Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1-2 (9-10), 2004
ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА. БЮДЖЕТНОЕ, ВАЛЮТНОЕ И КРЕДИТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ
Корнилович С. Г.
советник Организационно-аналитического управления
Секретариата Бюро Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС


ОБ ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ ПРЕДПОСЫЛКАХ ВАЛЮТНО-ФИНАНСОВОЙ ИНТЕГРАЦИИ В ЕврАзЭС

Большую роль как для экономического, так и социального развития стран ЕврАзЭС имеет решение проблемы использования национальных валют во взаимной торговле.
Пока основная часть расчетов между членами Сообщества осуществляется в свободно конвертируемой валюте, прежде всего в долларах США (около 60 %) и евро (около 15-20 %). На рубль Российской Федерации приходится около 15 %, на денежные единицы остальных государств Сообщества - не более 5-10 % всех расчетов.
Между тем доля взаимной торговли стран ЕврАзЭС в общем объеме их внешнеторговых оборотов постепенно растет.

Таблица 1
Удельный вес взаимной торговли в общем объеме экспортно-импортных операций стран ЕврАзЭС, %
СтранаЭкспортИмпорт
1995г.2001г.1995г.2001г.
Республика Беларусь47,353,454,365,7
Республика Казахстан48,321,753,346,8
Кыргызская Республика45,323,845,537,3
Российская Федерация7,48,510,814,9
Республика Таджикистан14,518,420,533,0
Источник: По данным Межгосударственного статистического комитета СНГ за соответствующие годы

Более широкое использование национальных валют во взаимных расчетах могло бы сократить трансакционные издержки, содействовать росту внешнеторгового оборота в рамках Сообщества, уменьшить масштаб его долларизации. Тем более, что долларизация во многом связана и с представлениями о нестабильности национальных валют и слишком высокой инфляционной составляющей в их курсовой динамике - представлениями, которые не адекватны сегодняшнему состоянию экономики стран ЕврАзЭС. В этом убеждает знакомство с коэффициентом вариации курса национальных валют по отношению к доллару США и российскому рублю и коэффициентом корреляции инфляции и курса национальных валют.

Таблица 2
Коэффициент вариации курса национальных валют к доллару США и российскому рублю в период 1996 - 2001 гг., %
СтранаК доллару СШАК российскому рублюИзменение курса за 2001 год
Республика Беларусь113,9110,89-3,0
Республика Казахстан30,3945,81-3,8
Кыргызская Республика40,0153,35+0,7
Российская Федерация50,43---6,7
Республика Таджикистан57,20Курс рубля определяется через кросс-курс доллара-9,1
Источник: По данным Межгосударственного статистического комитета СНГ и Центральных (Национальных) банков государств - членов ЕврАзЭС за соответствующие годы

В целом сейчас, судя по этим данным, доллар США и российский рубль имеют одинаковые шансы на роль валюты расчетов в Сообществе.
Рубль может заменить доллар в качестве валюты расчетов и в связи с изменением зависимости валютного курса от темпов инфляции - по коэффициенту корреляции (R2).

Таблица 3
Коэффициент корреляции инфляции и курса национальных валют в период 1993 - 2001 гг.
Страна1993 - 1997гг.1998 - 2001 гг.
Республика Беларусь0,3930,119
Республика Казахстан0,5510,282
Кыргызская Республика0,5190,12
Российская Федерация0,7460,24
Республика Таджикистан0,8370,13
Источник: Рассчитано по данным Межгосударственного статистического комитета СНГ и Центральных (Национальных) банков государств - членов ЕврАзЭС за соответствующие годы

В государствах - членах ЕврАзЭС национальные валюты все менее подвержены влиянию инфляции. Увеличивается роль факторов (обусловленных политикой их Центральных банков), обеспечивающих предпосылки для формирования в Сообществе единого валютного пространства. Прежде всего, имеется в виду создание механизма управления колебаниями валютных курсов.
В Западной Европе это нашло выражение первоначально в использовании "валютной змеи", а затем (после кризиса Европейской валютной системы в 1992-1993 гг.) в решении об эмиссии единой валюты - евро.
В ЕврАзЭС пока такого механизма нет, что во многом обусловлено и различиями в валютном законодательстве государств Сообщества. Подписаны лишь соглашения о взаимной конвертируемости и стабилизации курсов национальных валют на двусторонней основе.
В то же время все страны ЕврАзЭС присоединились к статье 8-ой Устава МВФ, обязывающей не применять дискриминационные валютные правила. Курсы национальных валют формируются на организованном рынке на основе спроса и предложения. Во всех государствах Сообщества упразднена система множественности обменных курсов национальных валют, действует единый их курс по всем операциям платежного баланса. При этом функционируют несколько валютных центров, координирующих свою деятельность, формируются совместные программы, направленные на преодоление кризисных явлений, сближаются системы торговли, что способствует развитию взаимного товарооборота.
Расчетам в национальных валютах препятствуют: во-первых, то обстоятельство, что в странах ЕврАзЭС издержки формируются за счет широкого спрэда, который определяется низкой ликвидностью соответствующих сегментов рынков; во-вторых, относительно высокие кредитные риски банков - контрагентов; в-третьих, отсутствие объективного курсового индикатора, что не создает уверенности у участников внешнеэкономической деятельности в том, что предлагаемый курс является оптимальным.
На уровне двусторонних взаимоотношений государств Сообщества необходимо развитие в каждом из них сегмента валютного рынка по котировке национальных валют, а в рамках многосторонних отношений - ускорение создания единого (интегрированного) валютного рынка, обеспечивающего свободное проведение конверсионных операций в национальных валютах и снижение доли взаимных расчетов в СКВ.
Решение таких проблем невозможно без унификации и гармонизации национальных законодательств.
Постоянной комиссией МПА ЕврАзЭС по вопросам формирования правовой базы Таможенного союза был проведен сравнительно-правовой анализ, который показал, что на конституционном уровне в государствах Сообщества для этого уже созданы необходимые предпосылки, связанные, не в последнюю очередь, со стремлением сохранить внутренние накопления и привлечь капиталы на основе осторожной денежно-кредитной, налогово-бюджетной политики. В каждом из них использование реального обменного валютного курса может способствовать стабилизации цен и сокращению оттока капитала за границу.
Государства - члены ЕврАзЭС приняли на себя обязательства по Уставу МВФ. Кыргызская Республика в соответствии со статьей 8-й Устава уже с марта 1995 года проводит политику свободной конвертации валюты и поэтому не имеет ограничений по текущим и капитальным операциям. Россия начала выполнять обязательства по данной статье с 1 июня 1996 г., Казахстан - с 16 июня 1996 г., Республика Беларусь - с 5 ноября 2001 г. Существенно либерализирован в большинстве из них порядок осуществления текущих международных операций, предусматривающий свободную репатриацию процентов и дивидендов и выплату сумм по амортизации кредитов и прямых инвестиций.
В вопросах валютного регулирования и валютного контроля страны ЕврАзЭС, как правило, используют идентичные понятия.
Тем не менее, несоответствия между нормами национальных законодательств и международными нормами, особенно в сфере регулирования текущих и капитальных операций, существуют, и задача по гармонизации таких норм является одной из самых актуальных.
Для этого необходимы:
- предоставление всем хозяйствующим субъектам равных прав на проведение разрешенных внутренним законодательством валютных операций;
- существенное уменьшение количества норм непрямого действия, требующих принятия подзаконных актов и специальных механизмов для их применения;
- отказ от разрешительной системы проведения валютных операций;
- унификация отчетности, форм и паспортов по валютным операциям;
- предоставление нерезидентам равных с резидентами возможностей для счетов и проведения разрешенных внутренним законодательством операций;
- принятие актов, предусматривающих отмену обязательной продажи валютной выручки, а также остатков средств, снятых с валютных счетов и не использованных в течение установленных сроков;
- пересмотр действующих в законах норм, предусматривающих право тех или иных органов (в том числе центральных банков) вводить ограничения или устанавливать нормативы, лимиты, требования по обязательной продаже валютной выручки, временно приостанавливать или запрещать определенные операции, репатриацию капитала и т. д.
Соответственно к числу важнейших задач относится формирование как механизмов взаимной конвертируемости национальных валют по текущим операциям на валютных рынках, так и такой унифицированной информационной и законодательной базы, которая позволила бы сделать операции на рынке финансовых услуг прозрачными.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия