| | Проблемы современной экономики, N 2 (42), 2012 | | ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ | | Лин А. А. заведующий кафедрой экономики и управления
Санкт-Петербургской государственной химико-фармацевтической академии,
доктор фармацевтических наук, профессор Соколова С. В. профессор кафедры управления и планирования социально-экономических процессов экономического факультета
Санкт-Петербургского государственного университета,
доктор экономических наук
| |
| |
| В статье, открывающей серию публикаций по экономическим проблемам фармацевтического рынка, охарактеризованы такие его фундаментальные особенности, как: 1) высокая социальная значимость представленных товаров; 2) наличие значительных внешних эффектов производства и потребления лекарств; 3) длительность бизнес-цикла | Ключевые слова: фармацевтический рынок, лекарственные средства, внешние эффекты производства и потребления лекарств, бизнес-цикл | УДК 615.1/.4; ББК 52.8 Стр: 372 - 376 |
В серии статей предполагается рассмотреть многообразные экономические проблемы фармацевтического рынка, конкретизировать предложения по совершенствованию законодательного регулирования лекарственного обращения, механизма перехода на инновационную модель развития, реализации стратегии импортозамещения на отечественном фармацевтическом рынке, инвестиционного климата в отрасли, ценообразования на лекарственные средства.
Здоровье нации и лекарства. Здоровье нации является высшим приоритетом и главным критерием эффективности экономической и социальной политики государства, одной из форм богатства общества и в то же время главным экономическим ресурсом. Здоровье — важнейший элемент человеческого капитала [5; 6; 7].
Согласно расхожему мнению, здоровье в аптеке не купишь. Однако вполне определенную тенденцию все же можно проследить [8]. Например:
● в США расходы на лекарства на душу населения составляют 878 долл. США — продолжительность жизни граждан 78,1 лет (75,2 — у мужчин, 81 — у женщин);
● в Греции расходы на лекарства на душу населения составляют 677 долл. США — продолжительность жизни граждан 79,5 лет (76,9 — у мужчин, 82,1 — у женщин);
● в Японии расходы на лекарства на душу населения составляют 506 долл. США — продолжительность жизни граждан 82,15 лет (78,7 — у мужчин, 85,6 — у женщин);
● в Португалии расходы на лекарства на душу населения составляют 468 долл. США — продолжительность жизни граждан 78 лет (74,6 — у мужчин, 81,4 — у женщин);
● в России расходы на лекарства на душу населения составляют 240 долл. США — продолжительность жизни граждан 66,05 лет (59,1 — у мужчин, 73 — у женщин).
Важнейшим, хотя далеко и не единственным, фактором, определяющим здоровье россиян, является качество медицинской помощи, которое в свою очередь в значительной степени зависит от медикаментозного лечения. Вместе с тем, состояние лекарственного обеспечения России, как населением, так и представителями высшей государственной власти оценивается как негативное. В первую очередь это связано с дороговизной лекарств. Особую озабоченность вызывает лекарственная импортозависимость России. На фармацевтическом рынке преобладают лекарственные препараты зарубежного производства, что является следствием отсталости отечественной фармацевтической промышленности и ее научно-исследовательского потенциала. По мнению В.В. Путина, «для возвращения технологического лидерства нам нужно тщательно выбрать приоритеты. Кандидатами являются такие отрасли, как фармацевтика, высокотехнологическая химия, композитные и неметаллические материалы, авиационная промышленность, информационно-коммуникационные технологии, нанотехнологии» [1]. В настоящее время государством реализуется Федеральная целевая программа «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2011 г. № 91, основной целью которой является переход фармацевтической и медицинской промышленности на инновационную модель развития.
Фармацевтический сектор. Фармацевтический сектор — один из крупнейших (третий) в мировой экономике. Свидетельство этому — данные о масштабе рыночной капитализации компаний, рыночном обороте, чистой прибыли, совокупных активах (см. табл. 1).
Таблица 1
Крупнейшие секторы мировой экономики (масштаб рыночной капитализации)
1. Банки ($4,436 трлн; 16,92%); 2. Нефть и газ ($3,832 трлн; 14,62%); 3. Фармацевтика и биотехнологии ($1,431; 5,46%)Место в секторе | Место в 2011 г.
| Место в 2010 г.
| Компания | Страна | Рыночная капитализация, $ млн | Оборот, $ млн | Чистая прибыль, $ млн | Совокупные активы, $ млн | Число сотрудников | Цена акции, $ | Дивидендная доходность, % |
---|
1 | 25 | 15 | Johnson & Johnson | США | 162,361.8 | 61,641.0 | 13,334.0 | 97,812.0 | 114,000 | 59.3 | 3.6 | 2 | 26 | 31 | Pfizer | США | 162,301.4 | 67,809.0 | 8,257.0 | 193,825.0 | 110,600 | 20.3 | 3.5 | 3 | 32 | 28 | Novartis | Швейцария | 143,633.0 | 56,400.6 | 10,911.6 | 131,006.7 | 119,418 | 54.5 | 4.3 | 4 | 40 | 29 | Roche | Швейцария | 127,055.6 | 50,827.4 | 9,278.3 | 62,796.4 | 80,653 | 143.4 | 4.9 | 5 | 51 | 44 | Merck | США | 101,772.4 | 45,913.0 | 859.0 | 105,309.0 | 94,000 | 33.0 | 4.6 | 6 | 53 | 50 | GlaxoSmithKline | Великобритания | 98,600.1 | 44,293.2 | 2,549.1 | 61,878.2 | 96,461 | 19.1 | 5.3 | 7 | 59 | 51 | Sanofi-Aventis | Франция | 92,044.4 | 40,674.8 | 7,318.6 | 110,057.7 | 101,575 | 70.2 | 4.8 | 8 | 88 | 64 | Abbott Laboratories | США | 75,908.8 | 35,167.0 | 4,626.0 | 58,810.2 | 90,000 | 49.1 | 3.6 | 9 | 111 | 88 | AstraZeneca | Великобритания | 63,514.2 | 32,741.6 | 7,925.4 | 55,284.6 | 61,100 | 45.9 | 5.5 | 10 | 115 | 171 | Novo Nordisk | Дания | 61,961.4 | 10,907.5 | 2,584.9 | 10,688.3 | 30,014 | 125.8 | 1.4 | 11 | 156 | 104 | Amgen | США | 49,839.6 | 15,006.0 | 4,627.0 | 43,486.0 | 17,400 | 53.5 | | 12 | 169 | 98 | Teva Pharmaceutical | Израиль | 47,235.7 | 17,054.0 | 3,523.8 | 38,075.0 | 39,660 | 50.3 | 1.6 | 13 | 177 | 151 | Bristol Myers Squibb | США | 45,054.7 | 19,484.0 | 3,090.0 | 30,226.0 | 27,000 | 26.4 | 4.9 | 14 | 197 | 160 | Eli Lilly | США | 40,715.1 | 23,076.0 | 5,069.5 | 31,001.4 | 38,350 | 35.2 | 5.6 | 15 | 232 | 211 | Takeda Pharmaceutical | Япония | 36,967.9 | 15,685.8 | 3,185.9 | 30,138.4 | 19,654 | 46.8 | 4.1 | 16 | 259 | 165 | Gilead Sciences | США | 33,677.5 | 7,949.4 | 2,901.3 | 11,439.3 | 4,000 | 42.5 | | 17 | 342 | 266 | Celgene | США | 26,766.6 | 3,578.1 | 880.5 | 10,148.3 | 4,182 | 57.6 | | 18 | 426 | 395 | Allergan | США | 21,714.6 | 4,919.4 | 0.6 | 8,090.3 | 9,200 | 71.0 | 0.3 | 19 | 471 | | Genzyme | США | 20,079.7 | 4,048.7 | 422.1 | 10,544.2 | 10,100 | 76.2 | | 20 | 472 | 405 | CSL | Австралия | 19,997.8 | 3,744.4 | 884.8 | 4,638.4 | 9,992 | 37.0 | 1.8 | Источник: Ведомости, 2 июля 2011.
Несмотря на значимую роль фармацевтического сектора в глобальной экономике, расходы на лекарства занимают довольно скромную позицию в доле от ВВП практически всех стран мира. Как следует из данных, приведенных на рис.1, она не превышает 2,4%. | | | Рис. 1. Расходы на лекарства в странах ОЭСР и в РФ, доля в ВВП (темный столбик — из государственных источников), 2009–2010 гг.
Источник: Улумбекова Г.Э. Обоснование эффективности увеличения бесплатного лекарственного обеспечения населения РФ в амбулаторных условиях // Социальные аспекты здоровья населения. Электронный научный журнал. 2011. Т. 20. № 4. — URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=17271896 (дата обращения: 08.03.2012). | В целом, мировой фармацевтический рынок — это динамично развивающийся рынок высокотехнологичной продукции. Согласно прогнозу такой авторитетной организации, как IMS Health, представленному на рис. 2, его объем в 2013 г. преодолеет планку в 1 трлн долл. США. | | | Рис. 2. Динамика мирового фармацевтического рынка, млрд долл. США | Географическая структура фармацевтического рынка, ее динамика и прогноз представлены на рис. 3. | | | Рис. 3. Объем расходов на лекарственные средства в некоторых странах (с указанием их долевого участия в этом объеме)
Источник: Лукьянчук Е. Структура мировых расходов на лекарственные средства. — URL: http://www.apteka.ua/article/86695 (дата обращения: 08.03.2012). | Как следует из данных, приведенных на рис. 3, емкость фармацевтического рынка распределена весьма неравномерно, 71% объема продаж лекарств приходится на рынки США, Европы и Японии. Доля России составляет лишь около 2% мирового объема продаж лекарств.
Фундаментальные особенности фармацевтического рынка. Фармацевтический рынок как таковой имеет ряд фундаментальных особенностей, связанных со спецификой обращающихся на нем товаров — лекарственных средств [3]. Поясним, что лекарственные средства — это вещества или их комбинации, вступающие в контакт с организмом человека или животного, проникающие в органы, ткани организма человека или животного, применяемые для профилактики, диагностики (за исключением веществ или их комбинаций, не контактирующих с организмом человека или животного), лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности и полученные из крови, плазмы крови, из органов, тканей организма человека или животного, растений, минералов методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся фармацевтические субстанции и лекарственные препараты.
К фундаментальным особенностям фармацевтического рынка следует отнести: 1) высокую социальную значимость представленных на нем товаров; 2) наличие значительных внешних эффектов; 3) длительность бизнес-цикла; 4) широкую номенклатуру лекарственных средств; 5) неэластичность спроса по цене; 6) обращение нормальных товаров; 7) несуверенность потребителя; 8) гетерогенность по источникам финансирования; 9) специфичность рекламы; 10) фармацевтическая промышленность — одна из наиболее контролируемых отраслей.
Социальная значимость лекарств. В первую очередь следует отметить исключительно высокую социальную значимость лекарственных средств, от которых зависят здоровье и жизнь миллионов людей. Расходы на медикаментозную помощь являются доминирующей статьей затрат на здравоохранение во всех странах мира. Так по данным Росстата, в России в 2009 г. на приобретение лекарств было израсходовано 33% от консолидированных затрат бюджета на здравоохранение, физическую культуру и спорт. В потребительских расходах домашних хозяйств на здравоохранение доля медикаментов и медицинского оборудования составляет 54%.
В связи с высокой социальной значимостью состояние лекарственного обращения в стране может рассматриваться как проблема национальной безопасности [4].
Внешние эффекты производства и потребления лекарств. Лекарственные средства являются товаром, имеющим значительные внешние эффекты (экстерналии), воздействие которых на третьих лиц, не являющихся ни покупателями, ни продавцами, не отражено в цене блага. Следует отметить, что потребление лекарств создает положительные внешние эффекты, связанные с уменьшением распространения инфекционных заболеваний, вследствие вакцинации населения и излечения больных — переносчиков инфекции. Применение лекарственных препаратов для лечения и профилактики здоровья (например, витаминов) уменьшает заболеваемость и тем самым экономит деньги налогоплательщиков, ассигнованные на здравоохранение и выплаты по нетрудоспособности. Что касается отрицательных внешних эффектов, связанных, в первую очередь, с экологической чистотой производства лекарств, то в развитых странах она регулируется государством и надгосударственными органами, в то время как в развивающихся странах, в особенности в Индии и Китае, эта проблема стоит достаточно остро. В истории фармацевтического производства имели место и «черные страницы». В 1984 г. взрыв на фармацевтическом заводе в Бхопале (Индия) унес жизни более 3000 человек, впоследствии от выброса 40 т ядовитого газа погибло еще около 15 тысяч жителей.
Поскольку от безопасности эффективности лекарств зависят здоровье и жизнь людей, для обеспечения безопасности лекарств необходим не только контроль их качества, но и его обеспечение на всех этапах лекарственного обращения, в соответствии с международными стандартами GLP (надлежащая лабораторная практика), GCP (надлежащая клиническая практика) ,CMP (надлежащая производственная практика), GDP (надлежащая дистрибьюторская практика) и GPP (надлежащая аптечная практика).
Бизнес-цикл производства лекарств. Лекарственные средства являются наукоемким товаром с длительным бизнес-циклом «от создания молекулы — разработки технологий — доклинических и клинических испытаний — процедуры допуска — подготовки к производству — собственно производства — доведения до потребителя — мониторинга безопасности лекарств — до утилизации медикаментов». Стоимость разработки оригинального препарата возросла с 10–15 млн долл. в 1960- х годах до 250 млн долл. в конце 1990-х годов [2]. В настоящее время в исследованиях в сфере фармацевтики широко применяются дорогостоящие инновационные технологии: геномные, протеомные, постгеномные, клеточные, био-, нано- и др., что во многом определяет наукоемкость лекарственных средств. Так, например, в 2010 г. фармацевтическая компания «Merck&Co» затратила на разработку экспериментального антикоагулянта ворапаксар 1,7 млрд дол [9].
Согласно международной статистике, фармацевтическая промышленность является наиболее наукоемким и инновационным сектором мировой экономики: здесь самые высокие показатели условно чистой продукции на одного занятого и отношение затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) к объемам продаж (отношение затрат на НИОКР к объемам продаж десяти ведущих фармацевтических компаний в мире по нашим расчетам на основе данных в 2010 г. составило 18,3 %) [10].
Лидерство фармацевтики по затратам на НИОКР подтверждается данными табл. 2.
Таблица 2
Отраслевая структура НИОКР в промышленности, 2008 г. (%)Отрасли | США | Европейский союз | Япония |
---|
Фармацевтика | 25 | 17 | 8 | Производство вычислительной техники | 24 | 13 | 12 | Программное обеспечение и услуги | 15 | 3 | 2 | Автомобильная | 9 | 25 | 27 | Электронная | 2 | 5 | 13 | Химия | 3 | 6 | 7 | Прочие | 22 | 31 | 31 | Источник: The 2009 EU Industrial R&D Investment Scoreboard, European Comission
В России в 2010 г. только восемь проектов по разработке и производству инновационных лекарственных препаратов, получивших одобрение Наблюдательного совета «Роснано», потребовали финансирования в размере 34,5 млрд руб., а разработка 38 технологий для производства импортозамещающих субстанций лекарственных препаратов по итогам конкурсов Минпромторга РФ в 2009 и 2010 гг. была оценена в 2,4 млрд руб.
В среднем часть бизнес-цикла «разработка — производство — вывод на рынок нового оригинального препарата» составляет 7–12 лет. Только одна из 5–10 тысяч синтезированных в специализированных фармацевтических лабораториях молекул попадает в итоге на рынок. На лабораторную разработку, испытания на животных и три этапа клинических испытаний уходит от 5 до 10 лет, что объясняется высокими требованиями к качеству, эффективности и безопасности, обусловленными социальной значимостью такого товара как лекарства. Длительный цикл подготовки к производству связан с жесткостью требований, предъявляемых к доклиническим и особенно клиническим испытаниям, разнообразием технологических процессов, оборудования, сырья, применяемых для производства фармацевтических субстанций1, а также особыми требованиями к персоналу, способу изготовления, процессу непрерывного контроля, состоянию помещений, оборудования и гигиене, которым должно отвечать фармацевтическое производство. |
| |
|
|