Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (41), 2012
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ
Мамедханов Р. Р.
аспирант Азербайджанского государственного экономического университета (г. Баку)

Инфляционные процессы в экономике Азербайджана
В статье исследуются инфляционные процессы в экономике страны. Раскрываются их многофакторность, причинная обусловленность. Предлагаются наиболее оптимальные пути решения проблемы
Ключевые слова: инфляция, фактор инфляции, денежная масса, административные цены, антиинфляционная политика
УДК 336.748.12; ББК 65.25-26   Стр: 339 - 341

В Азербайджане обеспечение качественного экономического роста, повышение материального благосостояния населения, создание инновационной экономики и полноценное интегрирование в мировую экономику определены как основные цели экономической политики государства. Важным условием их реализации является достижение и сохранение низкого, стабильного уровня инфляции. Из экономической теории и практики известно, что неуправляемая инфляция может привести к многим нежелательным социальным и экономическим последствиям. Прерогатива ее преодоления принадлежит государственной политике, учету факторов, влияющих на их зарождение и развитие, принятию адекватных мер.
Азербайджан, как и другие постсоветские страны, в первые годы переходного периода столкнулся с гиперинфляцией и был вынужден прибегнуть к жесткой монетаристской антиинфляционной политике. В результате в конце 90-х — в начале 2000-х гг. добился низкого и стабильного уровня инфляции. Однако вследствие резкого роста цен на энергетические ресурсы на мировых рынках, и в первую очередь на главный пункт экспорта Азербайджана — нефть, а также роста поступлений в экономику из нефтегазового сектора, произошло повышение совокупного спроса на местном рынке. С другой стороны, меры Центрального Банка, направленные на стабилизацию курса национальной валюты — маната (недопущения его резкого роста) привели к нарушению макроэкономического баланса. В итоге, начиная с 2004 года, стабильный уровень инфляции был нарушен. Увеличиваясь в последующие годы, он перерос в двухзначную цифру. На рост инфляции повлияли и внутренние издержки, структурные факторы, сыгравшие роль катализатора инфляционных процессов. Только в 2009 г. под воздействием мирового финансово-экономического кризиса и сокращения внутреннего совокупного спроса темп роста цен замедлился и достиг 1,5%. Однако вскоре рост инфляции стал наблюдаться вновь. Так, индекс потребительских цен (ИПЦ) в январе-сентябре в 2011 г. вырос по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 8,4%.

Таблица 1
Индекс потребительских цен в Азербайджане
(по сравнению с предыдущим годом, в процентах)
Годы20032004200520062007200820092010
ИПЦ2,26,79,68,316,720,81,55,7
Источник: Государственный Статистический Комитет АР [1]

Одним из главных признаков наблюдающихся инфляционных процессов является структурная разница в росте цен. Наибольший рост цен наблюдается в сфере продовольственных товаров, что напрямую влияет на покупательную способность малообеспеченных слоев населения и увеличивает социальную дифференциацию. Так, ИПЦ в 2010 г. по сравнению с 2000 г. возрос в 2 раза, индекс цен продовольственных товаров — в 2,3 раза, индекс цен непродовольственных товаров — в 1,5 раза, цены платных услуг — в 1,7 раза. В январе-сентябре 2011 г. цены на продовольственные товары по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года выросли на 11,4%, непродовольственные товары — 2,8%, на платные услуги — 4,5%. Следует отметить, что несмотря на то, что инфляционные процессы не так сильны как в первые годы переходного периода, тем не менее, при внешнеторговой деятельности, особенно с основными торговыми партнерами, данный фактор способствует снижению национальной конкурентоспособности. Так, у основных торговых партнеров в 2010 г. ИПЦ взвешенный по ненефтяному импорту за 12 месяцев составил 6,1%, в то время как в Азербайджане этот показатель составил 7,9% [2]. Несмотря на проводимые за последние годы антиинфляционные меры, государство не смогло достичь намеченных целей, при этом в течение года в них вносятся определенные корректировки. Например, в 2008 году инфляция прогнозировалась в пределах 12-13%, но реальные показатели были на 7-8 процентных пунктов больше. Уровень инфляции на конец 2011 года прогнозировался 5 %, хотя, как было указано выше, в первые 9 месяцев данный показатель был больше на 3,4 процентных пункта. Такое снижение эффективности антиинфляционных мер утрачивает доверие к ним и повышает инерционность инфляционных процессов. Все это свидетельствует о необходимости углубленного изучения инфляционных процессов в стране, определения степени влияния на них основных факторов.
Как известно из курса экономической теории инфляция в первую очередь связана с денежной массой, находящейся в обращении и темпами ее роста. Анализ экономики Азербайджана с позиции этого теоретического положения позволил выявить ее специфические особенности. Так, вследствие длительной жесткой монетарной политики обеспеченность денежной массой экономики была на очень низком уровне. Несмотря на рост денежной массы за последние годы, уровень монетизации все еще остается на низком уровне. В 2010 году этот показатель был равен 20% ВВП. В рыночных экономиках нормальный уровень монетизации составляет 60–100% и более [3, 11]. Поэтому можно утверждать, что в абсолютном выражении объем денежной массы в Азербайджане не может серьезным образом влиять на инфляционные процессы.
Влияние монетарных факторов на инфляцию можно объяснить так:
— главным каналом инфляционного воздействия монетарных факторов является нестабильный темп роста денежной массы. Если в 2000–2003 гг. денежный агрегат М2 возрос в 1,5 раза, то в период более высокого инфляционного уровня в течение 2004–2008 гг. М2 возрос в 8,9 раза. В эти периоды произошел рост номинального валового внутреннего продукта (ВВП) соответственно в 1,5 и 4,7 раза. Как видно, неравный текущий рост денежной массы как по различным временным интервалам, так и ее неравный рост по сравнению с номинальным ВВП обусловили влияние денежной массы на рост инфляции. Даже в 2006–2007 гг. денежный агрегат М2 повысился двухкратно, что впоследствии и повлияло на переход показателя ИПЦ в двухзначную цифру.
— с одной стороны недопущение резкого роста курса национальной валюты — маната, а, с другой, ввод в обращение, в основном фискальным каналом, крупных валютных доходов, полученных из нефтегазового сектора повысили роль чистых внешних активов в формировании денежной массы. В 2001–2008 гг. денежная база увеличивалась целиком за счет чистых внешних активов. В результате чего монетарная система оказывалась в зависимом положении от фискальной сферы. Только начиная с 2009 г., в результате мероприятий по обеспечению ликвидностью местных банков начался рост чистых внутренних активов и в 2010 г. их доля в денежной базе составила 15,8%;
— одним из главных каналов воздействия денежной массы, находящейся на относительно более низком уровне по сравнению с ВВП, на инфляцию является преобладание наличного денежного оборота. Как видно из таблицы 2, удельный вес денежного агрегата М0 в агрегате М2 имеет гораздо большую долю, чем в других странах. Вследствие высокой доли наличного оборота выпускаемые в обращение деньги остаются в руках у населения и сразу отражаются на росте совокупного спроса, а не на росте экономической активности. Преобладание в стране наличного денежного обращения связано с высокой долей «теневой» экономики. Кроме стимулирующего влияния на рост инфляции, высокая доля наличного оборота снижает эффективность проводимой монетарной политики, направленной на пресечение инфляционных процессов.
— вышеизложенные причины обусловили неспособность банковской системы формировать денежную массу. Денежный мультипликатор, выражающий отношение денежной массы к денежной базе, в 2010 г. был равен 1,3. Поэтому темп роста экономической активности отстает от темпов роста денежной массы.

Таблица 2
Уровень обеспеченности деньгами экономики, миллион манатов
2000 г.2004 г.2005 г.2006 г.2007 г.2008 г.2009 г.2010 г.
Номинальный ВВП4718.28530.212522.518746.228360.540137.234578.741574.7
M2325.8685.7796.72137.74401.66081.06192.28297.5
M0270.0477.8547.41311.32713.54145.74174.85455.8
M2/UDM0.070.080.060.110.160.150.180.2
M0/M20.830.700.690.610.620.680.670.66

Источник: Государственный Статистический Комитет АР, Центральный Банк АР
M2 — наличные деньги вне банков, депозиты до востребования и срочные депозиты в манатах.
M0 — наличные деньги вне банков.

Одним из главных факторов воздействия на инфляционные процессы выступает ситуация с кредитованием в стране. За последние годы наравне с ростом денежной массы возросла и выдача кредитов со стороны банков. Несмотря на это, объем выданных кредитов все еще низкий по сравнению с ВВП. В 2010 г. этот показатель был равен 22% от ВВП. Однако стремительный рост кредитных вложений повлиял на уровень инфляции. Кредитные вложения в 2010 г. по сравнению с 2003 г. увеличились в 14 раз. Вместе с тем, структура кредитов не в состоянии обеспечить качественный экономический рост. В 2010 г. 53,6% из выданных кредитов приходилось на торговлю, услуги и домашние хозяйства. Несмотря на то, что в принципе такой рост спроса благоприятно способствует экономическому оживлению в производственных отраслях, вместе с тем потребительские кредиты, как и в других постсоветских странах, направляются в основном на закупку импортных товаров, что в конечном счете не способствует развитию национального производства.
Анализируя государственный бюджет, можно увидеть, что размер бюджетного дефицита был не очень велик. В кризисном 2009 г. размер дефицита был на уровне 0,7%, в 2010 г. — 0,9% от ВВП. Параллельно с этим ставки таких важных в формировании доходов бюджета налогов, как НДС, акциз и подоходного налога, имели тенденцию к снижению.
Вместе с тем бюджет влияет на уровень инфляционных процессов, если не соблюдается стабильный темп роста бюджетных расходов. Так, если бюджетные расходы в 2000-2003 гг. возросли в среднегодовом значении на 22,4%, в период 2004–2008 гг. данный показатель был равен 55,5%. А это в свою очередь, выступая в качестве фактора спроса, стало причиной инфляции. Коэффициент корреляции между темпом роста бюджетных расходов и ИПЦ в 2000–2010 гг. составил 0,81, что свидетельствует о тесной связи между данными показателями.
Формирование доходной части бюджета является неблагоприятной для экономической стабильности. Как и в других странах с большим запасом нефтегазовых ресурсов, в Азербайджане с целью предотвращения «голландского синдрома» в 1999 г. был учрежден Государственный Нефтяной Фонд. Поступления от нефтегазовых контрактов аккумулируются именно в этом фонде. В государственный бюджет же поступает налог с дохода нефтяных компаний. За последние годы, с одной стороны, рост отчислений в государственный бюджет из доходов нефтяных компаний, благодаря росту цен на нефть, с другой — увеличение трансфертных выплат в государственный бюджет из Нефтяного Фонда поставило государственный бюджет в зависимое положение от нефтегазового сектора. В 2011 г. доля только трансфертов из Нефтяного Фонда в доходной части государственного бюджета составила 59,2% [4]. Это ослабляет баланс государственного бюджета на длительную перспективу, способствует увеличению его зависимости от внешней экономической конъюнктуры. В то же время увеличение валютного предложения повышает риск укрепления национальной валюты, что косвенно препятствует соблюдению стабильного темпа роста денежной массы.
Все вышеперечисленное выступало за последние годы в качестве основных факторов инфляции спроса в Азербайджане. Однако в формировании устойчивого характера инфляционных процессов большую роль играют факторы со стороны предложения. В 2010 г. индекс цен производителей промышленной продукции по сравнению с предыдущим годом вырос на 28,5%, а производителей сельскохозяйственной продукции — на 4,2%.
Как и в других постсоветских странах в Азербайджане в качестве одного из главных факторов инфляции издержек выступает наличие определенной группы товаров и услуг, цены и тарифы которых регулируются государством. Эти товары и услуги, будучи востребованными и используемыми во всех этапах производства различных отраслей экономики, непосредственно способствуют росту себестоимости продукции. Особенно, большой рост цен наблюдается в топливно-энергетическом комплексе. Например, в 2010 году по сравнению с 2005 годом цена тепловой энергии увеличилась в 1,8 раза, цена электроэнергии — в 2,5 раза, цены на дизельное топливо и природный газ — в 3 раза. Причинами роста административных цен выступают необходимость выравнивания местных цен с мировыми, улучшение финансового состояния и обеспечение устойчивого развития хозяйствующих субъектов, производящих соответствующие товары и услуги, повышение эффективности государственных расходов, сокращение дотаций в данные отрасли, уменьшение затратной деятельности в экономике и стимулирование эффективного, экономного использования ресурсов, стимулирование притока в соответствующие отрасли местного и иностранного капитала с целью обеспечения их рентабельности.
Но несмотря на необходимость такого рода роста цен, вследствие различного уровня рентабельности в разных отраслях он по-разному влияет на развитие отраслей экономики. В особенности, больше всего страдают от этого сельское хозяйство и перерабатывающая промышленность. Рост административных цен воздействует на инфляцию двумя способами. Во-первых, в сферах, где спрос неэластичен, местные производители переносят рост издержек на себестоимость продукции, таким образом, переводят всю тяжесть роста цен на конечных потребителей. Во-вторых, производители, у которых производимая продукция имеет эластичный спрос, прекращают свою деятельность, либо они продолжают производить продукцию с убытком для себя, что в конечном итоге уменьшает возможности повышения предложения на местном рынке.
Среди немонетарных факторов особо выделяется монополизм. Существование монополии наряду с ростом цен, приводит к перераспределению доходов в пользу отдельных групп. Это уменьшает конкурентоспособность национальных производителей, но также и покупательную способность конечных потребителей, что в итоге приводит к социальной напряженности. Существование монополизма в импорте не дает возможности оперативного регулирования внутреннего рынка. Как показывают результаты исследования независимых экспертов, существует резкая, многократная разница между таможенными ценами ввоза товаров в республику и ценами их реализации в розничной торговле. Главной особенностью усиления монополизма в Азербайджане является господствующая во многих отраслях концентрация бюрократической и экономической мощи в одних руках, что препятствует развитию конкуренции в данных отраслях, формированию макроэкономического равновесия, основанного на рыночных ценах.
Одним из главных факторов инфляции издержек в экономике Азербайджана является высокая стоимость кредита. По этому показателю Азербайджан выделяется не только среди стран мира, но и занимает лидирующее место среди стран СНГ. Средняя процентная ставка по кредитам коммерческих банков составляет 26%, что тормозит развитие местного производства. Вследствие краткосрочности и дороговизны кредитов в первую очередь они выдаются в высокорентабельные отрасли торговли и в сектор домохозяйств.
Несмотря на то, что в официальных источниках повышение уровня заработной платы указывается как один из основных факторов издержек, можно предположить, что влияние его на рост цен несущественно.
Если во многих странах в формировании спирали «заработная плата-цена» большую роль играют профсоюзы, то в Азербайджане их влияние не значительно.
Весьма негативна и роль теневой экономики, игнорирующей законодательство и бесконтрольно снижающий уровень заработной платы работников. В результате ее влияние на себестоимость продукции эфемерно.
За последние годы возросла значимость внешних факторов в росте инфляции. Специфика экономики Азербайджана — одна из причин этого явления. Основные ее особенности: нерациональная структура внешней торговли, преобладание в местном производстве зарубежных полуфабрикатов, тенденции долларизации в стране, высокая доля импортных товаров в потреблении населения, особенно продуктов питания и т.д. В 2010 г. 94,1 % экспорта продукции приходилось на нефть и нефтепродукты, а в импорте более 50% приходилось на продукты питания, машины и оборудование. В розничной торговле доля импортируемых товаров составляет 44%. Это в свою очередь повышает чувствительность внутренних цен к изменению внешних. Внешние факторы на инфляцию влияют по следующим направлениям:
— рост цен на импортируемые важные продукты питания;
— рост цен на импортируемую готовую продукцию и полуфабрикаты, в связи с ростом цен на нефть и другие виды сырья;
— а также через валютный канал.
В последние годы манат по отношению к доллару США относительно возрос. Например, если в 2003 году 1 доллар США был равен 0,98 маната, то в 2010 году он был равен 0,80 маната. Как видно, доллар США подешевел по отношению к манату на 18,3%. В принципе это должно было способствовать снижению цен на импорт в манатовом выражении. Однако влияние иностранной валюты на инфляцию преимущественно носит ассиметричный характер [5]. То есть в то время как национальная валюта укрепляется, цены импортируемых товаров снижаются мало или вообще не снижаются. Причина парадокса — монополизм. Другим каналом воздействия валютных отношений выступила нестабильность самих иностранных валют, в основном доллара и евро. Она обусловила подорожание импортируемых товаров в результате удешевления доллара, как основного валютного посредника внешней торговли. Регулирование курса маната по отношению к доллару привело к тому, что манат повторил курс изменения доллара по отношению к другим валютам. Вследствие слабого развития финансового рынка в Азербайджане, отсутствия широкой интеграции в зарубежные финансовые рынки, межстрановые финансовые потоки слабо влияют на инфляционные процессы в стране.
Учитывая факторы инфляции и механизмы их влияния, следует совершенствовать деятельность по снижению и стабилизации уровня инфляции. Как показывает 20-летний опыт нашей страны и стран СНГ монетарные методы борьбы с инфляцией хотя и могут быть эффективными в текущем периоде, однако в долгосрочном они не смогут устранить риски инфляционного роста в национальной экономике. Только монетарными методами невозможно устранить повышение цен, вызванное в основном немонетарными причинами. Поэтому, в стратегическом плане, наряду с оперативным регулированием совокупного спроса надо минимизировать влияние структурных и институциональных факторов. Для этого, в первую очередь, необходимо наладить координацию действий между фискальной и монетарной политиками. В особенности в современных условиях привязки национальной валюты к доллару США. Фискальные параметры должны определяться с учетом монетарных целей. В монетарной сфере, прежде всего, нужно определить стабильный темп роста доли денежной массы в ВВП и сохранить его в будущем. Необходимы усовершенствование структуры денежной массы и значительное сокращение доли наличного денежного обращения.
Для уменьшения зависимости бюджета от кратковременных циклических колебаний следует формировать доходную часть бюджета в соответствии с потенциальным объемом ВВП, что может стимулировать стабильный рост совокупного спроса.
Борьба с монополизмом, как главным фактором роста цен, должна стать приоритетной задачей государства.
В сфере административных цен, главной задачей при увеличении цен должна быть их балансированность с фискальными и монетарными параметрами, определяемыми и принимаемыми на следующий год.
В целях предотвращения и ослабления воздействия импорта инфляции необходимо ускорить развитие ненефтяного производства, предоставить финансовые ресурсы местным производителям на льготных условиях, повышать доверие к национальной валюте.


Литература
1. Статистические показатели Азербайджана 2011. — Баку: Изд. Сяда, 2011. — 848 с.
2. Обзор денежной политики Центрального Банка АР — Баку, 2010.
3. Ясин Е. Нефть, темпы и инфляция // Вопросы экономики. — 2005. — № 8.
4. Закон Азербайджанской Республики «О государственном бюджете Азербайджанской Республики на 2011 год».
5. Катаранова М. Связь между обменным курсом и инфляцией в России // Вопросы экономики. — 2010. — №1.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия