Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (41), 2012
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
Корчагина Е. В.
доцент кафедры менеджмента Санкт-Петербургского филиала Государственного университета — Высшая школа экономики,
кандидат экономических наук


Анализ устойчивости развития Северо-Западного федерального округа и Санкт-Петербурга на основе эконометрической модели
В статье представлена методика оценки устойчивого регионального развития, основанная на эконометрическом моделировании. Предлагаемая методика позволяет: оценить соответствие фактического уровня достижения целей устойчивого развития региона запланированному уровню; определить «проблемные зоны» устойчивого развития, вызванные расхождением фактических и запланированных показателей; разработать мероприятия по корректировке отдельных направлений развития региона в целях повышения устойчивости его развития; провести сравнительный анализ устойчивости развития различных регионов
Ключевые слова: региональная экономика, устойчивое развитие, экономическая среда, социальная среда, экологическая среда
УДК 338.24; ББК 65   Стр: 424 - 425

Устойчивое региональное развитие предполагает одновременное решение разноплановых и во многом противоречивых проблем экономического роста при условии сохранения качества среды, оцениваемого в первую очередь с позиций экологии и социальной сферы. Поиск решений в данной области актуален для государственных органов, занимающихся проблемами регионального развития, для государственных и частных компаний, в особенности, занимающих монопольное положение или владеющих объектами инфраструктуры. В настоящее время условия глобального экономического кризиса значительно обостряют существующие противоречия между экономическими и социально-экологическими целями в системах различного уровня.
Для решения задачи управления устойчивым развитием необходима разработка методики анализа и оценки степени устойчивости развития региона. Данная методика должна основываться на целях устойчивого регионального развития и отражать степень их достижения объектом исследования на запланированном временном интервале. Для оценки степени устойчивости развития региона была предложена специальная информационная модель. Информационную базу предлагаемой модели составляет система конкретных и измеримых показателей, отражающих социальные, экологические и экономические аспекты развития региона.
Анализ факторов устойчивого развития региона позволил сформулировать его целевые ориентиры в трех ключевых областях: экономической, социальной и экологической политики.
В экономическом блоке целей устойчивого развития региона можно выделить следующие подцели:
— Создание эффективной отраслевой структуры экономики;
— Развитие малого и среднего предпринимательства;
— Привлечение инвестиций;
— Развитие международного сотрудничества.
Социальный блок целей устойчивого регионального развития предполагает достижение следующих подцелей:
— Повышение уровня жизни населения;
— Развитие социальной инфраструктуры;
— Обеспечение безопасности среды обитания;
— Развитие науки и культуры.
Экологический блок устойчивого регионального развития достижим при условии реализации следующих подцелей:
— Улучшение экологического состояния мегаполиса;
— Модернизация системы утилизации бытовых отходов;
— Благоустройство среды мегаполиса.
На основе выявленных факторов устойчивого развития и сформированной системы стратегических ориентиров и целевых установок разработана система показателей устойчивого развития региона. Уровень достижения каждой конкретной цели можно отразить с помощью количественных показателей. В связи с этим возникает проблема сведения разнородных оценок по каждой отдельной цели для отражения уровня достижения всей совокупности целей (генеральной цели). Эта проблема была успешно решена в процессе разработки информационной модели оценки устойчивого развития региона. Информационная модель позволяет оценить степень устойчивости региона с помощью системы целевых установок и показателей, которые в совокупности описывают различные аспекты его развития.
Предлагаемая информационная модель оценки устойчивого развития региона обладает следующими качествами:
● позволяет сравнивать несравнимые по абсолютным значениям показатели;
● не ограничивает число выбранных для анализа показателей, что делает анализ более полным и объективным;
● позволяет представить регион как многоцелевой объект, то есть рассмотреть траекторию его развития во времени с учетом трех важнейших компонентов: экономического, экологического и социального в их взаимосвязи и взаимовлиянии;
● позволяет сформировать агрегированный показатель достижения всех поставленных целей — оценку устойчивости на основе оценки различных параметров развития региона;
● дает возможность оценить динамику изменения эффективности выбранной стратегии развития региона по периодам времени, что особенно удобно, если для анализа выбрано большое число показателей и достаточно долгий промежуток времени (большое число временных периодов);
● позволяет выявить «проблемные зоны» регионального развития, и соответственно, указать направления для корректировки стратегии развития региона.
При формировании информационной модели оценки устойчивости развития региона использовалась методика формирования оценок устойчивости, описанная в работе [2]. Предлагаемая методика была апробирована в процессе оценки устойчивого развития Северо-Западного федерального округа (СЗФО) и Санкт-Петербурга за период с 2000 по 2009 гг. Используемые в расчетах показатели устойчивого развития были собраны из трех основных источников: официального портала Федеральной службы государственной статистики, портала ее территориального подразделения по г. Санкт-Петербургу и Ленобласти, а также портала Правительства Санкт-Петербурга. На первом этапе для анализа было выбрано 48 показателей, характеризующих экономическое, социальное и экологическое развитие СЗФО и Санкт-Петербурга. Затем, с помощью факторного анализа в пакете Stata из них были отобраны 24 наиболее важных показателя, определяющих динамику развития макрорегиона и региона. Их список представлен в табл.1.

Таблица 1
Показатели устойчивого развития региона
№ п/пПоказатель устойчивого развития
Экономический блок
1Валовой внутренний продукт РФ
2Валовой региональный продукт
3Объем экспорта региона
4Объем инвестиций в основной капитал региона
5Индекс инфляции в регионе
6Среднемесячная начисленная заработная плата в ре-гионе
7Количество предприятий в регионе
8Количество предприятий малого и среднего бизнеса в регионе
Социальный блок
9Численность населения региона
10Число родившихся в регионе
11Число умерших в регионе
12Число безработных в регионе
13Число больничных коек в регионе
14Обеспеченность населения региона жилой площадью
15Число зарегистрированных в регионе преступлений
16Охват детей дошкольными учреждениями региона
Экологический блок
17Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных и нестационарных источников
18Улавливание и обезвреживание загрязняющих веществ из отходящих газов
19Инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование ресурсов
20Забор воды
21Сброс загрязненных сточных вод
22Площадь зеленых массивов в городах РФ
23Площадь зеленых массивов в городах региона
24Вывоз мусора на переработку

Изучение оценок устойчивости, рассчитанных для Санкт-Петербурга и СЗФО (рис.1), позволяет сделать следующие выводы. Полученная в результате расчетов оценка устойчивости Санкт-Петербурга за период с 2000 по 2009 гг. колеблется от 0,64 до 0,83. Таким образом, в целом развитие Санкт-Петербурга в указанный временной период представляется относительно стабильным, хотя для него характерен некоторый дисбаланс между экономическим, социальным и экологическим блоками. По СЗФО полученные оценки принимают более низкие значения: от 0,51 до 0,71. Данное различие представляется объективно обусловленным, поскольку Санкт-Петербург является наиболее развитым в экономическом и социальном отношении субъектом СЗФО.
Рис.1 Оценка устойчивости развития Санкт-Петербурга и Северо-Западного федерального округа за период с 2000 по 2009 гг.

Динамика оценок устойчивости Санкт-Петербурга и СЗФО является достаточно схожей. В динамике оценок устойчивости Санкт-Петербурга за анализируемый период можно выделить три волны. Максимальное значение — 0,83 — оценка устойчивости Санкт-Петербурга принимает в 2000 г., затем снижается до 0,7 в 2001 и 2002 гг., после чего следует рост в 2003 г. до 0,75 и последующее постепенное снижение до 0,64 в 2006 г., затем опять волнообразный подъем в 2007 г. — до 0,67 и спад в 2008–2009 гг. до значений 0,65–0,64 соответственно. Аналогичные «волны устойчивости» наблюдаются и в СЗФО, только на более низком уровне. С уровня в 0,66 в 2000 г. оценка устойчивости снижается до 0,6 в 2002, затем в 2003 г. она принимает максимальное значение — 0,71, затем снижается в 2005 г. до 0,63, возрастая к 2007 г. до 0,66, после чего следует спад в 2008 г. — до 0,56, и, еще более значительное снижение в 2009 г. — до 0,51.
Две «волны повышения» оценок устойчивости по Санкт-Петербургу и СЗФО объясняются положительными изменениями в социальном и экологическом блоках развития. В социальном блоке позитивные изменения касаются повышения стабильности и безопасности среды проживания, в частности — снижается общее число преступлений и правонарушений. В экологическом блоке положительные тенденции намечаются в области инвестирования в основной капитал, направленного на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов.
Минимальные значения оценок устойчивости развития по Санкт-Петербургу и СЗФО достигаются в 2008–2009 гг. Данную негативную тенденцию можно объяснить влиянием глобального экономического кризиса. В первую очередь это отразилось на снижении темпов показателя среднемесячной начисленной заработной платы, которые оказались ниже индекса инфляции. Также необходимо отметить значительное сокращение объемов экспорта, в том числе по сравнению с темпами изменения объема экспорта по РФ и снижение объема инвестиций в экономику Санкт-Петербурга и СЗФО. В социальном блоке снизился уровень обеспеченности населения медицинской инфраструктурой. В экологическом блоке снизился показатель улавливания и обезвреживания загрязняющих веществ из отходящих газов.
В то же время снижение темпов развития в 2009 г. еще не является критическим. В 2010–2011 гг. в ряде отраслей промышленности наблюдается рост производства и заработной платы работников соответствующих предприятий Санкт-Петербурга и СЗФО. Вполне возможно, что по результатам 2010–2011 гг. общая оценка устойчивости региона и макрорегиона возрастет. Однако усиление общемировых кризисных тенденций может привести к значительному снижению стабильности развития уже в 2012–2013 гг. Эти тенденции могут отрицательно повлиять на экономическую компоненту развития Санкт-Петербурга и СЗФО, что в конечном итоге повлечет за собой ухудшение качества социальной и экологической среды. Для последующего восстановления стабильности необходима разработка системы мониторинга и оперативного реагирования на негативные изменения ключевых показателей устойчивого развития со стороны регулирующих структур, в первую очередь — со стороны администрации мегаполиса и макрорегиона. Кроме того, решение важнейших региональных проблем невозможно без привлечения системообразующих предприятий. Таким образом, необходимо разработать механизм обеспечения эффективного взаимодействия между администрацией и крупным бизнесом, направленным на решение проблем регионов.


Литература
1. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: учебник для вузов. — 2-е изд. — М.: ГУ-ВШЭ, 2001. — 495 с.
2. Корчагина Е.В. Управление устойчивым развитием территорий. Учебное пособие. — СПб, Изд-во «ЮТАС», 2010. — 116 с.
3. Основы экономики крупного города / П.И. Бурак и др. РАЕН, Международная ассамблея столиц и крупных городов, Институт региональных экономических исследований. — М.: Издательство Экономика, 2009. — 647 с.
4. http://www.government.ru
5. http://www.gov.spb.ru

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия