Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (43), 2012
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Корабейников И. Н.
заведующий отделом региональной конкурентоспособности и инвестиционного развития
НИИ региональной экономики Оренбургского государственного университета,
кандидат экономических наук

Штудент К. В.
доцент кафедры экономики агробизнеса и внешнеэкономических связей
Оренбургского государственного аграрного университета,
кандидат экономических наук


Организационно-методические основы обеспечения продовольственной безопасности региона
В статье уточнены теоретические основы и гарантии развития элементов системы обеспечения продовольственной безопасности региона, описан механизм совершенствования ее организационно-экономических отношений. Предложен методический подход для определения приоритетов развития системы обеспечения продовольственной безопасности
Ключевые слова: продовольственная безопасность, регион, методический подход
УДК 332; ББК 65.32   Стр: 239 - 243

В последнее время все больше внимания уделяется проблемам обеспечения продовольственной безопасности мирового сообщества, отдельных стран и регионов. Под «продовольственной безопасностью» понимается ситуация, при которой все люди в каждый момент времени имеют физический и экономический доступ к достаточной в количественном отношении безопасной пище, необходимой для ведения активной и здоровой жизни [1]. В тексте «Римской декларации по всемирной продовольственной безопасности» написано, что любое государство обязано обеспечивать право каждого человека на доступ к безопасным для здоровья и полноценным продуктам питания в соответствии с правом на адекватное питание и правом на свободу от голода [2].
В Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации обозначены задачи ее обеспечения независимо от изменения внешних и внутренних условий хозяйствования государства [3]:
● своевременное прогнозирование, выявление и предотвращение внутренних и внешних угроз продовольственной безопасности, минимизация их негативных последствий за счет постоянной готовности системы обеспечения граждан пищевыми продуктами, формирования стратегических запасов пищевых продуктов;
● устойчивое развитие отечественного производства продовольствия и сырья, достаточное для обеспечения продовольственной независимости страны;
● достижение и поддержание физической и экономической доступности для каждого гражданина страны безопасных пищевых продуктов в объемах и ассортименте, которые соответствуют установленным рациональным нормам потребления пищевых продуктов, необходимых для активного и здорового образа жизни;
● обеспечение безопасности пищевых продуктов.
Продовольственная безопасность является одной из составляющих экономической безопасности. Показательным является определение, данное Л.И. Абалкиным: «экономическая безопасность — это совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость экономики, ее стабильность и устойчивость, способность к постоянному обновлению и совершенствованию» [4]. Как верно отметили В.В. Криворотов и А.В. Калина, в данном определении можно выделить три основных характеристики, которые можно отнести к экономике региона [5]:
● экономическая безопасность, в первую очередь, определяется независимостью экономики региона и ее возможностями проводить относительно самостоятельную экономическую политику;
● экономическая безопасность обеспечивается только в стабильно работающих и устойчивых экономических системах;
● экономическая безопасность может поддерживаться только в регионах, способных к обновлению и совершенствованию, то есть постоянно развивающихся.
Стоит отметить, что в обеспечении безопасности именно экономический аспект является превалирующим. Так, по мнению В.И. Назаренко, как и по представлению ряда других исследователей, продовольственная безопасность носит системный характер, потому что является объединением целого ряда задач и проблем, и только их решение позволит подойти к пониманию и, главное, к разрешению этой сложной и весьма острой проблематики. При этом многие компоненты данной системы зависят от состояния соответствующих подсистем, так что в целом задача является не только системной, но и иерархической по своему характеру, и только с пониманием всех этих проблем она определяется как продовольственная безопасность, с учетом многосторонности и сложности решения всей совокупности задач [6]. Экстраполируя рассуждения автора можно сказать, что проблема продовольственной безопасности региона, прежде всего, состоит в способности субъекта самостоятельно, за счет внутренних ресурсов покрывать свои потребности в продовольствии и сводить к минимуму импорт. Эту проблему часто смешивают с вопросом об экономической безопасности в целом. Однако, несмотря на всю важность продовольственной безопасности, она далеко не исчерпывает весь комплекс и систему экономической безопасности.
По нашему мнению, процесс эффективного комплексообразования и развития интеграционно-производственных связей лежит в основе современной продовольственной безопасности. На необходимость и перспективность комплексообразования в современных условиях указывают А.Г. Гранберг [7], Ю.А. Гаджиев [8], Д.С. Богданов [9], К.Г. Бородин, С.А. Неганов, А.П. Берестов [10] и другие ученые. Принципы, положенные в основу выделения подкомплексов: производство сравнительно однородной конечной продукции, связанной с использованием определенного вида сельскохозяйственного сырья; наличие интеграционных вертикалей; единый экономический интерес, определенный целью — конкретная продукция для потребителя; разрешение социальных проблем.
Выделение приоритетных направлений в решении проблемы продовольственного обеспечения, ориентация на конечные результаты привели к необходимости выделения в составе продовольственного комплекса продуктовых подкомплексов. Выделение межотраслевых подкомплексов агропромышленного комплекса как ценообразующих систем, их организационное и экономическое обособление отвечают реальной действительности и позволяют нам [11]:
● упорядочить представление о сложном множестве вертикальных и горизонтальных, внутренних и внешних связей изучаемой системы;
● качественно раскрыть сущность целостности рассматриваемой системы, имея в виду единство целого, сочетаемого с существованием внутри этого целого совокупности частей, каждая из которых, в свою очередь, может представлять собой иерархическую систему с присущей ей совокупностью свойств;
● изучить данное целое в его развитии и находить в этом развитии причинные связи.
Опишем особенности обеспечения продовольственной безопасности региона на примере молочно-продуктового подкомплекса АПК. Молочно-продуктовый подкомплекс можно представить в виде системы взаимосвязанных подсистем (производства, переработки, реализации и потребления молочной продукции), объединенных по секторам (приоритетным направлениям собственной деятельности) (рис. 1) [12].
Рис. 1. Система обеспечения продовольственной безопасности региона (на примере молочно-продуктового подкомплекса АПК)

Использование системного подхода в изучении обеспечения продовольственной безопасности позволило классифицировать факторы, влияющие на эффективность развития регионального молочно-продуктового подкомплекса АПК, которые можно разделить на две большие группы: факторы, являющиеся общими для всего сельскохозяйственного производства; факторы, являющиеся специфическими и относящиеся к системам молочного подкомплекса АПК. Факторы, являющиеся специфическими и относящиеся к системе молочно-продуктового подкомплекса АПК, можно разделить по признаку принадлежности к той или иной системе подкомплекса: факторы подсистемы производства молока, подсистемы животноводства; факторы подсистемы переработки и хранения молока; факторы, подсистемы реализации молочной продукции; факторы, определяемые потребностями и предпочтениями в системе потребителей молочной продукции. Более детально с особенностями влияния данных факторов можно ознакомиться в наших монографиях [12] и [13].
Следует отметить, что в последнее время система реализации продукции эволюционирует в новые торговые форматы [14]. Данные форматы обладают не только достаточной организационной и финансовой самостоятельностью, но и определяют некоторые «правила игры» на региональном уровне, такие как:
● работа с ограниченным набором перерабатывающих предприятий;
● работа с перерабатывающими предприятиями, которые находятся за пределами региона;
● использование в собственной работе методов, обеспечивающих высокую финансовую устойчивость торговых предприятий, и другие.
С другой стороны, на эффективность развития молочно-продуктового подкомплекса влияет благополучие потребителя, а также экономическая и социальная стабильность в регионах России [11]. Однако на состояние регионального рынка молочной продукции в настоящее время негативно воздействуют следующие факторы социально-экономического развития региона, которые могут усугубить негативные тенденции в молочно-продуктовом подкомплексе [15, 16]:
● низкая покупательная способность большинства категорий граждан;
● значительная дифференциация в уровне жизни в городах и сельской местности, а также между различными слоями населения;
● неразвитость рыночной инфраструктуры регионов;
● ухудшение демографической ситуации;
● высокая продовольственная зависимость от импорта;
● наличие иных негативных тенденций в экономике регионов.
Для России сегодня характерны перепады в доходах и потреблении, их дифференциация и нестабильность в различных сферах и по социальным группам, а это снижает стимулы к труду, усугубляет кризисные процессы, нарушает равновесие спроса и предложения, ведет к падению розничного товарооборота. Рассчитанная эластичность продовольственных товаров по доходу населения в Оренбургской области в 2002–2011 гг. позволила выявить, что молочная продукция относится к совокупности эластичных продовольственных товаров (коэффициент эластичности — 1,09). Отрасли, производящие эластичные товары, вынуждены выбирать инновационный путь развития, так как их опережающий рост в период общего подъема экономики может резко смениться глубоким спадом в кризисные времена. Поэтому производителям и переработчикам молочной продукции необходимо стать базисом инновационного развития сельскохозяйственного производства и переработки и быть флагманами данных процессов, тем более это обусловлено насущной экономической необходимостью.
При этом обеспечение продовольственной безопасности в регионе необходимо рассматривать как исключительно ответственный процесс, который при развитии отрицательных тенденций будет иметь достаточно серьезный негативный социально-экономический результат и может привести к формированию социальной напряженности.
Исходя из содержания возможных социальных последствий развития экономики, представленных в монографии Ж.А. Ермаковой [17], было сформулировано содержание социальных гарантий продовольственной безопасности развития молочно-продуктового подкомплекса. Предложенное понимание содержания каждого типа гарантии дает возможность говорить об их определенной соподчиненности и взаимозависимости, которые можно, по аналогии с пирамидой мотивации А. Маслоу, представить в виде пирамиды социально-экономических гарантий при обеспечении продовольственной безопасности региона (рис. 2).
Рис. 2. Механизм совершенствования организационно-экономических отношений в процессе развития системы обеспечения продовольственной безопасности региона

«Пирамидальное» представление означает, что каждый последующий уровень опирается на усилия и достижения предыдущего. Социально-экономические гарантии общества будут действительными при действиях государства и предпринимателей, являющихся собственниками основных фондов и генераторами региональных изменений. Индивид, конечно, может самостоятельно приспосабливаться к последствиям негативного влияния системы обеспечения продовольственной безопасности региона, но будут существовать и личности, психологические, физиологические и иные свойства которых не позволят им преодолеть негативные и воспринять в полной мере положительные последствия развития продовольственной безопасности при всех усилиях государства и общества [18]. Однако такие крайности не влияют на превалирование осуществления комплексной и постоянной работы государства и предпринимателей. На обеспечение гарантий населения будут оказывать влияние географические, территориальные и иные факторы. Все это требует региональной конкретизации и уточнения мер по созданию системы социально-экономических гарантий и механизмов их обеспечения. Таким образом, предлагаемая система социальных гарантий будет повышать эффективность институтов продовольственной безопасности.
Сложившаяся на сегодняшний день ситуация, когда гарантии производственно-экономической результативности функционирования предприятий молочной переработки и торговых организаций реализуются за счет гарантий сельхозпредприятий и населения региона, показывает ущербность такого развития. Не могут реализовываться принципы продовольственной безопасности, когда сельское хозяйство региона «задавлено».
Нами предлагается механизм, в результате реализации которого должна быть создана система гарантий развития продовольственной безопасности, на вершине которой должны находиться гарантии производственно-экономической результативности функционирования сельскохозяйственных предприятий, а в основании гарантии населения региона, заключающиеся в обеспечении продуктами достаточного объема и качества.
Предлагаемый механизм совершенствования организационно-экономических отношений в процессе развития системы обеспечения продовольственной безопасности региона, учитывающий производственно-экономические особенности, состоит из ряда шагов.
На первом этапе «Разработка «образа будущего», т.е. построение общей схемы развития системы обеспечения продовольственной безопасности региона в будущем, формулируется миссия и приоритеты развития предприятий молочно-продуктового подкомплекса в рамках предлагаемой структуры гарантий, которые должны быть согласованы с целями и задачами развития всех элементов обеспечения продовольственной безопасности, представленными в первом пункте предложенного авторского методического подхода.
На втором этапе «Разработка целей и задач развития системы обеспечения продовольственной безопасности региона» проводится спецификация основных целей и задач развития молочно-продуктового подкомплекса и других элементов системы на различных этапах данного процесса. По мере развития системы тактические цели и задачи могут корректироваться, однако в конечном итоге они должны быть согласованы со стратегическими целями и задачами обеспечения продовольственной безопасности региона.
На третьем этапе «Создание моделей и анализ существующих особенностей развития системы обеспечения продовольственной безопасности региона» производится исследование текущей ситуации развития системы обеспечения продовольственной безопасности региона на основе предложенной авторской методики комплексной оценки. Работа по созданию и анализу существующих производственно-экономических особенностей развития молочно-продуктового подкомплекса имеет самостоятельное значение независимо от дальнейших действий по совершенствованию организационно-экономических отношений обеспечения продовольственной безопасности.
Четвертый этап — «Перепроектирование существующих отношений развития системы обеспечения продовольственной безопасности региона». С учетом региональных интересов формируются и активизируются цели, принципы и методы развития системы обеспечения продовольственной безопасности региона. При этом к основным принципам современного развития молочно-производственного подкомплекса как совокупности принципов целенаправленного воздействия на организационно-экономические процессы относятся принципы децентрализации, партнерства, субсидиарности, мобильности и адаптивности и, наконец, принцип выделенной компетенции.
Пятый этап — «Совершенствование организационно-экономических отношений в процессе развития системы обеспечения продовольственной безопасности региона». Следует отметить, что на сегодняшний день в сфере молочно-продуктового производства, переработки и реализации происходят положительные изменения. Модернизация организационно-экономических отношений в процессе развития системы обеспечения продовольственной безопасности региона позволит усилить синергетический эффект от данных положительных тенденций и станет основой для эффективного функционирования всех предприятий — членов системы.
Использование предлагаемого механизма будет наиболее эффективно в рамках реализации разработанного методического подхода. Внедрение методического подхода позволит определить перспективы развития системы обеспечения продовольственной безопасности региона на принципах:
● обеспечения единства экономического пространства региона;
● создания равных условий экономического развития территорий (городов и районов);
● свободного перемещения товаров, капиталов, рабочей силы и информации;
● эффективной защиты экономической среды независимо от внутренних административных границ;
● равных правовых условий для свободы экономической деятельности.
При этом реализация методического подхода позволит решить ряд задач:
● обоснование приоритетных направлений эффективного развития системы обеспечения продовольственной безопасности региона;
● формирование организационно-экономических основ эффективного развития системы обеспечения продовольственной безопасности региона;
● определение региональных закономерностей наиболее полного обеспечения потребностей населения региона молочными продуктами;
● обоснование роли и места системы молочного производства, переработки и реализации молочной продукции в системе обеспечения продовольственной безопасности региона.
Реализация данного подхода позволит решить ряд задач, сформулированный в Областной целевой программе «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Оренбургской области на 2008–2012 годы» [19]:
● стабилизация поголовья молочного стада;
● внедрение эффективных технологий по производству молока;
● обеспечение роста продуктивности молочного скота;
● создание племенной базы молочного скотоводства, способной обеспечить потребности региона в высокопродуктивном поголовье;
● совершенствование технологии заготовки кормов, кормопроизводства и кормления;
● доведение параметров животноводческих комплексов до современных технологических и экологических стандартов.
Методический подход состоит из перечня шагов (или плана) изучения и развития системы обеспечения продовольственной безопасности региона:
1. Постановка целей и задач развития системы обеспечения продовольственной безопасности региона — создают основу для целевого развития предприятий региона, входящих в состав системы обеспечения продовольственной безопасности региона.
2. Направленность выпускаемой продукции на рынок (внутренний (территориальная структура), внешний относительно региональной экономики) — вызвана соображениями сбалансированности развития системы обеспечения продовольственной безопасности региона. Развитие предприятий в первую очередь должно быть направлено в собственной деятельности на удовлетворение потребностей населения региона с одной стороны и на собственное эффективное развитие с другой.
3. SWOT-анализ развития системы обеспечения продовольственной безопасности региона — формулируется система конкурентных преимуществ региональных предприятий, обеспечивающая достижение целей и решение задач их развития.
4. Обоснование отраслевого (видового) аспекта развития системы обеспечения продовольственной безопасности региона — указывает на производственную направленность задействованных мощностей.
5. Обоснование территориального аспекта развития системы обеспечения продовольственной безопасности региона — определяет пространственные границы и характеристики развития муниципальных образований региона для целей обеспечения продовольственной безопасности.
6. Обоснование научно-инновационного и образовательного аспекта развития системы обеспечения продовольственной безопасности региона — определяет научно-инновационную и образовательную основу перспективного развития элементов и всей системы обеспечения продовольственной безопасности региона.
7. Формулирование механизма совершенствования организационно-экономических отношений в процессе развития системы обеспечения продовольственной безопасности региона — обоснование совокупности экономических процессов, направленных на достижение цели и задач функционирования системы обеспечения продовольственной безопасности региона.
8. Расчет планируемой (прогнозируемой) эффективности развития системы обеспечения продовольственной безопасности региона — обоснование количественных характеристик результативности предложенных рекомендаций.
По результатам реализации методического подхода был предложен перспективный план развития системы обеспечения продовольственной безопасности региона в Оренбургской области. В рамках его реализации среднегодовые темпы роста поголовья коров должны составить 0,8%, производства молока — 4,4%, фактической загрузки производственных мощностей предприятий молочной переработки — 13,9% (табл. 1). За десять лет поголовье коров должно увеличиться на 8,2%, при этом должно значительно повыситься качество молочного стада. Производство молока в регионе к 2021 г. должно увеличиться на 43,5%, надой на одну корову — на 45,2%. Степень использования производственных мощностей предприятиями молочной переработки должна увеличиться до 98,7%, фактическая загрузка производственных мощностей — в 2,4 раза. При этом повысится финансовая устойчивость аграрных организаций и перерабатывающих предприятий.

Таблица 1
Перспективный план развития элементов системы обеспечения продовольственной безопасности в Оренбургской области
Наименование параметра2011201520212021 г. к 2011 г. в %
Сельскохозяйственное молочное производство региона
Поголовье коров (тыс. гол.)309,1319,26334,5108,22
Производство молока (тыс. тонн)279,7328,38401,4143,51
Надой на одну корову (т)2,993,534,34145,15
Рентабельность сельского хозяйства (%)10,312,515,9
Молочная переработка региона
Фактическая загрузка производственных мощностей (тыс. тонн)167,3260,94401,4в 2,4 раза
Степень использования производственных мощностей (%)41,764,598,7в 2,4 раза
Рентабельность проданных товаров, продукции (работ, услуг) (%)9,511,8615,4


Таким образом, представленный в статье научный подход станет базисом в возрождении и эффективном развитии системы обеспечения продовольственной безопасности региона на принципах инновационности, конкурентоспособности и наиболее рационального использования имеющейся ресурсной базы и регионального потенциала.


Работа выполнена в рамках Гранта РГНФ-Урал (проект № 11-12-56007)

Литература
1. Продовольственная безопасность. Материал из Википедии — свободной энциклопедии [Электронный ресурс]. URL: http://ru.wikipedia.org/ (Дата обращения — 4.07.2012 г.)
2. Римская Декларация о всемирной продовольственной безопасности и План действий Всемирной встречи на высшем уровне по проблемам продовольствия [Электронный ресурс]. URL: http://www.rau.su/observer/N3-4_97/019.htm (Дата обращения — 6.07.2012 г.)
3. Указ Президента РФ от 30 января 2010 г. № 120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации» — Сайт Президента России. [Электронный ресурс]. URL: http://news.kremlin.ru/about/copyrights (Дата обращения — 19.07.2012 г.)
4. Абалкин Л.И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики. — 1994. — № 12. — С. 4–13.
5. Криворотов В.В., Калина А.В. Экономическая безопасность государства и регионов: учебное пособие. — Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2010.
6. Назаренко В.И. Продовольственная безопасность (в мире и в России). — М.: Памятники исторической мысли, 2011.
7. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов. — М.: ГУ ВШЭ, 2000.
8. Гаджиев Ю.А. Зарубежные теории регионального экономического роста и развития. // Экономика региона. — 2009. — № 2. — С. 45–62.
9. Богданов Д.С. Оценка и формирование конкурентных позиций региональных хозяйственных комплексов // Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. экон. наук. — Ставрополь: Северо-Кавказский технический университет, 2008. — 19 с.
10. Бородин К.Г., Неганов С.А., Берестов А.П. Продовольственный рынок: методика интегральной оценки // Экономика региона. — 2010. — № 1 — С. 122–128.
11. Штудент К.В. Рационализация производственно-экономической структуры предприятий молочно-продуктового подкомплекса АПК региона в современных условиях. — М.: ВГУП «ВО» Минсельхоза России, 2006.
12. Коваленко Г.Л., Корабейников И.Н., Дмитренко О.В. Развитие молочно-продуктового подкомплекса АПК на основе кластерного подхода. — Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2010.
13. Корабейников И.Н., Спешилов С.М. Кластерный подход к организации регионального производственного комплекса: теоретические и практические аспекты. — Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ. — 2009.
14. Анализ рынков в современной экономической социологии: пер.с англ. / Гос. ун-т — Высшая школа экономики; Отв. ред. В.В. Радаев, — М.: Изд. дом. ГУ ВШЭ, 2008.
15. Александрова Л.А. Повышение конкурентоспособности промышленных предприятий на основе кластерного подхода. // Диссертация на соискание ученой степени докт. экон. наук. — Саратов: Саратовский государственный социально-экономический университет, 2005.
16. Рау В.В. Обоснование приоритетных направлений развития продовольственного комплекса. — М.: Наука, 1993.
17. Ермакова Ж.А. Технологическая модернизация промышленности России: стратегия и организационно-экономические факторы (региональный аспект). — Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2007.
18. Корабейников И.Н., Иневатова О.А. Социально-экономические особенности управления развитием потребительского рынка // Вестник ОГУ. — 2010. — № 8 (114). — С. 70–76.
19. Областная целевая программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Оренбургской области на 2008–2012 годы» — Ресурс Правительства Оренбургской области [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://mcx.orb.ru/component/option,com_docman/task,cat_view/gid,28/Itemid,22/ (Дата обращения — 10.07.2012 г.)

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия