Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (41), 2012
ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ И УЧЕТ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Шуваев М. А.
доцент Саратовского государственного технического университета,
кандидат экономических наук


Методический подход к оценке рейтинга конкурентоспособности строительного предприятия
В статье изложен авторский подход к оценке конкурентоспособности строительного предприятия. Обоснован выбор показателей конкурентоспособности строительного предприятия и изложена методика их расчета. Выявлена значимость показателей конкурентоспособности, предложен интегральный коэффициент конкурентоспособности
Ключевые слова: оценка рейтинга конкурентоспособности, конкурентоспособность, строительное предприятие, инновации, инвестиции
УДК 69:005; ББК 65.05   Стр: 135 - 138

Конкурентоспособность, являясь элементом системы конкурентных отношений, представляет собой категорию, соединяющую в себе содержательные моменты конкуренции и монополизма, а также их общественно-государственные регуляторы1. В рыночной экономике категория «конкурентоспособность» является одной из ключевых, так как в ней концентрированно выражаются экономические, научно-технические, производственные, организационно-управленческие, маркетинговые и иные возможности отдельных предприятий, отраслей, национальной экономики в целом. Эти возможности реализуются в товарах и услугах, противостоящих соперничающим аналогам, как на внутреннем, так и внешнем рынках.
Оценка рейтинга конкурентоспособности должна охватывать все стороны деятельности рассматриваемого предприятия. В настоящее время не существует частных инженерных методик оценки конкурентоспособности предприятий. Кроме того, практически невозможно разработать единую методику для оценки конкурентоспособности предприятий всех отраслей, так как отдельные важнейшие показатели конкурентоспособности предприятия для одной отрасли, имеют небольшое значение в другой (например, такой показатель конкурентоспособности предприятия как маркетинговая активность, исключительно важен для предприятий пищевой промышленности, но имеет гораздо меньшее значение для предприятий газовой промышленности).
Специфика оценки строительных предприятий определяется особенностями строительной продукции как товара на рынке недвижимости, а именно:
— строительная продукция на рынке сбыта сразу же попадает в активную конкурентную среду вторичного рынка недвижимости, т.е. рынка сбыта объектов недвижимости, которые уже находятся в эксплуатации и, в силу этого, в большинстве случаев имеют более низкую цену, но вместе с тем способны удовлетворить население и тем самым создают трудности с реализацией объектов нового строительства. Реализация вновь созданной строительной продукции в этих условиях в значительной степени зависит от ее потребительского качества, инвестиционной активности предприятий и платежеспособности населения;
— строительная продукция может быть продуктом отложенного потребления, когда потребитель довольствуется имеющимся у него продуктом, либо обращается на вторичный рынок за товаром худшего качества, намечая в перспективе приобретение другой недвижимости2;
— строительная продукция ориентирована на длительное применение, вследствие чего покупатель редко обращается на рынок за новым продуктом, чаще его будут интересовать улучшения продукта — ремонт, модернизация, реконструкция;
— локальная закрепленность продукции делает рынок подрядных работ локальным и его развитие может осуществляться только в совокупности с социально-экономическим развитием региона, в котором определены перспективы создания рабочих мест, благоприятные рекреационные условия и т.п.;
— значительная длительность производственно-коммерческого цикла, что обуславливает необходимость учета фактора времени, наличия информации дающей возможность довести объект до завершения; обоснованность проектных решений, сокращающих риск морального старения продукции;
— высокие требования к новизне строительной продукции в условиях создания нового производства, которое должно быть конкурентоспособным; в результате этого жизненный цикл товара, производимого строительной организацией, ограничен отдельным заказом и требуется высокая техническая и технологическая готовность к созданию новой единицы продукции;
— создание каждой единицы продукции требует вовлечения разных участников: застройщик, инвестор, подрядчик и субподрядчики, проектировщик, огромное количество всевозможных надзорных органов. Организация вступает в деловые отношения с целой группой новых партнеров, что является дополнительным источником риска;
— высокая стоимость конечной продукции строительного производства резко сужает круг ее возможных потребителей.
Таким образом, специфические особенности строительной продукции оказывают влияние, с одной стороны, на ее реализацию, а с другой — на деятельность проектных и строительных фирм как хозяйствующих субъектов, как при формировании активов, так и при производстве строительной продукции. Практически ни одна из особенностей строительного продукта не создает преимуществ для успешного функционирования на рынке по сравнению с другими производствами. Все это необходимо учитывать при оценке конкурентоспособности строительных предприятий.
Предлагаемый автором методический подход к оценке конкурентоспособности строительных предприятий учитывает отраслевую специфику.
Основу подхода составляет выбор показателей, которые объективно отражали бы условия и формы конкуренции на рынке строительных услуг.
Исследование и обоснование показателей, влияющих на конкурентоспособность строительной организации, заключается в выявлении их значимости в формировании конкурентных преимуществ, которые затем учитывает заказчик и тендерный комитет.
Сопоставительный анализ существующих показателей позволил автору сформировать следующий перечень показателей:
1. Показатели, относящиеся к производственной сфере:
— логистическое обеспечение деятельности предприятия (Х1);
— своевременное техническое перевооружение предприятия (Х2);
— эффективность использования основных производственных фондов (Х3);
— инновационная деятельность предприятия (Х4);
— внедрение современных компьютерных технологий (Х5)
2. Показатели, относящиеся к обслуживающей сфере.
— трудовой потенциал предприятия (Х6);
— маркетинговая активность предприятия (Х7);
— инвестиционная деятельность предприятия (Х8);
3. Финансовые показатели.
— абсолютная ликвидность (Х9);
— автономия строительного предприятия (Х10);
— оборачиваемость активов (Х11);
— рентабельность продукции (Х12).
Аналитические зависимости расчета показателей конкурентоспособности приведены в табл.1.
При сопоставлении конкурентоспособности строительной организации по сравнению с другими организациями-конкурентами, необходимо определить группы участников торга, место организации на рынке по сравнению с организациями- конкурентами, рейтинг конкурентоспособности строительной организации.
Относительная конкурентоспособность организации определяется путем сравнения по парам. Результаты сравнения однотипных данных представляют собой локальные показатели, которые имеют различную весомость относительно друг друга. В данном случае весомость определяет значимость того или иного показателя.
В каждом конкретном случае сравнение строительной организации с организацией-конкурентом может привести к трем следующим вариантам:
— все показатели показывают на ее превосходство по отношению к организации-конкуренту;
— некоторые показатели указывают на ее превосходство, некоторые — на превосходство организации-конкурента;
— все показатели указывают на превосходство организации-конкурента.
Для разрешения этой многовариантности показатели разделяются по значимости. На практике этот вопрос обычно решается методами экспертных оценок.
Экспертные оценки включают организацию проведения всех этапов экспертизы и применение количественных методов, как при организации экспертизы, так и при оценке суждений экспертов и формальной групповой обработке этих суждений.
Результаты анкетирования экспертов оценивавших значимость показателей конкурентоспособности строительного предприятия, приведены в табл. 2.
Результаты расчета рангов в виде коэффициента значимости приведены в табл. 3. Аналогичным образом коэффициент значимости рассчитывался для трех групп факторов конкурентоспособности строительной организации: производственной сферы, обслуживающей сферы и финансовых показателей.
Окончательный, интегральный коэффициент конкурентоспособности строительной организации представляет сумму произведений показателей с учетом их значимости:
Y = 0,082*X1 + 0,13*X2 + 0,073*X3 + 0,065*X4 + 0,071*X5 + + 0,063*X6 + 0,109*X7 + 0,083*X8 + 0,115*X9 + 0,038*X10 + + 0,053*X11 + 0,118*X12.
Реализация данного методического подхода осуществляется в последовательности следующего алгоритма:
1. Принятие решение об оценке конкурентоспособности хозяйствующего субъекта.
2. Выбор организаций-конкурентов, с которыми будет проводиться сравнение.
3. Сбор информации, необходимой для проведения расчетов.
4. Расчет конкурентоспособности хозяйствующего субъекта и организаций-конкурентов на основе предложенного методического подхода по всем, или большинству предложенных показателей.
5. Оценка рейтинга хозяйствующего субъекта на рынке строительных услуг.
В случае изменения или дополнения разработанного методического подхода, рекомендуется следующий алгоритм, состоящий из шести этапов:
1. Определение показателей, влияющих на конкурентоспособность строительной организации. Осуществляется непосредственно пользователем, исходя из его потребностей и возможностью дальнейшего сравнения с выбранным объектом сравнения.
2. Расчет единичных показателей конкурентоспособности и перевод показателей в относительные величины. Для перевода показателей в относительные величины производится их сравнение с базовыми показателями. В качестве базы для сравнения могут выступать:
— мнение экспертов;
— среднеотраслевые показатели;
— показатели любого конкурирующего предприятия или предприятия-лидера на данном рынке;
— показатели оцениваемого предприятия за прошлые отрезки времени.
3. Расчет критериев конкурентоспособности предприятия.
4. Расчет коэффициента конкурентоспособности предприятия.
5. Выводы о состоянии конкурентоспособности исследуемого объекта.
6. Принятие практического решения по повышению конкурентоспособности строительного предприятия.
В заключение отметим, что оценка уровня конкурентоспособности строительного предприятия на основании предлагаемого методического подхода, позволяет принять правильное решение о месте фирмы на рынке строительных услуг.
Таблица 1
Факторы конкурентоспособности строительного предприятия
Окончание таблицы 1
Таблица 2
Расчет показателей конкурентоспособности строительных организаций экспертным методом
Таблица 3
Расчет показателей конкурентоспособности строительных организаций с учетом их значимости


1 Хасанова А.Ш. Конкурентные отношения и их трансформация в современных условиях // Автореф. дис. на соиск. учен. степ. д.э.н. — Казань: КФЭИ, 1999. — С.7.
2 Семенов В.М., Набиев Р.А. Финансы строительных организаций: Учебное пособие. — М.: Финансы и статистика, 2004. — С. 18.

Литература
1. Гордин А.М. Статистика. — М.: Финансы и статистика, 2001.
2. Хасанова А.Ш. Конкурентные отношения и их трансформация в современных условиях: Автореф. дис. ... д.э.н. — Казань: КФЭИ, 1999.
3. Кривошеев Е.С. Перспективные направления развития региональных рынков // Экономические и гуманитарные исследования регионов. — 2011. — № 3.
4. Лукинов О.В. Оценка конкурентоспособности строительных предприятий: Автореф. дисс...д. экон. наук. — М.: 2003.
5. Маркетинг в строительстве / Под. ред. И.С. Степанова, В.Я. Шайтанова. — М.: Юрайт-Издат, 2002.
6. Половникова Н.А. Формирование механизмов повышения конкурентоспособности подрядного строительного предприятия. Автореферат диссертации канд. экон. наук. — СПб.: 2003.
7. Портер М. Конкуренция / Пер. с англ.: Учеб. пособие. — М.: Изд. дом «Вильямс», 2000.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2018
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия