Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (42), 2012
ТЕКУЩАЯ БИБЛИОГРАФИЯ
Соколов Б. И.
профессор кафедры теории кредита и финансового менеджмента экономического факультета
Санкт-Петербургского государственного университета,
доктор экономических наук

Пахомов А. Н.
Управляющий КАРОТЭКС (Санкт-Петербург),
кандидат экономических наук


Межбюджетные отношения в России: проблемы модернизации
Рецензия на книгу: Иванов В.В. Теория и практика межбюджетных отношений. — СПб.: БАН; Нестор-История, 2010. — 228 с.
Статья знакомит с монографией «Теория и практика межбюджетных отношений» доктора экономических наук, профессора, заведующего кафедрой теории кредита и финансового менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета В.В. Иванова
Ключевые слова: бюджетное устройство, межбюджетные отношения, межбюджетное выравнивание, бюджетный федерализм, межбюджетные трансферты
УДК 336.14; ББК 65.9(2)261.3   Стр: 462 - 463

Проводимые в Российской Федерации радикальные преобразования в сфере рыночных отношений потребовали разработки новой бюджетно-налоговой политики. Построение децентрализованной модели федеративного государства с предоставлением самостоятельности региональным органам власти, муниципальным образованиям в решении социально-экономических задач на подведомственной им территории, требует создания адекватного механизма межбюджетных отношений, отвечающего и общегосударственным интересам, и интересам публично-правовых образований России. Для большинства стран мира основные проблемы межбюджетных отношений связаны с поиском ответов на три главных вопроса: 1) как распределить доходные источники между уровнями бюджетной системы; 2) как разграничить расходные обязательства; и 3) какие формы финансовой помощи, применительно к конкретным условиям функционирования национальной экономики, являются наиболее эффективными. В рецензируемой монографии, посвященной данным проблемам, представлены результаты исследований, которые ранее были опубликованы лишь частично.
Усложнение системы мер государственного воздействия на экономику, усиление роли косвенных методов регулирования экономических процессов в стране в условиях возрастания финансовой дифференциации регионов делает чрезвычайно важным исследования теоретических основ моделирования бюджетного федерализма, институциональных ограничений на пути формирования его различных моделей, методологии развития межбюджетных отношений в современной России, направленных на разрешение сложных проблем укрепления финансовой базы бюджетов субъектов Федерации.
Исследование теории и практики межбюджетных отношений в монографии предстает вполне логичным. Первая глава освещает роль межбюджетных отношений в бюджетном устройстве страны; вторая глава раскрывает механизмы и инструменты межбюджетного выравнивания; третья глава посвящена бюджетному федерализму, четвертая — межбюджетным трансфертам.
Анализ трансформации межбюджетных отношений свидетельствует, что страна в определенной мере повторяет мировой опыт. Начальный этап развития бюджетного федерализма (1990–1993 гг.) характеризуется «парадом» суверенитетов субъектов РФ. Федеральный центр и субъекты РФ в этот период рассматривались как равноправные партнеры, при этом каждый уровень власти во многом сам определял свои полномочия. Взаимоотношения между федеральным центром и субъектами РФ зачастую регламентировались отдельными договорами. Фактически в этот период в стране была осуществлена попытка реализации модели дуалистического (переговорного) федерализма, которую в 30-е годы ХХ столетия пытались реализовать, например, в США.
С 1994 г. по 1999 г. модель переговорного федерализма была частично трансформирована в кооперативную модель бюджетного федерализма. Федеральному центру в определенной мере удалось распространить свою власть на большинство субъектов Российской Федерации. Были внедрены принципы межбюджетного выравнивания, которые теоретически должны были бы в определенной мере сглаживать различия в бюджетной обеспеченности. Это было повторением опыта реформирования межбюджетных отношений, который использовался в США в сороковых — семидесятых годах ХХ столетия.
Период 1999–2000 гг. характеризуются централизацией власти на федеральном уровне, приведением регионального законодательства в соответствие с федеральными законами, концентрацией финансовых ресурсов в федеральном бюджете. Переход к жестко централизованной модели бюджетного федерализма показал, что федеральный центр не в состоянии решать многочисленные социально-экономические проблемы регионов. Поэтому начиная с 2001 г. начинается постепенный отход от данной модели в сторону расширения самостоятельности органов власти субъектов Федерации и местного самоуправления в области налогово-бюджетной политики. Механизм межбюджетных отношений обогащается новыми инструментами взаимодействия между различными уровнями власти, прежде всего, в части выравнивания бюджетной обеспеченности регионов. Большинство инструментов, как показано в монографии, было заимствовано из практики стран Европейского Союза. Другими словами, Россия начинает активно осваивать опыт европейских стран.
Несмотря на принятие важных решений в области совершенствования межбюджетных отношений в России, проводимые реформы еще не привели к желаемому результату. До сих пор обсуждаются вопросы, связанные с эффективностью организации межбюджетных отношений, с конфликтностью экономических и финансовых интересов федеральных, региональных и местных органов власти, с противоречивостью взаимодействия государства, юридических и физических лиц. Очевидным проявлением несовершенства межбюджетных отношений является неоправданная бюджетная асимметрия. Реалией современной действительности является наличие высокодотационных регионов с низкой динамикой социально-экономических показателей, невысоким уровнем жизни населения, опережающим ростом федерального бюджета по сравнению с ростом доходов бюджетов субъектов Российской Федерации. Ключевой проблемой на региональном и местном уровнях остается недостаточное финансовое обеспечение и, как следствие, дефицитность их бюджетов. Действующий механизм бюджетного регулирования не решает проблемы несбалансированности бюджетной системы, поскольку практически не стимулирует социально-экономиче­ское развитие регионов. Рост межбюджетных трансфертов ведет к централизации контроля над движением денежных средств внутри страны. Вопросы эффективности использования межбюджетных трансфертов остаются вне поля зрения органов государственной власти. В финансовом механизме реализации бюджетной политики в области расходов преобладает экстенсивный подход к финансированию. Вопросы методологии и методики использования бюджетных средств до сих пор проработаны слабо применительно к специфическим российским условиям. Все это вызывает потребность в правовом и финансовом обеспечении эффективного развития межбюджетных отношений в России.
При рассмотрении различных аспектов трансформации межбюджетных отношений в Российской Федерации автор исходит из необходимости учета интересов всех участников межбюджетных отношений — федерального центра, субъектов Федерации, органов местного самоуправления. Такой подход предполагает создание условий для территориального развития страны, роста налогового потенциала всех публично-правовых образований. В работе имеет место критическое отношение к налоговой политике, осуществляемой на протяжении последнего десятилетия. Речь идет, прежде всего, о том, что данная политика очень слабо учитывает огромные различия в уровнях социально-экономического развития регионов, а также платежеспособность юридических и физических лиц, что на практике приводит к значительной дифференциации налогового бремени для указанных субъектов.
Политику снижения доли межбюджетных трансфертов, которая наблюдается в Российской Федерации фактически с 1997 г., вряд ли можно признать обоснованной. По мнению автора, необходимо на постоянной основе осуществлять оценку эффективности межбюджетных трансфертов и учитывать данный показатель при выделении межбюджетных трансфертов на очередной финансовый год. Предлагаемая методика оценки эффективности межбюджетных трансфертов представляется в достаточной степени работоспособной в практическом плане.
Несомненно, книга будет полезна для научных и практических работников, специализирующихся в области общественных финансов, а также для магистрантов, аспирантов и преподавателей вузов.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия