Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (41), 2012
ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ. МАКРОЭКОНОМИКА
Брюханова В. Б.
соискатель кафедры общей экономической теории и регионоведения Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления (г. Улан-Удэ)

Роль потребительского поведения в развитии рыночного потенциала домохозяйств региона
В статье рассматривается подход к исследованию целевых сегментов потребительского спроса с точки зрения рыночной «продвинутости» домохозяйств региона
Ключевые слова: экономическое поведение, потребительское поведение, социальное поведение, рыночная продвинутость, рыночный потенциал
УДК 332.012.2; ББК 65   Стр: 86 - 89

Главный рыночный фактор — не только наличие ресурсов, но и их эффективное использование. Рыночная система с ее конкуренцией требует поиска нестандартных подходов к повышению эффективности использования ограниченных ресурсов. Современные рыночные предпосылки требуют исследования рыночных возможностей не только предприятий, но и домохозяйств региона.
К региональным социально-экономическим системам относятся предприятия, организации, рынки, регионы и другие виды экономических объектов. Г.Б. Клейнер пишет «состав социально-экономических систем намного шире, поскольку к числу систем могут быть отнесены институты и институциональные совокупности, знания, процессы, проекты и т.д.»[1]. Домохозяйства также относятся к числу региональных социально-экономических систем.
Исследования потенциала развития региональных социально-экономических систем нашли отражение в экономической литературе. В.В. Печаткин, Д.Г. Кофанов на основе обобщения подходов к трактовке понятия «экономический потенциал» предлагают следующее определение: «Совокупность имеющихся в наличии и могущих быть мобилизованными ресурсов региона, необходимых для его саморазвития при условии максимального использования имеющихся возможностей для производства конкурентоспособной продукции и наиболее полного удовлетворения потребностей нынешнего и будущего поколений, с учетом интересов государства и бизнеса»[3].
Говоря о рыночном потенциале домохозяйств, выделим две составляющие развития: ресурсную (совокупность имеющихся ресурсов для развития) и результативную (способность региона к эффективному использованию имеющихся ресурсов).
Ресурсная составляющая рыночного потенциала домохозяйств региона может быть представлена экономическим, потребительским, социальным потенциалами.
Рыночная среда региональной социально-экономической системы является и результатом, и условием развития рыночных отношений в региональном экономическом пространстве. Границы рыночной организации экономического пространства в немалой степени определяются прежними (традиционными) формами хозяйствования и требуют своеобразного психологического преодоления. Характер границы здесь носит нематериальный, виртуальный характер и определяется уровнем развития индивидуума, общества, управления.
В свою очередь уровень развития индивидуума, домохозяйства в условиях рыночных отношений определяется уровнем активности потребительского поведения. «Поведение многими учеными (в частности К. Марксом) считается единственной основой для более или менее правильных выводов, поскольку в отличие от мотивов, намерений, даже слов может объективно наблюдаться» [4].
В научной литературе предметами исследования являются экономический, социальный, потребительский типы поведения. Е.А. Наянова [2] в числе индикаторов уровня рыночного развития указывает «критерий рыночной продвинутости», который по смыслу наиболее точно может передать уровень активности поведения домохозяйств. Смысловая нагрузка данного понятия заложена в креативности, открытости рыночного поведения, в стремлении к участию в общественном разделении труда. Считаем, что понятие необходимо дополнить информированностью и владением навыками сетевых технологий современной экономики. Гипотетически можно предположить, что уровень рыночной «продвинутости» может изменяться в зависимости от направленности экономического, социального и потребительского поведения.
Исходя из данной гипотезы, целевые сегменты спроса как основы дифференцированного предложения, необходимо исследовать с точки зрения критерия рыночной «продвинутости» домохозяйств региона. Исследование в заданном направлении позволит провести классификацию домохозяйств региона как целевых сегментов рыночного спроса. Подобная классификация дает возможность выделить базисные группы для формирования целевого дифференцированного рыночного предложения и социальнозависимые группы, в отношении которых должны быть разработаны меры регулирующего воздействия.
Раскроем понятия «экономическое поведение», «социальное поведение», «потребительское поведение», широко рассматриваемые в научной литературе.
Экономическое поведение связано с выбором экономических альтернатив с целью рационального выбора с минимизированными издержками и максимальной чистой выгодой. В основе экономического поведения заложены экономическое сознание, экономическое мышление, экономические интересы, ценностные ориентации и динамические стереотипы.
Модель экономического поведения, основанная на принципах рыночной организации, включает следующие элементы:
● частную собственность;
● свободу выбора;
● конкурентные условия экономической деятельности;
● цену как основной регулятор рыночного спроса и рыночного предложения;
● ограниченность роли государства в экономической деятельности.
Таким образом, экономическое поведение представляет собой фактор рыночного развития экономики, отражающий субъективную сторону экономической деятельности. Исходя из этого, экономическое поведение можно определить как совокупность поступков и действий, отражающих внутреннее отношение людей к условиям и результатам деятельности.
«Поведение потребителя — это деятельность, направленная непосредственно на получение, потребление и распоряжение продуктами и услугами, включая процесс принятия решений, которые предшествуют этим действиям»[5]. Рассматривая поведение потребителя на рынке, мы полагаем, что его поведение рационально, соотнесено с бюджетом и направлено на получение максимума совокупной полезности.
Таким образом, основу модели потребительского поведения составляют следующие предпосылки:
● предпочтения потребителя уже сформированы;
● транзитивность предпочтений;
● потребитель — рациональный человек, т.е. большему количеству товара предпочитает меньшее.
Социальное поведение в «Википедии» определено как «поведение, выражающееся в совокупности поступков и действий индивида или группы в обществе и зависящее от социально-экономических факторов и господствующих норм» [6].
Краткий теоретический анализ позволяет нам утверждать об обусловленности и взаимосвязанности всех трех типов поведения. Согласно гипотезе, соотношение трех типов поведения будет характеризовать уровень рыночной «продвинутости» домохозяйств региона, указывающее на рыночный потенциал развития региона.
Согласно программе выборочного исследования решался ряд вопросов:
● обосновать выбор признаков, характеризующих каждую составляющую: экономическое поведение, социальное поведение, потребительское поведение;
● выбрать метод обработки результатов наблюдения и обосновать целесообразность его использования в данном исследовании;
● определить структуру домохозяйств с точки зрения критерия рыночной «продвинутости»;
● рассмотреть возможности регулирования структуры домохозяйств для повышения эффективности использования их рыночного потенциала.
В целях исследования отобраны следующие признаки, которые, на наш взгляд наиболее полно характеризуют указанные типы поведения домохозяйств:
● Социальное поведение: х1 — возраст, х2 — образование, х3 — место жительства;
● Экономическое поведение: х4 — источники средств существования, х5 — занятость по времени всеми видами деятельности, приносящими доход, х6 — среднемесячный доход на одного члена семьи;
● Потребительское поведение: х7 — расходы на досуг.
Обоснование выбора указанных признаков состоит в следующем. В настоящее время отношения между поколениями основаны на традиционных и рыночных взглядах, различия в которых наглядно передаются возрастными признаками. Образование как необходимая социальная составляющая успеха в рыночных условиях также объясняет устремленность и «общую продвинутость» респондента. По признаку «место жительства» в условиях выраженного центропериферийного развития региона выявляются проблемные зоны в развитии села и города.
Экономическое поведение характеризуется исходя из информации об источниках средств существования. Наличие дополнительных источников дохода является признаком рыночного времени, обусловленного низким уровнем доходов по месту основной работы. В свою очередь попытки увеличить уровень доходов за счет дополнительных источников оборачиваются чрезмерной занятостью, что негативно отражается на восстановительных процессах и самочувствии человека.
Потребительское поведение характеризуется исходя из расходов на досуг. Традиционно отдых являлся результатом остаточных вложений. Рынок внес свои коррективы тем, что экономическая деятельность по организации отдыха является результатом исключительно рыночной организации. Поэтому предпринимательский подход к организации своего времени, распределению финансовых ресурсов с учетом расходов на досуг можно расценивать как «рыночно продвинутый».
Результаты выборочного обследования включают информацию по 260 домохозяйствам. Обработка данных выборочного обследования с использованием показателей по выбранным признакам произведена с помощью статистических пакетов прикладных программ «Statistica 6.0» и методов кластерного анализа.
Кластерный анализ относится к методам, позволяющим классифицировать многомерные наблюдения. В проведенном исследовании предпочтение этому методу многомерной классификации обусловлено построением научно обоснованных групп (кластеров), позволяющим выявить внутренние связи между единицами наблюдения совокупности. Кластерный метод относится к методам, не требующим априорной информации о видах законов распределения исследуемых рядов.
Каждый объект можно представить в виде точки в n-мерном пространстве по m-показателям. Как правило, в пространстве полученные точки не образуют однородного множества, а имеют некоторые сгущения. Множество объектов, представленных точками, принадлежащими одной области сгущения, являются более однородными по сравнению со всей совокупностью. Следовательно, вся совокупность делится на группы или классы схожих объектов, называемых кластерами.
Метод кластерного анализа позволяет выявить кластеры, имеющие различные признаки. В исследовании используется именно этот метод, поскольку он позволяет выявить те группы, которые отличаются по уровню рыночной «продвинутости».
Для проведения классификации групп по критерию рыночной «продвинутости» и для обработки результатов обследования был использован стандартный пакет статистических методов «Statistica 6.0».
Алгоритм проведения кластеризации состоит из следующих этапов:
1. Постановка задачи — выявление целевых сегментов рыночного спроса по критерию рыночной «продвинутости»;
2. Выбор методов группировки кластерного анализа — метод к- средних;
3. Нормирование исходных данных и сведение их к единому масштабу (исключает влияние различных единиц измерения);
4. Проведение кластеризации методом к-средних при помощи стандартного пакета прикладных программ «Statistica 6.0». Гипотетически было задано 3,4 кластера;
5. Проведенный дисперсионный анализ показал, что наибольшее значение F-статистики наблюдается при выделении 4 групп;
6. Проведен анализ однородности выявленных кластеров;
7. Графическое распределение к-средних по каждому показателю представлено на рис. 1.
Рис.1. График средних значений переменных кластеров

В результате классификации с использованием кластерного анализа и метода К-средних выделено 4 кластера. График средних значений переменных кластеров представлен на рис.1. Результаты интерпретации итогов кластеризации представлены в таблице 1. В зависимости от сочетания характеристик социального, экономического, потребительского типов поведения формируется результирующий тип поведения группы. В зависимости от результирующего типа поведения структура домохозяйств включает следующие группы: снобистскую, вынужденную, рациональную, креативную.
В первый кластер вошли представители возрастной группы от 18 до 21 года, развитие которых совпало с периодом становления рыночной экономики в стране, регионе. Однородность по уровню доходов, образования, источникам средств существования объясняется их принадлежностью к группе учащихся, студентов. Разброс по уровню доходов и расходам на досуг показывает уровень экономической состоятельности старших членов домохозяйств, в зависимости от которой складывается уровень потребления группы.
Приведем аргументы, позволяющие обосновать корректность причисления группы к снобистской и их рыночного потенциала к потенциально «продвинутому». В настоящий момент потребление в данной группе связано, скорее, с требованиями среды общения, имиджем и неполной экономической состоятельностью, чем с рациональным подходом при выборе товара или услуги, что позволяет отнести их к снобистской группе. Во-вторых, потребление новых видов услуг является для них нормой, что позволяет их отнести к рыночно продвинутым. Однако в перспективе с учетом их социально-экономического развития группа может переместиться в любую из трех других групп. Регулирующие воздействия для повышения эффективности потенциала этой группы должны состоять в ориентационной, информационно-воспитательной работе.
Второй кластер отличается тем, что он неоднороден по возрасту, доходам, образованию, по источникам средств существования, временной занятости. Низкий разброс по месту жительства и расходам на досуг объясняется тем, что в данной группе преобладают жители периферии, низкие расходы на досуг которых обусловлены как низким уровнем доходов, так и ограниченным выбором способов времяпровождения. Низкий уровень доходов городских жителей отражается дефицитом свободного времени из-за необходимости поиска дополнительных источников средств существования, что снижает потребительский потенциал. Второй кластер образуют домохозяйства, вынужденные в силу низкого уровня доходов уменьшать затраты на отдых или не имеющие возможности удовлетворить потребности в отдыхе. Кластер образует социально зависимую группу, регулирующие процессы должны принимать мотивирующий характер для достижения целей перевода их в более продвинутые группы.
Третий кластер включает группу домохозяйств, отличающихся креативным экономическим поведением, образующих устойчиво продвинутый рыночный потенциал. Разброс в доходах и в источниках средств существования подтверждает возможность подобной интерпретации. Креативный тип экономиче­ского поведения предполагает наличие предпринимательского подхода к организации своего времени, к получению доходов и увеличению социального статуса. Устойчиво продвинутая группа является базисной в развитии рыночного потенциала. Регулирующие воздействия должны заключаться в формировании целевого предложения для максимального использования потенциала платежеспособного спроса данной группы в условиях нарастающей конкуренции.
Четвертый кластер также является необходимой составляющей развития рыночного потенциала, так как рациональный подход при построении бюджета определяет экономическую культуру при любой форме организации экономического пространства и перспективы формирования среднего класса. Отнесение четвертого кластера к «умеренно продвинутым» в плане рыночного потенциала не исключает, а наоборот увеличивает возможность их успешного участия в общественном разделении труда региона. Регулирующее воздействие также будет заключаться в формировании и совершенствовании целевого предложения для данной группы.
Таким образом, результаты кластерного анализа позволили провести классификацию домохозяйств региона. В соответствии с классификацией по результирующему типу поведения в структуре домохозяйств выделены снобистская, вынужденная, креативная, рациональная группы домохозяйств.
Анализ данных групп с точки зрения рыночной «продвинутости» свидетельствует о наличии потенциально продвинутых, слабо продвинутых, устойчиво продвинутых и умеренно продвинутых групп. В целях управления развитием рыночного потенциала домохозяйств необходимо дифференцировать потенциал базисных и социально зависимых групп.
Базисная группа включает устойчиво продвинутую и умеренно продвинутую группы. Меры регулирующего воздействия должны заключаться в формировании целевого предложения для максимального удовлетворения платежеспособного спроса данной группы.
Социально зависимая группа включает потенциально продвинутую и вынужденную группы. В отношении каждой из этих групп должна разрабатываться дифференцированная стратегия мотивирующего развития, направленного на формирование более продвинутого типа поведения.
Таблица 1
Классификация типологических групп по критерию рыночной «продвинутости» домохозяйств региона


Литература
1. Клейнер Г.Б. Стратегическое планирование: основы системного подхода. [Электронный ресурс] URL:http://www.hse.ru/data/002/854/1235/Kleine..
2. Наянова Е.А. К вопросу об индикаторах уровня рыночного развития региона [Электронный ресурс] URL: http://www1.asau.ru/doc/nauka/vestnik/2011
3. Печаткин В.В., Кофанов Д.Г. К вопросу оценки потенциала саморазвития региона [Электронный ресурс] URL: http://www.anrb.ru/isei/ef2006/d896/htm
4. Спивак В.А. Корпоративная культура. — СПб: Питер, 2001. — 352 с.
5. Экономическая теория: учеб. для студентов вузов /Под ред. В.Д. Камаева. — М. Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 591 с.
6. Википедия http://ru.wikipedia.org/wiki/

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия