Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (45), 2013
ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ И УЧЕТ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Святкин М. Д.
аспирант кафедры экономического анализа эффективности хозяйственной деятельности
Санкт-Петербургского государственного экономического университета


Механизм управления интегрированной группой предприятий пищевой промышленности
В статье рассматриваются требования к организационно-экономическому механизму группы интегрированных предприятий пищевой промышленности. Раскрыты основные проблемы, связанные с объединением предприятий пищевой промышленности и возможности их решения
Ключевые слова: организационно-экономический механизм, промышленность, интеграция, управление
УДК 338.24:663/664; ББК У30(2)67я73   Стр: 77 - 78

Взаимодействие сторон в формате вертикально-интегрированной группы предприятий пищевой продукции (включая этап производства сельскохозяйственного сырья) диктует необходимость генерации механизма сбалансированного управления. Каждое звено интегрированной системы предполагает инновационную, производственную, трудовую, маркетинговую и финансовую активность. В связи с этим концепция управления пищевым производством вертикально-интегрированной группы рассматривается в комплексе различных методов управления. Она должна быть построена с учетом интересов заинтересованных сторон. Управленческие решения подлежат разработке и реализации, исходя из необходимости удовлетворения различных противоречивых требований сторон. Примерами противоречий выступают конфликты, связанные с разработкой пищевых продуктов для новых сегментов рынка. Производственное звено корпорации выдвигает повышенные требования к уровню качества и разработанности технологических инструкций, к тому же оно заинтересовано в экономии материальных и временных затрат на освоение выпуска продукции. Противоречия возникают между маркетинговыми подразделениями и подразделениями сельскохозяйственного и обрабатывающего направлений. Одни заинтересованы в постоянном обновлении и расширении ассортимента продаж, другие — в ограничении номенклатуры и увеличении длительности периода освоения пищевой продукции. Интересы отдельных подразделений группы многообразны и объективно являются следствием функциональных особенностей деятельности этих подразделений.
Отношения между заинтересованными сторонами возникают в ходе ресурсного обмена, когда каждая из сторон стремится оптимизировать собственные ресурсные условия. Планирование развития предприятий с учетом интересов заинтересованных сторон и обеспечение сбалансированности деловой активности предполагает разработку единых требований для разных структур и подразделений группы. В последующем происходит их ранжирование в зависимости от принятой стратегии и финансовых ресурсов группы. С учетом отмеченного назовем основные проблемы управления.
1. Большой объем работ по организации взаимодействия участников группы.
2. Возрастание степени неопределенности при получении результатов в процессе реализации производственного цикла, в том числе при внедрении инноваций.
3. Необходимость использования общегрупповых стандартов качества каждого бизнес-процесса, что повышает избирательность при формировании состава группы.
4. Определение экономических пропорций в группе с учетом выполнения стратегических интересов.
5. Разнонаправленность развития отдельных независимых участников интегрированной группы.
Существует потребность в создании специфического организационно-экономического механизма управления взаимодействием исследовательских, сырьевых, производственных, дистрибьюторских и других участников агропромышленного производственного цикла. Определяющими условиями управления функционированием вертикально-интегрированной группы пищевых товаропроизводителей являются:
— повышенные затраты производства по мере стабилизации работы в группе;
— учет возросшего объема потребности в ресурсах на ранних этапах формирования группы;
— возможность неполного использования производственной мощности отдельных участников группы;
— изменение структуры группы пищевого производства при стратегическом и тактическом планировании развития корпорации;
— необходима разработка многоуровневой системы мотивации участников проекта;
— обеспечение взаимодействия структурных единиц группы, что требует создания механизма, который обеспечивает условия достижения максимального синергетического эффекта.
При формировании развитии корпорации нарушается экономическое равновесие, достигнутое в производственной системе каждого участника до включения новых членов. Возникают условия, при которых не соблюдаются рациональные пропорции и соотношения, установленные для текущей деятельности самостоятельной хозяйствующей единицы. Возникает потребность определения новых экономических пропорций и соотношений, обеспечивающих допустимый уровень устойчивости единицы группы, функционирующей в условиях интеграции.
Учитывая проблемы и условия управления производственным циклом вертикально-интегрированной группы пищевых товаропроизводителей, целесообразно создать концептуальные положения организационно-экономического механизма управления.
Организация производств и реализации конечного пищевого продукта в интегрированной группе — это, с одной стороны, объективно необходимое условие развития зрелого крупного пищевого производства, а с другой — источник проблем, возникающих в ходе формирования интегрированной группы. В период формирования интегрированной группы возникает неравновесное состояние, способное привести к кризисному состоянию отдельного участника. В этих условиях целью механизма управления является обеспечение допустимого уровня устойчивости любого участника пищевого предприятия.
Под устойчивостью предприятия, интегрируемого в агропромышленную вертикально-интегрированную группу, подразумевается сохранение целостности, структурированности, ресурсной обеспеченности, функциональной результативности и доходности его основных бизнес-процессов. Важно определить индикаторы результативности интеграционных процессов, которые целесообразно использовать в механизме управления группой пищевых товаропроизводителей.
При формировании организационно-экономического механизма управления вертикально-интегрированными группами необходимо учитывать цикличность переходных процессов развития. В процессе интеграции взаимодействуют три цикла: технологический, организационный и продуктовый. Длительность этих циклов различна. Взаимодействие циклов приводит к появлению экономических колебаний индикаторов результативности интеграционных процессов. Это взаимодействие отражается на результативности основного бизнес-процесса группы и прежде всего на затратах ресурсов и времени. В процессе функционирования группы происходят преобразования технологических, организационных, маркетинговых бизнес-процессов интегрируемого предприятия. Механизм управления вертикально-интегрированными предприятиями пищевой промышленности подлежит обеспечению соответствующим механизмом, своевременно реагирующего на уровень колебаний отдельной структурной единицы группы.
Интеграция отдельных предприятий в единый производственный процесс находит отражение в механизме координации взаимодействия участников холдинга. При формировании механизма управления необходимо соблюдать:
— системообразующие бизнес-процессы находятся в компетенции головного предприятия;
— головная организация в процессе интеграции управляет потоком денежных средств и инвестиционных ресурсов;
— маркетинговая деятельность осуществляется головной организацией;
— контроль системы интересов и система мотивации участников группы осуществляется с учетом специфики деятельности отдельных участников.
Организационно-экономический механизм управления интегрированной группой должен предусматривать комплекс интересов заинтересованных сторон и возможность их удовлетворения. Пример перечня заинтересованных сторон в период формирования интегрированной агропромышленной группы представлен на рис. 1.
Рис. 1. Перечень заинтересованных сторон в период формирования интегрированной агропромышленной группы

Сбалансированность интересов комплекса способствует активизации синергетического эффекта совместного функционирования предприятий пищевого производства в форме вертикальной интеграции. В условиях неравновесного состояния необходимо установить допустимые экономические пропорции и соотношения использования ресурсного потенциала каждого участника группы, что позволит сохранить максимально возможную устойчивость каждого участника группы. Формируемый организационно-экономический механизм управления способен обеспечивать допустимые пропорции и соотношения в период развития холдинга.
Организационно-экономический механизм управления вертикально-интегрированной агропромышленной группой должен включать механизм планирования и контроля использования ресурсов в период своего формирования. Он способен обеспечить консолидированные затраты, учитывающие ресурсопотребление участников группы на основе установленных экономических пропорций и соотношений. Такой организационно-экономический механизм управления развитием вертикально-интегрированной группы будет способствовать решению следующих задач:
— разработке программы формирования и развития интегрированной группы, включающей определенное количество взаимосвязанных участников;
— созданию информационной базы и экономических моделей для принятия решений;
— периодическую оценку динамики консолидированного потребления ресурсов предприятиями группы;
— осуществлению координации работ по программе интеграции;
— усилению мотивации производственной деятельности участников вертикально-интегрированной группы.


Литература
1. Бараненко С.П., Шеметов В.В. Стратегическая устойчивость предприятия. — М.: ЗАО «Центрполиграф», 2004.
2. Гусаров Ю.В. Управление: динамика неравновесности. — М.: Экономика, 2003.
3. Управление корпоративными изменениями по критерию устойчивости / Под ред. Ю.П. Анискина. — 2-е изд., стер. — М.: Омега-Л, 2005.
4. Управление организацией: Учебник / Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2012.
5. Особенности мотивации персонала в период проведения изменений / Е.А. Сурков, Ю.П. Бойко, А.М. Лукашев // Мотивация и оплата труда. — 2005. — № 4.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия