Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (44), 2012
ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Беляков Г. П.
профессор кафедры организации и управления наукоемкими производствами
Сибирского государственного аэрокосмического университета им. академика М.Ф. Решетнева, (г. Красноярск),
доктор экономических наук

Кауп В. Э.
магистрант кафедры организации и управления наукоемкими производствами
Сибирского государственного аэрокосмического университета им. академика М.Ф. Решетнева, (г. Красноярск)


Развитие и стимулирование инновационной деятельности высших учебных заведений
В статье показана роль высшей школы в инновационном развитии экономики. Определены задачи, направления инновационной деятельности вуза и формирование вузовской инновационной инфраструктуры, раскрыты особенности создания малых инновационных предприятий при высших учебных заведениях. Названы основные проблемы мешающие развитию инновационной деятельности вуза
Ключевые слова: инновационная деятельность, высшее учебное заведение, инновационная инфраструктура, инновационное малое предприятие
УДК 658.1 (075)   Стр: 397 - 400

Главной составляющей модернизации отечественной экономики и устойчивого динамичного развития России является создание условий для реализации интеллектуального потенциала нации. Решение этой задачи, в первую очередь, определяется развитием научно-исследовательской и инновационной деятельности в сфере высшего профессионального образования. Поскольку знания в основном генерируются в системе образования, то состояние научной и инновационной деятельности в вузах оказывает большое влияние на развитие экономики государства. Переход на инновационную модель развития невозможен без модернизации системы высшего профессионального образования.
Роль высшей школы состоит, прежде всего, в содействии формированию инновационного пути развития отечественной экономики, то есть в активном участии вузов в становлении и развитии национальной инновационной системы.
Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. «Инновационная Россия–2020» выделяет ряд основных задач, которые связаны с развитием образовательной сферы:
— изменить людей, повысить их восприимчивость к инновациям, расширить класс инновационных предпринимателей, создать в обществе атмосферу терпимости к риску;
— повысить инновационную активность бизнеса и динамику появления новых инновационных компаний;
— сформировать сбалансированный сектор исследований [6].
В настоящее время современному вузу недостаточно заниматься только вопросами подготовки кадров и организацией научных исследований. Возникает острая необходимость в развитии инновационной деятельности. Для конкурентоспособности в основе развития вуза должны лежать новые схемы формирования инноваций, направленные на повышение адаптивных возможностей вуза к быстро меняющимся условиям внешней среды. Уделяя особое значение развитию исследовательской и инновационной деятельности, именно исследовательские университеты добились наибольших успехов и показали высокую эффективность в решении таких актуальных задач, как:
— совершенствование механизмов управления вузом на базе современных экономических инструментов;
— проведение фундаментальных и прикладных исследований, генерация новых знаний;
— создание наукоемких технологий на основе результатов исследований и внедрение их в производство;
— подготовка квалифицированных кадров для инновационной экономики, в том числе подготовка кадров высшей квалификации (кандидаты, доктора наук).
Каждый вуз в современных условиях рынка должен стремиться к созданию инновационной, конкурентоспособной, финансово эффективной структуры, активно взаимодействующей с внешними и внутренними партнерами и строго следующей своей стратегии развития. Это позволит достичь нового качества подготовки специалистов, определить практическую направленность обучения, обеспечить конкурентоспособные позиции в системе образования.
По мнению специалистов, возникла острая необходимость создания интегрированной социально-экономической системы взаимного партнерства между представителями высших учебных заведений, науки, бизнеса, государственной власти и общества.
В связи с этим деятельность российских высших учебных заведений должна быть основана на следующих фундаментальных принципах:
— единство научного и образовательного процессов и их направленность на экономическое и социальное развитие общества;
— выявление приоритетных направлений исследований, сосредоточение на них основных ресурсов, реализация полного инновационного цикла от научного исследования до создания готовой продукции;
— занятость студентов в научно-исследовательской и инновационной деятельности в ходе их работы в научно-образовательных комплексах и на малых инновационных предприятиях;
— привлечение студентов, магистрантов, аспирантов и соискателей к научно-исследовательской и инновационной деятельности;
— формирование и развитие на базе вуза инновационной инфраструктуры для продвижения и внедрения научно-практических разработок;
— интеграция науки и образования в международное сообщество, осуществление международных проектов, создание международных проектных групп.
Одним из основных направлений развития и стимулирования инновационной деятельности является создание инновационной инфраструктуры вузов.
Инновационная инфраструктура вуза состоит из: инновационных структур (бизнес-инкубаторы, технопарки, инновационно — технологические центры, учебно-деловые центры и др.); структурных подразделений вуза (управлений, отделов), управляющих разработкой, внедрением и коммерциализацией инновационных проектов на уровне вуза и на уровне отдельных образовательных программ, центров коллективного пользования [7].
Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2010 г. № 219 утверждено Положение о государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры, включая поддержку малого инновационного предпринимательства, в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования. В данном документе содержатся положения по поводу состава инновационной инфраструктуры, а так же появляющиеся возможности при ее создании.
Инновационная инфраструктура, обычно, состоит из четырех частей:
а) образование (специализированные кафедры, программы);
б) научно-производственные мощности (генерация разработок, создание прототипов, опытных образцов);
в) поддержка инновационной деятельности (сопровождение инновационных проектов, создание малых инновационных компаний, защита прав интеллектуальной собственности и т.д.);
г) управление инновационной деятельностью и собственно инновационной инфраструктурой.
Развитая инновационная инфраструктура при вузе открывает широкий спектр возможностей, таких как:
— получение дополнительных средств за счет коммерциализации научных разработок;
— сотрудничество с крупными компаниями и предприятиями;
— развитие научно-исследовательского потенциала;
— сохранять, растить и привлекать высококвалифицированные кадры.
— дополнительные возможности для студентов, аспирантов, молодых ученых поучаствовать в инновационном процессе на различных ролях — от разработчика до руководителя малым инновационным предприятием.
Выделяют некоторые особенности вузовских подходов к определению состава и задач инновационной инфраструктуры [8]. Это зависит от того, каким вуз видит свое будущее, какое направление и путь развития для себя избирает.
Для небольших и молодых вузов состав и функции инновационной инфраструктуры, как правило, определяются необходимостью решения вузом текущих вопросов, относящихся к области коммерциализации имеющихся результатов научно-технической деятельности. Объекты инновационной инфраструктуры создаются по формальным критериям, определенным 219-м постановлением и иными подобными актами. Управление сведено к реализации функций контроля и координации текущей деятельности. Назначение инновационной инфраструктуры при данном подходе заключается преимущественно в информационно-коммуникационном обеспечении текущей инновационной деятельности.
Для крупных университетов, имеющих историю и традиции, мощную научно-производственную базу, опыт взаимодействия с промышленностью и академической наукой инфраструктура является фундаментом для его стратегического развития. При данном подходе назначение инновационной инфраструктуры видится в поддержании и развитии научного и материально-технического потенциала вуза, инновационная инфраструктура понимается как одна из основ будущего развития самого вуза и строится в соответствии с планами такого развития.
Высшей стадией развития вуза является построение системы управления инновационными процессами, тонкая настройка внутренней инновационной среды и формирование внешней инновационной экосистемы вуза. В этом случае инновационная инфраструктура понимается уже не как набор элементов и объектов, в известном смысле внешних по отношению к основной структуре вуза, а как ее неотъемлемый и в значительной степени каркасный элемент. Главным результатом, в данном случае, является появление в вузе инновационной культуры.
Развитая инфраструктура высшего учебного заведения является не только важнейшим направлением развития и стимулирования инновационной деятельности вуза, но и главным фактором, поддерживающим предпринимательскую деятельность вуза, которая стала возможна, при принятии федерального закона № 217-ФЗ от 02.08.2009 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности», открывающего возможности создания малых инновационных предприятий (МИП) при вузах для реализации в дальнейшем инновационных разработок.
Малые инновационные предприятия — это предприятия, разрабатывающие и внедряющие в производство наукоемкие технологии и изделия. МИП являются важным компонентом научно исследовательской среды, поскольку выступают в качестве связующего звена между наукой и производством. Именно малые предприятия часто принимают на себя риск при разработке новых продуктов и технологий, превращении знаний в товар [9].
Формирование на базе вуза малого инновационного предприятия дает обеим сторонам ряд преимуществ. Так для высшего учебного заведения открываются следующие возможности:
— коммерциализации научных разработок, привлечения внебюджетных инвестиций;
— использования деятельности малого инновационного предприятия в образовательном процессе. На базе предприятия студенты могут проходить практику, выполнять курсовые и дипломные проекты;
— трудоустройства студентов и выпускников,
— дополнительного заработка сотрудников вуза;
— использования налоговых льгот при выполнении малыми инновационными предприятиями заказных НИОКР.
В свою очередь малые инновационные предприятия, созданные на базе вуза, имеют возможность:
— постоянного развития и совершенствования своей деятельности во взаимосвязи с проводимыми в вузе исследованиями и разработками;
— аренды помещений на льготных условиях, использования оборудования;
— привлечения высококвалифицированных сотрудников, ученых, а также аспирантов и студентов;
— получения юридических, бухгалтерских, маркетинговых и других консультационных услуг в подразделениях вуза.
Нормативно-правовое регулирование малых инновационных предприятий, основанных при бюджетных НИИ и вузах, продолжает совершенствоваться, и для них создаются более благоприятные, чем для других малых фирм, условия финансирования.
Предприятиям, созданным согласно Федеральному закону № 217-ФЗ, разрешается использовать упрощенную систему налогообложения (согласно Федеральному закону от 27.11.2010 г. № 310-ФЗ), в частности, платить 6% прибыли, получаемой предприятиями. Кроме того, согласно Федеральному закону от 16.10.2010 г. № 272-ФЗ они могут пользоваться льготами при выплате страховых взносов (в 2011–2017 гг. тариф страховых взносов для данных организаций составит 14%, в 2018 г. — 21%, в 2019 г. — 28%);
В соответствии с Федеральным законом от 08.05.2010 г. № 83-ФЗ бюджетным учреждениям предоставляется возможность внесения денежных средств, оборудования и иного имущества стоимостью до 500 тыс. руб. в качестве вклада в уставный капитал создаваемого хозяйственного общества.
Так же, изменения в законодательстве позволяют бюджетным учреждениям предоставлять в аренду хозяйственным обществам временно не используемые имущество и помещения без проведения конкурса и аукционов. При этом, согласно правилам заключения договоров аренды, при заключении таких договоров в отношении федерального имущества (за исключением имущества государственных академий наук) размер и порядок внесения арендной платы устанавливаются с соблюдением следующих условий: в первый год аренды — 40% размера арендной платы; во второй год аренды — 60% размера арендной платы; в) в третий год аренды — 80% размера арендной платы; г) в четвертый год аренды и далее — 100% размера арендной платы.
Благодаря законодательным нововведениям возможность создания МИП, в числе учредителей которых вузы или НИИ, стала более привлекательной и для крупных компаний. Они фактически получили в свое распоряжение новый способ оптимизации налогов для своих НИОКР путем выведения части из них в малое предприятие, создаваемое совместно с вузом или научной организацией. С одной стороны, это можно рассматривать как способ уклонения от налогов, однако, с другой стороны, если предприятие создано для разработки нужных компании продуктов и технологий, то такое содружество не только оптимизирует организацию проведения НИОКР, но и содействует формированию более тесных связей между наукой и бизнесом. Причем данные связи формируются добровольно, без специальных принудительных мер и действий со стороны правительства [10].
По данным статистики, с момента принятия закона о создании на базе вуза малых инновационных предприятий, в стране создано уже около полутора тысяч таких предприятий. Тем не менее, по результатам мониторинга, проводимого Министерством образования и науки РФ, лишь треть таких предприятий являются действительно работающими, а не созданными для отчетности перед министерством. Растущее число предприятий, образованных исключительно «для отчетности», остается проблемой.
По результатам анкетирования высших учебных заведений Российской Федерации к основным препятствиям эффективного развития инновационной деятельности на базе высших учебных заведений, относятся недостаточное финансирование (48%), отсутствие опыта маркетинга инноваций (46%) и непрофессиональное управление инновационными проектами и процессами (33%), а также низкая коммерческая эффективность научных разработок (33%). Так же отмечены: проблемы кадрового обеспечения и оплаты труда в вузах; проблемы нормативно-правовой базы и несовершенство законодательной базы, проблемы налогообложения; отсутствие спроса на отечественные инновации со стороны частного бизнеса [11].
Среди причин снижающих уровень инновационной деятельности вузов выделяют внешние и внутренние факторы.
К внутренним факторам в первую очередь относятся:
— низкий уровень инновационной активности преподавателей и научных работников, а также слабо развитый инновационный менеджмент;
— устаревшая материально-техническая база вузов, отсутствие опытных и экспериментальных производств;
— низкие темпы развития инновационной инфраструктуры вузов из-за недостатка площадей (с этой проблемой нередко сталкиваются инкубаторы при вузах и технопарки);
— слабость связей университетов с промышленностью, экономикой и социальной сферой региона.
К внешним факторам, могут быть отнесены:
● недостаточное развитие механизмов государственной поддержки малых инновационных предприятий при вузах;
● отсутствие системной и долгосрочной государственной поддержки объектов инновационной инфраструктуры (в первую очередь, центров трансфера технологий и технопарков).
На наш взгляд, к основным проблемам развития инновационной деятельности вуза также относятся:
— разработка механизмов взаимодействия высших учебных заведений и малых инновационных предприятий, позволяющих максимально эффективно использовать преимущества образовательного учреждения и МИПа;
— формирование стратегии развития и функционирования малых инновационных предприятий созданных на базе высших учебных заведений.
Поскольку, малые инновационные предприятия способны очень динамично и гибко реагировать на изменения, как потребительского спроса, так и на новые предложения и перспективы, открывающиеся на базе использования результатов исследований и разработок, они являются эффективным инструментом постоянного обновления всех элементов производственного процесса, обеспечения высокой конкурентоспособности продукции и услуг. Поэтому развитие и стимулирование данных предприятий должно являться приоритетным направлением государственной и региональной научно-технической, инновационной и экономической политики. Именно развитие деятельности малых инновационных предприятий создает условия для формирования инновационной системы, что приведет к конкурентоспособности, экономическому росту и улучшению уровня жизни страны.


Литература
1. Постановление Правительства Российской Федерации № 219 от 9 апреля 2010 г. «О государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования».
2. Федеральный закон № 217-ФЗ от 02.08.2009 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности».
3. Федеральный закон № 310-ФЗ от 27.11.2010 г. «О внесении изменения в статью 346.12 части второй налогового кодекса Российской Федерации».
4. Федеральный закон от 16 октября 2010 г. № 272-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» и статью 33 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) // http://base.garant.ru/12179503/ (24.05.2012 г.)
5. Федеральный закон от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» // http://www.consultant.ru/law/hotdocs/8869.html. (24.05.2012г.)
6. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. «Инновационная Россия-2020» http://www.economy.gov.ru (25.05.2012)
7. http://edu.inovat.ru (26.05.2012 г.)
8. Савеленок Е.А. Инновационная инфраструктура вуза: «Чтобы были студенты и школы» http://www.hse.ru/data/2012/01/20/1263715237/vst.pdf (30.06.2012 г.)
9. Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: Психолого-педагогические науки (теория и методика профессионального образования) http://bffsa.com/science/innovations/nauka_mip.aspx (30.06.2012 г.)
10. Из доклада Институт экономики переходного периода (ИЭПП) «Российская экономика в 2011 году. Тенденции и перспективы» (25.06.2012г.) http://www.finansy.ru/publ/zmt/markets/031innov.htm
11. Рыкова И.Н., Юрга В.А., Привалов А.И., Зимина Е.С. Оценка научно-исследовательской и инновационной деятельности высших учебных заведений Российской Федерации: Научный доклад. - М.: Финансовый ун-т, 2011. - 116 с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия