Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (41), 2012
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ И МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Щербаков В. В.
заведующий кафедрой коммерции и логистики
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
почетный работник высшей школы РФ,
доктор экономических наук, профессор

Нос В. А.
доцент кафедры коммерции и логистики Санкт-Петербургского государственного экономического университета

Перспективы развития стратегических торговых партнерств в условиях глобализации
В статье рассматриваются условия создания гибких сетевых торговых структур в России в соответствии с тенденцией глобализации товарных рынков. Раскрываются способы достижения сетевой интеграции и обеспечения гибкости торгово-посреднических структур с применением инструментария стратегического менеджмента и маркетинговой логистики
Ключевые слова: глобальная экономика, торговое предпринимательство, гибкая сетевая торгово-посредническая структура, сетевые операторы розничной торговли, сетевые операторы мелкооптовой торговли, услуги международных канальных посредников, логистика, маркетинговая логистика, программная торговля, стратегическое торговое партнерство, финансово-торговая группа
ББК У43(0)8+У42(2)1   Стр: 105 - 108

Глобализация как один из наиболее ярких процессов современной экономики проявляется, прежде всего, в расширении масштабов, предметно-содержательных форм сотрудничества. Причем речь идет не только и не столько о либерализации рынков — это политическое решение, диктуемое экономическими реалиями, сколько об объективных факторах развития этого процесса. Его предпосылкой становятся глубокие изменения, затрагивающие основы предметно-функциональной специализации предпринимательских структур: изначально соотнесенная с фазами воспроизводства, сегодня специализация приобретает совершенно иной характер. Известно, например, что ключевые компетенции производственных предприятий все больше смещаются в сферу разработки товаров рыночной новизны, организации продаж и послепродажного обслуживания, в то время как деятельность торговых структур все больше диверсифицируется в сферу работы с клиентами, оказания производственной поддержки в осуществлении заказов, логистики, в результате происходит отказ от традиционной модели специализации торговли в пользу торгового посредничества с оказанием широкого спектра информационных, финансовых и производственных услуг. На общем фоне получает признание аутсорсинг как некая универсальная идеология организации бизнеса, суть которой определяет передача сторонним организациям второстепенных, не отвечающих критериям экономической целесообразности функций. Именно эта идеология, воплощенная в практику, становится сегодня важнейшей основой для развития сотрудничества предпринимательских структур в его новых содержательных вариантах и формах, включая стратегические. По существу же, из предпосылки вновь формируемый характер специализации, обусловленный применением аутсорсинга, превращается в следствие процесса глобализации и этим поддерживает его постоянное развитие, выводит на более высокий качественный уровень. Сегодня он проявляет себя в тенденциях вертикальной и горизонтальной интеграции предпринимательских структур, важных с позиции адаптации к особенностям текущего момента — перехода от традиционной модели конкуренции к конкуренции цепей поставок.
Мировая и отечественная практика дают основание полагать, что наилучшие перспективы глобализации на основе развития масштабов, значимые с точки зрения увеличения объемов прибыли, связываются с созданием гибких сетевых торгово-посреднических структур.
Учитывая предметно-функциональную специализацию торговли, можно предположить, что гибкость торгово-посреднической структуры, как отдельного предприятия, так и сети, отражает ее способность оперативно реагировать на изменения качественных и/или количественных потребностей рынка и эффективно приспосабливаться к иным воздействиям внешней среды без коренных структурных изменений путем рационального использования имеющихся в наличии материальных, технических, кадровых, финансовых и информационных ресурсов. В торговле гибкость проявляется в содержании коммерческих операций, что требует знания их типологии.
Разработанная с учетом тенденции глобализации, типология коммерческих операций предполагает разграничение их по функциональному назначению на основные и обеспечивающие. В сочетании с типологией коммерческих посредников она предстает инструментальным средством для проектирования видового разнообразия обеспечивающих услуг (табл. 1); при этом видовой состав основных операций устанавливается с учетом реальных тенденций и перспектив диверсификации коммерции в сферу производства и сферу услуг — трансформации торговли в торгово-посредническое обслуживание, а также изменения форм и методов их совершения при использовании информационных технологий. В типологии основными коммерческими операциями рассматриваются посреднические услуги информационного, финансового и производственного характера, которые, с одной стороны, способствуют обмену товарно-материальных ценностей, а с другой, — сами выступают специфическим товаром в его нематериальной форме.

Таблица 1
Видовая классификация обеспечивающих операций в разрезе этапов хозяйственной связи
Название этапаКоммерческие посредникиВиды обеспечивающих операций
Поиск и выбор субъектов хозяйственной связиКонсалтинговые фирмыПредоставление информации о потенциальных и приоритетных контрагентах
Аудиторские фирмыАнализ и оценка платежеспособности контрагента
Соглашение субъектов об условиях обмена товарно-материальных и нематериальных ценностей, заключение договораЮридические фирмыОценка соответствия заключаемого договора международному и/или национальному законодательству
Передача товарно-материальных ценностей или организация товародвижения от поставщика к получателюТранспортные фирмыОрганизация перевозки и экспедирования грузов
Страховые фирмыСтрахование товарно-материальных ценностей
Логистические фирмыОрганизация хранения, доставки и передачи товарно-материальных ценностей
Таможенное оформление товарно-материальных ценностей и таможенный контроль за их доставкойТаможенные брокерыДекларирование и таможенное оформление товаров
Владельцы таможенных складов и складов временного храненияОрганизация хранения товарно-материальных ценностей под таможенным контролем
Таможенные перевозчикиОрганизация перевозки товарно-материальных ценностей под таможенным контролем
Применение мер экономической ответственности за несоблюдение условий передачи товарно-материальных ценностейТретейские судыРазрешение хозяйственных споров
Коммерческие банкиПеречисление денег при взыскании убытков и наложении штрафных санкций
Расчеты за переданные товарно-материальные ценностиКоммерческие банкиПеречисление денег за переданные товарно-материальные ценности
Применение мер экономической ответственности за несоблюдение условий расчетовТретейские судыРазрешение хозяйственных споров
Коммерческие банкиПеречисление денег при взыскании убытков и наложении штрафных санкций

Практика свидетельствует о том, что качественные изменения рынка, принявшего форму глобального, для которого характерен рост интенсивности товарно-материальных потоков, формирование сетевых структур по географическому, функциональному, потребительскому и другим признакам, новые технологические возможности в области телекоммуникаций, транспорта, обработки информации обусловливают повышение роли провайдеров логистических услуг. В глобальной экономике наблюдается переход от традиционной модели конкуренции к конкуренции цепей поставок [1, с. 39], а это приводит к тому, что все более востребованными становятся услуги, оказываемые международными канальными посредниками — международными экспедиторами, международными транспортными компаниями, компаниями по управлению экспортными операциями, внешнеторговыми компаниями и представительствами, брокерскими и агентскими фирмами, компаниями по упаковке товаров в экспортно-импортных операциях и др. [5, с. 488], что предполагает определенные способы их участия в создании и обеспечении функционирования гибких торгово-посреднических структур сетевого типа. Мировой опыт доказывает, что устойчивость этих структур обеспечивается применением стратегического менеджмента — обоснованием и реализацией организационно-экономических решений по созданию стратегических партнерств.
Для предприятий торгового посредничества побудительными мотивами участия в стратегических партнерствах являются: возможность освоения новых технологий и/или производственных способностей (коммерческих инноваций); получение доступа к определенным региональным и/или международным рынкам; сокращение финансового риска; сокращение политического риска; повышение собственной конкурентоспособности и/или обеспечение конкурентного паритета в регионе деятельности и др.
Отработанными формами участия торгово-посреднических структур в стратегических партнерствах рассматриваются:
— франчайзинг, который предполагает заключение одноименных договоров (соглашений) о долгосрочном и взаимовыгодном сотрудничестве;
— закупочные группы и кооперативы — альянсы независимых розничных торговцев, объединяющихся для оптимизации процессов логистики и предполагающих различные типы отношений (франчайзинг на использование марки группы, товарные отношения без использования общей марки, кобрэндинг или использование в названии предприятия только атрибутов группы).
Анализ фактического состояния и динамики развития торговли в России за последнее десятилетие позволяет строить оптимистические прогнозы относительно сетевых торговых структур, в том числе организованных по инициативе и с участием зарубежных партнеров — сетевых операторов розничной и мелкооптовой торговли. Сделанные прогнозы подтверждает тот факт, что в настоящее время в российской розничной торговле получают развитие две противоположные тенденции — рост числа предприятий малого торгового бизнеса с одновременной его концентрацией в виде создания и расширения крупных торговых сетевых структур. Аналогичные тенденции имеют место и в оптовой торговле, при этом число торгово-посреднических структур, функционирующих на оптовом рынке товаров потребительского спроса, многократно превышает число фирм, специализирующихся на торговле продукцией производственно-технического назначения, что обеспечивается, в основном, за счет малых предприятий.
Развитие торгового предпринимательства в нашей стране дает основание считать, что международные торговые сети начали свое проникновение в Россию, однако большинство из них находится на этапе «захвата нового рынка». В то же время отечественные розничные сети не только активно развиваются в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах, но и осуществляют региональную экспансию.
В последние годы в нашей стране наблюдается консолидация деятельности не конкурирующих торговых сетей и компаний, осуществляемая без объединения капиталов.
Зарубежный и отечественный опыт показывают, что создание и развитие торговых сетей отвечает интересам бизнес-структур, населения, а, в конечном счете, и государства. Учитывая этот опыт, в поддержку соответствующих процессов предлагается следующее.
В целях обеспечения эффективности проектов создания торговых сетей принципиально значимой становится активизация средств маркетинга и логистики в организации бизнес-процессов. Взаимодействие маркетинга как концепции управления, ориентированной на рынок, и логистики как концепции управления, ориентированной на поток, создает возможности повышения материальной и информационной ценности продукта для покупателя (клиента). Такая интеграция создает основы для выделения в общей структуре логистики маркетинговой логистики.
Маркетинговая логистика должна стать основной управленческой парадигмой создания и развития (в том числе трансформации) сетевых торговых структур при формировании каналов товародвижения. Как составная часть логистики распределения, маркетинговая логистика должна осуществлять исследование и оптимизацию потоков в каналах товародвижения на контролируемом канальными посредниками пути от производителя до потребителя. Ее задачами должны быть разработка, оценка, и выбор альтернатив для структурной и процессной организации потока грузов и информации в сфере сбыта товаров. В качестве критериев оценки при этом выступают затраты на логистику, а также степень удовлетворения запросов покупателей (потребителей) и уровень сервиса поставок. Особо следует рассматривать возможности маркетинговой логистики в обеспечении гибкости ввиду роста изменчивости, непостоянства и скорости изменений поведения потребителей, что особенно важно в сфере потребительских товаров.
В решении задач создания и развития торговых сетей на практике маркетинговая логистика должна учитывать реальные изменения маркетинговой концепции в российской экономике, связанные с изменением типа рынка — постепенным переходом от «рынка продавца», с присущим ему диктатом производителя и узкими возможностями выбора для потребителя, к «рынку покупателя», движением от изучения спроса к изучению потребностей покупателей, покупательских мотивов и т.д., что предполагает преобразование системы маркетинга, ориентированной на местные рынки, в систему, ориентированную на рынок в масштабе всей страны и мировой рынок. Необходимые предпосылки для реализации потенциала маркетинговой логистики при этом создают широкие возможности для интеграции — горизонтальной, вертикальной и смешанной.
По общему правилу, горизонтальная интеграция достигает экономических результатов за счет углубления специализации участников объединения с однотипным, либо близким характером деятельности. Вертикальная — имеет целью гарантировать поставки и сбыт и характерна для предприятий, связанных единой цепью производства и торговли. Смешанные (конгломератные) объединения обеспечивают устойчивость и развитие путем диверсификации деятельности. Действуют также целевые объединения, которые можно определить как функциональные, которые характерны для средних и малых фирм и объединяют (централизуют) часть общих функций (маркетинг, сбыт, закупки, реклама, получение товарных знаков и т.п.). Инвариантно значимым аспектом при этом предстает формирование системы эффективного взаимодействия, необходимого как при объединении капитала и выборе направления и механизма инвестирования суммируемых ресурсов в те или иные проекты, так и при определении схемы распределения результатов финансово-хозяйственной деятельности. Интегрированная структура позволяет аккумулировать ресурсы (финансовые, материальные и пр.) в целях осуществления бизнес-проектов, способствует укреплению связей в технологической или экономической интеграции участников, повышает заинтересованность всех участников в максимизации конечного результата. Она представляет собой форму согласования интересов участников внутри экономически зависимого объединения, а также защиту их интересов во взаимодействии с внешним окружением. Формирование интегрированных структур позволяет решить значительный круг задач, возникающих сегодня перед предприятиями: оперативно реагировать на изменение ситуации на рынке, добиваться снижения издержек, аккумулировать и привлекать дополнительные средства, повысить маневренность в использовании ресурсов и т.д.
В торговом бизнесе основной организационно-экономической и правовой формой интеграции в настоящее время являются финансово-торговые группы, которые основываются на добровольном объединении оптовых и розничных предприятий, товаропроизводителей, финансовых и торгово-информационных предприятий, создаваемых в целях обеспечения выживаемости и устойчивого развития за счет использования объединенных финансовых ресурсов и организационно-технических возможностей [3].
Существует также форма интеграции, которая предполагает установление прямого контроля торгового предприятия над производителем и носит название программной торговли. Она утверждает приоритетную роль торгового предприятия над производственными. Организационно-экономической и правовой формой такой интеграции становится корпорация, в которой промышленные предприятия являются ее собственностью, либо подконтрольны ей через акционерный капитал.
Тенденция к установлению жесткого контроля над всей производственно-торговой деятельностью реализуется через государственные концерны — они ориентированы на создание целостной организационной структуры, сочетающей взаимодействие органов государственного управления и субъектов хозяйствования различных форм собственности. В противоположность этой предельно жесткой формы интеграции, более мягкой формой, предполагающей сохранение хозяйственной независимости субъектов, предстает интеграция в виде ассоциаций и объединений контрактного типа.
Любая форма интеграции, как известно, есть ограничение свободы действий предприятий, т.е. добровольное делегирование ими большей или меньшей части своих функций и прав интегрированной системной организации. Интеграция представляет собой уход предприятия от собственной обособленности, независимости, автономности как хозяйствующего субъекта, т.е. от рыночной организации к иерархической. Именно поэтому интеграционные формы отличаются значительной подвижностью. Функционирование торговых бизнес-структур характеризуется постоянными переходами от чисто рыночной формы организации, которые предполагают взаимодействие с рынком напрямую, с полной ответственностью за риск, к иерархической, где, уступив часть своих прав, предприятие оказывается в ситуации более контролируемой, стабильной и предсказуемой. Организационное объединение торговых предприятий обеспечивает эффект за счет уменьшения числа партнеров — такая форма интеграции переносит часть сделок с рынка на объединение и обеспечивает тем самым повышение степени управляемости рынка в этой его части.
В целях поддержания устойчивости интегрированной сетевой структуры инвариантно, не зависимо от типа, в рамках объединения необходимым становится: создание коллективного субъекта управления и установление иерархии отношений руководства и исполнения; заключение договора о стратегии группы, в соответствии с которой между предприятиями может заключаться система договоров по взаимным поставкам продукции или предоставлению услуг. Для реализации этих условий в качестве целесообразной меры предлагается формирование стратегических торговых партнерств. Будучи организационным проектом, в свете перспектив развития программной торговли это решение в своем содержании должно работать на создание торгово-финансово-промышленной группы — интегрированной структуры, имеющей три центра — промышленный, финансовый и собственно торговый. В рамках этой структуры промышленное предприятие получает источник дополнительных финансовых ресурсов в лице надежного финансового партнера и надежную сбытовую бизнес–структуру; банк (финансово-кредитное учреждение) расширяет сферу влияния на рынке банковских услуг при снижении риска вложений за счет возможности контролирования деятельности производственного и торгового предприятий, а торговая бизнес–структура получает надежный источник финансирования торговых операций и развития своей материально-технической базы. При этом банк, промышленное и торговое предприятие приобретают соответствующие возможности в постановке и реализации бизнес-проектов.
Предложенная интегрированная структура должна обладать устойчивостью ввиду того, что она обеспечивает полный воспроизводственный цикл и имеет обслуживающую инфраструктуру, все звенья которой экономически связаны с промышленным и финансовым центрами. В реальной практике возможен отход от идеальной модели — некоторое ее «усечение» за счет сокращения круга участников торговой сети при использовании типовых вариантов решений: финансово-торговая группа; финансово-торговый холдинг; союз (ассоциация).
Сравнительной оценкой достоинств и недостатков каждого из вариантов устанавливается приоритетность финансово-торговой группы (ФТГ). Практические рекомендации по ее организации затрагивают в основном процесс внутрисетевого взаимодействия в согласовании интересов участников ФТГ, который, исходя из ее организационного строения, должен включать:
1. Взаимодействие финансового, промышленного и торгового центров. Основные вопросы при согласовании интересов — кредитная политика (сумма и продолжительность ссуды, величина процентной ставки, направление вложения финансовых ресурсов, срок окупаемости вложений и др.) и предпринимательская программа (объем и ассортимент реализуемой продукции, ценовая политика и рынок сбыта и др.).
2. Взаимодействие торговой бизнес-структуры со всеми участниками интегрированной структуры. Основные вопросы при согласовании интересов — план материального обеспечения, своевременный выпуск и сбыт продукции (объем, сроки поставки, качество, стоимость и др.).
3. Взаимодействие финансового, промышленного и торгового центров с предприятиями обслуживающей инфраструктуры. Основные вопросы при согласовании интересов — объем и стоимость услуг, сроки выполнения работ, и др.
4. Взаимодействие промышленного, финансового и торгового центров с фондообразующими отраслями. Основные вопросы при согласовании интересов — условия поставки и стоимость продукции, возможность изготовления по индивидуальным заказам и др.
5. Взаимодействие финансового центра со всеми участниками интегрированной структуры. Основные вопросы при согласовании интересов — организация и управление финансовыми потоками.


Литература
1. Кристофер М. Логистика и управление цепочками поставок / Под общ. ред. В.С. Лукинского. — СПб.: Питер, 2004. — 316 с.
2. Котлер Ф. Маркетинг-менеджмент: Пер. с англ. — СПб.: Питер-Ком, 1998. — 896 с.
3. Осипова Т. Интеграция как фактор устойчивости // РИСК. — 2000. — № 1–2. — С. 14–19.
4. Попова Ю.Ф. Межфирменные сети на промышленных рынках России: теория и практика управления. — СПб.: Наука, 2008. — 360 с.
5. Сергеев В.И. Логистика в бизнесе: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2001. — 608 с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия