Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (43), 2012
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ
Почтовюк А. Б.
декан факультета экономики и управления Кременчугского национального университета им. Михаила Остроградского,
кандидат наук государственного управления

Пряхина Е. А.
аспирант кафедры менеджмента Кременчугского национального университета им. Михаила Остроградского

Торговля квотами как один из механизмов Киотского протокола
В статье представлены основные механизмы Киотского протокола и более подробно исследован механизм торговли квотами. Определено, что Украина имеет потенциальные выгоды от их торговли. С целью получения практических результатов рассчитана, проанализирована и показана зависимость выбросов ПГ от изменения ВРП. Предложены этапы дальнейшего изучения проблемы
Ключевые слова: Рамочная конвенция ООН, Киотский протокол, механизм торговли квотами, механизм совместного осуществления (СО), механизм чистых технологий, торговля квотами, валовой региональный продукт (ВРП), парниковые газы (ПГ), SWOT-анализ
УДК 339.13.025.5:502.3; ББК 26.23   Стр: 300 - 304

Торговля квотами эмиссией парниковых газов (англ. Emissions trading) — рыночный инструмент снижения выбросов парниковых газов в атмосферу. Управления качеством окружающей среды с помощью рыночных систем торговли разрешениями (квотами) на выбросы загрязняющих веществ в последние десятилетия активно используется для решения локальных и глобальных экологических проблем. В декабре 1997 г. на Киотськой Конференции Сторон РКИК ООН было достигнуто соглашение о юридических обязательствах сокращений выбросов парниковых газов (ПГ). Согласно Киотского протокола, страны взяли на себя юридические обязательства сократить свои выбросы на протяжении первого периода с 2008 г. по 2012 г. в среднем на 5,2% от уровня 1990 г. Киотский протокол определяет три основных гибких механизма: совместное внедрение, механизм чистого развития и торговлю квотами на выбросы ПГ [6]. «Квота» означает разрешение на выбросы одной тонны эквивалента СО2 за определенный период времени, которое может быть передано в соответствии с правилами схемы. В силу ряда причин украинская экономика имеет определенный потенциал экспорта квот на выбросы парниковых газов и благодаря ему Украина, при благоприятных условиях, могла бы получить значительные средства для дополнительных инвестиций [2].
На сегодняшний день эта тема малоизученна. Лишь недавно стали появляться статьи. Их авторы: Федоров Ю., Дюканов А., Холод М., Лаевская А., Волошин Д. Вопросами изменения климата и механизмами Киотского протокола занимаются ученые: Куруленко С., Таубман У., Янтовский Ю.И., Баранник В., Земляной Н., Добровольский В., Макарова Н., Халгатте С., Billiard F., Busch F., Fisher SK, Green J., Kuijpers L., Loretzen G., McMullan J.T. и др.
Однако их исследования не являются полными. Они не охватывают, в частности, участие регионов в торговле квотами. Необходимо в ближайшее время разработать эффективную национальную систему торговли парниковыми газами, что позволит выполнить обязательства по Киотскому протоколу с минимальными затратами и участвовать в международной торговле квотами.
Украинская экономика формировалась в условиях административно-командной системы СССР, когда конкуренция производителей отсутствовала, а такие понятия, как цены и инвестиции не имели под собой экономической основы. Природно-ресурсный потенциал и реальное отсутствие экологических ограничений обусловили развитие энергоемких отраслей, в том числе топливно-энергетического и горно-металлургического комплексов, нефтеперерабатывающей и химической промышленности, тяжелого машиностроения. Это обстоятельство, а также низкая эффективность использования энергоресурсов, обусловили более высокий уровень энергоемкости валового внутреннего продукта (ВВП) Украины, чем в развитых странах. Поэтому при относительно низком ВВП объемы выбросов парниковых газов в 1990 г. были очень большими.
Экономика Украины достигла максимального развития в конце 80-х и начале 90-х годов прошлого века. В тот период достигли максимальных значений и объемы выбросов парниковых газов. Так, в 1990 г. общий объем эмиссии углерода (C) составил 240 100 000 т, а уровень поглощения — 14,2 млн т. После провозглашения независимости в 1991 г. перед Украиной возник целый ряд сложных задач, главными из которых были построение независимого государства, внедрение демократических методов управления страной и рыночных механизмов [4]. С внедрением рыночных методов регулирования экономики связывались надежды на быструю адаптацию экономики к новым реалиям и, соответственно, снижение энергоемкости ВВП, оптимизации структуры производства, обеспечения повышения конкурентоспособности отечественных производителей на внешнем и внутреннем рынках и т. д. Однако отсутствие четкой и взвешенной экономической политики, нестабильность, неэффективность и непрозрачность законодательной базы, значительное налоговое давление, потеря государством контроля над многими процессами в экономике привели к таким негативным последствиям, как обвальное падение производства почти во всех секторах экономики, рост теневого сектора, прекращение инвестиционной деятельности, вымывание оборотных средств и т.п. Снижение ВВП обусловило падение объемов потребления энергоресурсов и выбросов парниковых газов. Но темпы падения объемов потребления энергоресурсов были ниже темпов снижения ВВП, что было обусловлено ростом доли энергоемких отраслей в структуре экономики. Так, если в 1990 г. доля топливно-энергетического и горно-металлургического комплексов в структуре промышленности составляла 21%, то в 1999 г. — 53,3% (более чем в 2,5 раза). Из-за роста доли ядерной энергии и природного газа в топливно-энергетическом балансе страны темпы снижения объемов выбросов парниковых газов были большими, чем сокращение энергопотребления. Таким образом, Украина принадлежит к наиболее энергозатратным стран мира. Энергоемкость ВВП в Украине в 1997 г. (34,0 тыс. ккал/$) была в 11 раз выше, чем в США (2,9 тыс. ккал/$) и в 26 раз выше, чем в Японии (1,3 тыс. ккал/$) и больше в 2 раза, чем в России [3].
На сегодня одним из приоритетных и сложных задач, стоящих перед Украиной, является реконструкция промышленного комплекса на основе привлечения инвестиций в отрасль. В первую очередь необходимо определить потенциальные выгоды и недостатки от торговли квотами (табл. 1). Согласно расчетам можно предположить, что выгода Украины от продажи квот на выбросы парниковых газов к 2015 г., может колебаться от $ 900 млн до $ 8350 млн Конечно, это только приблизительно, потому что было сделано много предположений и в нашем анализе, и в исследовании, на которые мы ссылались.

Таблица 1
SWOT-анализ торговли квотами для Украины
Оценка внутренних факторовФакторы внешней среды
ВозможностиУгрозы
1.Снижение ВВП обусловлено падение объемов потребления энергоресурсов и уменьшение выбросов парниковых газов по сравнению с 1990 г.
2. При росте доли ядерной энергии природного газа в топливно-энергетическом балансе страны, эффективное использование энергетических ресурсов темпы снижения объемов выбросов парниковых газов будут большими.
1. Темпы падения объемов потребления энергоресурсов будут ниже темпов снижения ВВП Украины.
2. Большая конкуренция на рынке черезмощные страны-экспортеры квот на выбросы, в том числе Россия, Китай, Индия.
3. Уменьшение общего спроса на квоты среди основных покупателей квот — США, Япония и страны ЕС.
Сильные стороныПоле «Сильные стороныи возможности»Поле «Сильные стороныи угрозы»
1. Украинская экономика имеет определенный потенциал экспорта квот на выбросы парниковых газов — уровень энергоемкости ВВП страны значительно выше, чем в развитых странах мира.
2. Предельная стоимость сокращения выбросов в Украине значительно ниже, чем в раз-витых странах, поскольку у нас энергоемкое производство и устаревшее оборудование.
1.При благоприятных условиях страна могла бы получить значительные средства для инвестиций в реконструкцию ТЭК.
2. Уменьшение доли энергоемких отраслей в структуре экономики.
3. Уменьшение зависимости от импор-тируемых источников энергии (нефти и газа).
1. Значительная энергоемкость ВВП Украины, что более чем в 2 раза превышает этот показатель соседних стран с пе-реходной экономикой, включая Россию, позволит увеличить предложение на рынке квот на выбросы паринкових газов и сформировать конкурентную цену.
2. Долгосрочные соглашения о сотрудничестве с третьими странами.
Слабые стороныПоле «Слабые стороныи возможности»Поле «Cлабые стороныи угрозы»
1. Отсутствие институциональных условий страны на рынке торговли квотами, а также плана использования доходов от торговли.
2. Нестабильность, неэффективность, непрозрачность законодательной базы Украины.
Создание официального государственного органа, который бы мог четко формировать политику в направлении распределения и контроля поступления от торговли квотами.1. Нецелевое использование средств от продажи квот на выбросы парниковых газов.
2. Рост доли энергоемких отраслей в структуре экономики Украины.

Таким образом, для дальнейшего исследования необходимо провести анализ зависимости объемов выбросов парниковых газов (ПГ) Y (млн т.) от ВРП X (млн грн.) На примере Полтавского региона с применением корреляционно-регрессионного анализа для выборки n = 9 (на протяжении 2003–2011 гг.), исходные данные приведены в табл. 2 [5].

Таблица 2
Изменение объемов выбросов ПГ и изменение ВРП за период 2003–2011 гг.
iПГ, млн т. (Yi)ВРП, млн грн. (Xi)
10,811982
21,013983
32,218099
42,222179
53,828355
63,834118
73,433629
83,844291
9 4,345261

Для определения вида зависимости построим корреляционное поле, где корреляционное поле — множество точек (Xi, Yi), нанесенных на координатную площадь XOY (рис.1).
Рис. 1. График функции Yx изменения объемов выбросов ПГ от ВРП

За размещением точек на корреляционном поле предполагаем, что зависимость между Xi и Yi является линейной, где расчетные значения цены реализации единицы продукции можно найти, воспользовавшись такой моделью:
Y = a + b*X.
Таким образом, суммарная модель линейной парной регрессии Y (x), которая будет использована для расчета объемов выбросов ПГ имеет вид:
Y = -0,63 + 0,00011*X
Для анализа и прогнозирования зависимой переменной Y(X) приведены расчетные и фактические значения объемов выбросов ПГ, менявшиеся в течение 2003–2011 гг. Нанесем на корреляционное поле TOY множество точек (Xi; Yi) и (Xi;) (рис.2). При этом сможем визуально сравнить насколько точно найдена модель линейной парной регрессии соответствует фактическим значением объемов выбросов ПГ Y (x).
Итак, тенденция функции Yx подобная расчетных значений функции, что еще раз доказывает практическую значимость полученной модели линейной парной регрессии.
Эластичность изменения объемов выбросов ПГ по изменению ВРП определяется коэффициентом эластичности Ey/x:
Рис. 2. Сравнительный анализ расчетных и фактических значений функции Yx

Подставив уравнение зависимости получим:
Ey/x = 0,00015 / (1,72 / 17555,78) = 0,00015 / 0,000098 = 1,53.
Значение этого коэффициента следует толковать так: при увеличении ВРП на 1% объем выбросов ПГ вырастут на 1,53%.
Однако, для того чтобы этот механизм заработал и начал приносить доход от продажи углеродных квот, должны быть созданы необходимая законодательная база для подобной торговли и план распределения квот, который составляется на основе кадастра выбросов парниковых газов страны и устанавливается общее количество выбросов, которое каждое государство-участник международной схемы торговли квотами на бесплатной основе (или с помощью аукциона) распределяет между своими энергоемкими промышленными предприятиями (Рис.3).
План распределения определяет общий объем «разрешений на выбросы» (квот) на страну по каждому году периода действия обязательств (должно соответствовать целевому объему, установленному для страны в Киотском протоколе), а также начальное распределение квот на выбросы парниковых газов среди всех производственных мощностей (установок), которых это касается, в пределах страны по каждому году и на весь период. С момента этого начального распределения всеми квотами на выбросы можно свободно торговать в пределах каждого периода [1].
Таким образом, из вышесказанного можно сделать следующие выводы: во-первых, разработан SWOT-анализ торговли квотами, с помощью которого определено потенциальные выгоды и угрозы для отечественных промышленных предприятий. Во-вторых, согласно расчетам можно предположить, что выгода Украины от продажи квот на выбросы парниковых газов для выполнения другими странами обязательств Киотского протокола к 2012 г. может колебаться от $ 900 млн до $ 8350 млн. В-третьих, предложена экономико-математическая модель, которая позволила определить зависимость выбросов парниковых газов от валового регионального продукта, в результате получили, что при увеличении ВРП на 1% объем выбросов ПГ вырастут на 1,53%. В-четвертых, произведен расчет экономической эффективности от сформированного плана распределения квот на выбросы для региона, определено, что предложенный порядок расчета квот на выбросы может быть использован на уровне государства, секторов экономики, регионов, предприятий и т.д. Но существуют проблемы, мешающие участию Украины в торговле квотами парниковых газов в полной мере. Наиболее весомым является общая нехватка информации и опыта. Вопрос об изменении климата все еще не считается приоритетным среди многих государственных институтов и не исследуются в стране. Почти не имеется официальной информации и статистики торговли квотами на Украине. Кроме этого, практически отсутствует законодательная база, необходимая для выхода на рынки парниковых газов. Также одной из проблем является общий макроэкономический климат в Украине (низкий кредитный рейтинг, высокие процентные ставки, политическая неопределенность и т.д.). Таким образом, для перспективной деятельности Украины, в целом и регионов в отдельности, на международном рынке торговли выбросами необходимо устранить все препятствия, создать систему мониторинга и контроля.
Рис. 3. Цикл процесса распределения разрешений на выбросы парниковых газов


Литература
1. Логачова О. Организационно-экономический механизм формирования национального плана распределения квот на выбросы парниковых газов // Науковий журнал «Схiд». — Донецьк.
Режим доступа http://www.experts.in.ua/baza/analitic/index.php?ELEMENT_ID=20767 (23.05.12 г.)
2. Пидлиснюк В. Основы устойчивого развития. Кременчуг: Учебник. — Кременчук: Изд-во ПП Щербатих О.В., 2008. — 124 с.
3. Федоров Ю. Потенциальные выгоды Украины от торговли квотами на выбросы. Научные заметки, Т.20. Экономические науки / Национальный ун-т «Киево-Могилянськая академия», 2002. — С. 32–37.
4. КМУ «Об утверждении Национального плана действий по реализации Киотского протокола к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата» от 18.08.2005 № 346-р. Режим доступа http://www.zakon.rada.gov.ua (23.05.12)
5. poltava.stat.gov.ua
6. Kyoto Protocol: Status of Ratification. (2009-01-14): United Nations Framework Convention on Climate Change.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия