Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (44), 2012
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Бублик Н. Д.
профессор кафедры экономики, менеджмента и маркетинга Уфимского филиала
Финансового университета при Правительстве РФ,
доктор экономических наук

Шарипова Л. К.
преподаватель кафедры финансов и кредита Уфимского филиала
Финансового университета при Правительстве РФ

Чувилин Д. В.
старший преподаватель кафедры финансов и кредита Уфимского филиала
Финансового университета при Правительстве РФ,
кандидат экономических наук


Проблемы и пути развития жилищно-коммунального хозяйства региона
В статье рассмотрены основные факторы, сдерживающие процессы инновационного развития системы жилищно-коммунального хозяйства. Предложены основные направления решений этой проблемы: повышение самоорганизации потребителей жилищно-коммунальных услуг, совершенствование процессов разработки целевых программ развития жилищно-коммунального хозяйства и тарифного регулирования, а также кадрового обеспечения процессов инновационного развития комплекса
Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, инновационное развитие, программа модернизации, тарифное регулирование, самоорганизация, кадровое обеспечение
УДК 338.26; ББК 65.05   Стр: 295 - 298

Постановка проблемы необходимости инновационного развития системы жилищно-коммунального хозяйства.
Высокий уровень износа жилищного фонда и технических систем его обеспечения, низкий уровень собираемости платежей, рост тарифов и недовольство населения — вот далеко не полный перечень проблем, с которыми сегодня ассоциируется жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ). При этом наиболее значимой проблемой на сегодня, безусловно, является рост стоимости услуг в сфере ЖКХ (рис. 1).
Рис. 1. Индекс роста стоимости коммунальных услуг в 2002–2011 гг.

В период 2002–2010 гг. по данным Госкомстата РФ индекс роста стоимости коммунальных услуг более чем в 3 раза превысил индекс роста стоимости всех товаров и услуг и более чем в 2,7 раза — индекс роста стоимости бензина. Доля жилищно-коммунальных услуг в структуре платных услуг населения в РФ составляет более 26%.
Актуальность модернизации и реформирования жилищно-коммунального комплекса (ЖКК) последние два десятилетия не вызывает сомнения не только у специалистов, но и большей части населения страны. Недостаточный уровень благоустройства жилищного фонда, низкий уровень надежности систем коммунальной инфраструктуры, высокие потери ресурсов, снижение доступности коммунальных услуг, несоблюдение стандартов раскрытия информации, все эти факторы на протяжении многих лет определяют социальные, экологические, политические и прочие проблемы функционирования комплекса, сдерживающие социально-экономическое развитие территорий и вносящие элемент нестабильности в общественную жизнь. Высокая социально-экономическая значимость ЖКХ предопределяет ряд критически важных следствий его неэффективного функционирования, связанных как с социальным недовольством относительно соотношения качества и стоимости жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ), финансовой неэффективностью (рис. 2) и техногенными авариями, а также слабой обеспеченностью развития территорий необходимой инфраструктурой.
Рис. 2. Динамика рентабельности активов по видам деятельности

Во многом это объясняется сложностью и противоречивостью интересов потребителей, организаций ЖКХ, инвесторов. Потребители недовольны работой организаций ЖКХ, организации ЖКХ сетуют на низкую собираемость платежей, высокую себестоимость предоставления коммунальных ресурсов и обслуживания жилищного фонда, нехватку инвестиций (см. рис. 3).
Несмотря на значительную долю основных фондов коммунального хозяйства в экономике удельный вес инвестиций в эту сферу не превышает 9% по отдельным видам экономической деятельности. А по таким видам деятельности как «сбор, очистка и распределение воды» и «сбор сточных вод, отходов и аналогичная деятельность» не превышает 1% от общего объема инвестиций в экономику РФ. Инвесторы не вкладывают средства в ЖКХ из-за низкой привлекательности, недостаточной эффективности и высокого риска инвестиций. С каждым годом ситуация в ЖКХ усугубляется, узел противоречий все туже затягивается, становится очевидным, что простого решения данной проблемы нет. Объемные государственные вливания в капитальный ремонт и расселение ветхого и аварийного жилищного фонда последних лет в этой ситуации являются необходимыми для обеспечения приемлемых условий проживания миллионов россиян. Тем не менее, без комплексного подхода к развитию жилищно-коммунального комплекса эффективность бюджетных расходов и проводимых преобразований остается невысокой. Об этом в частности говорится в Концепции федеральной целевой программы «Комплексная программа реформирования и модернизации жилищно-коммунального хозяйства до 2020 года».
Рис. 3. Доля экономических видов деятельности, относящихся к коммунальному хозяйству в общем объеме инвестиций в экономику РФ

Существующая практика решения проблем развития ЖКХ
В нашей стране накоплен колоссальный опыт применения системного подхода к обоснованию развития социально-экономических систем, который использовался как в процессе территориального планирования, так и в процессе создания и развития сложных наукоемких отраслей, в том числе космической, авиационной промышленности, атомной энергетики. Возникает справедливый вопрос, почему комплексный подход, удачно реализованный в других сферах деятельности, до сих пор не может эффективно использоваться в сфере производства и потребления жилищно-коммунальных услуг?
На наш взгляд, ответ на этот вопрос следует искать в системе целеполагания и мотивации участников рынка жилищно-коммунальных услуг, в том числе населения, управляющих компаний, ресурсоснабжающих организаций и органов местного самоуправления. Из теории известно, что для успешной организации процесса развития субъект должен четко представлять цель, быть мотивированным на ее достижение и знать свои возможные действия. Следует признать, что в настоящее время перечисленные условия управляемого развития ЖКХ отсутствуют. В частности, не сформирована стройная система целей на основе баланса интересов всех участников, в процессе подготовки программ развития ЖКХ. Организации коммунального комплекса стремятся усилить свое монопольное положение в управлении инфраструктурой, а население и управляющие компании (за редким исключением) вообще не участвуют в этом процессе. Муниципальные власти, не имея в большинстве случаев стратегических планов развития городов и районов, и как следствие, видения будущей потребности в жилищно-коммунальных услугах и условий их предоставления, с трудом реализуют функции «балансирования» интересов.
Цели развития ЖКХ должны быть направлены на удовлетворение потребностей населения, то есть вытекать из целей развития муниципалитетов. На практике же часто стратегии развития городов и программы развития ЖКХ несбалансированны и разрабатываются независимо друг от друга, и как следствие, не соответствуют (в лучшем случае, а в худшем — противоречат) по целеполаганию, по поставленным задачам, по выполняемым мероприятиям. И как результат, разрозненные действия по реализации программ ЖКХ и города. В этом случае, конечно, ни о каком эффекте синергии речи быть не может.
Качественный скачок в развитии ЖКХ возможен только при реализации четкой, обоснованной стратегии на долгосрочную перспективу. Применяемый в настоящее время инструментарий не в состоянии решить проблемы ЖКХ, так как ориентируется на методы преимущественно качественного анализа и оценки, использует экспертные или эмпирические инструменты моделирования процессов развития, которые не позволяют в должной мере рационально структурировать проблемы, сформировать альтернативные варианты развития и оценить их последствия.
Зарубежный и передовой отечественный опыт стратегического управления сложными объектами, к которым относится и ЖКХ, включает множество методов и инструментов количественного анализа и планирования, среди которых можно выделить методы сбалансированной системы показателей (ССП), адаптивного программно-целевого подхода (ПЦП) и риск-менеджмента. Именно переход на интегральное использование современных методов разработки программ развития позволит, на наш взгляд, обеспечить соответствие используемого инструментария той сложности и совокупности проблем функционирования ЖКХ, о которых было сказано выше [5].
Многолетний опыт специалистов Уфимского филиала Финансового университета при Правительстве РФ в разработке производственных и инвестиционных программ (разработано около 20 программ) показал, что используемый подход позволяет найти оригинальные инновационные управленческие и технические решения со сроком окупаемости инвестиций до 2 лет и повысить эффективность использования совокупности ресурсов до 20% по сравнению с традиционными способами разработки программ [1].

Основные направления развития ЖКХ
Исходя из опыта разработки комплексных программ развития коммунальной инфраструктуры, можно сформулировать шесть основополагающих, на наш взгляд, направлений, без реализации которых сложно представить эффективное формирование стратегии развития ЖКХ региона и отдельных муниципальных образований:
1. Развитие системы самоорганизации потребителей жилищно-коммунальных услуг.
2. Совершенствование системы тарифного регулирования.
3. Развитие государственно-частного партнерства.
4. Модернизация и повышение энергоэффективности объектов жилищно-коммунального комплекса.
5. Модернизация системы начисления, сбора и расходования средств населения за жилищно-коммунальные услуги.
6. Кадровый менеджмент в системе управления жилищно-коммунальным комплексом.
Перечисленные направления развития жилищно-коммунального хозяйства, несмотря на то, что должны рассматриваться в контексте конкретных условий отдельных муниципальных образований, являются типовыми для регионов в целом.
В связи с этим целесообразным становится координация разработки и реализации направлений инновационного развития на региональном уровне [6], что обеспечит ряд экономических выгод по сравнению с разрозненной разработкой и реализацией программ комплексного развития муниципальных образований. Основные направления комплекса координирующих мер должен быть следующими:
— разработка типовых и новых технических, организационных и управленческих решений создает возможность использования эффекта масштаба и сокращения удельных капитальных вложений на их реализацию;
— создание единого координирующего звена обеспечивает единство целей, задач и направлений развития ЖКК;
— централизация ресурсов на реализацию программ инновационного развития позволяет создать систему ответственности и стимулов повышения эффективности их использования;
— участие региональной власти значительно расширяет возможности привлечения частного капитала и развития государственно-частного партнерства.
В связи с вышеизложенным, на первом этапе внедрения интегрального подхода необходимо активизировать инициативу собственников жилья в процессах управления комплексом и усилить роль факторов самоорганизации в эксплуатации жилищного фонда и содержании придомовых территорий.
Концептуальной основой, формирующей систему ценностей, целей и мотивации граждан в условиях рыночной экономики может стать стоимостно-ориентированный подход к управлению жилищным фондом, при котором процесс его эксплуатации и предоставления жилищно-коммунальных услуг должен рассматриваться не просто как некий набор услуг имеющих стоимость, определенную на основе затрат управляющей организации, а как процесс сохранения и приращения рыночной стоимости имущества собственников жилья. Именно от того, насколько увеличивается (сохраняется) благосостояние собственников должна зависеть стоимость услуг и норма прибыли управляющей организации. Развитие стоимостного подхода позволит сформировать не только условия развития конкурентных отношений между управляющими компаниями, но и экономические стимулы углубления самоорганизации населения.
Следующим шагом должна стать система учета (а затем и планирования) коммунальных ресурсов и автоматизации управления процессом их выработки, транспортировки и распределения. Повсеместное оснащение общедомовыми приборами учета жилищного фонда во исполнение федерального закона «Об энергосбережении» является необходимым, но недостаточным шагом для четкого распределения сфер ответственности и потерь коммунальных ресурсов между участниками рынка. Только создание системы комплексного учета ресурсов от момента их выработки, транспортировки, распределения и потребления на базе автоматизированных систем контроля и учета энергоресурсов (АСКУЭ) позволит заложить основу четкого понимания действий по модернизации коммунальной инфраструктуры, развития энергосбережения и вовлечения в этот процесс управляющих компаний и населения.
Параллельно с организацией АСКУЭ встает вопрос о совершенствовании тарифного регулирования организаций коммунального комплекса. В настоящее время, используя официальную статистическую информацию, не трудно заметить, что тарифы на услуги водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения по муниципальным образованиям Республики Башкортостан могут отличаться до 10 раз. Отчасти это объясняется объективными факторами: природно-географическими условиями, износом инфраструктуры, рассредоточением потребителей и проч., но, по экспертным оценкам, до 50% этой разницы связано с субъективными причинами, в том числе эффективностью управления [4]. В связи с этим актуальным вопросом является формирование системы мониторинга тарифов на коммунальные услуги в разрезе муниципальных образований субъектов РФ, с помощью которой можно нивелировать объективные причины роста тарифов и выявить те объекты, потенциал повышения эффективности эксплуатации которых наиболее высок. Успешный опыт разработки и использования таких экспертных систем Уфимским филиалом Финансового университета при Правительстве РФ апробирован в сфере налогового контроля и планирования выездных проверок налогоплательщиков [2, 3]. Его целесообразно применить и в области ЖКК.
Разработка методов долгосрочного тарифного регулирования позволит существенно снизить инвестиционные риски отрасли и станет исходным пунктом привлечения частного капитала в коммунальную сферу на условиях государственно-частного партнерства.
При развитии рыночных методов управления жилищным фондом, новых подходов к учету ресурсов, тарифообразованию и расчетов за жилищно-коммунальные услуги появляется потребность в подготовке кадров для обеспечения эффективной работы комплекса в новых условиях. При этом формируются новые требования к качеству обучения, которое должно обеспечить распространение и реализацию комплексного подхода к реформированию и модернизации жилищно-коммунального хозяйства. Традиционный подход к обучению с преобладанием теоретических и обзорных лекций должен быть заменен, проблемно-ориентированным подходом, который на основе использования активных методов обучения позволит слушателям сформировать компетенции по управлению развитием комплекса на всех уровнях управления, начиная от собственников жилья и закачивая органами местного самоуправления.
Безусловно, переходя на новые методы управления развитием ЖКХ, нельзя не использовать положительный опыт применения комплексного подхода к развитию ЖКХ, который накоплен в республике за последние годы. Например, в Дюртюлинском районе уже сейчас разработана и начинает внедряться программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры до 2020 года во многом учитывающая названные проблемы и обеспечивающая достойный уровень социально-экономической эффективности. Успешный опыт разработки и реализации программ в сфере ЖКХ также есть и в других городах и районах республики (г. Уфа, г. Бирск, г. Туймазы, г. Белебей).
Таким образом, теоретическая база и практический опыт специалистов республики дают основания полагать, что при соответствующей организации и инновационном использовании комплексного подхода неразрешимых проблем (даже в такой сложной сфере как жилищно-коммунальное хозяйство) не существует.


Литература
1. Бублик Н.Д., Ситников А.А., Чувилин Д.В. Проблемы разработки программ развития коммунального комплекса и пути их решения. — Уфа, 2011.
2. Букаев Г. И., Бублик Н.Д., Горбатков С.А., Сатаров Р.Ф. Модернизация системы налогового контроля на основе нейросетевых информационных технологий. — М.: Наука, 2011.
3. Модернизация налогового контроля (модели и методы) / Под ред. А.Н. Романова. — М.: ИНФРА-М: Вузовский учебник, 2010.
4. Романов А.Н., Бублик Н.Д., Лукина И.И., Чувилин Д.В., Шарипова Л.К. Формирование системы тарифного регулирования на основе экономико-математического моделирования параметров деятельности организаций жилищно-коммунального комплекса //Вестник Финансового университета при Правительстве РФ. — 2012. — № 4 (70).
5. Чувилин Д.В. Методологические основы разработки программ развития жилищно-коммунального комплекса // Экономика и управление: научно-практический журнал. — 2010. — № 3. — С. 118–124.
6. Чувилин Д.В. Организационно-финансовый механизм поддержки модернизации систем коммунальной инфраструктуры // Экономические науки. — 2011. — № 74. — С.161–164.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия