| | Проблемы современной экономики, N 2 (42), 2012 | | ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА | | Багиев Г. Л. заведующий кафедрой маркетинга Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов,
доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ Амонов М. О. аспирант кафедры маркетинга Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов
| |
| | В статье рассмотрен процесс инновационного обеспечения предпринимательской деятельности, раскрывается сущность, функции инноваций, показана роль и необходимость разработки стратегии государственного регулирования процесса внедрения инноваций в предпринимательскую деятельность, сформулированы основные направления совершенствования инновационного обеспечения предпринимательской деятельности | Ключевые слова: инновация, инновационное обеспечение, предпринимательская деятельность, государственное регулирование | УДК 338.2:005.591.6; ББК 65.9(2)-56 Стр: 156 - 158 | В условиях глобализации рыночных отношений постоянно возрастает роль инновационной деятельности в обеспечении конкурентоспособности национальных экономик, что приобретает стратегическое значение. Даже если предприятие не является лидером на инновационном рынке, то рано или поздно оно непременно столкнется с необходимостью использовать замену морально устаревших технологий и продуктов.
Инновация — ключевая составляющая предпринимательства, всегда присущая рыночной экономике. Внедрение инноваций представляет собой творческий процесс, а сами инновации являются «первичным ресурсом» предпринимательства в рыночной экономике [14].
Инновационная деятельность представляет собой процесс создания и распространения нововведений. Следовательно, инновационная деятельность — это использование инновационных и интеллектуальных результатов проведенных научных исследований, опытно-конструкторских разработок (НИОКР), а также иных научно-технических достижений для создания нового или усовершенствованного продукта, в целях удовлетворения потребительского спроса.
В современной экономической науке все технические изменения рассматриваются в форме новой продукции и более эффективной технологии. Внедрение новых товаров выступает в качестве надежного средства обеспечения преимуществ перед конкурентами, установления выгодных цен и изменения доли рынка в свою пользу.
Основными функциями инновации являются минимизация себестоимости продукции и повышение качества технологических, организационных и кадровых решений, что обеспечивает:
— сокращение доли ручного труда и улучшение условий труда;
— обеспечение стабильного производственного процесса, снижение непроизводственных затрат;
— снижение трудоемкости и материалоемкости на единицу продукции;
— повышение эффективности использования оборудования;
— ускорение диффузии инновации в деятельности организации.
Сегодня именно инновации в решающей степени определяют состояние не только национальной, но и мировой экономики. При этом главную роль здесь играют как текущие инновационные процессы, так и технологические изменения в общественном производстве, которые произошли ранее, часто много десятилетий тому назад. В свою очередь тенденции дальнейшего развития экономической системы влияют на современные приоритеты научно-технического развития и инновационной деятельности. Главную роль в мировом масштабе здесь играют, прежде всего, так называемые индустриальные страны. Как верно отмечает В.Ф. Гринев: «Необходимость государственного регулирования инновационных процессов объясняется как общенациональным значением, так и экономическим содержанием инноваций. В настоящее время инновации становятся основным средством увеличения прибыли хозяйствующих субъектов. Однако при отсутствии государственного регулирования многие нововведения не могли бы быстро внедряться в практику» [3]. Вот почему государственная инновационная поддержка в основном должна быть направлена на создание благоприятных экономических, организационных, правовых, информационных и социально-психологических условий для осуществления инновационных процессов. Эти условия и многообразие методов формирования инновационной политики определяют основные направления государственной поддержки инноваций.
Государство поддерживает инновации с помощью инструментов экономической и финансовой реформы, а также через создание организационно-юридических условий, стимулирующих движение субъектов хозяйственной деятельности к содействию инновациям (рис.1). | | | Рис. 1. Основные направления государственной поддержки инноваций | Эффективность государственной инновационной политики, методов ее формирования и основных направлений поддержки инноваций в известной мере находит отражение в научно-техническом лидерстве.
Следует отметить тенденцию, сложившуюся в области финансирования науки в США и Японии, в отличие от других стран мира, где исследования финансируются интенсивно. В этих странах приоритетно финансируются работы, являющиеся опорными для развития многих отраслей знания. Расходы на НИОКР в 2008 г. в России оцениваются в 1,04% ВВП, в Китае 1,43% ВВП, в странах ОЭСР 2,3% ВВП, 2,77% ВВП в США, 3,44% ВВП в Японии [15].
Стратегия децентрализованного регулирования представляет собой более сложный механизм участия государства в инновационной сфере. Государство в этой стратегии играет важную роль, но при этом отсутствуют жесткие директивные связи, характерные для стратегии негативного вмешательства. На первое место здесь выходят научные организации и производственные фирмы, а роль государства заключается в создании им необходимых инновационных условий [16].
Согласно мнению Г.М. Кулумбегашвили [10], промышленно развитые страны по признаку достижений в различных отраслях науки и промышленности можно разделить на три наиболее представительные группы, модели развития:
1. Ориентированные на лидерство в науке, реализацию крупномасштабных целевых проектов, как правило, со значительной долей научно-инновационного потенциала в оборонном секторе (США, Англия, Франция, Россия);
2. Ориентированные на распространение нововведений, создание благоприятной инновационной среды, реализацию инноваций на мировом рынке и рационализацию всей структуры экономики (Германия, Япония, Швейцария, Южная Корея, Китай);
3. Ориентированные на потребление инновационных товаров и услуг.
Субъектами инновационной политики выступают государство, отраслевые, региональные и местные органы власти, предприятия и организации государственного сектора, самостоятельные хозяйствующие формирования, общественные организации, сами научные работники, новаторы и другие.
В.П. Соловьев [9] считает, что общегосударственное обеспечение инновационной политики предусматривает:
● формирование целей, заданий, принципов, а также методологических, научно-технических, экономических, организационных, правовых и других основ осуществления инновационной политики;
● разработку, принятие законодательных и нормативно-правовых положений регулирования инновационной деятельности;
● разработку и реализацию государственных инновационных программ;
● стандартизацию инновационной деятельности;
● координацию деятельности центральных органов государственной исполнительной власти по выполнению государственной инновационной политики;
● государственный контроль реализации государственной инновационной политики;
● международное сотрудничество в сфере инновационной политики.
Основным органом, координирующим инновационную деятельность, выступает министерство научно-технической и инновационной политики, функции которого выполняет правительственная комиссия по инновационной политике, возглавляемая председателем правительства.
Министерство образования и науки является центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и практическую реализацию государственной научно-технической политики в области образования и науки. Функциями министерства являются: методическое руководство разработкой федеральных и региональных научно-технических программ; содействие формированию условий для развития фундаментальных и поисковых исследований, а также развитие международного научно-технического сотрудничества.
На формирование инновационной политики и управление инновационным процессом большое влияние оказывают: Академия наук; Государственный комитет стандартизации; министерства образования и науки, экономики и развития, финансов, обороны; инновационные центры и т.д.
Нельзя не согласиться с мнением Л. Абалкина [13], который утверждает, что нет и не может быть эффективной, базирующейся на современных научно-технических достижениях социально-ориентированной рыночной экономики без активной регулирующей роли государства. Таких примеров в мире нет.
Анализ генезиса формирования процесса инновационного обеспечения предпринимательства, изложенный в работах Л.П. Гончаренко, Ю.А. Арутюнова [1], В.И. Кушлина [2], Г.Л. Багиева, В.М. Тарасевича [4], А.Е. Карлика, М. Л. Шухгальтер [5], А.Б. Крутика [6], Т.Г. Морозова, Ю.М. Дурдыева, В.Ф. Тихонова [7], В.П. Васильева [8], Г.Г. Беляева [11], Б.Ж. Курманбаева [12], позволяет сформулировать основные направления совершенствования инновационного обеспечения предпринимательской деятельности:
1. Прогнозирование, разработка и реализация стратегии научно-технического развития, в том числе определение основных направлений развития науки, техники и технологии, с учётом социальной и экологической направленности инноваций.
2. Разработка и совершенствование нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности, в том числе интеллектуальной собственности.
3. Информационное обеспечение инновационных процессов.
4. Освоение и совершенствование инновационных и организационных методов.
5. Создание условий для реализации научных исследований и разработок новых или усовершенствованных товаров, услуг или технологических процессов по приоритетным сферам.
6. Содействие обеспечению качества и конкурентоспособности отечественных научно-технологических, интеллектуальных ресурсов.
7. Ориентация на безопасные и экологически чистые производства.
8. Усовершенствование системы энергетики и энергосбережения.
9. Создание финансовых стимулов развития науки.
10. Развитие интеграционных процессов с другими компаниями, регионами и странами.
11. Поэтапное повышение интеллектуального потенциала, интеграция науки и образования, подготовка квалифицированных кадров для инновационной деятельности.
12. Стимулирование развития фундаментальных научных исследований.
13. Повышение престижности научного труда и социального статуса ученых, работников и аспирантов в научно-инновационной сфере.
14. Формирование заказа государства науке, инноваций для ВУЗов и компаний, выделение ресурсов на приоритетные научные исследования.
15. Организация исследований в целях обеспечения обороноспособности и национальной безопасности.
16. Совершенствование координации фундаментальных и прикладных научных исследований под руководством министерств.
17. Развитие и внедрение единой государственной системы обеспечения единства измерений и стандартизации.
18. Формирование экономических и правовых условий для широкого использования достижений науки и инноваций.
19. Создание центров для привлечения молодежи в инновационное предпринимательство.
20. Формирование инновационной культуры с использованием СМИ и Интернета.
21. Создание системы комплексной поддержки инновационной деятельности. |
| |
|
|