Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (45), 2013
ПРОБЛЕМЫ МАРКЕТИНГА. ЛОГИСТИКА
Гогин Д. Ю.
доцент кафедры коммерции и логистики Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
кандидат экономических наук


Логистика материальных запасов государственного резерва: основы теории
Статья посвящена малоизученному направлению логистики — логистике запасов государственного резерва. Излагаются назначение, особенности и условия функционирования государственного резерва в национальной экономике страны. Особое внимание уделено материальной составляющей государственного резерва — материальным запасам. Приводится классификация материальных запасов государственного резерва, выявлены особенности движения указанного запаса. На основе модели межотраслевого баланса выведено аналитическое выражение для оценки величины запасоёмкости исследуемого запаса. Сформулированы основные теоретические положения логистики запасов государственного резерва
Ключевые слова: логистика материальных запасов, государственный резерв, материальные запасы государственного резерва
ББК У9(2)400-42-21,0   Стр: 109 - 113

Логистика запасов, как и любая логистика, базируется на потоковой концепции. Следовательно, логистика запасов рассматривает материальные запасы в государственном резерве в их движении. Запасы характеризуются обширным разнообразием, включают запасы производственные, сбытовые, торговые, сезонные и др. Каждый вид запасов обладает своей динамикой, а вместе с этим и своими методами управления. Особое место среди запасов занимают материальные запасы государственного резерва.
Статус материальных запасов в государственном резерве обусловлен тем, что такие запасы находятся вне сферы производственно-коммерческой деятельности субъектов интегрированного рынка. Они являются атрибутом государства и высшей государственной важности, а поэтому некоторые вопросы формирования и поддержания запасов государственного резерва составляют предмет государственной тайны. Тем не менее, и эти запасы требуют эффективного управления.
Отправным пунктом логистики запасов государственного резерва является то, что материальные ресурсы данного запаса входят в состав конечного потребления.
Согласно межотраслевому балансу вся произведенная продукция каждой отрасли народного хозяйства направляется другим отраслям на производственное потребление и на конечное потребление. При этом следует иметь ввиду, что отрасли-производители одновременно являются и отраслями-потребителями: 1, 2, ... i...m — наименование отраслей-производителей продукции, 1, 2 ...j ... n — наименование отраслей-потребителей продукции, при этом i = j, a m = n.
В конечное потребление входят ряд составляющих, важнейшими из которых являются:
1) личное потребление населения (граждан);
2) экспорт и международные обязательства государства по внешнеэкономическим поставкам продукции;
3) государственный резерв.
Конечному потреблению соответствует конечный продукт, т.е. та продукция, которая была направлена субъектам конечного потребления, в том числе и в государственный резерв.
С теоретической точки зрения, конечное потребление означает, что конечный продукт выведен из внутреннего экономического оборота.
Конечное потребление непосредственно не создает новую продукцию, но опосредовано в той или иной мере участвует в создании материальных ценностей в натурально-вещественной форме. Ярким примером данного положения является конечное потребление продукции населением продовольственных и непродовольственных товаров. Благодаря такому потреблению обеспечивается жизнедеятельность и работоспособность человека, удовлетворяются его не только материальные, но и духовные потребности, что необходимо для плодотворной деятельности работника в производственной и непроизводственной сферах.
Также опосредовано государственный резерв обеспечивает безопасность страны как необходимого условия текущей и стратегической деятельности производственных и непроизводственных отраслей народного хозяйства.
Производственное потребление предопределяет межотраслевые поставки и тем самым межотраслевые потоки на макрологистическом уровне.
Объектами производственного потребления являются средства производства, а личного потребления — предметы потребления. Одна и та же продукция в зависимости от направления потребления может выступать в качестве средства производства или предмета потребления.
Средства производства в свою очередь составляют предметы оптового рынка, а предметы потребления — розничного рынка. Для оптового рынка в качестве продавцов и покупателей выступают юридические лица. Из этого следует, что формирование запасов государственного резерва осуществляется в рамках оптового товародвижения.
Таким образом, теоретико-логистической основой запасов государственного резерва является межотраслевой баланс. Экономико-математическая модель указанного баланса может быть представлена следующей формулой:
xi = ∑x­ij + yi ,
где xi — объем производства продукции i-й отрасли;
xij — объемы поставок из i-й отрасли в j-ю отрасль или объемы межотраслевых поставок;
уi — объем конечного потребления i-й отрасли.
Представленное выражение именуется ещё как модель «затраты-выпуск» (input-output), предложенная лауреатом Нобелевской премии по экономике Василием Васильевичем Леонтьевым в 30-х годах прошлого века.
Объем производства i-й отрасли может быть выражен следующим образом, выделив в конечном потреблении ∑yi запасы государственного резерва vi:
xi = ∑x­ij + ∑yi + yi,
Отсюда получается общее выражение для запаса государственного резерва:
vi = xi – (∑x­ij + ∑yi).
На основании полученной формулы определяется выражение запасоемкости государственного резерва:
k= vi/ xi = 1 – (∑x­ij + ∑yi)/ xi .
Запасоёмкость государственного резерва показывает величину соответствующего запаса, приходящую на единицу произведенной продукции или в процентах от объема производства рассматриваемой отрасли. В логистике запасов величина запасоёмкости является инструментом для формирования и поддержания данного запаса на экономически оправданном уровне.
Государственные органы статистики ведут учет запасоёмкости внутреннего валового продукта для совокупного запаса. К настоящему времени запасоёмкость ВВП стабилизировалась на уровне 18–20%. Такие данные свидетельствуют о большой роли запасов в создании ВВП. Следовательно, логистика предусматривает определение нормативной величины запасоёмкости государственного резерва. Такая величина может служить обобщающей характеристикой материального запаса государственного резерва.
Управление запасами предусматривает поддержание совокупного запаса на оптимальном уровне, для чего учитывается двойственная природа материальных запасов: с одной стороны, запасы играют положительную роль, обеспечивая надежность функционирования производственно-коммерческих структур, но с другой стороны, обладают отрицательным свойством, поскольку в запасах иммобилизуются (омертвляются) материальные и финансовые ресурсы.
Двойственый характер запасов в различных видах запасов проявляется по-разному. Основную долю совокупного запаса составляют производственные и товарные запасы. В производственных запасах иммобилизация достигает весьма больших значений, а поэтому логистика запасов предписывает поддержание таких запасов на минимальном уровне — на уровне до 5% от объема производства.
В товарных запасах (сбытовых и торговых) иммобилизации ресурсов до достаточно высокого уровня вообще не происходит. Поэтому их величина устанавливается на уровне, достаточном для удовлетворения требований покупателей-потребителей с вероятностью практически равной единице. Такие запасы находятся в ожидании покупателей, выполняя функции «горячего резерва».
На основании назначения материальных запасов государственного резерва выводятся иммобилизационные свойства указанных запасов. При этом следует иметь в виду, что именно величина иммобилизации определяет стратегию управления запасами.
Все те чрезвычайные обстоятельства, для которых предназначен запас государственного резерва, происходят непредсказуемым образом. При этом специальные службы отслеживают и прогнозируют признаки, которые могут привести к наступлению чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера. В этом отношении необходимо отметить деятельность органов Министерства по чрезвычайным ситуациям. Под особым вниманием находятся потенциальные угрозы для государственной безопасности страны. И, тем не менее, вероятности предсказания всякого рода чрезвычайных ситуаций остаются на недостаточном уровне.
Низкая предсказуемость кризисных и чрезвычайных ситуаций предопределяет постоянную готовность соответствующих служб. Профилактика и ликвидация указанных ситуаций требуют значительных материальных ресурсов, основным источником которых являются целевые запасы. Отсюда вытекает требование и их постоянной готовности. Следовательно, в запасах государственного резерва отсутствует иммобилизация ресурсов в производственно-экономическом смысле, ибо такие запасы непрерывно выполняют специфическую функцию, т.е. постоянно «работают».
Более того, по истечению срока хранения продукция обратно поступает в народное хозяйство для производственного или личного потребления. Разбронирование государственного резерва является одним из источников материальных ресурсов после производства и импорта.
Основные организационно-методические положения и практические руководства по управлению запасами государственного резерва регламентируются Федеральным Законом от 29 декабря 1994 года № 79-ФЗ «О государственном материальном резерве» с дальнейшими изменениями и дополнениями.
Теория и практика формирования и управления запасами предусматривает их классификацию для целенаправленного воздействия на их составляющие и общий уровень.
Запасы государственного резерва обладают определенным разнообразием, а поэтому являются объектом классификации (Табл. 1)

Таблица 1
Классификация запасов государственного резерва

пп
Признаки классификацииКлассификационные группы
1По назначениюЗапасы:
— обеспечения мобилизационных нужд РФ;
— обеспечения неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций;
— для оказания государственной поддержки отраслям и субъектам экономики при временных нарушениях снабжения важнейшими видами сырьевых и топливно-энергетических ресурсов и продовольствия;
— для оказания гуманитарной помощи;
— для регулирующего воздействия на рынок.
2По видам материальных ресурсовЗапасы:
— сырья и материалов;
— комплектующих изделий;
— агрегатов и оборудования;
— топлива и энергоносителей;
— продовольственных товаров;
— непродовольственных товаров;
— медицинского оборудования;
— медикаментов.
3По дислокацииЗапасы:
— центральные (федерального органа государственной власти);
— региональные;
— местные (муниципальные).
4По мониторингуЗапасы:
— непрерывного контроля;
— периодического контроля;
— выборочного контроля.
5По срокам хранения – обновляемостиЗапасы:
— с фиксированным сроком хранения;
— с периодом хранения в зависимости от срока годности продукции;
— с периодом хранения по результатам мониторинга.
6По условиям храненияЗапасы:
— открытого хранения;
— общих условий хранения в закрытых помещениях;
— специальных условий хранения;
— в рефрежераторных помещениях.

С точки зрения логистики запасов, обращает на себя внимание регулирующая роль запасов государственного резерва отдельных отраслей или секторов экономики. Возможны ситуации, когда нарушается равновесие рынка. Согласно экономической теории рынок эффективно функционирует, когда он находится в равновесном состоянии, т.е. при равенстве спроса и предложения и при конкуренции, условно близкой к совершенной. В этом случае достигается общий оптимум по Парето. Каждый субъект рынка, преследуя свою коммерческую выгоду, заинтересован в поддержании общего рыночного равновесия.
Однако возможны кризисные ситуации, выражающиеся в нарушении этого равновесия. Такой кризис может выражаться в виде глубокого дефицита определенного вида продукции и связанного с этим резкого повышения цен. Для преодоления такого кризиса необходимо вмешательство государства в виде соответствующих так называемых «товарных интервенций», что и достигается с помощью запасов государственного резерва. В этом отношении показательны периодически проводимые интервенции нефтепродуктов (бензина), зерна.
Для осуществления регулирующей функции запасов государственного резерва требуется постоянное изучение конъюнктуры рынка важнейших видов товаров. Величина товарных интервенций зависит от эластичности цен и состояния спроса и предложения, согласно закона Вальраса.
В рассматриваемом аспекте велика роль запаса государственного резерва при адресной поддержке некоторых отраслей экономики в кризисных ситуациях вплоть до отдельных регионов и предприятий.
Важной особенностью запасов государственного резерва является то, что они являются универсальными с точки зрения номенклатуры хранимой продукции, что видно из соответствующего признака классификации. По-существу, вся производимая в стране гражданская продукция представлена в государственном резерве. В этой номенклатуре особую роль выполняют предметы гуманитарной помощи и, прежде всего, продовольствие и продукция медицинского назначения.
Универсальность запасов определяет многообразие условий хранения, для чего требуется развитое складское хозяйство. Для государственного резерва используется собственная складская база, а также склады Министерства по чрезвычайным ситуациям (МЧС), местных органов власти, отдельных предприятий. Для государственного резерва принципиально важным является дислокация складов. В целом склады государственного резерва охватывают всю территорию Российской Федерации, но при этом учитываются следующие факторы:
— относительная близость к потенциально опасным районам с точки зрения оперативного реагирования;
— высокая транспортная доступность, в том числе и с помощью воздушного транспорта;
— безопасность и устойчивость хранения с точки зрения внешних воздействий, например, пожарная безопасность и сейсмостойкость;
— высокий уровень механизации погрузочно-разгрузочных и складских работ;
— полное информационное обеспечение на основе современных компьютерных технологий, включая оперативную связь с Центром.
Все перечисленные факторы свидетельствуют о том, что запасы государственного резерва образуют единую логистическую складскую сеть, с помощью которой в необходимых случаях может осуществляться оперативное маневрирование материальными ресурсами в зависимости от складывающейся чрезвычайной ситуации.
Необходимо отметить, что оперативное маневрирование материальными ресурсами является существенной составляющей в системе управления запасами государственного резерва, где фактор времени зачастую играет весьма существенную роль в минимизации ущерба.
Фактор времени и состояние хранимых материальных ресурсов определяют их готовность к немедленному приведению к действию. В этой связи запас государственного резерва по данной номенклатуре представляет собой единое целое, а поэтому он не может структурно подразделяться на отдельные составляющие, например, на текущую, страховую и подготовительные части.
С другой стороны, в структуре запасов государственного резерва выделяется неснижаемая часть, т.е. минимально допустимый уровень таких запасов. Указанная часть рассматриваемых запасов обеспечивает постоянную их готовность к действию при возникновении чрезвычайной ситуации. В связи с этим неснижаемая часть запасов находится в состоянии повышенной готовности.
Для логистики принципиально важным является характер движения запаса. Каждый вид запаса обладает своими особенностями изменения. Большинство запасов производственно-коммерческой деятельности характеризуется мгновенным образованием и постепенным расходованием. Расход производственного запаса обусловлен условиями материалопотребления и происходит по линейному закону. Товарный (торговый) запас уменьшается под влиянием спроса покупателей стохастическим образом и его уменьшение также условно подчинено линейному закону. В обоих случаях начальной величиной текущего запаса является значение размера партии поставки.
Совсем иначе происходит изменение запаса государственного резерва. Для характеристики движения данного запаса следует выделить два режима его функционирования:
1) режим ожидания, т.е. период до наступления экстренного момента востребования;
2) режим действия, т.е. с момента ликвидации угрожаемой или чрезвычайной ситуации.
Рис. 1. График движения запаса государственного резерва в режиме ожидания

В режиме ожидания просматриваются три периода:
1) период периодического поступления продукции от неснижаемого уровня и до максимальной величины:
v1 = at1, где а — интенсивность поступления продукции;
2) период уменьшения за счет разбронирования от максимальной величины v2 и до неснижаемого уровня:
v3 = — bt3, где b — интенсивность выпуска материальных ресурсов в народное хозяйство или разбронирования запаса.
3) период длительного максимального уровня хранения t2, при котором величина запаса стабильна и достигает максимальной величины:
v2 = const;
Таким образом, общий логистический цикл стационарного режима ожидания государственного резерва выражается равенством:
T = t1 + t2 + t3.
График движения запаса государственного резерва в режиме ожидания в течение одного цикла представлен на рис.1.
Неснижаемый запас является постоянным по величине, но также постоянно находится в динамике — «работает», поскольку осуществляется ротация (обновление) составляющих его материальных ресурсов.
Режим действия характеризуется мгновенным расходованием соответствующих материальных ресурсов от максимального значения и практически до нуля в зависимости от требований возникшего экстренного случая любого происхождения. В этот период вновь поступающие материальные ресурсы, как правило, направляются непосредственно в пункт или зону чрезвычайной ситуации. Одновременно происходит восполнение запаса.
Всеобъемлющий характер запасов государственного резерва и их роль в жизнеобеспечении, обороны и безопасности страны предопределяет наличие специальной структуры на уровне государственной власти. Такая структура есть атрибут суверенитета и государственности.
Российское агентство по государственным резервам (Росрезерв) является федеральным органом исполнительной власти, который осуществляет формирование, хранение и обслуживание запасов государственного материального резерва. Иными словами, данный федеральный орган выполняет многочисленные функции и решает сложные задачи, связанные с управлением столь особых запасов — запасов государственного резерва.
Велика роль Росрезерва в осуществлении контроля за формированием, хранением и использованием материального резерва на предприятиях и организациях, имеющих мобилизационные функции и задачи.
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий управление государственным резервом, на контрактной основе может передавать органам исполнительной власти субъектов РФ, а также организациям часть своих функций по размещению заказов на поставку материальных ценностей в государственный резерв, а также по выпуску материальных ценностей из государственного резерва.
Перечень организаций, осуществляющих ответственное хранение материальных ценностей государственного резерва, номенклатура и объем хранения этих ценностей определяются мобилизационным и другими специальными планами. Организации, которым установлены мобилизационные и другие специальные задания, обеспечивают размещение, хранение, замену, а также выпуск материальных ценностей из государственного резерва в соответствии с этими заданиями своими силами и средствами.
Сведения о нормах накопления, о поставке, выпуске, закладке, дислокации и фактических запасах государственного резерва являются государственной тайной. Равным образом, государственной тайной должна стать величина нормативной запасоёмкости государственного резерва.
Особенностью логистической деятельности Росрезерва является то, что данная структура выполняет функции государственного заказчика. В этом случае Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий управление государственным резервом, выступает в качестве своеобразного «потребителя» материальных ресурсов. Между государственным резервом как «приемником» материальных ресурсов и поставщиками устанавливаются хозяйственные связи. В логистическом понимании хозяйственные связи есть не что иное, как траектории продвижения продукции от начального пункта — поставщика и конечного пункта — мест хранения запасов.
Сеть дислокации материальных запасов государственного резерва, охватывающая всю территорию Российской Федерации, предопределяет сложную структуру хозяйственных связей.
Согласно теории и практики логистики, установление хозяйственных связей предусматривает их оптимизацию, которая в конечном счете сводится к оптимизации выбора поставщика.
В рассматриваемом аспекте актуальной становится проблема достижения эффективности государственных закупок. Расходование бюджетных средств требует особого контроля, поскольку для таких затрат отсутствует объективный рыночный механизм минимизации денежных сумм, какой имеется между поставщиками и потребителями — субъектами коммерческой деятельности. Именно поэтому в практике государственных закупок должен действовать инструментарий оптимизации выбора поставщика.
Логистика предписывает, что выбор поставщика должен осуществляться с помощью многокритериальной оптимизации по Парето.
При выборе поставщика следует руководствоваться следующими критериями:
1) надежность поставщика;
2) сроки выполнения поставок;
3) наличие сопутствующих услуг при поставках продукции;
4) научно-технический уровень поставляемой продукции;
5) цена поставляемой продукции;
6) географическое положение и транспортная доступность поставщика;
7) тара и упаковка;
8) условия транспортировки продукции;
9) условия страхования закупок и груза;
10) деловая репутация поставщика;
11) качество выполнения предыдущих поставок.
Кроме того, следует ввести еще дополнительные критерии, обусловленные специальным назначением материальных ресурсов в государственном запасе.
Необходимым условием оптимизации является наличие достаточного количества реальных и потенциальных поставщиков, из которых осуществляется выбор наилучшего варианта. Учитывая отмеченную специфику, система предусматривает отбор поставщиков на конкурсной основе, используя для этого специальные тендеры.
Хозяйственные связи юридически оформляются в виде государственного контракта. Акту заключения контракта предшествует комплекс подготовительных работ, которые в силу логистических особенной государственного резерва носят перманентный характер, являясь составной частью повседневной деятельности органа государственного резерва. Такие работы в логистике именуются трансакционными.
По-существу, в состав трансакционных работ, кроме отбора поставщиков, входят проработка и обоснование качественных и количественных характеристики критериев Парето.
В связи с этим, Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий управление государственным резервом, выполняет следующие трансакционные работы:
— формирует предложения к проекту федерального бюджета на соответствующий год по структуре расходов системы государственного резерва;
— осуществляет отбор поставщиков материальных ресурсов в государственный резерв для заключения с ними государственных контрактов;
— при заключении государственных контрактов на поставку материальных ценностей в государственный резерв определяет конкретных получателей;
— рассматривает и согласовывает с поставщиками номенклатуру, объем, качество, цену и сроки поставки материальных ресурсов в государственный резерв;
— заключает или поручает заключить подведомственным территориальным органам государственные контракты на поставку материальных ресурсов в государственный резерв.
Кроме того, обеспечивает расчеты с поставщиками за материальные ресурсы, поставляемые в государственный резерв в соответствии с государственным контрактом.
Поставщики, занимающие доминирующее положение на товарном рынке, а также предприятия, в объеме производства которых государственный оборонный заказ превышает 70%, не вправе отказаться от заключения государственных контрактов на поставку материальных ценностей в государственный резерв. В случае их отказа от заключения государственных контрактов на поставку материальных ценностей в государственный резерв государственный заказчик и его территориальные органы могут обратиться в арбитражный суд с иском о привлечении этих поставщиков к заключению государственных контрактов.
Более того, при необоснованном уклонении поставщика от заключения государственного контракта поставщик уплачивает штраф в размере стоимости продукции, предусмотренной в проекте государственного контракта.
Поставки материальных ресурсов в государственный резерв являются поставками для федеральных государственных нужд.
В логистику запасов государственного резерва входят процедуры отпуска материальных ресурсов в народное хозяйство.
Федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, которым установлены мобилизационные задания, выдают в необходимых случаях предприятиям и организациям разрешения на заимствование до 30% имеющихся запасов материальных ресурсов мобилизационного резерва на срок до трех месяцев, если заимствование не произведено ранее и нет задолженности по возврату материальных ресурсов.
Выпуск в хозяйственный оборот материальных ресурсов в порядке заимствования осуществляется на основе контрактов, заключенных соответствующим органом управления государственным резервом и получателями.
За заимствование материальных ресурсов из государственного резерва устанавливается плата. Такая плата не является ценой в общеэкономическом смысле, поскольку не определяется путем переговоров как компромисс интересов субъектов коммерческой деятельности. Размер указанной платы определяется в одностороннем порядке федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление государственным резервом, исходя из стоимости заимствованных материальных ресурсов и не может превышать размер ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Рассматриваемые заимствования, по существу, представляют собой своеобразный кредит в натурально-вещественной форме.
Таким образом, логистика запасов государственного резерва включает следующие базисные функциональные блоки:
1. Планирование запасов в составе трансакционной деятельности;
2. Организация закупок материальных ресурсов для запаса;
3. Определение дислокации запасов в сетях складирования и хранения;
4. Мониторинг состояния запасов;
5. Обслуживание материальных ресурсов, находящихся в запасе;
6. Управление отпуском материальных ресурсов из запаса в народное хозяйство — разбронирование государственного резерва;
7. Организация транспортировки продукции в пункты хранения и из пунктов отпуска материальных ресурсов;
8. Материальное обеспечение действий по ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий.
Общая схема логистики запасов государственного резерва представлена на рис. 2.
Рис.2. Общая схема логистики запасов государственного резерва

В целом логистика запасов государственного резерва представляет собой научную дисциплину логистического цикла, которая изучает теорию и разрабатывает практический инструментарий планирования, формирования, обслуживания, разбронирования и отпуска в народное хозяйство материальных ресурсов, хранимых в пунктах их дислокации.
Согласно логистике, величина запаса государственного резерва должна определяться и регулироваться на основе экономически обоснованной нормативной запасоемкости. Фактическая величина запасоемкости служит индикатором экономического состояния страны, а поэтому должна исчисляться органами государственной статистики.
В целом логистика запасов государственного резерва представляет собой научную дисциплину логистического цикла, которая изучает теорию и разрабатывает практический инструментарий планирования, формирования, обслуживания, разбронирования и отпуска в народное хозяйство материальных ресурсов, хранимых в пунктах их дислокации.
Согласно логистике, величина запаса государственного резерва должна определяться и регулироваться на основе экономически обоснованной нормативной запасоемкости. Фактическая величина запасоёмкости служит индикатором экономического состояния страны, а поэтому должна исчисляться органами государственной статистики.
Показатели запаса государственного резерва представлены в табл. 2
Представленные показатели связаны между собой и, как того требует логистика, являются сбалансированными.
Все параметры запаса государственного резерва, включая запасоёмкость ВВП, являются макроэкономическими характеристиками. Поэтому сам процесс управления указанными запасами относится к макрологистическому менеджменту.
Макроэкономическая сущность запаса государственного резерва определяет его доминирующее свойство: такие запасы не омертвляют материальные ресурсы, ибо даже находясь в режиме ожидания, они постоянно «работают», т.е. они ждут экстренного случая для ввода в действие при ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Потоковая концепция проявляется также и в том, что материальные ресурсы государственного резерва в конечном счете попадают в народное хозяйство для потребления, создания новой продукции или восстановления нарушенных экономических пропорций. Логистика государственного запаса предусматривает также действия, направленные на поддержание общего рыночного равновесия.
Повседневная логистическая деятельность управляющей структуры государственного резерва направлена не только на выполнения всей совокупности необходимых функций и процессов, но также одновременно направлена на развитие и совершенствование инструментария логистики запасов государственного резерва.

Таблица 2
Показатели запаса государственного резерва
№ ппПоказателиЕд. изм.Содержание
1Величин запасамлн руб.Абсолютная величин максимального и среднего размеров запаса в стоимостном выражении.
2Запасоемкостькоп/руб.
%%
Величина запаса в коп, приходящаяся на 1 руб. ВВП или в %% от суммы ВВП.
3Доля неснижаемой части%%Относительная величина от среднего размера запаса, достаточная для выполнения срочных и первоочередных работ по ликвидации ЧС
4Комплектностьтыс. руб.Соблюдение соответствия номенклатурной структуры запаса установленным требованиям расходования материальных ресурсов в ЧС и других экстренных случаях
5Гибкость и маневренностьдниСвойство запаса изменять номенклатурную структуру и дислокацию за установленное время в соответствии с нуждами ЧС.
6ОперативностьминСпособность материальных ресурсов к срочному перераспределению между пунктами дислокации зависимости от нужд ЧС.
7ГотовностьминСпособность материальных ресурсов в кратчайший срок (теоретически: мгновенно) принять участие в ликвидации ЧС.
8ОборачиваемостьдниДлительность цикла от закладки запаса и до полного его обновления.

Важным общелогистическим направлением производственно-коммерческой деятельности является взаимодействие запасов государственного резерва и субъектов интегрированного рынка, в том числе предприятий-товаропроизводителей. При таком взаимодействии формируется цепь поставки с новыми характеристиками. Начальным звеном рассматриваемой цепи становится склад государственного запаса в стадии отпуска материальных ресурсов в народное хозяйство. Параметры выходного потока обладают своей спецификой и должны учитываться при выработке управляющих воздействий последующими звеньями цепи. В этом случае возникает необходимость в корректировке логистических концепций, прежде всего, концепции SCM — «Управление цепями поставок». Именно эта концепция определяет межорганизционную интеграцию звеньев цепи с источником ресурсов — запасом государственного резерва.
В целом применение логистики в управлении запасами государственного резерва способствует достижению синергетического эффекта.


Литература
1. Основы логистики / Под ред. В.В. Щербакова. — СПб.: Питер, 2009. — 432 с.
2. Плоткин Б.К., Гогин Д.Ю. Основы предпринимательской логистики. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2011. — 114 с.
3. Плоткин Б.К. Научно-практические вопросы логистики и управления цепями поставок. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2012. — 79 с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия