем объёме произведённой (реализованной) продукции; рост объёмов и расширение ассортимента услуг как для населения, так и для хозяйствующих субъектов (бизнеса); и др. Аналогичные предложения вносились и другими научными работниками. Однако все они остались неучтёнными. Тогда как сфера услуг требует повышенного внимания.
Сфера услуг представляет собой сегодня сложную, разветв­лённую специфическую социально-экономическую систему, обладающую разнообразными свойствами, функциями, ресурсами, связями, обусловленными самой «природой» услуг, их предназначением, особенностями функционирования отраслей (отраслевых групп) и характерными чертами сервисных процессов. В нынешних условиях сфера услуг предстаёт одним из важнейших системообразующих секторов современной национальной экономики. Сфера услуг не ограничивается традиционными видами деятельности, расширяет своё присутствие в общественной жизни, глубоко интегрирована в общественное производство, переплетена своеобразными связями практически со всеми отраслями и областями функционирования народного хозяйства.
В экономической литературе имеются различные классификации услуг, в соответствии с избранными группировочными признаками, в числе которых наиболее используемыми стали следующие: по предназначению; по отраслевой принадлежности; по групповым видам услуг; по категориям потребителей; по месту производства и месту предоставления услуг; по формам обслуживания; по времени (срочности) выполнения услуг; по типу контактов поставщиков и потребителей; по характеру потребления; по формам собственности производителей (поставщиков) услуг; по источникам финансирования; по территориальной масштабности предоставления (предложения) услуг; и др.
В составе большинства промышленных, сельскохозяйственных, строительных и других компаний, как правило, имеются различные сервисные подразделения. Да и деятельность как крупных, так и средних и даже малых предприятий сферы услуг зачастую носит многоотраслевой или комбинированный характер. В сфере услуг интенсивно происходили и продолжаются процессы концентрации, укрупнения производств, диверсификации видов деятельности и услуг, обусловленные обострением конкуренции.
Наряду с традиционными бытовыми услугами (ремонт бытовой техники, телерадиоаппаратуры, часов, ремонт и изготовление одежды, обуви, мебели, металлоизделий, химчистка, косметические услуги и др.), автосервисом, транспортно-экспедиционными, туристическими, финансовыми, страховыми и юридическими услугами, всё большее использование и распространение повсеместно получают консалтинговые, маркетинговые, логистические, лизинговые, аутсорсинговые, франчайзинговые, аудиторские, дистрибъюторские, проводной и сотовой связи, биржевые, выставочно-ярмарочные, архитектурно-планировочные, рекламно-оформительские, издательские, риэлтерские, экспертные, патентные, инжиниринговые, технологические, внедренческие, компьютерного программирования, информационно-коммуникационные, электронной торговли, экологические и многие другие услуги, перечислить которые здесь не представляется возможным. (Более подробно специфика сферы услуг раскрыта в монографии [11]).
Следует учитывать, что многие виды услуг образования, медицины, науки, культуры, жилищно-коммунального хозяйства, информационно-коммуникационного сектора и др. имеют общенациональное значение и играют важную роль в социально-экономическом развитии общества. Сфера услуг в наши дни является основным создателем новых рабочих мест. Трудно переоценимое значение сферы услуг состоит в усилении влияния её функционирования на смягчение циклических колебаний процессов общественного воспроизводства.
В последние годы всё более заметным становится, что организации сферы услуг развиваются на базе прогрессивных технологий, используют современное оборудование, применяют достижения науки и техники, сами создают и внедряют различного рода инновации. Ценным следует признать и то, что разнообразные инновации в тех или иных видах сервисной деятельности способны содействовать, активизировать и дополнять развитие инновационных процессов во всех отраслях и секторах отечественной экономики.
Таким образом, можно утверждать, что формирование инновационной экономики немыслимо без разностороннего ускоренного развития сферы услуг и содержательного инновационного наполнения её многогранного функционирования.
Развитие инновационности сферы услуг объективно находится под воздействием общих закономерностей современного общественного прогресса, но одновременно имеет свои характерные закономерности и особенности (подробно раскрытые в научной статье [8]), которые во многом определяют специфику настоящего этапа становления и расширения инновационной деятельности в сервисных организациях. Первую закономерность можно представить следующим образом: всевозрастающий спрос населения и предпринимательского сектора на новые высокотехнологичные услуги рыночного и социального характера, а также повышение требований по качеству исполнения традиционных услуг неизбежно вызовут постоянно увеличивающийся поток разнообразных инноваций и обновление различных сторон сервисной деятельности. Вторая закономерность состоит в том, что скорость инновационного развития сферы услуг не будет отставать от инновационных преобразований в других отраслях общественного производства, поскольку усиливается взаимовлияние всех секторов современной экономики. Третья закономерность — уровень инновационного развития сферы услуг по регионам страны и внутри регионов будет иметь определённые отличия, связанные с наличием как объективных, так и субъективных факторов.
Современное развитие сферы услуг во многом определяется разнообразными факторами регионального значения: размером территории; численностью населения; структурой и состоянием отраслей и производств народного хозяйства региона; уровнем деловой активности бизнеса и населения; наличием инфраструктурных объектов; состоянием транспортных коммуникаций; привлекательностью предпринимательского климата; платежеспособностью населения и хозяйствующих субъектов; профессионально-квалификационным уровнем трудовых ресурсов; менталитетом населения; и др. Характерной чертой большинства видов деятельности в сфере услуг является высокая степень локализации, привязка к определённой территории (региону, городу, району, городским и сельским поселениям). Поэтому размеры, размещение, виды и масштабы деятельности, формы собственности, методы работы предприятий сервиса, их роль и потенциал развития в условиях модернизации должны быть обосновано увязаны с потребностями, приоритетами и стратегией инновационных сдвигов в экономике региона. Следовательно, эти вопросы должны находиться в поле зрения региональных органов управления.
Инновационное развитие сферы услуг региона будет сопряжено с влиянием ряда внешних и внутренних факторов, среди которых наиболее существенными, по оценке авторов, являются следующие: изменяющийся спрос потребителей услуг; экономическая политика правительства страны; условия и механизмы модернизации; ход и результаты структурной перестройки; развитие научно-технического прогресса; интенсивность общенациональных инновационных преобразований; эффективность функционирования национальной и региональной инновационной системы; специфика и уровень развития тех или иных отраслевых групп услуг и видов деятельности; особенности интеграции, концентрации и комбинирования различных видов услуг по отраслевым группам, конкретным компаниям; усиление конкуренции, причём как внутрирегиональной, так и межрегиональной; финансовые возможности предприятий; наличие инновационного потенциала различных компаний; профессиональный уровень руководителей предприятий; степень компетенций работников; степень участия региональных и местных властей.
На нынешнем этапе формирования инновационного развития ключевое значение имеет существенное увеличение в организациях сферы услуг объёмов новых знаний в различных областях (экономики, финансов, технологии, социологии, психологии, информатизации, управления и др.), повышение компетенций персонала на всех уровнях, раскрытие интеллектуального потенциала специалистов. Можно утверждать, что фундаментальной базой инновационного прорыва сферы услуг будут служить: творчество, креативное мышление, развитие креативных способностей человеческих ресурсов, системная креативная деятельность. А это в свою очередь требует квалифицированного управления развитием работников сферы услуг.
Успешная деятельность предприятий сферы услуг в условиях инновационного развития должна выстраиваться на основе определённых принципов, в числе которых ключевыми по оценке авторов, являются следующие: 1) всесторонний учёт многих разнообразных факторов внешней среды; 2) оперативное и гибкое реагирование на возрастающий спрос потребителей, тотальное повышение качества услуг; 3) соответствие организационной структуры управления, организации труда и сервисных процессов специфике отраслевых видов услуг, особенностям их комбинирования, диверсификации, комплексности предоставления клиентам; 4) внутренняя согласованность взаимосвязей, функций и задач всех структурных элементов организации; 5) сбалансированность различных видов ресурсов (материальных, имущественных, финансовых, технических, информационных, человеческих и др.); 6) гармоничная совместимость стратегии развития компании с её организационной культурой и профессиональным уровнем управляющих; 7) открытость для различных видов знаний, научно-технических и организационно-управленческих нововведений; 8) стимулирование творчества и инициатив сотрудников, креативной деятельности; 9) взаимодействие с региональными и муниципальными органами управления.
В стратегических целях формирования инновационного типа развития региона следует обеспечить создание масштабной, но гибкой, динамичной и эффективно действующей системы сервиса. Представляется, что то или иное ускорение развития этой сферы будет во многом определяться как общими инновационными сдвигами в национальной экономике, так и действиями конкретных региональных и муниципальных властей по созданию соответствующих институциональных, организационных, экономических, инвестиционных и социальных условий.
Дальнейшее инновационное развитие сферы услуг будет связано с преодолением ряда экономических, финансовых, кадровых, информационных, организационных проблем, основными из которых являются следующие.
Первая — постоянно возрастающие цены, ставки, тарифы на аренду помещений, земли, отопление, газ, воду, электроэнергию, бензин, транспортировку, сырьё и материалы, страхование имущества и т.д. Всё это неизбежно отражается на стоимости предоставляемых потребителям услуг и в определённой мере сдерживает платежеспособность спроса и сужает возможности прибыльной деятельности.
Вторая проблема — острая нехватка собственных финансовых ресурсов на освоение новых технологий, заказ инновационных проектов (разработок), закупку новейшего оборудования, приобретение прав на объекты интеллектуальной собственности (изобретения, ноу-хау и др.). Эта проблема усугубляется недоступностью долгосрочных кредитов, высокими ставками процентов за пользование заёмными средствами и высокими рисками их своевременного возврата.
Третья проблема — кадровая. Сфера услуг испытывает нехватку профессиональных управляющих и высококвалифицированных специалистов в области инновационного развития. Формирование компетентности и стратегического управления человеческими ресурсами в организациях сферы услуг остаётся актуальнейшей проблемой. Направления, принципы, способы и методы её решения обстоятельно представлены в нашем монографическом исследовании [11]. Однако остаётся проблема внедрения, полноценного использования научных разработок, предложений и рекомендаций в практической деятельности предприятий сервиса.
Четвёртая проблема заключается в низком уровне информационного обеспечения предприятий сферы услуг, не позволяющем им владеть конкретными сведениями о мировых и отечественных научно-технических достижениях и инновациях, потенциально применимых в отраслевых группах услуг, а также новых технологиях и материалах, видах услуг, формах обслуживания, передовых методах управления и т.п.
Пятая проблема состоит в отсутствии каких-либо статистических данных и оценочных показателей активности и результативности инновационной деятельности в сфере услуг, как по регионам, так и в целом по стране.
Шестая проблема — недостаточное участие региональных и муниципальных органов управления в развитии сферы услуг на своих территориях.
По сути дела, можно с высокой степенью определённости утверждать, что устранение последней проблемы за счёт активного заинтересованного содействия региональными и местными органами власти организациям сферы сервиса различных форм собственности позволит не только значительно снизить остроту всех других проблем и сложностей, но и обеспечить их частичное решение. Это касается как ставок оплаты за аренду государственных и муниципальных помещений и земельных участков, так и коммунальных платежей, подбора, подготовки и переподготовки кадров, стимулирования и поддержки предпринимательской активности, повышения эффективности функционирования региональной инновационной системы, организации современного информационного обеспечения, а также государственных (региональных) и муниципальных гарантий по кредитованию на инновационные цели.
Одним из весьма действенных направлений регионального и муниципального содействия инновационному развитию сферы услуг является совместное инвестирование перспективных проектов, прогрессивных технологий, создания новых рабочих мест, освоения новых видов услуг, имеющих важное социально-экономическое значение для территорий.
Надо сказать, что участие и содействие органов власти по регионам складывается по-разному. К примеру, в Республике Башкортостан в целях стимулирования притока инвестиций установлена пониженная налоговая ставка налога на прибыль организациям тех инвесторов, которые осуществляют инвестиционную деятельность в форме капитальных вложений в республике, в том числе в объекты основных средств производственного назначения, новое строительство, используемые исключительно для производства товаров, выполнение работ, оказание услуг на территории республики. Пониженная налоговая ставка применяется в зависимости от суммарного объёма капитальных вложений инвестора: от 100 млн руб. до 300 млн руб. — на 1 год; от 300 млн руб. до 700 млн руб. — на 2 года и т.д., а свыше 2 млрд руб. — на 5 лет. Эту меру можно признать привлекательной. В то же время по территориям республики имеются факты бюрократических проволочек, нечёткой позиции властей, затягивание сроков оформления и узаконения земельных участков под застройку объектов делового, торгового, сервисного предназначения.
В современных условиях развития региональные и местные администрации должны перейти от пассивного ожидания инвесторов к инициативной деятельности по поиску и привлечению дополнительных инвестиционных ресурсов. Причём важно сосредоточиться не только на стимулировании внутренних инвесторов, но и на работе с внешними инвесторами. В настоящее время многие внешние инвесторы (в т. ч. иностранные) предпочитают вкладывать средства в быстроокупаемые, привлекательные для населения проекты: торгово-сервисные центры, торгово-развлекательные, туристско-гостиничные комплексы, спортивно-оздоровительные сооружения, аквапарки, объекты быстрого питания. Справедливо отмечают экономисты, что некоторые инвесторы не могут реализовать свои инвестиционные проекты на территории того или иного муниципального образования даже при формально благоприятных условиях, поскольку «свободный вход в местную экономику для внешних инвесторов может быть ограничен местной властью» [6, с. 150]. Причиной этого часто служит наличие неформальной компоненты, недобросовестность, либо некомпетентность отдельных руководителей. Примеров тому предостаточно.
Для того чтобы повысить степень содействия региональных и муниципальных администраций развитию сферы услуг, следует внести в перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ [14] и перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов [15] соответствующие дополнения показателей, в частности отражающих рост объёмов реализации инновационных услуг на конкретной территории. Это повысит ответственность указанных органов управления за результаты инновационных преобразований на своих территориях.
В целях координации развития сферы услуг в регионах считаем целесообразным в министерствах (департаментах, комитетах) экономического профиля сформировать соответствующие отделы, способные осуществлять межотраслевое содействие и регулирование деятельности сервисных организаций.
В заключение следует резюмировать, что в стратегии и системе мер по модернизации отечественной экономики значительное место должны занять результативные действия региональных и местных властей по обеспечению ускоренного развития сферы услуг.


Литература
1. Аганбегян А. О месте экономики России в мире // Вопросы экономики. - 2011. - № 5. - С. 43-55.
2. Акаев А. О стратегии интегрированной модернизации экономики России до 2025 года // Вопросы экономики. - 2012. - № 4. - С. 97-116.
3. Бодрунов С.Д. Модернизация российской экономики на современном этапе // Экономическое возрождение России. - 2012. - № 3. - С. 6-9.
4. Газизуллин Ф.Г., Газизуллин Н.Ф., Газизуллин Т.Н. Инновационное мышление - непреложное условие модернизации современной экономики России // Проблемы современной экономики. - 2012. - № 3 (43). - С. 25-26.
5. Глазьев С.Ю., Ивантер В.В., Макаров В.Л. и др. О стратегии развития экономики России // Экономическая наука современной России, 2011. - № 3 (54). - С. 1-7.
6. Дегтярев А., Маликов Р., Гришин К. Инвестиционный потенциал муниципальных образований: неформальное взаимодействие власти и бизнеса // Общество и экономика. - 2011. - № 2. - С. 141-155.
7. Маннапов Р.Г. Концептуальные основы Программы структурной перестройки народного хозяйства республики // Экономика и управление. Науч.-практ. журн. - Уфа: АН РБ, БАГСУ, 1999. - № 2. - С. 14-21.
8. Мананпов Р.Г. Закономерности, особенности и проблемы развития инновационной деятельности в сфере услуг региона // Региональная экономика. - 2012. - № 32 (263). - С. 2-8.
9. Маннапов Р.Г., Маннапов А.Р. Управление системным формированием инновационной экономики в регионе // Интеллект. Инновации. Инвестиции. - 2012. - № 1. - С. 102-107.
10. Маннапов Р.Г., Ахтариева Л.Г. Организационно-экономический механизм управления регионом: формирование, функционирование, развитие. - М.: КНОРУС, 2008. - 352 с.
11. Маннапов Р.Г., Берешева Л.А. Управление человеческими ресурсами в организациях сферы услуг: научные основы формирования и развития. / Под ред. Р.Г. Маннапова. - М.: МАКС Пресс, 2011. - 176 с.
12. Мартынов А. Общенациональная стратегия развития России: проблема реализации // Общество и экономика. - 2009. - № 3. - С. 5-26.
13. Мау В. Экономика и политика в 2011 году: глобальный кризис и поиск новой модели роста // Вопросы экономики. - 2012. - № 2. - С. 4-26.
14. Перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Утверждён указом Президента Российской Федерации от 21.08.2012 г. № 1199.
15. Перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов. Утверждён указом Президента Российской Федерации от 28.04.2008 г. № 607. (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 14.10.2012 г. № 1384).

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия