| | Проблемы современной экономики, N 4 (40), 2011 | | НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ | | Филюшина К. Э. ассистент кафедры экономики городского хозяйства Томского государственного архитектурно-строительного университета, Колыхаева Ю. А. старший преподаватель кафедры экономики городского хозяйства Томского государственного архитектурно-строительного университета,
| |
| | В статье рассматривается сотрудничество государства и бизнеса, в частности при реализации проектов государственно-частного партнерства, когда возникает значительное количество рисков, которые пока недостаточно исследованы в научной сфере | Ключевые слова: риск, управление рисками, государственно-частное партнерство, внешний фактор, внутренний фактор | УДК 330.131.7+338.28:69; ББК 65.9(2)-4:38 | Определение рисков в строительном комплексе является важнейшей частью территориально-экономического планирования. Пример глобального финансово-экономического кризиса, начавшийся в 2008 г. и наиболее ярко отразившийся на строительном комплексе регионов (многочисленные факты не исполнения обязательств перед дольщиками, резкое снижение темпов ввода жилья, приостановление реализации важнейших региональных инфраструктурных проектов в сфере образования, медицины и т.п.) показывает, что оценке и анализу рисков необходимо уделять гораздо больше внимания чем это делалось ранее.
Классификаций рисков достаточно много. Одним из первых классификацией рисков занялся Дж.М. Кейнс [1]. В современной экономической литературе вопросам управления рисками уделяется значительное внимание, однако чаще всего источники не содержат в себе критерии, которые позволяют охватить все многообразие возникающих рисков (или вовсе отсутствуют подходы к оценке и анализу рисков в строительном комплексе отрасли). В связи с этим на первом этапе мы предлагаем обобщенную классификацию рисков (рис. 1).
Далее, опираясь на ранее проведенные исследования, целью которых являлось выявление специфических признаков при определении рисков в строительном комплексе, необходимо выделить внутренние и внешние барьеры развития строительного комплекса региона в проектах государственно-частного партнерства региона (табл.1).
Таблица 1
Внутренние и внешние барьеры развития строительного комплекса регионаПроблемы | Внутренние барьеры развития | Внешние барьеры развития |
---|
Проблемы организационно-управленческого характера | Требования к новому уровню развития автоматизированных систем диспетчерско-технологического управления; недостаточное ресурсное обеспечение для проведения последовательной научно-технической, кадровой и инвестиционной политики в части совершенствования организационно-управленческой структуры. | Нестабильность условий внешней среды (конкурентная среда, законодательство, новые технологии, рыночная инфраструк-тура и т.д.). | Экономические проблемы внутреннего характера | Отсутствие комплексного критерия (системы критериев) оценки эффективности и качества функционирования и развития строительных ор-ганизаций. | Отсутствие чётких регламентов по отводу земли под строительство; относительно высокие производственные и непроизводственные расходы, в частности, расходы на строительство инженерно-коммунальной инфраструктуры. | Проблемы правового регули-рования | Оперативная адаптация к условиям изменяющегося законодательства. | Недостаточность нормативно-правовой базы функционирования и развития строительной отрасли | Проблемы технико-технологического характера | Использование новых технологий строительства и новых строительных материалов. | Общий дефицит строительных материалов на рынке. | Новые проблемы, связанные с реформированием строительной отрасли и изменением экономических условий в стране | Необходимость построения новой системы управления, как на стадии перехода к саморегулируемым организациям, так и на последующих этапах развития рынка строительной продукции. | Неопределённость характера новой среды функционирования; изменение акцентов регулирования градостроительной деятельнос-ти; изменение системы налогообложения. |
| | | Рис. 1. Классификация рисков строительного комплекса региона | Следует отметить, что мировая практика анализа рисков основывается на следующей классификации (данную классификацию в частности использует международное рейтинговое агентство «Standard & Poor’s»):
1. Проектные риски.
2. Правительственные риски.
3. Институциональные риски.
4. Форс-мажорные риски.
5. Возможность получения дополнительных гарантий (Credit enhancement).
При этом каждый проект оценивается с точки зрения наличия и степени каждого из представленных пяти рисков. Отметим также, что данный подход используется компанией и при анализе рисков российских проектов, хотя в российских условиях возможность получения дополнительных гарантий вызывает серьезные сомнения. Следовательно, прямой перенос международного опыта может привести к почти стопроцентному снижению кредитных рейтингов российских проектов государственно-частного партнерства, что естественно негативно скажется на возможностях привлечения дополнительного финансирования и повысит стоимость проектов [2].
Другим важным аспектом при определении рисков в строительном комплексе регионов следует считать тот факт, что в последние годы при реализации крупных инфраструктурных проектов строительного комплекса регионов используют схемы государственно-частного партнерства. Для того, чтобы разработать обобщенную классификацию рисков в строительном комплексе региона следует дать ряд определений: «Риски в строительном комплексе — это целый комплекс рисков, возникающих при строительстве и эксплуатации объектов, возникающие на всех стадиях, начиная от разработки технико-экономического обоснования до пуска объекта в эксплуатацию».
Данная классификация рисков в строительном комплексе необходима для выработки мер по управлению ими, а также для разработки мероприятий по предотвращению, ликвидации и минимизации рисков.
«Управление ГЧП проектом — это деятельность по достижению нового результата, расширение имеющихся возможностей, создание нового продукта или услуги для удовлетворения потребностей в определенное время и для достижения конкретного результата».
«Управление рисками ГЧП проекта — это процессы, связанные выявлением (идентификацией), анализом и оценкой рисков, которые включают определение вероятности наступления рисков и максимизацию положительных и минимизацию отрицательных последствий наступления рисков».
«Управление рисками в строительном комплексе — это непрерывный процесс, направленный на предотвращение, ликвидацию и минимизацию рисков в строительном комплексе региона, включающий в себя классификацию рисков в строительном комплексе, оценку и анализ рисков, а также разработку мероприятий по предотвращению данных рисков».
Далее предлагаем собственную классификацию рисков строительного комплекса региона в аспекте государственно-частного партнерства. По мнению Корабельниковой С.С., наиболее существенным признаком для классификации рисков с учетом особенностей их минимизации является «по сфере возникновения» [3], в соответствии с которым риски можно разделить на внерегиональные и региональные.
Внерегиональные риски, воздействующие извне на строительный комплекс региона, носят случайный характер и не зависят или слабо зависят от производственной деятельности строительных организаций. Поэтому предвидение и минимизация внерегиональных рисков со стороны строительных организаций ограничены.
Схема внерегиональных рисков в строительном комплексе региона в проектах государственно-частного партнерства, а также основа для сознания комплекса мер по их предотвращению, ликвидации и их минимизации представлены на рис.2.
В работе предлагается дополнить схему Корабельниковой С.С., т.к. к внерегиональным рискам строительного комплекса региона можно отнести экологические и инновационные риски. Данные виды рисков также не зависят от деятельности строительных организаций и повлиять на них сами организации не способны. В соответствии с приведенной схемой внерегиональными рисками строительного комплекса региона в проектах государственно-частного партнерства являются: финансовые, коммерческие, политические, экологические, управленческие, юридические и инновационные риски.
Источником финансовых рисков является непредсказуемость рыночной экономики: кризисы, нестабильность экономической ситуации; инфляция, изменение цен и процентной ставки кредитов; колебания курсов валют; изменение налогообложения; ненадежность источников финансирования.
Общее состояние макроэкономики является источником коммерческих рисков, которые проявляются в ошибочном определении объемов спроса и предложения; недостатками при ведении ценовой и инвестиционной политики; в возникновении жесткой конкуренции на рынке сбыта строительной продукции. Общее состояние макроэкономики является причиной дефицита государственного бюджета, что имеет существенное влияние на строительные организации, имеющие государственные заказы.
Отсутствие перспективного планирования развития страны на государственном уровне может привести к возникновению политических рисков: нестабильности политической власти; инфляции; политическим и экономическим кризисам; непредвиденным изменениям в законодательстве; проведению налоговой реформы и т.д. Общая нестабильность ситуации в стране может вызвать неритмичность загрузки строительно-монтажных объединений, а при неблагоприятном стечении обстоятельств может возникнуть полная неуправляемость отраслью.
Источником возникновения экологических рисков является отсутствие нужного контроля за строительным процессом, невнимание органов государственной и муниципальной власти к качественному и экологически чистому строительству объектов; появление дополнительных расходов по устранению последствий и загрязнение окружающей природной среды. Загрязнение окружающей природной среды может привести к различного рода болезням населения, более ранней смертности.
Рассматривая общие источники возникновения управленческих и юридических рисков, отмечаем слабую роль государственного регулирования, что выражается несовершенством законодательства, недостатком государственных заказов, а также субсидий малого бизнеса, что является актуальной проблемой на сегодняшний день.
Инновационные риски возникают из-за экономии на маркетинговых исследованиях и недостаточной информации о том, где лучше произвести строительство нового объекта, в результате чего уже построенный объект строительства не пользуется большим спросом. Так, государство не дает возможности перехода на новые технологии в строительстве, в результате чего сроки и затраты на строительство новых объектов значительно увеличиваются.
Таким образом, внерегиональные риски, представленные на рис.3, относятся к труднопрогнозируемым, возникающим при осуществлении строительной деятельности. Тем не менее, основой для создания комплекса мероприятий по минимизации рисков, может стать использование зарубежного опыта в области идентификации и управления рисками с обязательной адаптацией к современным российским рыночным условиям, а также создание в рамках строительных организаций специализированного отдела по учету влияния внешних рисков на деятельность организации и разработке мероприятий по их минимизации.
Рассмотрев внерегиональные риски строительного комплекса региона, перейдем к региональным, которые в основном зависят от действия органов власти и соответственно в большей степени поддаются управлению (рис. 3).
К основным региональным рискам строительного комплекса региона в проектах государственно-частного партнерства можно отнести:
— трудности с набором квалифицированной рабочей силы;
— снижение конкурентоспособности;
— ошибки при выборе поставщиков и субподрядчиков;
— недостаточное количество материалов и оборудования;
— увеличение продолжительности строительства;
— несостоятельность заказчика;
— недобросовестное отношение к процессу строительства;
— недостатки в сфере производства и управления;
— нарушение договоров подряда и др.
Возникновение рисков может привести к непроизводительным расходам, удорожанию работ, увеличению себестоимости строительства, снижению доходов и прибыли, возникновению убытков и другим последствиям. На рис.3 приведены региональные риски и их возможные последствия, а также предложено создание департамента по планированию и реализации мероприятий по предотвращению, ликвидации и минимизации рисков.
Анализ рисков строительного комплекса региона в проектах государственно-частного партнерства представленный в работе показал, что на данный момент в регионах отсутствует отработанная система управления рисками, нет отделов по управлению рисками, а соответственно отсутствует возможность по планированию и прогнозированию возможных рисков, что значительно ухудшает деятельность, как строительных организаций, так и органов власти, вследствие чего увеличиваются расходы на строительство объектов.
Выявление (идентификация) рисков строительного комплекса региона в проектах государственно-частного партнерства поможет уменьшить вероятность возникновения рисков, тяжесть наступления рискового события, а также даст возможность организовать мероприятия по предотвращению, ликвидации и минимизации рисков. | | | Рис. 2. Схема внерегиональных рисков строительного комплекса региона в проектах государственно-частного партнерства | | | Рис. 3. Схема региональных рисков строительного комплекса региона в проектах государственно-частного партнерства |
| |
|
|