Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (44), 2012
ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ. МАКРОЭКОНОМИКА
Парников Г. И.
заместитель начальника отдела по государственному контролю за сортировкой и оценкой алмазного сырья Гохран России (г. Якутск),

Организация государственного регулирования в алмазно-бриллиантовом комплексе Российской Федерации
В статье рассмотрены вопросы организации государственного регулирования в алмазно-бриллиантовом комплексе (АБК) Российской Федерации. Проанализированы особенности ведения российского алмазного бизнеса в контексте мирового алмазного рынка в режиме реального времени. Обозначена роль государственного регулирования в построении стратегии дальнейшего развития и решения практических задач, возникающих в зависимости от выбранного направления АБК. Выявлена и обоснована необходимость проведения государственной поддержки в целях устойчивого развития алмазно-бриллиантового комплекса Российской Федерации. Особое внимание обращается на правовую основу регулирования в АБК Российской Федерации
Ключевые слова: Российский алмазно-бриллиантовый комплекс (АБК), государственное регулирование алмазного бизнеса, российское законодательство, регулирующие условия функционирования, драгоценные металлы, драгоценные камни, рынок драгоценных металлов и драгоценных камней, государственная поддержка гранильной и ювелирной промышленности
УДК 338.45:671.152 (571.56); ББК 65.304.11 (2Рос.Яку)   Стр: 61 - 65

В настоящее время мировой алмазный рынок находится в крайне нестабильном положении, обусловленном последствиями мирового экономического кризиса и обострением конкуренции во всех сегментах алмазопровода. Экономический кризис оказывает наиболее сильное влияние на те сферы и отрасли, которые не играют жизненно важной роли для деятельности людей. Именно поэтому алмазный бизнес, в особенности сегменты относящиеся к производству предметов роскоши в наибольшей степени ощутили его воздействие. Российский алмазно-бриллиантовый комплекс (АБК), благодаря государственной поддержке, вышел на первое место в мире по объемам добычи и реализации алмазов, сумев не только сохранить производственные мощности, но и значительно укрепить экономическое положение алмазодобывающих предприятий. Резкое повышение спроса в 2011 г. привело к увеличению цен на алмазное сырье и бриллианты, в результате чего предприятия гранильной отрасли, которые подвержены влиянию рыночной конъюнктуры, также значительно улучшили свои показатели. Сегодня перед предприятиями российского АБК, которые не зависимы от крупных иностранных транснациональных корпораций, стоит задача сохранить достигнутые показатели. В этих условиях возрастает роль государственного регулирования в построении стратегии дальнейшего развития и решения практических задач, возникающих в зависимости от выбранного направления.
За последние годы в России проведена значительная работа по созданию цивилизованных условий ведения алмазного бизнеса. Усилиями органов государственной власти, управления и контроля, общественных некоммерческих организаций, а также других участников АБК России, формируется единое нормативно-правовое поле, позволяющее в будущем наращивать производственный потенциал алмазной промышленности нашей страны.
На уровне федеральных законов, регулирующих рынок драгоценных металлов и драгоценных камней, были адаптированы и действуют в настоящее время Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Таможенный кодекс РФ, федеральные законы «О недрах», «О валютном регулировании и валютном контроле», а также ряд нормативно-правовых актов.
Важным этапом в развитии российского законодательства, регулирующего условия функционирования рынка драгоценных металлов и драгоценных камней, являлось введение в действие Федерального закона от 26 марта 1998 г. № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях». В связи с принятием основополагающего закона приведены в соответствие действующие и приняты новые подзаконные нормативные правовые акты. Федеральный закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» внес огромный вклад в создание правового режима геологического изучения и разведки месторождений, добычи, производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней.
Данный закон определил цели, принципы и особенности государственного регулирования деятельности юридических и физических лиц, полномочия органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ, условия функционирования рынка драгоценных металлов и драгоценных камней на территории Российской Федерации. Федеральный закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» является законом непрямого действия, так как в механизме его исполнения принят определенный круг подзаконных актов: указов, постановлений, инструкций и т.д. Федеральный закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» включает в себя нормы, дублирующие соответствующие правила, содержащиеся в Федеральном законе «О недрах». Данные обстоятельства негативно сказываются на уровне реализации прав субъектов рынка драгоценных металлов и драгоценных камней.
Несмотря на наличие недостатков в законодательстве о драгоценных металлах и драгоценных камнях, можно констатировать, что в последние годы проявляется тенденция к либерализации нормативно-правовой базы в данной области. Дальнейшее развитие законодательства о драгоценных металлах и драгоценных камнях должно происходить на основе комплексного подхода к совершенствованию федеральных законов, регулирующих оборот драгоценных металлов и драгоценных камней. При этом необходимо придерживаться одновременного внесения изменений во все федеральные законы, регулирующие оборот драгоценных металлов и драгоценных камней, что могло бы обеспечить создание цельной системы правового регулирования в этой области.
Однако либерализация валютного законодательства не затронула Уголовный кодекс РФ, так под составы статей 191 и 192 Уголовного кодекса РФ можно подвести любое нарушение норм ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» и других законодательных актов, регулирующих оборот драгоценных металлов и драгоценных камней. Также остался в силе Указ Президента РФ от 22.02.1992 г. № 179 «О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена», ограничивающий свободное обращение драгоценных металлов и драгоценных камней и изделий из них.
Кроме того, следует отметить, что совершенствование законодательства должно быть сопоставимо с нормами международного права, учитывая присоединение России к ВТО, и должно отвечать геополитическим интересам России и геоэкономическим интересам отрасли, тем самым в полной мере содействовать отечественным производителям в выпуске конкурентоспособных на внутреннем и мировом рынках товаров и услуг. В условиях наступающей либерализации экономики и интеграции в мировую экономику, вопрос защищенности российских производителей, с точки зрения разработанности нормативно-правовой базы отрасли, станет одним из основных факторов, определяющих промышленный потенциал России.
В настоящее время органы исполнительной и законодательной власти Республики Саха (Якутия) совместно с остальными участниками AБK республики разработали основу нормативно-правовых актов, регулирующих систему двустороннего взаимодействия между Правительством РС (Я) и якутскими гранильными предприятиями. С целью защиты интересов местных производителей АБК республики создан Алмазный Совет [1].
Еще в начале 90-х годов прошлого столетия рынок алмазного сырья в Республике Саха (Якутия) был представлен единственным предприятием ПНО «Якуталмаз», преобразованной впоследствии в акционерную компанию «АЛРОСА». В 1992 г. по указу Президента РФ была создана компания «Алмазы России-Саха», что позволило объединить в рамках одной структуры три составные части алмазного бизнеса: добычу, сортировку и реализацию необработанных алмазов. Произошло разделение контрольных функций между Федеральным правительством и Республикой Саха, на территории которой добывалось 99% алмазов Российской Федерации. Конкурирующие притязания Республики Саха (Якутия) и федерального центра были разрешены путем регистрации «АЛРОСА» как якутской компании, при одновременном включении в структуру управления компании Наблюдательного Совета, наделенного функциями контроля и принятием основополагающих решений, представителей, назначаемых на федеральном уровне. Компания была зарегистрирована в виде закрытого акционерного общества (ЗАО) для недопущения в стратегически важной отрасли изменения долей — главных акционеров Компании — Правительств Российской Федерации и Республики Саха (Якутия). «АЛРОСА» приняла на себя все производственные функции от имени государства, ей были переданы все государственные средства и фонды для выполнения таких функций. Указ Президента РФ № 1481 от 26 ноября 1992 г. передал АК «АЛРОСА» государственную монополию на экспорт 95% необработанных алмазов [2].
В настоящее время в республике, наряду с ОАО АК «АЛРОСА, созданы и развиваются еще три алмазодобывающих предприятия: ОАО «АЛРОСА-Нюрба», ОАО «Алмазы Анабара» и ОАО «Нижне-Ленское».
Поскольку алмазодобывающая отрасль играет важнейшую роль в социально-экономическом развитии региона, составляя значительную долю в экономике Республики (Саха) Якутия, компания «АЛРОСА» получила господдержку примерно на $1 миллиард, продав алмазы в Гохран России, когда на свободном рынке спрос снизился в 10 раз. В итоге, Россия с 2009 г. стала мировым лидером по физическим объемам добычи алмазов.
Таким образом, у алмазодобывающих предприятий складываются объективно лучшие финансовые показатели по сравнению с другими звеньями алмазопровода. При условии изменения законодательства появляется возможность довести уровень добычи алмазов до 25%. При прогнозируемой (к 2015 г.) добыче алмазов в РФ на $3,4 млрд доля АБК РФ составит — 25% [3]. При этом значительная часть их будет добываться в Якутии (рис. 1).
С другой стороны, перспективы дальнейшего развития международного рынка алмазного сырья все больше начинают связываться с возрастающим риском больших колебаний цен — в том числе в сторону их снижения. Цены на крупные и с хорошими показателями качества камни (алмазного сырья) растут с опережающими темпами потому, что данное сырье выставляется на продажу путем тендеров и аукционов. А цены на средние и мелкие камни — особенно со средними и худшими показателями качества, игнорируются вот уже несколько лет. Окончательный отказ от системы монопольного регулирования международного алмазного рынка неизбежно приведет к еще более сильному развитию разнонаправленных тенденций в отдельных секторах рынка различного качества класса алмазов.
Все эти наступательные изменения в сочетании с проявившимся признаками истощения минерально-сырьевой базы основного алмазодобытчика — АК «АЛРОСА» (ОАО), могут привести российскую алмазодобывающую отрасль к общему и системному снижению показателей сверхрентабельности.
Рис. 1. Доля России в мировой добыче алмазов, прогноз на 2015 г.

В России несоизмерим объем добычи алмазов с объемом производства бриллиантов. Одной из основных причин низкого уровня производства бриллиантов является наличие множества регламентирующих нормативно-правовых актов, препятствующих росту конкурентоспособности предприятий российского алмазно-бриллиантового комплекса.
Производство бриллиантов в Республике Саха (Якутия) развивалось при активной государственной поддержке и финансирования преимущественно как социальный проект с целью создания дополнительных рабочих мест. Отсутствие многовековых традиций культуры производства и навыков огранки было компенсировано всемерной государственной поддержкой. В качестве примера можно привести условия работы якутских огранщиков на начальных этапах становления отрасли на давальческой основе с отсрочкой оплаты три и более месяцев. Таким образом, обилие нормативно-правовых актов, приведшее в итоге к чрезмерной опеке, способствовало снижению конкурентоспособности якутских алмазогранильных предприятий и усилению иждивенческих настроений, тем самым лишив инициативы самих предприятий.
Можно добавить, что на этапе изменений в мировом алмазном бизнесе и условий реализации алмазного сырья на внутренних и внешних рынках, якутские алмазогранильные предприятия своевременно не приняли необходимых и адекватных решений. Также руководством республики не в полном объеме была разработана промышленно-экономическая политика, способствовавшая улучшению состояния алмазогранильных предприятий Республики Саха (Якутия).
Со стороны Правительства Республики Саха (Якутия) была принята пятилетняя государственная целевая программа «Развитие ювелирной и камнеобрабатывающей промышленности Республики Саха (Якутия) на 2002–2006 годы». Но в ней не были предусмотрены изменения ситуации на рынке обработанных алмазов, а именно, уровень конкуренции и динамика курса американской валюты. Действительно, из-за обострения конкуренции произошел рост стоимости сырья, который составил в 2002–2008 гг. 39%, в то время как на бриллианты — всего на 5–10%. Кроме того, за этот период началось падение курса доллара.
Далее Правительством Республики Саха (Якутия) была принята ведомственная целевая программа развития алмазообрабатывающей и ювелирной промышленности Республики Саха (Якутия) на 2007–2009 гг. Но она была принята без учета влияния мирового финансового кризиса.
Однако, государственная поддержка гранильной и ювелирной промышленности, осуществляемая без учета стратегического менеджмента и глубокого изучения маркетинговой политики на предприятиях, продолжает приводить к банкротству заводов алмазно-ювелирной отрасли, снижению объемов производства и уменьшению их численности. Так, если в начале 2000-х годов наблюдался бурный рост количества — до более 40 гранильных предприятий, то на сегодняшний день их осталось около 10.
Правительство Республики Саха (Якутия) до настоящего времени продолжает уделять внимание развитию гранильного производства. Принятие Правительством Республики Саха (Якутия) в 2011 г. «Ведомственной целевой программы развития алмазообрабатывающей и ювелирной промышленности Республики Саха (Якутия) на 2010–2012 гг. с основными направлениями до 2016 года» предполагало реализацию следующих мероприятий:
— создание условий для развития алмазообрабатывающей и ювелирной промышленности; обеспечение предприятий сырьем;
— техническое оснащение и модернизацию производства;
— подготовку и повышение квалификации кадров;
— расширение торговой сети и продвижение бренда «Ювелирные украшения и бриллианты из Якутии».
По состоянию на 2011 г. на территории Республики Саха (Якутия) осуществляли производственную деятельность 13 предприятий, из них постоянно работающих на собственном алмазном сырье — 8. Кроме них, некоторые исследователи к алмазогранильной отрасли республики относят дочернее предприятие ОАО АК «АЛРОСА» — «Бриллианты АЛРОСА», так как головная компания зарегистрирована в Якутии.
На сегодняшний день практически все действующие предприятия: ООО НПК «ЭПЛ-Даймонд», ООО «ДДК ЛТД», ООО «Сата», ООО «Чорон Даймонд», ОАО «Саха Даймонд», ОАО «Покровский гранильный завод», ООО «Кристалл» являются частными предприятиями, в том числе и с участием иностранного капитала, с незначительной долей государственных активов (кроме ОАО «Покровский гранильный завод», 100% акций которого принадлежат государству). Они занимаются поставками бриллиантов в основном на внутренний рынок, а также в Израиль, США и Китай. Так как существующая острая конкуренция привела к выживанию наиболее конкурентоспособных предприятий гранильной отрасли Якутии, в дальнейшем это должно способствовать их успешной деятельности на внутреннем и внешних рынках.
Реализация продукции предприятиями гранильной отрасли региона в 2006–2011 гг. приведена в таблице 1.
Вплоть до 2004 г. происходил динамичный рост физических объемов выпуска бриллиантов, который был обусловлен государственной материальной поддержкой, налоговыми льготами и обеспеченностью местным сырьем, предоставляемым на давальческой основе. Однако, кардинальные изменения в мировом алмазном бизнесе, происходившие на рубеже тысячелетий, не обошли стороной и алмазогранильную отрасль республики, которая в 2005 г. достигла пика своего развития, что было связано с выгодной конъюнктурой цен на алмазы и бриллианты, а затем наступил спад.

Таблица 1
Реализация бриллиантов гранильными заводами Республики Саха (Якутия) за 2006–2011 гг., млн долл. США
№ п/пПредприятия200620072008200920109 мес. 2011 г.
1ООО НПК «ЭПЛ Даймонд»34,472,960,318,763,958,9
2ГУП «Комдраг-металл РС (Я)»20,06,87,210,420,913,6
3ООО «Чорон Даймонд»20,018,918,18,911,213,5
4ООО «Кристалл-99»4,76,112,94,518,815,2
5ООО «Покровский ГЗ»4,13,62,42,80,82,2
6ОАО «Саха Даймонд»8,24,12,41,72,33,4
7ООО «ДДК»26,836,57,728,138,1
8ООО «Сата»6,05,83,11,82,8
9ООО «Туналгы»13,54,21,25,35,3
10ООО «Якутская алмазная компания»29,144,7
Прочие5,45,311,222,05,89,8
Всего реализовано бриллиантов по отрасли143,2164,2126,569,0188,1207,4
Источник: По данным Минпрома РС (Я)

Однако начало падения производства бриллиантов в Республике Саха (Якутия) наступило уже в 2003 г. Через год большинство предприятий гранильной отрасли республики находились в системном кризисе, так как ежегодные объемы производства бриллиантов предприятий отрасли (ООО «Чорон Даймонд», ОАО «Саха Даймонд», ООО «Сата», ООО «Туналгы», ООО «ДДК») в 2005–2008 гг. были нестабильны. Эта ситуация была крайне усугублена мировым финансовым кризисом, приведшим к обвальному снижению спроса на бриллианты в начале 2009 г. Это объясняется тем, что в 2002–2005 гг. происходил рост стоимости сырых алмазов, который составил 39%, в то время как стоимость бриллиантов выросла всего на — 5–10%.
Для эффективного развития алмазогранильного производства республики необходимо:
— повышение конкурентоспособности якутских гранильных предприятий за счет модернизации, организационных и технических инноваций производства, а также кластерной организации алмазно-бриллиантового комплекса Республики Саха (Якутия);
— необходим выход на мировой уровень конкуренции в огранке алмазов и повышение доли реализации ювелирных изделий с бриллиантами на внутреннем и внешнем алмазных рынках;
— принятую Правительством республики ведомственную целевую Программу развития алмазообрабатывающей и ювелирной промышленности Республики Саха (Якутия) на 2009–2016 гг. необходимо скорректировать с учетом глобализации мировой экономики и вступления России в ВТО.
Из анализа современного состояния государственного регулирования алмазно-бриллиантового комплекса (рис. 2) республики видно, что требуется коренной пересмотр приоритетов и методов поддержки отраслей. Представляется возможным дальнейшее наращивание до целостной структуры контроля за движением капиталов в алмазно-бриллиантовом комплексе России с участием различных государственных органов, включая службы финансового мониторинга Министерства финансов, службы банковского контроля Центрального Банка России и структур в соответствии со стандартами правил определения места происхождения товара, правил определения страны происхождения товара и инвестиций. Стратегические мероприятия по организации единого и сильного комплекса алмазогранильных предприятий с единой торговой политикой должны отражаться на регулировании со стороны государственных структур Республики Саха (Якутия).
Для повышения эффективности государственного регулирования алмазно-бриллиантового комплекса России необходимо:
— определение новой роли государственных институтов в регулировании деятельности по добыче, производственной и торговой деятельности. Ликвидация квотирования торговых операций и алмазного сырья, и продукции из них — бриллиантов. В будущем это приведет к сужению ограничительных и охранительных функций государственных органов регулирования. В то же время Российская Федерация должна выстроить более тонкие методы государственного регулирования иностранных инвестиций, иностранного кредитования и экспортно-импортных торговых операций;
— изменение философии государственного регулирования повлияет на менталитет государственных чиновников, прежде всего, это отход от охранительной философии, служащей обоснованием создания системы коррупции и переход к философии активного взаимодействия с бизнес-структурами в деле отстаивания единых интересов, что, в свою очередь, требует осознания того, что государственные интересы России в условиях открытости рынков выражаются через деятельность российских бизнес-структур, и, что более важно, через организацию поддержки движения российских финансовых капиталов на международных рынках и отстаивания их интересов в любых уголках земного шара всеми методами государственного воздействия для получения интегрированных выгод для всей экономики России в целом;
— изменение структуры выражения групп интересов (предпринимателей, чиновников, потребителей); многие вопросы столкновения групп интересов между собой должны обсуждаться и решаться в открытом режиме на основании всем понятной методологии и стандартов; структура выражения интересов отдельных групп предпринимателей, отдельных отраслей и, наконец, интересов России в целом, должна быть коренным образом изменена; это окажет, безусловно, благотворное влияние на взаимодействие российских субъектов предпринимательства и государственных регулирующих органов в деле осознания собственных интересов и их консолидации.
Основные выводы:
1. Государственное регулирование должно начать смещаться из пассивной сферы выпуска подзаконных и законодательных нормативных актов и с акцентов на охранительные методы в активную форму: создание различных агентств с участием государства, переместить государственное регулирование на активные методы отстаивания и защиты интересов российских алмазогранильных предприятий на территориях принимающих стран.
2. Государственное регулирование должно трансформироваться в систему здорового государственного протекционизма собственных производителей алмазов и бриллиантов.
3. Внедрение организационно-экономических механизмов государственного регулирования должно способствовать сохранению лидирующего положения российской алмазодобывающей отрасли на мировом алмазном рынке и повышению конкурентоспособности предприятий гранильной отрасли региона.
4. Современный механизм государственного регулирования интервенций финансового, производственного и управленческого капитала способствует образованию нового, качественно другого подхода к условиям проникновения на российский рынок алмазного сырья и бриллиантов со стороны заинтересованных международных оптовых диамантеров, инвесторов и других с учетом четко обозначенных и просчитанных стратегических интересов российских субъектов рынка алмазно-бриллиантового комплекса региона.
5. Необходима разработка и организация выполнения специальной программы деятельности по наращиванию финансово-инвестиционного потенциала якутских алмазогранильных предприятий для расширения их присутствия на рынках США, Японии, Индии и Китая.
Рис. 2. Организация государственного регулирования в АБК РС (Я)


Литература
1. Данилов Ю.Г. Пути выхода из кризиса гранильной промышленности Якутии. 05.08.2010 г. URL: http://www.rough-polished.com/ru/news/41142.html.
2. Научное сопровождение ведомственной целевой программы «Развитие алмазообрабатывающей и ювелирной промышленности Республики Саха (Якутия) на 2010–2012 годы с основными направлениями до 2016 года». Аналитическая записка по государственному контракту № 1156 НИ ИРЭС СВФУ. — Якутск, 2011. — 50 с.
3. Николаев М.В., Данилов Ю.Г., Парников Г.И. Проблемы государственного регулирования в организации алмазно-бриллиантового рынка в Российской Федерации // Экономика, право и правоприменение: Сб. матер. республиканской науч.-практ. конф. г. Якутск, 22 июня 2011 г. — Якутск: Бичик, 2012. — С. 132–140.
4. Основные направления развития АК «АЛРОСА» на 2006–2015 гг. — Мирный, 2006. — 96 с.
5. Парников Г.И. Состояние рынка алмазного сырья по Республике Саха (Якутия) // ГИАБ. — Москва — 2010. — №5. — С. 120–127.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия