Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (43), 2012
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
Идрисова С. К.
профессор кафедры налогов и денежного обращения Дагестанского государственного университета (г. Махачкала),
кандидат экономических наук

Рабаданова Д. А.
доцент кафедры финансов и страхования Дагестанского государственного университета (г. Махачкала),
кандидат экономических наук

Багрова Е. С.
соискатель кафедры налогов и денежного обращения Дагестанского государственного университета (г. Махачкала)

Критерии оценки эффективности банковского надзора и их совершенствование
В статье отмечается, что в современных условиях повышаются требования к эффективности банковского надзора за деятельностью кредитных организаций по управлению банковскими рисками. В этой связи авторами предлагается дополнить количественные показатели эффективности деятельности органов банковского надзора качественными показателями оценки
Ключевые слова: банковский надзор, банковские риски, инспекционная деятельность
УДК 336.77; ББК 65.262.2   Стр: 424 - 428

Проблемы управления банковскими рисками, и в первую очередь кредитным, наиболее остро встали в период проявления кризисных процессов в экономике. Данное направление развития банковского сектора находится в фокусе надзорной деятельности Банка России. Приоритетными при этом являются, как задачи повышения качества управления и внутреннего контроля в кредитных организациях, так и вопросы совершенствования деятельности Банка России.
Степень эффективности надзора, его способность правильно оценивать складывающуюся в кредитных организациях ситуацию, возможность оперативного принятия необходимых мер в большей степени зависят от полноты и достоверности информации о банках, которой располагают надзорные органы. Источники ее могут быть самыми разными. Центральным звеном в системе надзора за деятельностью кредитных организаций является процессуальный надзор за банками. Его задача заключается в том, чтобы посредством постоянного контроля иметь возможность выявления на ранней стадии проблем в конкретном банке, что позволит снизить вероятность системного риска [2].
В кризисный период Банк России активно проводил комплекс мероприятий в целях поддержания стабильности банковского сектора, защиты законных интересов кредиторов и вкладчиков кредитных организаций, а также принятия адекватных решений в сфере банковского надзора. Действия Банка России в области надзора были направлены в первую очередь на оценку характера и уровня, принимаемых банками рисков, оценку их финансовой устойчивости, оптимизацию надзорного режима. Адекватное надзорное реагирование обеспечивалось взвешенным анализом складывающейся ситуации с учетом наиболее вероятных перспектив их развития. При этом следует отметить, что основой надзора являются проводимые Банком России проверки, от качества и эффективности которых зависит уровень устойчивости банковского сектора. Несвоевременное и поверхностное выявление недостатков и зон повышенного риска в деятельности кредитных организаций приводит к накапливанию этих рисков у банков и как следствие, повышение надзорной нагрузки на кредитные организации.
Проведенный анализ показал, что в период с 2007 по 2010 гг. Банк России активно осуществлял инспекционные проверки за деятельностью кредитных организаций на территории Российской Федерации. В 2010 г. сохранилась наметившаяся в предыдущие годы тенденция к снижению инспекционной нагрузки на кредитные организации (см. табл. 1).

Таблица 1
Динамика тематических и комплексных инспекционных проверок, проведенных ЦБ РФ в кредитных организациях
Показатели2007 г.2008 г.2009 г.2010 г.
Всего фактически проведенных проверок,из них:1742151012241079
тематические
в % от общего числа
1349
77,4
1211
80,2
1079
88,0
976
90,0
комплексные
в % от общего числа
393
22,6
299
19,8
145
12,0
103
10,0
Источник: Годовые отчеты Банка России за 2007–2010 гг. — М.: ЦБ РФ.

Из табл.1 видно, что количество инспекционных проверок за анализируемый период стабильно сокращается. Темп снижения составил 38%, что является следствием не только уменьшения количества действующих кредитных организаций, но и качества проводимых проверок и эффективности, применяемых Банком России мер воздействия. Так, для обеспечения более глубокого изучения профиля рисков кредитных организаций, проверки их филиалов проводились одновременно с проверками головных офисов, что обусловило дальнейшее сокращение количества инспекционных проверок филиалов кредитных организаций.
Преобладающее значение в структуре проведенных проверок приходится на тематические проверки, темпы роста которых неизменно увеличиваются. Так, если на 1.01.2008 г. на их долю приходилось 77,4%, то на 1.01.2011 г. — 90% от общего числа. Данная тенденция явилась результатом организационных изменений в системе инспектирования кредитных организаций, а именно Банк России сформировал новые подходы к проведению инспекционных проверок кредитных организаций (их филиалов). Целью указанных изменений являлось развитие содержательного подхода при выявлении нарушений в деятельности кредитных организаций. При этом содержательный подход базируется на следующих акцентах: мотивированные суждения о принимаемых рисках, обоснованность их классификации и формирования резервов на возможные потери, влияние выявленных нарушений и недостатков на финансовое состояние кредитной организации.
Приоритет в проверке конкретных направлений (тематике) деятельности кредитных организаций определяется, во-первых, по результатам дистанционного надзора, а во-вторых, — является следствием проведенных комплексных проверок, в процессе которых были выявлены те или иные нарушения в деятельности кредитных организаций. Тематические проверки являются отражением более детального подхода к анализу проблемных моментов функционирования банков, чем и объясняются их количественные преобладания над комплексными.
Главной целью комплексных и тематических проверок является определение реального финансового состояния кредитных организаций, соблюдение ими действующего банковского, валютного законодательства и нормативных актов Банка России, выявление ситуаций, угрожающих интересам кредиторов и вкладчиков, оценка рисков, возникающих в результате совершения банковских операций. Большое внимание уделяется также транспарентности банковской деятельности, оценке величины и достаточности собственных средств, в том числе выявлению использования ненадлежащих активов при формировании собственных средств кредитных организаций, оценке качества активов кредитных организаций, уровням рисков, организации внутреннего контроля и управления.
В связи с последствиями финансового кризиса особое внимание за прошедшие два года уделяется проверкам системно значимых банков, то есть оказывающих существенное влияние на системную устойчивость банковского сектора. При этом деятельность инспекционных подразделений при проведении проверок была направлена на оценку основных видов принимаемых кредитными организациями рисков, и, прежде всего, кредитного, при анализе которого осуществлялась оценка финансового положения заёмщиков и поручителей, выявлялись конечные получатели кредитных средств, исследовались источники погашения ссудной задолженности, устанавливались факты передачи проблемной задолженности третьим лицам при фактическом сохранении уровня кредитного риска.
Значительное внимание уделялось оценке уровня рисков, принятых банками на реальных собственников и аффилированных с ними лиц, включая риски, принятые на их бизнес.
Продолжена практика проведения одновременных проверок кредитных организаций, входящих в состав юридически признанных банковских групп и банковских холдингов, а также объединенных в группы исходя из международно признанных подходов (неформальные группы). Такие проверки позволяют устанавливать наличие между банками группы и их клиентами операций, направленных на сокрытие реального финансового состояния банков.
Общее количество фактически проведенных проверок ЦБ РФ включает в себя как плановые, так и внеплановые проверки кредитных организаций (см. табл. 2).

Таблица 2
Динамика плановых и внеплановых инспекционных проверок, проведенных ЦБ РФ в кредитных организациях
Показатели2007 г.2008 г.2009 г.2010 г.
Всего фактически
проведенных проверок, из них:
1742151012241079
плановые
в % от общего числа
1322
76,0
1121
74,0
884
72,0
869
81,0
внеплановые
в % от общего числа
420
24,0
389
26,0
340
28,0
210
19,0
Источник: Годовые отчеты Банка России за 2007–2010 гг. — М.: ЦБ РФ.

Как видно из данных табл.2, в анализируемом периоде наблюдается пропорциональное снижение количества плановых и внеплановых проверок общему количеству фактически проведенных проверок в кредитных организациях. Однако, темпы снижения внеплановых проверок растут быстрее чем проверок, осуществленных в плановом порядке. Так, плановые проверки за 2007–2010 гг. сократились на 34%, тогда как внеплановые — в 2 раза.
Внеплановые инспекционные проверки являются результатом решений руководства Банка России, в ходе которых основное внимание уделяется тем видам банковской деятельности, которые связаны с повышенными рисками, в частности, оценке качества активов кредитных организаций, состоянию ликвидности, соблюдению расчетной дисциплины, в том числе своевременности и полноте проведения клиентских платежей.
Значительная часть внеплановых проверок санкционируется решениями руководителей территориальных учреждений Банка России, например, в связи с наращиванием уставного капитала более чем на 20%, ходатайством кредитных организаций о расширении своей деятельности, с осуществлением мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) банков.
В отдельных случаях внеплановые проверки могут быть проведены в связи с обращениями федеральных органов исполнительной власти (правоохранительных и контролирующих) [1].
В результате проведенных проверок за период с 2007 по 2010 гг. Центральным Банком РФ было выявлено 66229 нарушений в деятельности кредитных организаций (см. табл. 3).

Таблица 3
Эффективность инспекционной деятельности Банка России
Показатели2007 г.2008 г.2009 г.2010 г.
Количество выявленных нарушений, шт.17969169971642214841
Темпы роста к предыдущему году, % 94,696,690,4
Коэффициент соблюдения кредитными организациями нормативных требований органа банковского надзора, шт.16151514
Коэффициент эффективности инспекционной деятельности надзорного органа, шт.10111314
Рассчитано авторами. Источник: Годовые отчеты Банка России за 2007–2010 гг.

Из табл.3 видно, что за прошедшие четыре года существенно сократилось количество выявленных в деятельности кредитных организаций нарушений. Общее снижение темпов роста составило 17,5%, что объясняется не только сокращением числа действующих кредитных организаций за анализируемый период, но и повышением ответственности банков в соблюдении нормативных требований и усилением надзорных мер со стороны Банка России.
Эффективность инспекционной деятельности надзорного органа не может и не должна измеряться только количеством фактически проведенных проверок, выявленных нарушений, числом принятых по материалам проверок мер воздействия к кредитным организациям. Правильная оценка результатов деятельности надзорных органов связана с выявлением и учетом таких показателей, которые качественно характеризуют их работу. Качественные показатели инспекционной деятельности рассчитываются, в относительном выражении (как правило, в процентах). На наш взгляд, к ним необходимо отнести следующие показатели, которые позволяют дать оценку эффективности работы надзорного органа:
1. Коэффициент соблюдения кредитными организациями нормативных требований органа банковского надзора. Данный показатель является обобщающим, комплексно характеризующим эффективность работы надзорных органов и должен иметь долгосрочный характер. Надзорную деятельность Банка России можно считать эффективной в том случае, если количество выявленных нарушений, приходящихся на одну кредитную организацию, имеет стабильный тренд к снижению, а не носит эпизодический характер. С одной стороны, данный показатель не имеет непосредственного отношения к деятельности надзорного органа, поскольку характеризует степень ответственности кредитных организаций за нарушение банковского законодательства, но с другой, — именно от качества работы органов банковского надзора напрямую зависит количество выявленных нарушений в банковской сфере. Данный коэффициент рассчитывается по следующей формуле:
Кстон = Квн / Кко,
где Кстон — коэффициент соблюдения требований органа надзора;
Квн — количество выявленных нарушений;
Кко — количество кредитных организаций.
2. Коэффициент результативности инспекционной деятельности надзорного органа. Характеризует работу инспекционных подразделений по выявлению нарушений в деятельности кредитных организаций.
Кэид = Квн / Кфпп,
где Кэид — коэффициент результативности инспекционной деятельности надзорного органа;
Кфпп — количество фактически проведенных проверок.
Произведенные в табл.3 расчеты коэффициентов свидетельствуют о том, что в среднем количество выявленных нарушений, приходящихся на одну кредитную организацию, сократилось с 16 в 2007 г. до 14 в 2010 г., а число выявленных нарушений, приходящихся на одну проверку, возросло с 10 в 2007 г. до 14 в 2010 г. Данные факты лишний раз подчеркивают значимость и эффективность надзорных функций Банка России.
О характере выявленных нарушений можно судить на основе данных табл. 4.

Таблица 4
Структура выявленных нарушений ЦБ РФ у кредитных организаций
Показатели2007 г.2008 г.2009 г.2010 г.
Всего выявлено нарушений, шт.17969169971642214841
из них:
нарушения в проведении кредитных операций, шт.
удельный вес, %
3469
19,3
3794
22,3
3714
22,6
4385
29,5
нарушения законодательства РФ (финансирование терроризма)
удельный вес, %
4376
24,4
4651
27,4
3979
24,2
2935
19,8
нарушения в организации работы по ведению бухгалтерского учета
удельный вес, %
1698
9,4
1569
9,2
1156
7,0
880
5,9
нарушения в достоверности учета и отчетности
удельный вес, %
1425
7,9
1334
7,8
1443
8,7
1347
9,0
нарушения в организации кассовой работы
удельный вес, %
1244
7,0
1013
6,0
674
4,1
909
6,1
нарушения в несоблюдении требований валютного законодательства
удельный вес, %
1024
5,7
862
5,1
987
6,0
914
6,2
прочие нарушения
удельный вес, %
4733
26,3
3774
22,2
4469
27,2
3471
23,4
Рассчитано авторами. Источник: Годовые отчеты Банка России за 2007–2010 гг.

По качественному содержанию наибольшее количество нарушений за 2007–2010 гг. приходилось на нарушения законодательства РФ и нормативных актов Банка России в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма в среднем 24% и нарушения при проведении кредитных операций — 23% от общего числа. Значительную часть составили нарушения по организации работы по ведению бухгалтерского учета — 8%, нарушения, связанные с недостоверностью учета и отчетности — 8,4%, нарушения в организации кассовой работы — 5,8%, нарушения, связанные с несоблюдением требований валютного законодательства — 5,7%, на прочие нарушения приходилось 25%.
Следует отметить, что в динамике изменилась структура выявленных нарушений. Так, если в докризисный период наибольший удельный вес составляли нарушения законодательства РФ и нормативных актов Банка России в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма (их доля за анализируемый период снизилась с 24,4% до 19,8%), то в 2010 г. акцент сместился в сторону нарушений при проведении банками кредитных операций (их доля возросла с 19,3% до 29,5%).
Данные изменения вызваны последствиями кризисных процессов в экономике и не могли не отразиться на деятельности кредитных организаций. Ухудшение финансового состояния предприятий-заемщиков привело к росту проблемных кредитов и возрастанию кредитного риска банков, что и явилось следствием увеличения количества нарушений в проведении ими кредитных операций. В отношении других видов нарушений динамика носит достаточно ровный характер.
По результатам проведенных инспекционных проверок и выявленных нарушений в деятельности кредитных организаций Банк России применяет к ним, как предупредительные, так и принудительные меры воздействия. Структура и динамика данных мер по характеру их воздействия представлена в табл.5.

Таблица 5
Структура мер воздействия, примененных Банком России к кредитным организациям-нарушителям
Меры воздействия2007 г.2008 г.2009 г.2010 г.
Всего примененных мер воздействия, из них:3109289527432750
предупредительные
в % от общего числа
1722
55,4
1730
59,8
1683
61,4
1676
61,0
принудительные
в % от общего числа
1387
44,6
1165
40,2
1060
38,6
1074
39,0
Коэффициент мер воздействия по выявленным нарушениям, %17,317,016,718,5
Коэффициент эффективности надзорных действий, шт.1,81,92,22,6
Коэффициент мер воздействия на одну кредитную организацию, шт.2,72,62,62,7
Источник: Годовые отчеты Банка России за 2007–2010 гг. — М. ЦБ РФ.

Как видно из данных табл.5, наибольшее количество централизованных санкций в отношении кредитных организаций было отмечено в 2007 г. Это напрямую связано с преобладающим количеством осуществленных в этом году проверок. За прошедшие четыре года общее количество мер воздействия сократилось на 359 единиц. Сравнивая показатели проверок и вмененных мер воздействия, наблюдается значительное расхождение в показателях: количество проверок снизилось на 38%, а мер воздействия на 11,5%. Данная диспропорция объясняется повышением качества осуществленных проверок и ужесточением к оценке степени ответственности кредитных организаций.
О повышении ответственности кредитных организаций за нарушение требований Банка России свидетельствует изменение в динамике структуры примененных мер воздействия: удельный вес предупредительных мер воздействия растет, а принудительных снижается. Следовательно, Банком России в последние годы проводится активная профилактическая работа по предупреждению потенциальных нарушений, а не расширение в своей практике мер, связанных с реальным наказанием.
Однако выше рассмотренных критериев явно недостаточно для того, чтобы судить о степени повышения эффективности инспекционной деятельности, проводимой Банком России. Для этого, на наш взгляд, необходимо проанализировать и другие качественные показатели.
Качественную составляющую надзорной деятельности Банка России следует оценивать и по таким критериям как количество принятых мер воздействия, приходящихся на одно выявленное нарушение, количество мер воздействия, приходящихся на одну проверку, а также количество мер воздействия, приходящихся на одну кредитную организацию. Данные коэффициенты позволяют анализировать эффективность инспекционной работы Банка России в динамике, а также сопоставлять друг с другом деятельность территориальных учреждений ЦБ РФ в этом направлении:
1. Коэффициент мер воздействия по выявленным нарушениям. Характеризует эффективность примененных мер воздействия к кредитным организациям по выявленным нарушениям нормативных требований органа банковского надзора.
Кмввн = Кмв / Квн,
где Кмввн — коэффициент мер воздействия по выявленным нарушениям;
Кмв — количество примененных мер воздействия к кредитным организациям.
2. Коэффициент эффективности надзорных действий. Характеризует эффективность примененных органом банковского надзора мер воздействия к кредитным организациям по результатам проведенных проверок.
Кэнд = Кмв / Кфпп,
где Кэнд — коэффициент эффективности надзорных действий.
3. Коэффициент мер воздействия на кредитную организацию. Характеризует эффективность примененных мер воздействия на одну кредитную организацию.
Кмвко = Кмв / Кко,
где Кмвко — коэффициент мер воздействия на кредитную организацию.
Как показал проведенный в работе анализ, за прошедшие 2007–2010 гг. в инспекционной деятельности Банка России произошли изменения, касающиеся снижения бремени инспекционной нагрузки на кредитную организацию при одновременном повышении эффективности и качества инспекционной деятельности. В частности, на повышение результативности проверок направлена централизация инспекционной деятельности.
Впервые практическая реализация этой работы была осуществлена в Северо-Западном федеральном округе, целью которой явилось повышение качества и эффективности проверок за счет повышения независимости инспекторов, маневрирования ресурсами, обмена опытом, повышения профессионализма. При этом централизация не предполагала принятия всех управленческих решений, концентрацию всех функций, ресурсов и полномочий центральным аппаратом Главной инспекции кредитных организаций Банка России. Задача состояла в построении такой модели, где ключевая структура — межрегиональная инспекция, а ключевая фигура — генеральный инспектор, обладая соответствующими полномочиями, ресурсами и функциями, будут играть основную роль и нести соответствующую ответственность за результаты инспекционной деятельности в конкретном федеральном округе [3].
Модель централизации инспекционной деятельности предполагает передачу части функций и полномочий межрегиональным инспекциям, как от территориальных учреждений, так и от центрального аппарата Главной инспекции кредитных организаций Банка России. Работа в этом направлении уже дала свои результаты — количество фактически проведенных инспекционных проверок существенно снизилось и на начало 2011 г. составило 1079 единиц. При этом количество принятых мер воздействия на одну проверку возросло с 1,8 до 2,6 единиц. Увеличилось и количество принятых мер воздействия к кредитным организациям в расчете на одно выявленное нарушение: с 17,3% в 2007 г. до 18,5% в 2010 г. Практически без изменений за анализируемый период остался коэффициент мер воздействия на кредитную организацию — количество принятых мер воздействия на одну кредитную организацию в среднем составило 2,7.
Таким образом, можно отметить тенденцию сокращения количества проверок и, соответственно, снижения инспекционной нагрузки на кредитные организации, что свидетельствует о повышении эффективности и качества инспекционной деятельности Банка России.
Немаловажным фактором в оценке качества надзорной деятельности Банка России, на наш взгляд, служит рациональность проведения кадровой политики. Таким показателем, характеризующим наряду с эффективностью надзорной деятельности, является коэффициент эффективности функционирования органа банковского надзора и регулирования, рассчитываемый по следующей формуле:
Кэфон = Квн / (Чрубн + Чруи),
где Кэфон — коэффициент эффективности функционирования органа надзора;
Чрубн — численность работников управления по банковскому надзору за деятельностью кредитных организаций;
Чруи — численность работников управления инспектирования кредитных организаций.
Экономическое содержание данного показателя состоит в определении количества выявленных нарушений, приходящихся на одного работника надзорного блока (см. табл. 6).

Таблица 6
Динамика коэффициента эффективности функционирования органа банковского надзора
Показатели2007 г.2008 г.2009 г.2010 г.
Численность работников управления по банковскому надзору за деятельностью кредитных организаций1321136014121443
Численность работников управления инспектиро-вания кредитных организаций108810001116919
Количество выявленных нарушений на одного ра-ботника Банка России по надзору за деятельностью кредитных организаций, долях ед.7,57,26,56,3
Источник: Годовые отчеты Банка России за 2007–2010 гг. — М. ЦБ РФ.

Как видно из данных табл.6, за анализируемый период количество выявленных нарушений в среднем на одного работника Банка России, осуществляющего надзор и инспектирование за деятельностью кредитных организаций, стабильно снижается, что обусловлено более высокими темпами снижения числа выявленных нарушений (17,4%) в сравнении с темпами сокращения численности работников ЦБ РФ, осуществляющих надзорные функции (2%). На наш взгляд, сложившаяся тенденция изменения данного показателя в динамике свидетельствует о снижении эффективности кадровой политики Банка России, который несет чрезмерные расходы на содержание служащих надзорного блока. Следовательно, в условиях снижения бремени инспекционной нагрузки на кредитную организацию при одновременном повышении эффективности и качества инспекционной деятельности, целью оптимизации кадровой политики органа банковского надзора должно быть планомерное сокращение численности работников Банка России, осуществляющих надзор и инспектирование кредитных организаций.
Проведенный в работе анализ показал, что за прошедшие четыре года качественно улучшилось состояние инспекционной деятельности Банка России по большинству исследуемых параметров, что свидетельствует о планомерной целенаправленной работе ЦБ РФ в направлении совершенствования банковского надзора за деятельностью кредитных организаций.
Вместе с тем, сложившиеся тенденции в развитии банковского сектора РФ в посткризисный период свидетельствуют о том, что в банковской сфере сохраняются проблемы. В первую очередь они касаются ухудшения качества кредитного портфеля вследствие роста проблемных кредитов, что привело к повышению уровня кредитного риска банков. Об этом говорит и характер выявленных нарушений, а именно рост нарушений банков при проведении ими кредитных операций.
Следовательно, в системе надзора и управления за деятельностью кредитных организаций в современных условиях образовалась ситуация слабых звеньев, касающаяся управления банковскими рисками, которая может привести к проявлению системного риска в банковской сфере. В этой связи в целях минимизации банковских рисков Банк России должен обеспечить дальнейшее совершенствование системы управления кредитными организациями и разрабатывать новые методы надзора и регулирования.


Литература
1. Годовой отчет Банка России за 2010 г. — М.: ЦБ РФ, 2011
2. Кривошапова С.В. Новые механизмы надзора за кредитными организациями // Проблемы современной экономики. — 2009. — № 2(30).
3. Сафронов В.А. Проблемы и перспективы повышения качества инспекционной деятельности // Деньги и кредит. — 2009. — № 7.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия