Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (44), 2012
ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Ченченко Д. А.
аспирант кафедры менеджмента Красноярского государственного торгово-экономического института
Суслова Ю. Ю.
профессор кафедры экономики и планирования
Красноярского государственного торгово-экономического института,
доктор экономических наук


Правовое обеспечение институциональной устойчивости предпринимательства в рыночной инфраструктуре
В статье рассмотрены основные мероприятия, целью которых является обеспечение институциональной устойчивости предпринимательских структур инфраструктуры рынка. Произведен анализ основных положений Федерального Закона № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». Доказана необходимость развития социального потенциала города через призму предпринимательских структур
Ключевые слова: институциональная устойчивость, государственное регулирование, торговая деятельность, социальный потенциал города, инфраструктура рынка торговых услуг
УДК 338.49; ББК 65.29   Стр: 187 - 190

Для каждого региона комплекс мер по обеспечению устойчивости предпринимательской инфраструктуры, прежде всего, должен соответствовать необходимым потребностям и учитывать интересы всех участников рынка. Какую работу необходимо провести в системе муниципального управления? Стратегия развития города содержит меры по реализации экономической политики и развитию отдельных отраслевых рынков в его экономике.
Главная цель стратегии территориального развития — создание условий для укрепления базы экономики региона в целом. Стратегии трансформации рынков всех уровней (национальных, региональных, отраслевых) направлены на преодоление низкого уровня платежеспособного спроса, сокращение разрыва между внутренними и мировыми ценами на аналогичные товары, и повышение качества экономической среды. Это необходимо для политических аспектов и безопасности государства. Для реализации поставленных задач нужно создать эффективный рынок страны, который оптимален для развития каждого региона, а также развитую инфраструктуру, обеспечивающую эффективное функционирование процесса воспроизводства. Схема взаимодействия основных сфер экономики, характеризующих развитие инфраструктуры, представлена на рис.1 [2, 3].
Рис. 1. Схема взаимодействия основных сфер экономики, характеризующих развитие инфраструктуры

Главным направлением развития Красноярского края является увеличение социального потенциала города, которое подразумевает оптимальное удовлетворение потребностей населения [4]. Программно-целевое управление потребительским рынком, учитывающее социальную ориентацию, позволяет решить ряд социальных проблем малоимущих и слабо защищенных слоев населения. В программах особое место должно быть отведено вопросам подготовки и переподготовки предпринимательских и рабочих кадров по приоритетным направлениям развития малого бизнеса, а также вопросам повышения квалификации.
Конкурентоспособность субъектов хозяйствования потребительского рынка формируют люди, техника и финансы. При этом для гармоничного развития предприятий города должны применятся различные инструменты, как формирующие, так и поддерживающие нормальные критерии конкурентных преимуществ предприятий и организаций. Такие инструменты и методы могут быть ранжированы по уровням управления следующим образом:
— правовые инструменты и методы управления конкурентной средой потребительского рынка города;
— социально-экономические инструменты и методы управления конкурентной средой потребительского рынка города;
— организационные инструменты и методы управления конкурентной средой потребительского рынка города.
В данной статье мы хотим уделить внимание правовому обеспечению, механизм которого представлен на рис. 2 [5].
Рис.2. Правовые инструменты и методы управления конкурентной средой потребительского рынка города

На примере Федерального Закона № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», рассмотрим методы регулирования отношений между органами власти и хозяйствующими субъектами, а также способы обеспечения соблюдения прав и законных интересов различных участников торговли.
К основным методам государственного регулирования, перечисленным в ст. 4 Закона № 381-ФЗ, относятся установление требований к организации и осуществлению торговой деятельности, антимонопольное регулирование, информационное обеспечение, государственный надзор, муниципальный контроль. Пунктом 2 данной статьи не допускается применение других методов государственного регулирования торговой деятельности, но при этом их использование возможно, если оно предусмотрено иным федеральным законом.
Для применения указанных методов государственного регулирования торговой деятельности т. ст. 5–6 Закона № 381-ФЗ установлены полномочия Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
К полномочиям Правительства РФ относится следующее:
1) утверждение методики расчета и порядка установления субъектами РФ нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов;
2) утверждение методики расчета объема всех реализованных продовольственных товаров в границах субъекта РФ, в том числе в границах города федерального значения, муниципального района, городского округа, в денежном выражении за финансовый год и определение доли объема всех реализованных товаров субъектом торговой деятельности (торговой сети), за исключением сельскохозяйственного потребительского кооператива, организации потребительской кооперации, в границах соответствующего административно-территориального образования в денежном выражении за финансовый год.
Полномочиями федерального органа исполнительной власти, а именно Министерства промышленности и торговли РФ, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренней торговли, являются:
1) утверждение методических рекомендаций по разработке региональных программ развития торговли;
2) утверждение формы торгового реестра, порядка его формирования и предоставления информации, содержащейся в нем.
Среди полномочий органов государственной власти субъектов РФ необходимо отметить следующие:
1) разработка и принятие законов субъектов РФ, иных нормативно-правовых актов субъектов РФ в области государственного регулирования торговой деятельности;
2) установление нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов для субъекта РФ.
Органы местного самоуправления создают условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли.
Согласно п. 3 ст. 3 Закона № 381-ФЗ, органы местного самоуправления также вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли.
На основании данного закона в нашем регионе реализуется:
— повышение конкурентоспособности предприятий;
— развитие малого предпринимательства;
— стимулирование инновационной деятельности;
— развитие торговли и потребительского рынка города.
Законом № 381-ФЗ введены специальные правила регулирования некоторых условий договора поставки продовольственных товаров, в частности условия о вознаграждении субъекта, осуществляющего торговую деятельность, так называемого субъекта торговой деятельности, за приобретение им товаров определенного количества и условия об оплате поставленного товара.
Данным Законом установлен запрет на создание дискриминационных условий, навязывание определенных условий контрагенту по договору поставки и на использование при поставке продовольственных товаров в торговые сети договора комиссии и смешанного договора, содержащего его элементы.
Закон № 381-ФЗ регулирует условия договора поставки продовольственных товаров. Пунктом 4 ст. 9 допускается включение в цену такого договора вознаграждения, выплачиваемого субъекту торговой деятельности, за приобретение им у поставщика определенного количества товаров. Размер вознаграждения устанавливается договором, но не учитывается при определении цены товаров. Законодатель предусматривает предельный размер вознаграждения: оно не может превышать 10 процентов от цены приобретенных товаров. Выплата вознаграждения не распространяется на приобретение отдельных видов социально значимых продовольственных товаров.
Пункт 6 ст. 9 Закона № 381-ФЗ императивно устанавливает, что иные вознаграждения за исполнение субъектом торговой деятельности условий этого договора и (или) его изменение не могут включаться в цену договора.
В п.п. 10 и 12 ст. 9 Закона № 381-ФЗ установлен запрет на установление в договоре поставки продовольственных товаров некоторых условий. Так, не допускается:
— запрет на перемену лиц в обязательстве по договору путем уступки требования, а также ответственность за несоблюдение этого запрета;
— условие о совершении субъектом торговой деятельности услуг по рекламированию товаров, маркетингу и подобных услуг по продвижению продовольственных товаров.
Кроме того, п. 12 данной статьи предусмотрен запрет на заключение договора поставки продовольственных товаров путем понуждения к заключению договора возмездного оказания услуг по продвижению таких товаров.
Пунктом 11 данной статьи установлено, что услуги по продвижению продовольственных товаров оказываются субъектом торговой деятельности на основании договоров возмездного оказания услуг.
Можно прийти к выводу, что оказание данных услуг может осуществляться исключительно на основании договора возмездного оказания услуг, а не на основании иных договоров, в том числе посреднических. Тем самым можно заключить, что в этом случае законодатель ограничил свободу сторон договора.
Для определения условий договора поставки продовольственных товаров необходимо руководствоваться ст. 13 Закона № 381-ФЗ, устанавливающей антимонопольные правила для субъектов торговой деятельности и поставщиков продовольственных товаров. В соответствии с данной статьей субъектам торговой деятельности, организующим торговлю через торговые сети, и поставщикам продовольственных товаров в торговые сети запрещается:
1) создавать дискриминационные условия, в том числе:
а) создавать препятствия для доступа на товарный рынок или выхода из товарного рынка других субъектов;
б) нарушать установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования;
2) навязывать контрагенту условия:
а) о запрете на заключение субъектом договоров поставки продовольственных товаров с другими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность, а также с другими субъектами на аналогичных или иных условиях;
б) об ответственности за неисполнение обязательства субъекта о поставках продовольственных товаров на условиях, которые лучше, чем условия для других субъектов, осуществляющих аналогичную деятельность;
в) о предоставлении субъектом контрагенту сведений о заключаемых данным субъектом договорах с другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность;
г) о внесении субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, платы за право поставок таких товаров субъекту, осуществляющему торговую деятельность посредством организации торговой сети, в функционирующие или открываемые торговые объекты;
д) о внесении субъектом платы за изменение ассортимента продовольственных товаров;
е) о снижении субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, их цены до уровня, который при условии установления торговой надбавки (наценки) к их цене не превысит минимальную цену таких товаров при их продаже субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность;
ж) о возмещении субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, убытков в связи с утратой или повреждением таких товаров после перехода права собственности на такие товары, за исключением случаев, если утрата или повреждение произошли по вине субъекта, осуществляющего поставки таких товаров;
з) о возмещении субъектом затрат, не связанных с исполнением договора поставки продовольственных товаров и последующей продажей конкретной партии таких товаров;
и) о возврате субъекту, осуществившему поставки продовольственных товаров, таких товаров, не проданных по истечении определенного срока, за исключением случаев, если возврат таких товаров допускается или предусмотрен законодательством;
к) иные условия, если они содержат существенные признаки навязываемых условий, перечисленные выше.
Из данной статьи следует, что перечни дискриминационных и навязываемых условий являются открытыми. Неясно, является ли включение данных условий основанием ничтожности договора (или его части) по ст. 168 ГК РФ. Статья 13 Закона № 381-ФЗ устанавливает антимонопольные, а не гражданско-правовые правила.
Кроме того, Закон № 381-ФЗ, а также Кодекс РФ об административных правонарушениях не содержит специальных норм о последствиях включения указанных условий в договор. Также нельзя однозначно утверждать, что включение данных условий в договор поставки продовольственных товаров является злоупотреблением доминирующего положения на рынке в смысле ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Однако в пользу того, что включение дискриминационных и навязываемых условий в договор не является основанием его ничтожности в связи с наличием специальных правовых последствий, указывает п.3 ст.16 Закона № 381-ФЗ, согласно которому при выявлении нарушений антимонопольных правил и требований, предусмотренных ст. ст. 13–15 Закона № 381-ФЗ, ФАС России принимает меры в соответствии с Законом о защите конкуренции.
При этом можно сделать вывод о том, что нарушение нормативно установленного порядка ценообразования не является основанием для признания договора ничтожным по ст. 168 ГК РФ, поскольку правовые последствия такого нарушения прямо предусмотрены ст. 14.6 КоАП РФ.
Статья 14 Закона № 381-ФЗ устанавливает, что субъект торговой деятельности, который организует торговлю через торговые сети (за исключением сельскохозяйственного потребительского кооператива, организации потребительской кооперации) и осуществляет розничную торговлю продовольственными товарами и доля которого превышает 25 процентов объема всех реализованных продовольственных товаров в денежном выражении за предыдущий финансовый год в границах субъекта РФ, муниципального района, городского округа, не вправе приобретать или арендовать в границах соответствующего административно-территориального образования дополнительную площадь торговых объектов для осуществления торговой деятельности по любым основаниям, в том числе в результате введения в эксплуатацию торговых объектов, участия в торгах, проводимых в целях их приобретения.
Нарушение данной нормы влечет за собой ничтожность заключенного договора. Законодатель устанавливает, что требование о применении последствий недействительности такой сделки может быть предъявлено в суд любым заинтересованным лицом, в том числе Федеральной антимонопольной службой.
Специальное упоминание данного органа исполнительной власти дает основания предположить, что ФАС России является заинтересованным лицом по данному иску в силу закона.
Статья 14 Закона № 381-ФЗ ограничивает развитие субъектов торговой деятельности, организующих торговлю через торговые сети в границах административно-территориальных образований, по всей видимости, с целью поддержания и развития конкуренции на продовольственном рынке данных образований.
Что касается правового обеспечения социальной защиты населения, то в п.п. 5 и 6 ст. 8 Закона № 381-ФЗ прописаны социально значимые продовольственные товары, также закреплены особенности оборота социально значимых продовольственных товаров первой необходимости. Рассматриваемый Закон не раскрывает содержания термина «социально значимый товар». При этом предусмотрено, что перечень таких товаров, а также предельно допустимые розничные цены на них устанавливаются Правительством РФ.
Законом № 381-ФЗ предусмотрено, что если в течение 30 календарных дней подряд на территории субъекта (или субъектов) РФ рост розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости составит 30 и более процентов, то Правительство РФ вправе установить предельно допустимые розничные цены на них на территории такого субъекта (субъектов) РФ. Данные цены вводятся на срок не более чем 90 календарных дней.
Размещение нестационарных торговых объектов в регионе производится в силу п. 1 ст. 10 Закона № 381-ФЗ на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с определенной схемой размещения. При этом учитывается необходимость обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Порядок включения таких торговых объектов в схему размещения устанавливается Правительством РФ, что следует из п. 2 данной статьи.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, уполномоченным уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ.
Антимонопольные требования к органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления в области торговой деятельности в Красноярском крае соблюдаются на основании ст. 15 Закона № 381-ФЗ в целях обеспечения баланса интересов всех участников торговой деятельности, развития конкуренции и недопущения злоупотреблений в сфере торговли.
Органы государственной власти субъектов РФ, местного самоуправления, а также иные органы и организации, осуществляющие их функции, не вправе принимать акты и (или) совершать действия (бездействие), которые приводят или могут привести к установлению на товарном рынке правил осуществления торговой деятельности, отличающихся от аналогичных правил, которые установлены федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами. Так, согласно ст. 15 Закона № 381-ФЗ запрещено:
1) возлагать на субъектов торговой деятельности и поставщиков товаров обязанность участвовать в повторной проверке качества и безопасности товаров, в региональной или муниципальной системе качества товаров, если такая обязанность не передана указанным органам;
2) понуждать субъектов торговой деятельности и поставщиков товаров участвовать в прохождении контрольных и (или) разрешительных процедур, установленных нормативно-правовыми актами субъектов РФ, муниципальными правовыми актами в дополнение к предусмотренным Федеральными законами процедурам и являющихся условиями организации и осуществления торговой деятельности на территории субъекта РФ или муниципального образования. К таким процедурам и условиям относятся аттестация торговых объектов, аккредитация субъектов, сертификация товаров, соответствие торговых объектов требованиям законодательства;
3) понуждать субъектов торговой деятельности и поставщиков продовольственных товаров продавать товары по ценам, определенным в порядке, который установлен органами местного самоуправления или органами исполнительной власти субъектов РФ, если указанные органы не наделены правом государственного регулирования цен;
4) принимать нормативно-правовые акты и решения:
— запрещающие или ограничивающие свободное перемещение товаров;
— вводящие ограничения продажи отдельных видов товаров;
— понуждающие субъектов торговой деятельности к заключению в приоритетном порядке договоров поставки товаров с определенными поставщиками и наоборот;
— устанавливающие для субъектов торговой деятельности ограничения выбора поставщиков и наоборот;
— дискриминирующие субъектов торговой деятельности и поставщиков товаров в доступе к объектам транспорта, инфраструктуры.
Отметим, что довольно жестко контролируется соблюдение требований Закона № 381-ФЗ в Красноярском крае уполномоченным органом, осуществляющим государственный контроль за соблюдением ст. ст. 13–15 Закона № 381-ФЗ, то есть ФАС России. Развитие торговой деятельности нашего региона полностью соответствуют главе 4 Закона № 381-ФЗ, меры которой направлены на развитие торговой деятельности. Среди предусмотренных мер целесообразно отметить следующие:
1) Органы местного самоуправления предусматривают строительство, размещение торговых объектов в документах территориального планирования, правилах землепользования и застройки, а также разрабатывают и утверждают схемы размещения нестационарных торговых объектов (п. 3 ст. 17 Закона № 381-ФЗ).
2) Органы исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления могут разрабатывать соответственно региональные и муниципальные программы развития торговли (п. 1 ст. 18 Закона № 381-ФЗ).
3) Могут быть утверждены нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, введение которых не является основанием для пересмотра размещения стационарных, нестационарных торговых объектов, строительство или реконструкция которых начаты либо завершены до их утверждения (ст. 19 рассматриваемого Закона).
Закон № 381-ФЗ вступил в силу 1 февраля 2010 г. Условия договоров поставки продовольственных товаров, заключенных до указанного момента, должны быть приведены в соответствие с его требованиями в течение 180 дней со дня вступления в силу рассматриваемого Закона.
В заключение отметим, что без качественного правового обеспечения невозможно обеспечить стабильное и эффективное функционирование предприятий, т.к. каждое предприятие является подсистемой системы более высокого уровня — региона, отрасли, страны, а совместные предприятия — мирового сообщества. Если каждый субъект хозяйствования станет функционировать по своим правовым нормам, то невозможно скоординировать их действия и создать из них систему более высокого уровня [5].
Поддержание и ускорение роста в социальной сфере также является важной социально-экономической задачей, решение которой требует значительного обеспечения и поддержки государства. Учитывая то, что в рыночных условиях регулирование сферы торговых услуг перенесено на региональный уровень, это предполагает формирование качественно новых организационных структур, способных обеспечить необходимые условия осуществления предпринимательской деятельности.
В Красноярском крае правовое обеспечение институциональной устойчивости предпринимательских структур, в частности сегмента потребительского рынка, происходит стабильно, планомерно. Поддержание и ускорение этого процесса требует углубленных методологических исследований, а также изучения различных областей сферы услуг.


Литература
1. Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации: Федеральный закон от 28.12.2009 г. № 381-ФЗ // Время бухгалтера. — 2010. — № 3.
2. Хирдман С. Шведская социальная модель: управление и развитие // Проблемы теории и практики управления. — 2000. — № 3. — С. 8–12.
3. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. — М.: Финпресс, 1998. — 416 с.
4. Суслова Ю.Ю. Рыночная инфраструктура города: теория, методология, практика: монография — М.: Креативная экономика, 2007. — 176 с.
5. Чаплина А.Н. Методология и методы управления потребительским рынком для городского населения: Монография / Краснояр. гос. ун-т. — Красноярск, 2002. — 231 с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия