Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
Подписка на журнал
Реклама в журнале
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Условия подачи материалов в журнал
Научные дискуссии
Семинары, конференции
Проблемы современной экономики, N 1 (41), 2012
ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА. БЮДЖЕТНОЕ, ВАЛЮТНОЕ И КРЕДИТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ, ИНВЕСТИЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ
Эюбов З. В.
аспирант кафедры банковского дела Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова (г. Москва)

Современная денежно-кредитная политика и ее роль в формировании национальной рыночной экономики
В статье изложены теоретические и практические вопросы современной денежно-кредитной политики. Рассматриваются основные причины, влияющие на финансово-экономическую структуру национальной экономики в период реформ. Выделены важнейшие факторы, влияющие на курс денежно-кредитной политики и достижение стабильности национальной экономики в условиях реформ
Ключевые слова: деньги, денежно-кредитная политика, переходная экономика, рыночная экономика
УДК 336.77; ББК У9(2)269.1–18,0   Стр: 187 - 189

В экономическом понимании денежно-кредитная политика призвана обеспечивать стабильность цен, валютных курсов и процентных ставок. Ранее это достигалось единообразием монетного ряда, стабильным весом и пробами монет. В современности необходимы умеренность денежной эмиссии Центрального банка, а иногда и денежное сжатие. Денежно-кредитная стабильность важна для стабильного экономического развития страны.
Однако денежно-кредитная стабильность не всегда гарантирует экономическое развитие. В мире было и есть много стран со стабильными ценами и валютными курсами, развивающимся или развитым статусом без реального роста национальной экономики. Страны с успешно развивающейся экономикой конвертировали денежно-кредитную стабильность, доверие экономических субъектов в умеренный рост денежного предложения. Например, в Британии в XIX веке, США в ХХ веке и в бывшем Советском Союзе 1950–1980-х гг. денежная масса росла на 7–10% ежегодно, одновременно с ростом экономики на 5–7% [1]. Осуществлялась своеобразная предоплата или инвестирование умеренной денежно-кредитной эмиссии в экономический рост. На микроуровне это означает, например, авансы по договорам подряда или поставки товара, без которых производитель работ или товаров обычно работать не начинает. Авансирование требует денег и эти деньги экономике надо предоставить, да так, чтобы национальные экономические субъекты понимали их ценность и готовы были бы за них работать. Анализ показывает, что деньги не потеряют свою стимулирующую роль, если на рост их предложения будет адекватный отклик в виде реального роста экономики.
Проведенные исследования и опыт указывают на следующие факторы роста экономики: количественный рост населения; изменение хозяйственного уклада; изменение структуры занятности; технологические новшества; изменение социально-экономического уклада.
Ведущие ученые-экономисты доказали, что ключевыми составляющими экономического роста в современных условиях диверсификации национальной экономики являются сверхмотивированные команды, готовые к напряженному труду в расчете на результаты, а также свободные капиталы для авансирования новых разработок и их внедрение в экономику. Итак, выражаясь языком марксизма, труд и капитал являются основой экономического роста.
В прошлом веке многие страны проходили через догоняющий или восстановительный рост на основе апробированных экономик более развитых стран. Денежно-кредитная политика была одним из основных факторов экономического роста стран-лидеров и упадка аутсайдеров. Умеренный рост денежного предложения усиливал мотивацию к труду больше, чем налоги или дорогие товары. Таким образом, денежно-кредитная политика способствовала мобилизации труда и капитала как ресурсов развития экономики. На современном этапе инновационное развитие требует сверхмотивации к труду и избыточных капиталов.
Сущность денежно-кредитной политики — это создание условий мобилизации роста капиталов и труда. О причинах и сущности первоочередного использования для этих целей именно денег и кредита написано много. Развитие национальной экономики в современных условиях сопровождалось новациями и усложнением денежного обращения, а затем и кредитно-инвестиционного дела. Увеличивался и инструментарий монетарной политики, уточнялось представление ее роли в экономическом развитии.
В экономике лидерство отдельных стран в разные века основывалось на прогрессе сразу в нескольких областях знаний, в том числе и в области денежно-кредитных отношений. Напротив, неудачи более сильных геополитических конкурентов во многом объяснялись не вполне умелым использованием диспропорций в денежно-кредитной сфере. Прошлые века доказали важность монетарной политики, дали множество инструментов и исторических примеров. ХХ век и начала ХХI века существенно расширил состав идей и инструментов денежно-кредитной политики, сделал Центробанки ключевыми игроками многих рынков.
На современном этапе в условиях диверсификации национальной экономики основные инструментарии денежно-кредитной политики показаны в табл.1 [1].

Таблица 1
Инструментарий денежно-кредитной политики
НаправленностьИнструментарийГосударственный орган
Наличные и безналичные расчетыПравила расчетов для банков, предприятий и населенияЦентробанк
Базовые ставкиКупля-продажа гособлигаций. Денежная эмиссия. Ломбардное рефинансированиеМинфин
Центробанк
Валютный курс, прямые инвестиции и спекулятивные капиталыВалютные резервы и интервенции.
Ограничения на торговые и капитальные операции.
Центробанк
Банковская система и экспансия кредитаРезервы по обязательствам (ФОР).
Экономические нормативы, резервы под риски, параметры портфеля госбумаг, ставки по вкладам и кредитам.
Центробанк
Фондовый рынок — альтернатива и дополнение кредитаИнвестирование госрезервов.
Раскрытие информации эмитентами.
Правила биржевых торгов. Размеры кредитного плеча. Методология деривативов. Структура портфелей фондов.
Минфин
ФКЦБ — ФСФР

Таким образом, среди инструментов Центробанков выделяют: правила наличных и безналичных расчетов, денежно-кредитную эмиссию и операции с госбумагами для изменения процентных ставок и валютных курсов, валютные резервы и валютный контроль, множество инструментов банковского надзора.
Идеи и инструменты денежно-кредитной политики цикличны — с энтузиазмом и эксплуатацией, разочарованиями и отрицаниями. Цикличность своими действиями задают сами Центробанки, старшие ветви власти, крупный бизнес и масса рядовых инвесторов. Крупные перегибы и разочарования определяют большие поколенческие циклы денежно-кредитной политики, разумность и успехи — короткие. Ограничивают работу Центробанков демографические, социально-политические и технологические изменения.
Большая часть инструментов денежно-кредитной политики имеет макрохарактер, действенность в специализированных и развивающихся экономиках. В ведущей стране во время промышленной или информационной революции ключевые действия банков и спекулянтов были в новационной тогда отрасли. В новационном развитии лучше точечные спекуляции и структурные изменения цен, концентрация ресурсов роста на прорывных направлениях. Макроинструменты лишь дополняют точечные инструменты, поскольку распыляют ресурсы роста и вызывают «перегрев» экономики.
На современном этапе денежно-кредитная политика становится наиболее важным фактором, в условиях перехода к новым отношениям рыночной экономики, когда происходит широкомасштабное осуществление реформ в различных отраслях социально-экономической жизни страны. В этом процессе исключительное значение имеет реализация перемен в различных сферах национальной экономики, которые происходят наиболее интенсивными темпами. Следовательно, под влиянием этого реформационного процесса существенному изменению подвергается данная экономическая среда и денежно-кредитная политика страны. Такая тенденция присуща современной денежно-кредитной политике России, Азербайджана и других стран СНГ.
В условиях интенсивного ускорения глобализации финансовых отношений денежная проблематика и связанные с ней вопросы денежного обращения вновь стали основной тематикой экономической науки не только в теоретическом плане, но также в практике управления финансово-экономическими процессами. В связи с этим в странах с переходной рыночной экономикой произошли довольно большие изменения в сфере денежно-кредитных отношений, в частности, и в экономической политике в целом. Безусловно, такая тенденция была связана с неизбежным процессом трансформации.
Денежно-кредитная политика Азербайджана, основанная на трансформационной экономике, которая вступила, в фазу эффективной реализации, требует рассмотреть ее в свете диверсификационного процесса национальной экономики. К тому же постоянно растущее значение этой политики в деле расширения процесса вторичного производства требует принять неотложные меры на макроэкономическом уровне. Общая модель, принятая в качестве основной базы, которая отражает сущность структуры национального рынка, безусловно, создает условия для расширенного отображения своеобразных особенностей становления отечественной денежно-кредитной политики. Именно эффективное формирование денежно-кредитной политики должно быть устойчивым гарантом эффективного и реального экономического роста в стране.
Адекватность курса денежно-кредитной политики, а также целевое определение воспроизводства экономики имеют исключительное влияние на развитие национальной экономики в условиях перехода к рыночным отношениям. Под влиянием интенсивного развития оказываются главные составляющие рыночной экономики, такие как кредитование экономики и организационных институтов функционирования, денежное обращение и инструменты регулирования устойчивости национальной валюты.
В осуществлении нового курса денежно-кредитной политики большое значение имеют следующие направления:
— максимальное сближение уровней двух сфер — финансового и реального производства, которые в свою очередь должны основываться на взаимообусловленных изменениях;
— использование национальной валюты на внутреннем рынке, которая должна быть средством снижения значимости иностранной валюты и сокращения ее использования во внутренних расчетах и сбережениях;
— создание законодательной базы, свободной от внутренних противоречий, в котором должны быть обеспечены равные права и возможности сторон, вступающих в финансово-кредитные, бюджетно-налоговые и платежно-расчетные отношения.
Обеспечение стабильности является основным в процессе приспособления денежно-кредитной политики к нынешним рыночным условиям. В этом плане не маловажное значение имеет определенная направленность развития производственной структуры. Необходимо подчеркнуть, что для достижения желаемого результата по обеспечению стабильного функционирования денежно-кредитной политики требуется ее комплексное развитие, в том числе институциональной базы, режима, стратегии, конкретных инструментов реализации и ряда ее механизмов. Кроме того, необходим обязательный учет связей между микросубъектами финансового и денежного рынка, в первую очередь, их состояния и реакции на различные ситуации.
Трансформация экономической системы в целом является одним из основных факторов, определяющих направленность воспроизводства денежно-кредитной политики, особенно в переходный период.
В настоящее время ученые-экономисты уделяют большое внимание проблемам, связанным с развитием национальной денежно-кредитной политики. Это наиболее востребовано в странах, где национальная экономика переживает переход к рыночным отношениям. Здесь критериями оценки являются, присущие странам с рыночной экономикой, универсальные положения и соответствующие принципы. Специфика осуществления этих принципов зависит от системы образующих структур перераспределительных процессов, которые в свою очередь создают благоприятную почву для развития денежно-кредитных учреждений в странах с переходной рыночной национальной экономикой, к числу которых относятся Россия, Азербайджан и другие страны СНГ. Здесь эти процессы происходят в условиях ускорения интеграционных процессов.
Рассмотрим три основных составляющих национальной денежно-кредитной политики:
1. Институциональная. Здесь на первый план выходит совокупность институтов, обеспечивающих бесперебойное функционирование национальной экономики.
Бесперебойное развитие экономических отношений денежно-кредитной сферы способно обеспечить процесс либо спонтанного, либо управляемого функционирования институтов, которые в конце концов дают решающий толчок продуктивного экономического роста.
На современном этапе развития глобальных экономических отношений распространяется практика заимствования институтов у стран с многолетним стажем рыночных отношений и устоявшейся денежно-кредитной политикой. Однако при этом часто не учитывается способность национальной экономики к адаптации функционирования новых экономических институтов, что становится причиной локального состояния неустойчивости. Такая политика в конечном итоге порождает, так называемые, «институциональные ловушки» [6]. В этом плане исключительную роль играют такие понятия, как «преемственность» и «изменчивость». В экономической истории многих стран национальная денежно-кредитная политика претерпела значительные изменения. К примеру становление роли государства в качестве эмитента денежных средств. С развитием национальных денежных отношений это право закрепилось в нормативно законодательных актах. Развитие денежно-кредитных отношений требовало всестороннего надзора государства в лице центрального банка. В связи с этим появилась институциональная база Центробанка.
2. Национальная. Денежно-кредитная политика должна быть адаптирована к условиям отечественной экономики. Необходимо дать комплексную оценку условий и факторов создания и установления национальной денежно-кредитной политики. Кроме того, национальная денежно-кредитная политика должна быть адаптирована и к внешним условиям. Это предполагает:
— эффективную координацию национальной денежно-кредитной политики с международной политикой и соответствие требованиям мировых стандартов;
— адаптацию национальной денежно-кредитной политики к внешним условиям, но с учетом внутреннего денежного и финансового рынков;
— повышение затрат на создание наиболее качественной современной системы национальных банков с вовлечением в этот процесс всех его участников, по существу, всех экономических субъектов республики.
3. Денежно-кредитная политика должна быть адекватна реальной ситуации в экономике страны.
Наиболее важные сферы экономики, в частности национальная денежно-кредитная политика требует расширенного аналитического подхода, как на макро, так и на микроэкономическом уровнях. Сочетание этих подходов к анализу наиболее важных моментов экономической политики государства предполагает обязательное рассмотрение трансформационных изменений.
Финансово-экономическая система, которая сложилась в странах постсоветского пространства в первые годы их политической независимости переживала глубокий кризис и требовала особого внимания. Почти во всех странах СНГ денежно-кредитная политика подстраивалась под реальное состояние рынка, что явилось причиной негативных тенденций. Среди них подавление функций национальной валюты, рост внешнего потребительского рынка в ущерб внутреннему, снижение предпринимательской активности.
В заключение необходимо подчеркнуть важную роль денежно-кредитной политики в формировании национальных интересов с учетом конкуренции на мировом финансовом рынке. Благодаря такой взвешенной денежно-кредитной политике Азербайджанская Республика имеет ритмично развивающуюся национальную экономику.


Литература
1. Ануреев С.В. Денежно-кредитная политика, диспропорции и кризисы: монография — М.: КНОРУС, 2009. — 448 с.
2. Гаджиев Д.Ф. Денежно-кредитная система и Международный банк Азербайджана. — М.: Финансы и статистика, 2008. — 240 с.
3. Мамедов З.Ф. Банковский кризис и реформирование банковского сектора в контексте глобализации. — Баку: Азернешр, 2007. — 392 с.
4. Моисеев С.Р. Денежно-кредитная политика: теория и практика: учебное пособие. — М.: Московская финансово-промышленная академия, 2011. — 784 с.
5. Селищев А.С. Деньги. Кредит. Банки. — СПб.: Питер, 2007. — 432 с.
6. Сорокина Е.М. Анализ денежных потоков предприятия: теория и практика в условиях реформирования российской экономики. — М.: Финансы и статистика, 2002.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2014