Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (44), 2012
ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА. БЮДЖЕТНОЕ, ВАЛЮТНОЕ И КРЕДИТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ, ИНВЕСТИЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ
Ангархаева В. В.
аспирант кафедры налогов и налогообложения
Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления (г. Улан-Удэ)


Бюджетно-налоговое планирование на основе оценки налогового потенциала
(на примере Республики Бурятия)
В статье показана необходимость бюджетного планирования с помощью оценки налогового потенциала. Дана характеристика методических подходов для расчета налогового прогнозирования. В настоящей работе применены некоторые методы расчета на практике и дана их оценка с учетом предложений
Ключевые слова: бюджетно-налоговое планирование, государственный бюджет, прогнозирование, планирование, налоговый потенциал
УДК 332.144   Стр: 202 - 204

В современных условиях стабильность экономики страны и ее финансового благополучия во многом зависит от бюджетно-налоговой политики государства. К числу наиболее значимых форм государственного регулирования следует отнести бюджетно-налоговое регулирование, где конечной целью является создание условий для роста налоговых поступлений в бюджет страны.
Бюджетно-налоговое планирование представляет собой комплекс мер, посредством которых государство осуществляет регулирование экономических процессов с помощью налоговых инструментов. Регулирование налоговых ставок, предоставление налоговых льгот, налоговых кредитов и т.д. влияют на процессы инвестирования, структурные сдвиги в экономике.
По мнению Г.П. Журавлевой бюджет государства является мощным рычагом государственного регулирования экономики, воздействия на хозяйственную конъюнктуру, а также осуществления антикризисных мероприятий. Бюджет современного государства представляет собой сложный, многоплановый документ, отражающий все многообразие его функций, иными словами государственный бюджет — это годовой план государственных расходов и источников их финансового покрытия, т.е. доходов [1].
Таким образом, основой бюджетно-налогового планирования является прогнозирование на определенный момент времени экономически обоснованных и максимально возможных налоговых доходов.
В общем смысле под прогнозом понимается научно обоснованное описание возможных состояний объектов в будущем, а также альтернативных путей и сроков достижения этого состояния. Процесс разработки прогнозов называется прогнозированием — предвидением, предсказанием [2].
С точки зрения С.В. Барулина, Е.А. Ермаковой и В.В. Степаненко методом государственного налогового планирования служит оценка соотношения налогового потенциала с фактическими поступлениями налогов и определение на этой основе объемов и структуры поступлений налогов в бюджетную систему в планируемом периоде [3].
На сегодняшний день, оценке налогового потенциала посвящено множество научных публикаций и в то же время нет единых подходов как к его расчету, так и к толкованию данного понятия, поскольку проведенное исследование показало огромный разброс точек зрения.
В общепринятом понимании «налоговый потенциал» — это предельно возможный объем налогов, сборов и других обязательных платежей, рассчитанных по законодательно утвержденным ставкам и предназначенных для зачисления в бюджетную систему [4].
Рассмотрим методики расчета налогового потенциала, как одного из методов бюджетного планирования.
С.И. Ислямутдинов выделяет три группы методов оценки налогового потенциала:
1. Аддитивные методы. С помощью данных методов налоговый потенциал, возможно, рассчитать в следующих формализованных видах:
а) НП = НД + Р, где НП — налоговый потенциал, НД — налоговые доходы, Р — резервы увеличения налоговых поступлений;
б) НП = k * НД, где k — корректировочный коэффициент;
в) Репрезентативная налоговая система. Ключевым моментом данного способа расчета является концепция о величине налоговых поступлений, которую собрал регион, если бы прилагался средний по стране уровень фискальных усилий [5]. Для оценки налогового потенциала предполагается формула:

где Нi — начисления по i-му налогу в регионе;
Пij — поступления i-го налога в j-ом регионе;
Нij — начисление i-го налога в j-ом регионе.
Указанную формулу, можно, преобразовать, т.е. в целом налоговый потенциал будет равняться сумме налогового потенциала по основным видам налогов:

где Ксобi — коэффициент собираемости i-го налога, где данный коэффициент определяется

Пi — фактические поступления i-го налога в текущем периоде;
Нi — сумма начислений i-го налога в текущем периоде.
Это формула будет применима на практике в целях прогнозирования налоговых поступлений, налогового потенциала в узком смысле как экономического показателя, т.е. максимально возможную сумму поступлений налогов и сборов, исчисленных в условиях действующего законодательства [6].
Итак, по преобразованной формуле рассчитаем налоговый потенциал на примере Республики Бурятия. В табл.1 приведена динамика начисленных и поступивших сумм налоговых платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации Республики Бурятия за 2008–2011 гг. в разрезе основных налогов.
Из данной таблицы видно, что доля перечисленных налогов составляют более 99% от общей суммы начисленных и поступивших налоговых платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации (КБ РФ).
В табл.2 просчитан коэффициент собираемости в разрезе каждого налога по вышеуказанной формуле:

Таблица 1
Динамика налоговых платежей в КБ РФ по основным налогам за 2008–2011 годы
Динамика налоговых платежей, в тыс.руб.2008 год2009 год2010 год2011 год
начисленопоступилоначисленопоступилоначисленопоступилоначисленопоступило
ВСЕГО Консолидированный бюджет РФ (без ЕСН)17 448 23418 265 97017 655 83018 019 35417 143 48617 683 21122 048 76521 728 610
Налог на прибыль организаций3 985 8924 220 5603 599 4083 523 0843 735 1743 649 7826 629 0606 232 113
НДФЛ6 341 2577 069 4976 807 0937 485 4997 527 1668 037 4568 325 0468 750 687
НДС2 781 3892 757 1673 203 9412 703 6801 370 6071 552 8462 258 1281 637 455
Акцизы1 117 4121 106 691944 542941 631986 761986 3461 143 2381 143 344
НИФЛ (налог на имущество ФЛ)13 19914 01619 71616 95924 59420 1254 4459 988
НИО (налог на имущество ор-ганизаций)927 552938 2031 055 1871 050 652989 788956 0901 090 0281 091 601
ТН (транспортный налог)146 028126 324175 187159 070204 528178 297194 722192 193
ЗН (земельный налог)353 575368 173518 606528 671530 187518 886270 541525 657
НДПИ321 866319 835423 482421 223524 267531 525707 752701 034
ВН (водный налог)297 108296 910174 966172 65123 65225 88123 89322 503
УСНО681 518576 103266 718524 874724 661664 581869 840789 462
ЕНВД400 508356 987424 930376 827456 786408 318462 146452 197
ЕСХН3 3282 9024 0874 7565 2924 5688 4267 628
ИТОГО по основным налогам17 370 63218 153 36817 617 86317 909 57717 103 46317 534 70121 987 26521 555 862
Доля в общем объеме, %99.699.499.899.499.899.299.799.2

Таблица 2
Коэффициент собираемости за 2008–2011 гг.
Коэффициент собираемости, в %2008 год2009 год2010 год2011 год
ВСЕГО Консолидированный бюджет РФ (без ЕСН)104,7102,1103,198,5
Налог на прибыль организаций105,997,997,794,0
НДФЛ111,5110,0106,8105,1
НДС99,184,4113,372,5
Акцизы99,099,7100,0100,0
НИФЛ (налог на имущество физических лиц)106,286,081,8224,7
НИО (налог на имущество организаций)101,199,696,6100,1
ТН (транспортный налог)86,590,887,298,7
ЗН (земельный налог)104,1101,997,9194,3
НДПИ99,499,5101,499,1
ВН (водный налог)99,998,7109,494,2
УСНО84,5196,891,790,8
ЕНВД89,188,789,497,8
ЕСХН87,2116,486,390,5

Таблица 3
Сравнительный анализ налогового потенциала с фактическим поступлением
Сравнительный анализ
(тыс. руб.)
2009 год2010 год2011 год2012 год
НПФАКТоткл., %НПФАКТоткл., %НПФАКТоткл., %НП
Налог на прибыль организаций4 220 5603 523 08483,53 523 0843 649 782103,63 649 7826 232 113170,86 232 113
НДФЛ7 069 4977 485 499105,97 485 4998 037 456107,48 037 4568 750 687108,98 750 687
НДС2 757 1672 703 68098,12 703 6801 552 84657,41 552 8461 637 455105,41 637 455
Акцизы1 106 691941 63185,1941 631986 346104,7986 3461 143 344115,91 143 344
НИФЛ (налог на имущество физических лиц)14 01616 959121,016 95920 125118,720 1259 98849,69 988
НИО (налог на имущество организаций)938 2031 050 652112,01 050 652956 09091,0956 0901 091 601114,21 091 601
ТН (транспортный налог)126 324159 070125,9159 070178 297112,1178 297192 193107,8192 193
ЗН (земельный на-лог)368 173528 671143,6528 671518 88698,1518 886525 657101,3525 657
НДПИ319 835421 223131,7421 223531 525126,2531 525701 034131,9701 034
ВН (водный налог)296 910172 65158,1172 65125 88115,025 88122 50386,922 503
УСНО576 103524 87491,1524 874664 581126,6664 581789 462118,8789 462
ЕНВД356 987376 827105,6376 827408 318108,4408 318452 197110,7452 197
ЕСХН2 9024 756163,94 7564 56896,04 5687 628167,07 628
ИТОГО18 153 36818 019 35499,317 909 57717 683 21198,717 534 70121 728 610123,921 555 862


Далее в табл.3 рассчитан налоговый потенциал для каждого налога и проведен его сравнительный анализ с фактическим поступлением:
В результате проведенного анализа видно, что отклонение фактического поступления от прогноза налогового потенциала за 2009 г. составило 99,3%, 2010 г. — 98,7%, давшее минимальное отклонение 0,7% и 1,3% соответственно. В то же время, результат отклонения за 2011 г. наихудший — фактические поступления на 23,9% больше от прогноза налогового потенциала. Основная причина связана с тем, что по сравнению с 2010 г. в 2011 г. начисления и поступления по налогу на прибыль организаций возросли более чем в 1,7 раза.
2. Регрессионный анализ. Метод регрессионного анализа позволяет количественно описать зависимость между исследуемой переменной и одной или несколькими независимыми переменными. Основная расчетная формула будет выглядеть следующим образом:
НП = а0 + а1х1 + а2х2 +...+ anxn + ε
а0 — свободный член;
а1, а2, ...an — коэффициенты уравнении регрессии;
х1, х2, ...xn — факторы характеризующие налоговую базу;
ε — стохастическая составляющая, которая интегрирует влияние неучтенных факторов.
Преимуществом данного метода является возможность осуществлять прогнозные расчеты на краткосрочном и среднесрочном временном интервале.
3. Структурный метод определения НП региона, разработанный Министерством финансов РФ в рамках создания системы распределения дотаций из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ.
И.В. Горский выделяет 3 способа расчета налогового потенциала [7].
1. Метод прямого счета представлен следующей формулой:

НПР — налоговый потенциал региона;
n — количество налогов;
НБ — налоговая база налога;
t — ставка (предельная ставка) i-налога в процентах.
При проведении расчета используются фактические, а не предельные ставки налогов.
2. Упрощенный метод. Его суть состоит в использовании данных статистического налогового отчета по форме № 5-НБН. Итак, по 10 налогам, для которых отчет № 5-НБН дает точную налоговую базу, составляют 90% всех налоговых доходов региона. Следовательно, можно сделать дооценку потенциала следующим методом: все налоговые поступления региона принимаем за 100 усл. ед.; налоговый потенциал по 10 налогам формы № 5-НБН примем за 98 единиц, тогда общий налоговый потенциал будет равен:
НП = 100 * 98/90 = 109 усл. ед.
Хотелось бы отметить, что в настоящее время статистиче­ский налоговый отчет по форме № 5-НБН не формируется уже более 8 лет. Сегодня необходимо ориентироваться на стати­стические налоговые отчеты с индексом пять о налогооблагаемой базе в разрезе налогов, удельный вес которых наиболее весом. Так, например, статотчет по форме № 5-П — отчет о налоговой базе и структуре начислений по налогу на прибыль организаций.
3. Фактический метод.
НП = Ф + З +Л
Ф — фактические поступления налогов;
З — прирост задолженности за отчетный период;
Л — сумма налога, приходящаяся на региональные и местные льготы.
Недостатком данного метода является то, что он хорошо применим только по тем периодам, по которым уже фактически сложились данные за прошлые периоды, т.е. известны поступления, прирост задолженности и льготы. Для оценки налогового потенциала на будущие периоды по указанному методу возможно с применением аналитического показателя за несколько лет такого, как среднего абсолютного прироста, который характеризует обобщающую скорость изменения исследуемого показателя во времени. Таким образом, данный метод расчета на будущие периоды может быть представлен в следующем виде:

где Фn, Фı — конечный (n) и начальный (1) уровни ряда динамики фактических поступлений;
Зn, Зı — конечный и начальный ряд динамики прироста задолженности;
Лn, Лı — конечный и начальный ряд динамики налоговых льгот.
Однако, при таком подходе прогнозного расчета налогового потенциала, будущие периоды необходимо рассчитывать при сопоставимых условиях, поскольку динамика развития близка к линейному и не будет учитывать изменения в бюджетном и налоговом законодательствах, но как один из вариантов просчета возможно его применение на практике.
Проведенный анализ подходов оценки налогового потенциала позволил синтезировать некоторые методики расчета в формализованных видах и в практической работе. Также исследование методик прогноза налогового потенциала показало большое их разнообразие, где необходимо комбинированное, преобразованное применение и использование других методов. Изучение налогового потенциала как метода бюджетно-налогового планирования необходимо, поскольку от его состояния зависит финансовое благополучие страны и экономики в целом.


Литература
1. Журавлева Г.П. Экономика. — М.: Юристь, 2001. — 574с.
2. Дуброва Т.А. Прогнозирование социально-экономических процессов. — М.: Маркет ДС, 2007. — 192 с.
3. Барулин С.В., Ермакова Е.А., Степаненко В.В. Налоговый менеджмент. — М.: Омега-Л, 2008. — 269с.
4. Слепнева Л.Р., Дондоков З.Б-Д., Хантаева Н.Л. Сравнительная характеристика методических подходов к оценке налогового потенциала: Матер. межрегион. науч.-практ. конф. — Улан-Удэ: Изд. ВСГУТУ, 2011.
5. Ислямутдинов С.И. Налоговый потенциал территории: методологические аспекты формирования и использования. — Самара. 2007.
6. Архипцева Л.М. Налоговый потенциал: теоретические и практические аспекты использования в планировании налоговых поступлений // Налоги и налогообложение. — 2008. — №7.
7. Горский И.В. Налоговый потенциал в механизме межбюджетных отношений // Финансы. — 2002. — №6.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия