Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (40), 2011
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
Глухов В. В.
директор департамента контроля за учебной работой Дальневосточного федерального университета (г. Владивосток),
кандидат экономических наук, доцент

Глухов Е. В.
аспирант Дальневосточного федерального университета (г. Владивосток)

Теоретические аспекты формирования основ теневой экономики в домашнем хозяйстве
В статье проводится исследование домашнего хозяйства, в котором в процессе создания системы бюджетов, как индивидуальных, так и совместных, принадлежащих всем членам семьи, происходит формирование основ теневой экономики
Ключевые слова: домашнее хозяйство, фонды денежных средств, теневая экономика
УДК 336.63; ББК 65.9(2)26

Важное место в определении ориентиров и целей научных исследований с учетом развития новой парадигмы экономической науки, занимает разработка концептуальных основ финансов домашних хозяйств, как полноправного элемента децентрализованного сектора экономики и индикатора состояния российского общества.
В домашнем хозяйстве находят отражение все основные изменения и трансформации общественной жизни, и на него в первую очередь проецируются все последствия модернизации отечественной экономики.
Под влиянием финансово-экономического кризиса, который существенно повлиял на материальное благосостояние населения, в домашнем хозяйстве происходят глубокие изменения, которые отражают всю структуру экономических отношений, возникающих между его членами, т.к. у каждого человека существуют свои определенные ценности, в том числе личные финансы, которые он считает для себя основополагающими.
В последнее время термин «финансы домашних хозяйств» применяется довольно часто во многих информационных источниках и имеет свою «окраску» и трактовку в зависимости от точки зрения исследователя и его принадлежности к той или иной научной школе.
Но вместе с тем, при изучении сущности, структуры и роли домашних хозяйств в процессе их взаимодействия с другими элементами финансовой системы, основной акцент делается на исследовании побудительных мотивов инвестиционной активности населения, под которой обычно понимается развитие индивидуального предпринимательства и степень участия граждан на рынке финансовых услуг. При этом за пределами исследования остаются вопросы, связанные с изучением домашнего хозяйства, как сложного комплекса имущественных интересов всех его членов, «переплетения» различных форм собственности, как личной, так и индивидуальной, и причин их возникновения.
В теории финансовой науки считается, что внутри домашнего хозяйства создаются различные фонды денежных средств, имеющих целевое назначение: индивидуальные, совместные, потребления, фонд сбережений и т.д.
Совершенно иную окраску приобретает процесс фондирования средств членами домашнего хозяйства, если под мотивацией их создания понимаются причины, связанные с созданием «теневых» денежных фондов, выведенных из общего бюджета.
Такой подход способен расширить привычное представление о месте, роли, структуре и сущности домашних хозяйств как одного из элементов финансовой системы государства, на который распространяются все теоретические положения финансовой науки.
Термин «теневая экономика» достаточно часто упоминается в средствах массовой информации, т.к. практически во всех государствах и во все времена были люди, стремящиеся зарабатывать деньги незаконными средствами.
Изучению сущности, причин, форм, видов и объемов теневой экономики, ее влияния на экономику страны посвящены многочисленные исследования.
Но в то же время вне поля зрения исследователей остаются побудительные мотивы, причины, связанные с ролью домашнего хозяйства, заставляющие их членов заниматься созданием «теневых» фондов, не учитываемых при составлении общесемейного бюджета.
Как правило, в научной литературе сочетание домашних хозяйств и теневой экономики связывается с производством товаров и оказанием услуг, не учитываемых государством, и вследствие этого отнесение их к неформальному сектору экономики.
В соответствии с определением, данным Росстатом, неформальная экономическая деятельность осуществляется на законном основании индивидуальными производителями (домашними хозяйствами), которые часто не оформляются как предприниматели в установленном порядке, их работа основана на неформальных отношениях, как вторичная занятость, непрофессионально. [1]
В рыночных условиях хозяйствования неформальная экономика включает в себя значительный объем экономических отношений, складывающихся внутри финансовой системы современного российского общества.
При изучении данных процессов очень часто используются разнообразные термины, описывающие различные виды экономической деятельности, не подлежащие официальному учету — теневая, скрытая, параллельная, подпольная, серая, неучтенная, неформальная, криминальная экономика и т.д.
В то же время, понимание значения «теневой экономики» у многих людей разное. Одни понимают под этим термином незаконное производство, другие — скрытые от государства налоговые вычеты, третьи — неучтенные операции с наличными и безналичными денежными средствами, четвертые — деньги, полученные преступным путем и т.д.
Оценка размеров неформальной экономики носит весьма относительный, сегментарный характер, т.к. используемые методы сбора информации не могут оценить ее настоящих размеров ни по количеству вовлеченного в нее населения и хозяйствующих субъектов, ни по объемам производимых и потребляемых товаров и услуг.
Но при этом большинство исследователей не придает значения, что именно в семье, в домашнем хозяйстве закладываются основы этого явления.
Новое поколение российских граждан, воспитанное в семьях, созданных в условиях рыночной экономики, отличается по своему менталитету и отношению к жизни от своих старших родственников выросших во времена Советского Союза, когда на передний план выносились общественные интересы, превалирующие над личными.
Это связано с тем, что процессы социализации личности и воспитания, в том числе и экономического, имеют в своем начале базисную основу любого общества — семью, в которой закладываются механизмы адаптации индивида к окружающей действительности, и результаты этого воздействия проецируются в различные сферы государственной жизни.
В повседневной действительности понятия «семья» и «домашнее хозяйство» используются как синонимы. На самом деле это не совсем верно. Домохозяйство шире по своему составу за счет лиц, ведущих общее с семьей домашнее хозяйство, но не состоящих с ее членами в родственных отношениях. В свою очередь, семья основывается на родственных связях, общности быта, единых социальных, экономических и духовных потребностях.
Домохозяйство может состоять из нескольких семей, но семья может представлять только одно домохозяйство, если оно ведет единый бюджет.
Кроме того, говоря об отличии понятий, «семья» и «домохозяйство», следует учитывать оттенки в их значении и употреблении. Так, термин «домохозяйство» подразумевает, экономическую деятельность семьи.
В свою очередь, понятие «семья», учитывает в дополнение к экономической ответственности личности еще и моральную, как за своё благосостояние, так и за благосостояние членов семьи, создание для них условий и возможностей для самообеспечения, формирования жизненных благ.
Необходимо обратить внимание в этой связи еще и на тот факт, что сегодня домохозяйство и семья функционируют в изменившихся социальных и экономических условиях.
Так, принципиально иным стало понимание взаимосвязи «человек — общество»: сегодня приоритет отдается интересам человека, интересы общества вторичны и это еще один фактор, выдвигающий на первый план личные финансы индивидов.
Но и в домашнем хозяйстве, и в семье закладываются основы финансовой грамотности, передаются обычаи, традиции, нормы поведения, основы управления личными финансами, которые затем переносятся на экономические отношения, выходящие за рамки семьи, с другими физическими и юридическими лицами.
Во многих исследованиях указывается, что именно семья является основным социальным институтом, в котором происходит формирование личности, а домашнее хозяйство выступает посредником между индивидом, как его полноправным членом, государством и хозяйствующими субъектами.
Сегодня появилось большое количество изданий — периодических, научных и научно-популярных, в которых введены специальные разделы с разнообразными тематиками, круг которых охватывает обширный диапазон рубрик, предлагающих различные модели управления финансами семьи, с советами по ведению домашнего хозяйства, с советами в каком возрасте можно давать детям деньги на карманные расходы, сколько и с какой периодичностью.
В то же время ситуация с адаптацией данных методик и советов по обучению детей финансовой грамотности к реальной жизни выглядит совершенно по иному.
Вместе с тем, основная роль детей в большинстве обычных российских семей со средним достатком, это помощь родителям по дому — уход за пожилыми и младшими членами семьи, уборка квартиры, мойка посуды, вынос мусора и т.д.
Родители часто привлекают детей-подростков к покупкам различных товаров для домашних нужд, оплате услуг ЖКХ и т.д., т.е. к участию в тех процессах, которые связаны с движением денежных средств.
Получив на руки некоторую сумму на приобретение указанной группы товаров, или оплаты соответствующих квитанций, дети в процессе осуществления платежных операций, оставляют у себя небольшую часть денежных средств, не возвращая их родителям. Да и сами взрослые, вспоминая о том, что и они были детьми, зачастую на этом не настаивают, закрывают глаза на то, что какая-то часть денег остается на руках у подростков.
Кроме того, родители дают детям некоторые еженедельные или ежемесячные денежные средства на обеспечение текущих расходов (школьные завтраки или обеды, подарки, походы с одноклассниками или друзьями в кино, театр и т. д.). Таким образом, у них появляются свои денежные фонды, которые периодически пополняются.
Часть детей, используя отсутствие коммуникативности между родителями и их занятость, недостаточность контроля за ними, просит деньги одновременно у каждого из них и получает соответствующую сумму.
Получая на руки деньги на питание в учебных заведениях, часть детей утаивает их, не использует по своему целевому назначению на еду, вводит в заблуждение родителей, и тем самым начинает формировать «теневые» фонды денежных средств, которые выведены из бюджета семьи.
Хотя здесь корректнее говорить не о зарождении «теневой» экономики, а скорее о форме «серой, скрытой» экономики, которая пока не носит противоправного характера, но по различным причинам не регулируется и не учитывается в общесемейном бюджете.
Тем самым, уже в структуре семьи, появляются «серые, скрытые» денежные потоки, которые не подлежат общему учету и могут быть направлены их владельцами на совершенно иные, в том числе и не совсем разумные цели.
Следовательно, на самых ранних этапах жизненного пути, одна из главных задач родителей — научить детей работе с личными финансами, объяснить, как нужно обращаться с деньгами, показать их сущность, чаще привлекать младших членов семьи к принятию совместных финансовых решений. [2, с. 150]
На создание личных финансов влияют не только психологические и социальные особенности индивидов, но и окружающий их мир, как внутренний (семья, родители), так и внешний (учебное заведение, сверстники и т.д.), и очевидно, что ответная реакция на них у всех различная.
Это связано с тем, что в реальной жизни индивид позиционирует себя одновременно в социальном поле, и в поле окружающих его вещей, воспринимаемым им в совокупности своих особенностей, и в сознании людей, не только близких к нему, но и совершенно посторонних.
Все это устанавливает определенную систему различий, которую позволяют нивелировать личные финансы. Последние не могут быть одинаковыми у индивидов с разными ценностями, различным воспитанием и психологическими особенностями.
Те, кто не научился обращаться с деньгами в раннем возрасте, не знает как это делать и будучи взрослым. Это не означает просто дать ребенку на карманные расходы какую-то сумму и забыть об этом. Важно наглядно показать детям, откуда берутся деньги и на что они расходуются, убедить их в том, что люди должны работать, чтобы платить за удовлетворение потребностей, как индивидуальных, так и общественных.
Как только ребенок начинает получать деньги, он должен приобрести навыки обращения с ними, для составления своего собственного бюджета, ведения учета своих расходов и сбережений.
Индивидуальные особенности в отношении к личным финансам проявляются в структуре расходов, в их сбережении, в чувствах, испытываемых к более обеспеченным или неимущим сверстникам, в вопросах распределения денег в семье.
В то же время основы «финансовой грамотности», полученные от родителей, оказывают сильное влияние на экономическое поведение и адаптацию детей во «взрослом» мире, которые в своей повседневной жизни управляют своим бюджетом, руководствуясь той же моделью, как принято в их семье, и формируют соответствующие виды денежных фондов, как явных, так и «теневых».
Отношение детей к деньгам определяется размерами личной собственности, находящейся в их распоряжении, которая в зависимости от возраста может быть различной, например, игрушка, велосипед, сотовый телефон и т.д.
Родители не всегда покупают детям то, что они хотят, и в стремлении обладать понравившейся вещью, дети начинают формировать свои фонды для ее приобретения.
Вырастая с убеждением необходимости формирования личных денежных фондов, и формируя в своем сознании некоторые стереотипы поведения и данные формы финансовых отношений, связанные с неучтенным движением денежных средств, ребенок переносит их во взрослую жизнь.
Нужно ли делать денежные «заначки» в семье или нет — вопрос риторический. Большинство мужчин и женщин считает, что да. Согласитесь, что приятно неожиданно получать подарки от близкого человека.
В жизни бывает много ситуаций, когда обращение к супругу с просьбой о выделении денег на футбол, встречу с друзьями, или покупку косметики, бижутерии, заранее предполагает отказ.
Человек часто воспринимает траты супруга как нарушение его личных планов на приобретение чего-либо, и тогда возникает противоречие между общесемейными и индивидуальными потребностями супругов на приобретение понравившихся вещей. Тот, кто остается в «проигрыше», чувствует себя обделенным и обиженным, и начинается конфронтация связанная с борьбой за свои права, за контроль над распределением бюджета.
Гораздо выгоднее иметь в своем распоряжении независимый от других денежный фонд, которым ты распоряжаешься самостоятельно, и это дает дополнительную степень личностной финансовой свободы и позволяет чувствовать себя более уверенно.
Но в то же время, это та часть денежных средств, которая выведена из общесемейного бюджета и подразумевает некоторую теневую сторону финансовых отношений в домашнем хозяйстве, о которой не догадываются остальные члены семьи.
Вследствие того, что большинство российских семей не ведет бюджет — постоянный учет своих доходов и расходов (индивидуальный, общий, комбинированный и т.д.) полностью проследить расходную часть в явном виде не представляется возможным.
Необходимо отметить, что индивид, как член домашнего хозяйства, весьма требовательно относится к своей роли и месту в составе семьи, и различает действия других людей, облеченных властным или материальным статусом, направленным на поддержание общесемейного благополучия.
И если в действиях основного кормильца, или лица ответственного за принятие финансовых решений, влияющих на изменение бюджета домашнего хозяйства, индивид усматривает действия, противоречащие его личным интересам, и изменяющие его экономический статус, то адекватно им он себя и ведет.
По вопросу принадлежности финансов в семье почти не бывает никаких промежуточных решений, личные финансы не меняют своих собственников, как это происходит вне семьи. Семейная экономика функционирует так, как будто семейные финансы находятся в совместном владении или принадлежат некоторым членам семьи больше, чем другим, и эти члены семьи владеют ими какое-то время, прежде чем они переходят к другим. [3, с. 4]
В конечном итоге это все накладывается на отношения, которые возникают между основными элементами финансовой системы — государством, хозяйствующими субъектами и населением, когда в процессе этого взаимодействия, часть денежных средств носит «теневой», неучтенный характер и является «почвой» для коррупции.
Домашние хозяйства являются основой, как для государства, так и для хозяйствующих субъектов, т.к. их возглавляют индивиды, которые входят в состав семей и выражают интересы определенных физических лиц. И модели поведения, выработанные индивидом в процессе взаимодействия с каждым членом семьи, проецируются на его роль и поведение в новом, социальном поле.
Индивид всегда противопоставляет свои личные финансы, финансам семьи, домашнего хозяйства, других физических и юридических лиц, государства в целом не только потому, что он хочет самостоятельно распоряжаться своими финансовыми ресурсами, но и потому, что они направляются, в первую очередь, на удовлетворение своих личных потребностей, и способствуют утверждению личного экономического статуса, обеспечивающего ему материальную независимость от других членов общества. [4, с. 39]


Литература
1. Постановление Госкомстата РФ от 25 октября 2001 г. № 76 «Об утверждении Методологических положений по измерению занятости в неформальном секторе экономики» http://infopravo.by.ru/fed2001/ch02/akt13069.shtm»;
2. Глухов В.В. Личные финансы в финансовой системе России. - Владивосток: Изд-во ДВГУ, 2002. - 208 с.
3. Глухов В.В. Формы и модели управления финансами в домашнем хозяйстве // Проблемы учёта и финансов. - 2011. - № 1. - С. 3-10.
4. Глухов В.В. Противоречия выделения экономических интересов собственности в домашнем хозяйстве // Финансы и кредит. - 2008. - № 38 (326) октябрь. - С. 37-41.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия