| | Проблемы современной экономики, N 4 (40), 2011 | | ИЗ ИСТОРИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ И НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА | | Бражник М. В. докторант кафедры менеджмента и маркетинга Уральской государственной сельскохозяйственной академии (г. Екатеринбург),
кандидат экономических наук
| |
| | В статье на основании изучения и анализа значительного количества законодательных актов и нормативных правовых документов, а также материалов периодической печати рассмотрены вопросы дальнейшего совершенствования системы органов государственного управления сферами агропромышленного комплекса в РСФСР и упразднения высших органов государственного управления агропромышленным комплексом в СССР во втором полугодии 1991 года | Ключевые слова: агропромышленный комплекс РСФСР, органы государственного управления, Совет Министров РСФСР, Агропромбанк СССР, Россельхозбанк, Агрохим СССР, Росагрохим, Правительство РСФСР | УДК 338.24:338.436.33; ББК 65.32-2я 73 | Предлагаемая статья посвящена вопросам дальнейшего совершенствования системы органов государственного управления агропромышленным комплексом РСФСР и упразднения высших органов государственного управления агропромышленным комплексом СССР во втором полугодии 1991 года.
Как уже отмечалось в завершении предыдущей статьи, Указом Президента РСФСР от 16 августа 1991 г. «О некоторых вопросах организации работы Совета Министров РСФСР» [31] к органам государственного управления агропромышленным комплексом РСФСР были отнесены (на период до принятия Закона РСФСР о Совете Министров РСФСР) Министерство сельского хозяйства и продовольствия РСФСР, Министерство заготовок РСФСР и Государственный комитет РСФСР по земельной реформе и поддержке крестьянских (фермерских) хозяйств.
В соответствии с Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 16 сентября 1991 г. «О ликвидации учреждений союзного Агропромышленного банка на территории РСФСР» [25] в связи с нецелесообразностью функционирования на территории Российской Федерации союзного Агропромышленного банка и в целях организации более эффективного кредитно-расчетного обслуживания агропромышленного комплекса республики на территории РСФСР были ликвидированы учреждения союзного Агропромышленного банка. Совету Министров РСФСР поручалось согласовать с Комитетом по оперативному управлению народным хозяйством СССР долю уставного капитала Агропромышленного банка, принадлежащую РСФСР, и передать ее в уставный фонд Россельхозбанка. Россельхозбанку было поручено:
● принять активы и пассивы учреждений Агропромышленного банка, расположенных на территории РСФСР (в том числе в городе Москве);
● принять в оперативное управление служебные помещения центрального аппарата Агропромышленного банка (ул. Неглинная, 12) для размещения Россельхозбанка;
● использовать специалистов Агропромышленного банка при формировании аппарата Россельхозбанка.
Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 23 сентября 1991 г. «О Российском республиканском сельскохозяйственном банке» [48] в соответствии с решением третьего (внеочередного) Съезда народных депутатов РСФСР о создании Российского республиканского сельскохозяйственного банка (Россельхозбанка) Центральный банк РСФСР был обязан:
● в 10-дневный срок осуществить регистрацию Россельхозбанка в соответствии с действующим законодательством;
● выделять с 1 января 1992 года централизованные кредитные ресурсы в размерах, основанных на плановых расчетах Россельхозбанка и согласованных с Банком России;
● выдать Россельхозбанку в установленном порядке генеральную лицензию на осуществление операций в иностранной валюте;
● предоставить Россельхозбанку право осуществлять технические операции по финансированию государственных мероприятий за счет бюджетных ассигнований под контролем Банка России.
Кроме того, данным постановлением было решено согласиться с размером уставного фонда Россельхозбанка в сумме 1,5 млрд. рублей (с правом увеличения). Для формирования уставного фонда Россельхозбанка предусматривалось использовать часть средств уставного фонда Агропромышленного банка (бывшего Агропромбанка СССР) и средства пайщиков — коммерческих банков, вошедших в состав Россельхозбанка.
Распоряжением Президента РСФСР от 29 октября 1991 г. «О Российской агрохимической компании» [47] в целях наиболее полного удовлетворения сельского хозяйства в минеральных удобрениях, кормовых добавках, пестицидах и другой продукции, координации деятельности предприятий по их производству, укрепления и развития хозяйственных связей одобрялась инициатива объединений, предприятий и организаций Государственной агрохимической ассоциации (Агрохим), расположенных на территории РСФСР, об образовании Российской агрохимической компании (Росагрохим).
Данным распоряжением было определено, что компания является юридическим лицом, действует на основании Закона РСФСР от 25 декабря 1990 г. № 445–I «О предприятиях и предпринимательской деятельности» [38; 35; 10; 11; 34; 13] (в связи с принятием 12 декабря 1993 года всенародным голосованием Конституции Российской Федерации и в соответствии с пунктами 2 и 3 Указа Президента Российской Федерации от 7 октября 1993 г. № 1598 «О правовом регулировании в период поэтапной конституционной реформы в Российской Федерации» [37] (утратил силу [26]) Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. № 2288 «О мерах по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации» [26] было установлено, что в соответствие с пунктом 2 раздела второго Конституции Российской Федерации отдельные законодательные акты (согласно приложению № 2 к данному Указу) признаются недействующими и не подлежат применению органами государственной власти, органами местного самоуправления и их должностными лицами как противоречащие Конституции Российской Федерации. При этом в числе прочих законодательных актов с момента вступления в силу Конституции, принятой на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года, были признаны недействующими и не подлежащими применению как противоречащие Конституции Российской Федерации абзац второй пункта третьего статьи 21, абзац второй и абзац пятый пункта третьего статьи 32, пункт второй статьи 37 (в части согласия трудового коллектива) Закона РСФСР от 25 декабря 1990 г. № 445–I «О предприятиях и предпринимательской деятельности» [38; 35; 10; 11; 34; 13]. В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 марта 2002 г. № 31-ФЗ «О приведении законодательных актов в соответствие с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц»« [39] в числе ряда прочих законодательных актов Закон РСФСР от 25 декабря 1990 г. № 445–I «О предприятиях и предпринимательской деятельности» [38] в редакции последующих изменений и дополнений [10; 11; 13] был признан утратившим силу. — М.Б.) и устава; Росагрохим является самостоятельным производственно-хозяйственным комплексом и осуществляет свою деятельность на принципах хозяйственного расчета, самофинансирования, валютной самоокупаемости и самоуправления.
Постановлением (пятого (внеочередного). — М.Б.) Съезда народных депутатов РСФСР от 1 ноября 1991 г. «Об организации исполнительной власти в период радикальной экономической реформы» [53] для обеспечения стабильности системы органов государственной власти и управления было, в частности, определено, что Президент РСФСР в соответствии с выделенными Верховным Советом РСФСР бюджетными средствами до принятия Закона РСФСР «О Совете Министров РСФСР» самостоятельно решает вопросы реорганизации структуры высших органов исполнительной власти.
Указом Президента РСФСР от 6 ноября 1991 г. № 171 «О реорганизации Правительства РСФСР» [44, с. 1] (утратил силу [1]. — М.Б.) в соответствии со статьей 121-1 и пунктом 6 статьи 121-5 Конституции РСФСР, а также на основании пункта второго постановления пятого ((внеочередного). — М.Б.) Съезда народных депутатов РСФСР от 1 ноября 1991 г. «Об организации исполнительной власти в период радикальной экономической реформы» [53] было определено, что на период экономической реформы Правительство РСФСР возглавляет Президент РСФСР.
Данным Указом Вице-президенту РСФСР и Государственному секретарю РСФСР было поручено представить в трехдневный срок предложения о реорганизации Правительства РСФСР; Совету Министров РСФСР было поручено исполнять свои обязанности до формирования нового Правительства РСФСР.
Указом Президента РСФСР от 6 ноября 1991 г. № 172 «Об организации работы Правительства РСФСР в условиях экономической реформы» [54] (утратил силу за исключением абзаца второго пункта 4 [30; 42; 1]. — М.Б.) с последующими дополнениями [17; 16; 6] и изменением, внесенным Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 1992 г. № 503 «Об изменении состава Коллегии Правительства Российской Федерации» (утратили силу [1; 41; 36; 8; 14; 42]. — М.Б.), на время проведения радикальной экономической реформы было сформировано Правительство РСФСР под непосредственным руководством Президента РСФСР, а также утверждена обновленная структура Правительства РСФСР. При этом к центральным органам исполнительной власти РСФСР, осуществляющим государственное управление агропромышленным комплексом республики, были отнесены Министерство сельского хозяйства РСФСР и Министерство торговли и материальных ресурсов РСФСР в лице Комитета по хлебопродуктам данного Министерства.
Указом Президента РСФСР от 10 ноября 1991 г. № 180 «О Министерстве торговли и материальных ресурсов РСФСР» [28; 40] на базе Государственного комитета РСФСР по материально-техническому обеспечению республиканских и региональных программ и Министерства торговли РСФСР было образовано Министерство торговли и материальных ресурсов РСФСР (позднее данное положение — пункт 1 Указа — утратило силу [40]. — М.Б.).
Распоряжением Президента РСФСР от 11 ноября 1991 г. № 77-рп «О распределении обязанностей между заместителями Председателя Правительства РСФСР» [43] (утратило силу [1]), в частности, на заместителя Председателя Правительства РСФСР (по вопросам экономической политики [29]. — М.Б.) была возложена непосредственная координация и организация работы ряда министерств и государственных комитетов РСФСР, в том числе, — Министерства сельского хозяйства РСФСР и Министерства торговли и материальных ресурсов РСФСР.
Указом Президента РСФСР от 12 ноября 1991 г. «О Комитете по хлебопродуктам Министерства торговли и материальных ресурсов РСФСР» [23] в составе Министерства торговли и материальных ресурсов РСФСР на базе Министерства заготовок РСФСР был образован Комитет по хлебопродуктам. Председатель Комитета по хлебопродуктам Министерства торговли и материальных ресурсов РСФСР в соответствии с данным Указом являлся представителем Президента РСФСР.
Постановлением Государственного Совета СССР от 14 ноября 1991 г. № ГС–13 «Об упразднении министерств и других центральных органов государственного управления СССР» [55] с последующими изменениями и дополнением [2; 9] было признано необходимым упразднить министерства и центральные органы государственного управления СССР, образованные в соответствии с Законом СССР от 1 апреля 1991 г. № 2073–I «О перечне министерств и других центральных органов государственного управления СССР» [33; 4], а также органы государственного управления при Кабинете Министров СССР, в числе которых значились и осуществлявшие высшее государственное управление агропромышленным комплексом: Министерство рыбного хозяйства СССР, Министерство сельского хозяйства и продовольствия СССР и Государственный комитет СССР по закупкам продовольственных ресурсов.
Указом Президента РСФСР от 15 ноября 1991 г. «О Министерстве сельского хозяйства РСФСР» [27] на базе Министерства сельского хозяйства и продовольствия РСФСР и Государственного комитета РСФСР по земельной реформе и поддержке крестьянских (фермерских) хозяйств путем их фактического объединения было образовано Министерство сельского хозяйства РСФСР. В составе Министерства сельского хозяйства РСФСР был образован Комитет по земельной реформе и поддержке крестьянских (фермерских) хозяйств.
Указом Президента РСФСР от 28 ноября 1991 г. № 242 «О реорганизации центральных органов государственного управления РСФСР» [45; 15; 52] (утратил силу [42]. — М.Б.) был, в частности, установлен перечень центральных органов государственного управления РСФСР, непосредственное руководство которыми осуществляет Правительство РСФСР, в который в качестве высшего государственного органа по управлению агропромышленным комплексом было включено Министерство сельского хозяйства РСФСР. При этом государственное управление сферой производства, заготовок, хранения и распределения государственных хлебных ресурсов и хлебопродуктов было возложено на Комитет по хлебопродуктам Министерства торговли и материальных ресурсов РСФСР.
Приложением к данному Указу Президента РСФСР было, в частности, определено, что Министерству сельского хозяйства РСФСР передавались имущество, финансовые и другие средства, предприятия, организации и учреждения упраздняемых Министерства рыбного хозяйства СССР и Министерства сельского хозяйства и продовольствия СССР. Имущество, финансовые и другие средства, предприятия, организации и учреждения упраздняемого Государственного комитета СССР по закупкам продовольственных ресурсов передавались Министерству торговли и материальных ресурсов РСФСР.
Указом Президента РСФСР от 14 декабря 1991 г. «О Комитете рыбного хозяйства при Министерстве сельского хозяйства РСФСР» [24] при Министерстве сельского хозяйства РСФСР был образован Комитет рыбного хозяйства, председатель которого являлся первым заместителем Министра сельского хозяйства РСФСР.
Указом Президента РСФСР от 14 декабря 1991 г. № 278 «О Комитете по материальным ресурсам Министерства торговли и материальных ресурсов РСФСР» [21; 40] в составе Министерства торговли и материальных ресурсов РСФСР был образован Комитет по материальным ресурсам (позднее данное положение — пункт 1 Указа — утратило силу [40]. — М.Б.), председатель которого являлся первым заместителем Министра торговли и материальных ресурсов РСФСР.
Указом Президента РСФСР от 16 декабря 1991 г. № 276 «О Комитете по торговле Министерства торговли и материальных ресурсов РСФСР» [22; 40] в составе Министерства торговли и материальных ресурсов РСФСР был образован Комитет по торговле (позднее данное положение — пункт 1 Указа — утратило силу [40]. — М.Б.), председатель которого являлся заместителем Министра торговли и материальных ресурсов РСФСР.
Постановлением Правительства РСФСР от 16 декабря 1991 г. № 39 «О Комиссии Правительства РСФСР по вопросам социального развития села» [18, с. 2] в целях обеспечения необходимых организационных условий и координации деятельности министерств, ведомств и организаций на территории РСФСР по выполнению Закона РСФСР от 21 декабря 1990 г. № 438–I «О социальном развитии села» [49; 3; 12] и постановлений Правительства РСФСР по строительству жилья, объектов социального и культурно-бытового назначения, автомобильных дорог, газификации, электрификации и водоснабжения на селе была образована Комиссия Правительства РСФСР по вопросам социального развития села. Данным постановлением Председателем Комиссии был утвержден министр сельского хозяйства РСФСР; а также был определен освобожденный заместитель председателя Комиссии. Указанным должностным лицам поручалось в месячный срок представить проект положения о Комиссии и персональный состав ее членов.
В этот же период в контексте решения задачи формирования государственных продовольственных фондов на 1992 год была образована Комиссия Правительства РСФСР по продовольствию [56, с. 1] (Продовольственная комиссия Правительства РСФСР. — М.Б.) во главе с Государственным секретарем РСФСР, Первым заместителем Председателя Правительства РСФСР [56, с. 1; 57, с. 1]. Главное отличие данной комиссии от подобных органов, созданных ранее (комитета по продовольствию Верховного Совета РСФСР, Чрезвычайной комиссии по продовольствию Верховного Совета РСФСР, аналогичной структуры в Минсельхозе РСФСР), заключалось в том, что в ее состав должны были войти «представители гражданского общества, представители политических сил и профсоюзов, практики — профессионалы-финансисты и транспортники». Целями созданной комиссии были определены следующие: «сделать продовольственную политику понятной населению, справедливой по распределению и добиться ее постоянного совершенствования». «Оригинальная концепция комиссии...» базировалась на том, чтобы «...не делать при формировании фондов никакого различия между государственными структурами (колхозами и совхозами), фермерскими хозяйствами и подсобными хозяйствами». [56, с. 1]
К периоду реорганизации Совета Министров РСФСР в Правительство РСФСР, построению системы и формированию структуры высших органов исполнительной власти и государственного управления под руководством Президента РСФСР в ноябре — декабре 1991 года относится также образование Аппарата Правительства РСФСР (вместо функционировавшего ранее Управления Делами Совета Министров РСФСР) и создание в его составе отдела агропромышленного комплекса Аппарата Правительства РСФСР.
После выхода в свет Указа Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» [32; 5; 7] (позднее данный Указ утратил силу [50]. — М.Б.), в соответствии с которым координация проведения подготовительных мероприятий и решение организационных вопросов по совершенствованию земельных отношений, приватизации земель, упрощению процедуры наделения граждан земельными участками возлагались, прежде всего, на Комитет по земельной реформе и земельным ресурсам Министерства сельского хозяйства РСФСР и его местные органы, Указом Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 324 «О Комитете по земельной реформе и земельным ресурсам при Правительстве Российской Федерации» [20] (данный Указ утратил силу [40]) статус Комитета по земельной реформе и земельным ресурсам Министерства сельского хозяйства РСФСР был повышен посредством преобразования указанного Комитета в Комитет по земельной реформе и земельным ресурсам при Правительстве Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 325 «О Комитете пищевой и перерабатывающей промышленности при Министерстве сельского хозяйства РСФСР» [19] был образован Комитет пищевой и перерабатывающей промышленности, председатель которого являлся первым заместителем Министра сельского хозяйства РСФСР.
К периоду распада СССР относится также начало становления современной системы органов государственного управления агропромышленным комплексом Российской Федерации, основные (рамочные) параметры которой были определены постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 1991 г. № 81 «О реформировании системы государственного управления агропромышленным комплексом Российской Федерации» [46; 51].
Данным постановлением, обозначившим в качестве основных задач органов государственного управления агропромышленным комплексом Российской Федерации:
● создание благоприятных условий для эффективного развития сельского хозяйства и других отраслей агропромышленного комплекса;
● проведение аграрной реформы;
● организация подготовки кадров для агропромышленного комплекса;
● содействие развитию аграрной науки и распространение передовых технологий и новых методов хозяйствования,
была сформирована следующая система органов государственного управления агропромышленным комплексом Российской Федерации:
● Министерство сельского хозяйства Российской Федерации;
● министерства сельского хозяйства республик в составе Российской Федерации;
● управления (департаменты) сельского хозяйства краев, областей и автономных образований;
● комитеты продовольствия городов Москвы и Санкт-Петербурга;
● районные управления (отделы) сельского хозяйства,
с передачей соответствующим органам государственного управления агропромышленным комплексом всех функций государственного управления от агропромышленных комбинатов, объединений, ассоциаций, союзов и других хозяйственных формирований.
При этом данным постановлением было определено, что Министерство сельского хозяйства Российской Федерации обеспечивает единство системы органов государственного управления агропромышленным комплексом России, осуществляет взаимодействие и координацию их деятельности.
Данным постановлением был также определен перечень функций и основных направлений деятельности (с последующим изменением [51]. — М.Б.) органов государственного управления агропромышленным комплексом Российской Федерации.
Постановлением было установлено, что для выполнения возложенных задач и функций органы государственного управления агропромышленным комплексом Российской Федерации используют определяемые государством меры экономического регулирования, в том числе бюджетные ассигнования на развитие отдельных отраслей и предпринимательства, экономическое стимулирование участия в государственных программах, налоговую политику.
Постановлением было так же установлено, что руководители республиканских органов государственного управления агропромышленным комплексом республик в составе Российской Федерации назначаются на должность и освобождаются от должности в порядке, предусмотренном законодательством этих республик, с учетом мнения Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, а руководители управлений (департаментов) сельского хозяйства краев, областей и автономных образований, комитетов продовольствия городов Москвы и Санкт-Петербурга — руководителями соответствующих органов исполнительной власти с учетом мнения Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.
Данным постановлением было определено, что структура органов государственного управления агропромышленным комплексом Российской Федерации всех уровней утверждается в установленном порядке по согласованию с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
Кроме того, данным постановлением было определено, что положения о министерствах сельского хозяйства республик в составе Российской Федерации утверждаются правительствами этих республик по согласованию с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, об управлениях (департаментах) сельского хозяйства краев, областей, автономных образований, комитетах продовольствия городов Москвы и Санкт-Петербурга — руководителями соответствующих органов исполнительной власти по согласованию с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации. |
| |
|
|