Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (43), 2012
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
Русакова О. В.
старший преподаватель Выборгского филиала Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики

О роли повышения кредитно-инвестиционного фактора в развитии предприятий общественного питания
Статья посвящена роли кредитно-инвестиционного фактора в развитии предприятий общественного питания, дается анализ ситуации в кредитовании малого бизнеса. Речь идет о недостатках кредитования и мерах его совершенствования в развитии малых предприятий общественного питания, а также о тенденциях, путях и направлениях преодоления сложившегося положения
Ключевые слова: общественное питание, кредитование, предприятия малого бизнеса, эффективность, инвестиции, финансирование
УДК 658.5   Стр: 422 - 424

Современное социально-экономическое состояние России характеризуется наличием серьезных предпосылок для экономического роста. Активизация промышленного производства, улучшение финансово-экономического состояния предприятий, более активное (хотя и незначительное по масштабам) кредитование реального сектора свидетельствуют о появлении признаков оздоровления экономики.
Главными задачами современного этапа являются:
— поддержание достигнутых позитивных результатов путем развития предпринимательских отношений;
— выбор рациональной стратегии развития российского бизнеса в целом;
— создание благоприятных условий для функционирования предприятий малого бизнеса;
— обеспечение предприятий малого бизнеса эффективной системой кредитно-инвестиционной поддержки.
Предприятия общественного питания (рестораны, кафе, столовые и др.) являются наиболее распространенными предприятиями сферы малого бизнеса. Численность работающих на них не превышает несколько десятков человек и в исключительных случаях достигает сотни человек и более. Следует иметь в виду, что только у нас принято классифицировать уровень бизнеса по численности работающих на предприятии. В соответствии с зарубежными стандартами малые предприятия определяются не только по численности работающих, а в большей степени по обороту производимой продукции, который не должен превышать некоторой установленной величины [1, 3].
Хорошо известно, что многочисленные предприятия общественного питания, являясь представителями малого бизнеса, играют важную роль в странах со стабильной рыночной экономикой. Они формируют в сфере малого бизнеса конкурентную среду, в значительной степени обеспечивают занятость населения путем создания новых рабочих мест, помогают осуществлять структурную перестройку предприятий малого бизнеса, способствуют внедрению инноваций, быстрой адаптации к новому спросу, смягчают социальную напряженность в обществе (за счет роста среднего класса) и т.д.
По общим оценкам специалистов, система предприятий общественного питания в нашей стране, на сегодняшний день, находится в состоянии развития и требует значительных усилий как бизнеса, так и общества в ее совершенствовании. Соответственно требуется продуманная и гибкая общественная, государственная и, прежде всего, банковская кредитно-инвестиционная политика, предполагающая оптимальное сочетание различных способов финансирования малого бизнеса, важнейшими из которых, на данный момент, следует признать государственные инвестиции, банковское кредитование, использование частных (внешних) инвестиций и самофинансирование.
По оценкам специалистов, значительную роль в развитии системы предприятий общественного питания должно сыграть и совершенствование налоговой системы, о чем неоднократно декларировалось руководством страны.
Всем понятно, что льготы и преференции по налогам на малые предприятия являются по существу формой косвенной государственной поддержки малого бизнеса, усиливающей внутренний потенциал его самофинансирования.
Опыт развитых стран показывает, что льготы предприятиям общественного питания стимулируют их инвестиционную активность, создают возможности для реализации стратегии структурной перестройки всей системы общественного питания в стране, направленной на удовлетворение все возрастающих потребностей людей.
К сожалению, российские предприниматели сталкиваются со множеством трудностей на пути создания, функционирования и развития малых предприятий, важнейшими из которых являются неослабевающая налоговая нагрузка, сложная система налогообложения, административные барьеры и др. По оценкам владельцев предприятий общественного питания, не менее важным, а может быть и более значимым для них являются недоступность кредитно-финансовых ресурсов, их дороговизна и краткосрочность, сложность обоснования инвестиционных проектов.
На данный момент также является общепризнанным, что занятие малым бизнесом в сфере общественного питания связано со значительной неопределенностью и значительными рисками. Наличие рисков делает данную сферу недостаточно привлекательной для инвесторов, что в некоторых регионах России приводит к плачевному состоянию предприятий общественного питания. Есть ли выход из сложившегося положения?
В научной литературе вопросы анализа подобных рисков и возможных путей их снижения изучены достаточно подробно. Основными направлениями снижения рисков в бизнесе предприятий общественного питания могут быть:
— использование гарантийных механизмов кредитования с участием государства;
— финансовая поддержка крупных государственных предприятий и частных инвесторов;
— рациональное использование заемного капитала;
— рационализация инвестиционной стратегии предприятий и др.
Рассмотрим основные возможные источники финансирования предприятий общественного питания. По нашему мнению таковыми могут быть:
— личные сбережения предпринимателей;
— средства фондов поддержки малого предпринимательства (федеральных, региональных, муниципальных и др.);
— банковские кредиты;
— аккумулированные средства других предприятий, привлекаемые на основе кооперационных взаимодействий;
— иностранные инвестиции (средства компаний, иностранных фондов, банков и др.);
— прямые (адресные) государственные инвестиции на поддержку и развитие системы общественного питания в отдельных регионах, на строительство и совершенствование крупных государственных предприятий (АвтоВаз, Пикалево и др.).
Результаты анализа основных направлений финансирования мер по совершенствованию и развитию предприятий общественного питания представлены в табл.1.

Таблица 1
Характеристики основных источников финансирования мер по совершенствованию и развитию предприятий общественного питания
Вид источникаЕмкостьДоступностьРискЦенаПривлекательность
Собственные средства предпринимателейчаще всего малаявысокаясреднийбесплатносредняя
Государственные средствасредняя и малаяочень малаясреднийнизкаявысокая
Средства фондов поддержки
малого предпринимательства
средняя и малаясредняя и малаясреднийсредняявысокая
Кредиты банковвысокаямалая и средняясредний и
высокий
высокаясредняя
Иностранные партнерывысокаямалаянизкийвысокаясредняя
Прочие внешние источникисредняясредняя и высокаявысокийсредняямалая и средняя

Финансовые ресурсы предпринимателей, занимающихся бизнесом в сфере общественного питания, оценить достаточно сложно. Но, чаще всего, структура их сбережений носит мелкодисперсный характер и не позволяет эффективно решать проблемы развития предприятий. Особенно эта тенденция проявилась после кризиса 1998 года, в результате которого значительно возросли барьеры вхождения в рынок и уменьшились возможности эффективного функционирования в нем.
Емкость государственных ресурсов и фондов поддержки малого предпринимательства, как правило, невелика и не может охватить весь объем потребности в инвестициях. Наиболее реальными источниками финансирования мер развития предприятий общественного питания могут служить банковские ресурсы, объединение со средствами гарантийных и инвестиционных фондов. Достаточной доступностью обладают средства других предприятий, объединенных кооперационными взаимодействиями [2, 3].
Общение с предпринимателями дает возможность утверждать, что средства фондов поддержки малого предпринимательства и банков для большинства малых предприятий малодоступны в силу необходимости серьезного обоснования проекта развития, наличия определенных гарантий, залоговых сумм и т.д., что труднореализуемо для представителей малого бизнеса. По оценкам некоторых предпринимателей, за последнее время ситуация несколько улучшилась: банки стали поворачиваться лицом к реальному сектору, к развитию малых предприятий [3, 4, 5].
Однако пока доля малых предприятий в ВВП составляет 10–12%, в то время как в развитых странах эта цифра равна 50–60%. В США малые предприятия берут коммерческий кредит в банке под 8–9%, а льготный кредит для предприятий общественного питания составляет 4–5%. В России же коммерческие кредиты предпринимателям малого бизнеса выдаются банками под 14–18%, а вопросы льготного кредитования рассматриваются как возможности далекой перспективы. Имеется в виду введение дифференциальных ставок процента по кредитам с учетом развития приоритетных отраслей и отдельных регионов.
Консалтинговая компания A.T. Kearney называет нашу страну наиболее привлекательным рынком для инвестиций в объекты цивилизованной розничной торговли. A.T. Kearney рекомендовала зарубежным игрокам незамедлительно выходить на динамично развивающийся российский рынок.
Пока же иностранные инвесторы достаточно инертны в отношении России или действуют с очень большой осторожностью, предпочитая вкладывать деньги только в самые быстрооборачиваемые и доходные сферы бизнеса. Объем иностранных инвестиций в сектор торговли и общественного питания в России уступает лишь вложениям в промышленность. Наиболее активными инвесторами в эти сферы стали Люксембург, Великобритания, Франция и Нидерланды. Западные компании могли бы вкладывать в российский рынок организованной торговли раз в десять больше. Тогда в стране намного быстрее можно было бы создать рынок с нормально функционирующей инфраструктурой.
Несмотря на то, что ресторанный бизнес в России достаточно прибылен (средний ресторанный проект окупается за 2–3 года), иностранных инвестиций здесь немного. Многие западные рестораторы зарабатывают на России, продавая свои бренды, но не вкладывают ни копейки. Бизнес в нашей стране до недавнего времени развивался исключительно за счет средств частных российских инвесторов. Более того, ряд экспертов предполагает, что большинство инвестиций поступает в РФ из оффшоров, то есть реинвестируются в наиболее доходные сферы бизнеса нашими же предпринимателями.
Некоторые представители корпораций, наиболее активно работающих на рынке в Европе, уклончиво говорят о своих планах в России. В связи с этим, считает ряд экспертов, не стоит обольщаться рейтингами инвестиционной привлекательности — в большинстве своем это рейтинги ожиданий и они не имеют прямой связи с реальными вложениями денег. К тому же известно, что стратегия выбора иностранцами стран и регионов для инвестирования, как правило, диктуется развитостью инфраструктуры и возможностями управления рисками, что в свою очередь означает финансовую прозрачность, стабильность и ясность политики стран, выбираемых для вложения финансовых средств.
Анализ ситуации в кредитовании малого бизнеса позволяет сделать следующие выводы:
1. Малый бизнес является сферой повышенного риска, в том числе и повышенного инвестиционного риска. Здесь достаточно сильно действует криминогенный фактор в виде рэкета со стороны чиновников и мафиозных структур. Обязательства со стороны финансовых организаций перед малыми предприятиями очень часто не выполняются. В результате, высока вероятность потери финансовых средств.
2. К числу специфических для российских условий причин, объясняющих существование значительного разрыва между потребностями в кредитах и потенциалом банковской сферы можно отнести: отсутствие доверия между банкирами и предпринимателями, нестабильность связей; непрозрачность как банковской, так и предпринимательской сферы в процессе их взаимодействия.
3. Ставка российских банковских кредитов недоступна для большинства малых предприятий. Федеральная процентная ставка по государственным кредитам в рублях составляет 15%, а максимальная региональная достигает 23%.
4. Уровень дифференциации регионов по критерию финансовой поддержки малого бизнеса очень высок. На первом месте, по общей оценке, по кредитованию и поддержке малого бизнеса стоит столичный регион.
5. Расширилось участие иностранных компаний в инвестировании и кредитовании малого бизнеса. Участие зарубежных фондов и инвестиционных компаний в финансировании развития малого бизнеса становится все более заметным явлением, несмотря на высокую цену предлагаемых финансовых ресурсов. Ставка по зарубежным кредитам составляют 14–19% в валюте и 25–35% в рублях, что значительно выгоднее отечественных кредитных ставок.
6. Наряду с государственными кредитами, кредитами зарубежных фондов, в России формируется законодательная система кредитной кооперации, т.е. система взаимного страхования и кредитования малых предприятий под невысокий процент.


Литература
1. Антонов А.В. Системный анализ. Учебник для ВУЗов. - М.: Высшая школа, 2006. - 454 с.
2. Дрогобыцкий И.Н. Системный анализ в экономике. Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 512 с.
3. Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива / Пер. с франц. - СПб.: Наука, 1996. - 374 с.
4. Лапыгин Ю.Н. Системные решения проблем. - М.: Эксмо, 2008. - 336 с.
5. Сухарев Л.С. Теория эффективности экономики. - М.: Финансы и статистика, 2009. - 368 с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия