Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (40), 2011
ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Губарьков С. В.
заведующий кафедрой финансов и сервиса филиала Дальневосточного федерального университета в г. Уссурийске,
кандидат экономических наук, доцент


Управление инновационной деятельностью вузов: формирование понятийно-категориального аппарата
В статье рассмотрена системная трансформация высшей школы России, которая выявила принципиально важную особенность, обуславливающую эффективность функционирования образовательной системы — активное развитие инновационной деятельности в вузе, что соответствует общемировым тенденциям, отражающим формирование «предпринимательских университетов», в которых реализация инновационной деятельности рассматривается в качестве «третьей миссии» вуза. В этой связи актуальным представляется формирование соответствующего понятийно-категориального аппарата. При этом должны быть учтены современные тенденции реформирования системы высшего профессионального образования Российской Федерации
Ключевые слова: инновация, инновационный процесс, инновационный потенциал вуза, инновационная деятельность вуза, инновационный продукт вуза, инновационный комплекс высшей школы
УДК 378.14; ББК 74:65.291.551-21

Развитие мировой экономики в настоящее время перешло в постиндустриальную, информационную эпоху, что обусловило формирование новой системы ценностей. Движущей силой при этом становится инновационный капитал, базирующийся на научных достижениях, быстром освоении новых технологий и эффективном управлении. Одной из главных проблем является раскрытие способности самого общества порождать и осваивать научно-технические достижения, а также крайне важным является формирование интеграционных связей науки и образования с реальным сектором экономики в целях внедрения инновационных достижений. При этом эффективное развертывание инновационных процессов в отечественной экономике тесно связано с усилением научно-инновационного потенциала структур образования и в первую очередь высшей школы.
В этой связи представляется актуальным продолжение научных исследований в области управления инновационной деятельностью вузов в условиях системной трансформации высшей школы России. С этой целью необходимо определиться с постановкой вопроса научного исследования (управление инновационной деятельностью вузов) в структуре современных экономических знаний, что достигается за счет формирования соответствующего понятийно-категориального аппарата.
Базовой экономической категорией в заявленной области является инновация. Понятие «инновация» имеет междисциплинарный характер и является одним из самых популярных в современных социальных исследованиях. Как инструмент преобразования инновация стала объектом самостоятельного изучения ряда наук: философии, экономики, социологии, психологии, педагогики и др.
Термин «инновации» происходит от английского слова innovation, что означает «введение новаций». Считается, что первое описание инновационных процессов ввел в экономическую науку основоположник инновационного менеджмента Й. Шумпетер в книге «Теория экономического развития», где он выделил пять типичных направлений инновационной деятельности:
1. Использование новой техники, новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения;
2. Внедрение продукции с новыми свойствами;
3. Использование нового сырья;
4. Изменение в организации производства и его материально-технического обеспечения;
5. Появление новых рынков сбыта.
Й. Шумпетер следующим образом определяет понятие инновации: «Инновация — новая научно-организационная комбинация производственных факторов, мотивированная предпринимательским духом ... это либо комбинация новым способом существующих факторов производства, либо новые товары или еще неопробованные методы или производство для нового рынка, а также производство с использованием новых средств производства» [1].
Именно работы Шумпетера стали первичным методологическим базисом современной теории инноваций, в дальнейшем современной наукой ревизировались только классификационные и методические подходы, но не сам методологический базис теории Шумпетера.
В современных отечественных и зарубежных исследованиях сам термин «инновация» трактуется по-разному. Так, например, Б. Санто считает, что инновация — это «... общественный технико-экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий, и в случае, если он ориентируется на экономическую выгоду, прибыль» [2]. Я. Кук и П. Майерс [3] полагают, что инновация — это полный процесс от идеи до готового продукта, реализуемого на рынке.
По определению М. Додгсона «инновации включают научную, технологическую, организационную и финансовую деятельность, ведущую к коммерческому введению нового (или улучшенного) продукта или нового (или улучшенного) производственного процесса или оборудования» [4].
В.Г. Медынский и С.В. Ильдеменов под инновацией подразумевают «объект, внедренный в производство в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога» [5].
По мнению А.Б. Титова инновация — это «процесс, в котором изобретение или идея приобретает экономическое содержание» [6].
Некоторые авторы (Д. Месси, П. Квинтас и Д. Уилд) используют понятие «инновации» в двух смыслах: «Во-первых, для описания первого использования нового продукта, процесса или системы. Во-вторых, для описания процесса, включая такие виды деятельности, как исследования, проектирование, разработку и организацию производства нового продукта, процесса или системы» [7].
Ряд авторов рассматривают инновацию как:
● технико-экономический цикл, в котором использование результатов сферы исследований и разработок непосредственно вызывает технические и экономические изменения, которые оказывают обратное воздействие на деятельность этой сферы (Г.Я. Гольдштейн [8]);
● результат научного труда, направленный на процесс совершенствования общественной практики и предназначенный для непосредственной реализации в общественном производстве (И.Н. Молчанов [9]);
● процесс реализации новой идеи в любой сфере жизни и деятельности Человека, способствующей удовлетворению существующей потребности на рынке и приносящий экономический эффект (Ф.Ф. Бездудный, Г.А. Смирнова, О.Д. Нечаева [10]);
● комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства лучшего удовлетворения известной потребности людей (Р.Д. Ковалев [11]).
Поскольку целью настоящего исследования является формирование понятийно-категориального аппарата в области управления инновационной деятельностью вузов, то, детально охарактеризовав базовую экономическую категорию «инновации», рассмотрим и другие понятия, используемые в данном направлении и являющиеся во многом производными понятиями от названной категории.
Инновационное управление деятельностью хозяйствующего субъекта неразрывно связано с такими терминами, как «управленческие инновации» и «инновационный менеджмент». Так, в [12, с. 22] отмечается, что «управленческая инновация есть любое организационное решение, система, процедура или метод управления, существенно отличающиеся от сложившейся практики и впервые используемые в конкретной организации».
Еще одно определение приведено в [13]: «нововведение управленческое — это процесс освоения новых организационных форм, методов и техники в управлении». Здесь же определено и понятие «инновационный менеджмент» — коммерческое управление инновациями, основывающееся на коммерческих критериях максимизации прибыли для их инициаторов в кратко- или долгосрочном плане. Данное определение четко характеризует направленность процесса управления инновациями — получение максимальной прибыли от создания и последующей реализации каких-либо новшеств.
Деятельностный характер инноваций отражает понятие «инновационный процесс». Согласно определению, представленному в [13], под инновационным процессом понимается:
1. Сложный комплекс работ от разработки технической идеи или новой технологии до ее промышленного использования, получения нового продукта и его коммерциализации;
2. Процесс создания нового знания, внедрения его в производство и распространения в масштабах всей экономики, а также сопряженные с этим процессом изменения в социальной и в вещественной сферах. Эффективность всего процесса зависит от того, в какой мере его стадии интегрированы в единое целое и обеспечены достаточным финансированием.
И.Т. Балабанов рассматривает инновационный процесс как «процесс, направленный на разработку, реализацию результатов законченных научных исследований и разработок или иных научно-технических достижений в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, а также связанных с этим дополнительных научных исследований и разработок» [14, с. 100].
Инновационный процесс неразрывно связан с инновационной деятельностью, причем деятельность по распространению новшества не менее важна в инновационном процессе, чем ее создание.
По мнению К.П. Янковского и И.Ф. Мухаря инновационной деятельностью является «деятельность в рамках инновационного процесса, включая маркетинговые исследования, поиск новых потребителей, информационное обеспечение возможной конкурентной среды и потребительских свойств товаров конкурирующих фирм, поиск новаторских идей и решений, а также партнеров по внедрению и финансированию инновационного проекта» [15, с. 12].
В [13] «инновационная деятельность» трактуется как совокупность практических действий по обновлению продукции (услуг) и производства (основных фондов) включая создание (разработку) и освоение инноваций (новых продуктов и технологий).
В «Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы», одобренной постановлением Правительства РФ от 24 июля 1998 г. № 832, дается следующее определение: «Инновационная деятельность — процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки» [16].
Эффективность инновационной деятельности во многом определяется инновационным потенциалом организации, под которым понимается «мера готовности организации выполнить задачи, обеспечивающие достижение поставленной инновационной цели, проекта или программы инновационных изменений» [13].
Современная модель инновационного развития России предполагает систему интеграции научно-технической и производственной сфер в процессе экономического и социального развития общества. Подобная интеграция требует четких и последовательных действий всех уровней власти, создания стимулов для научно-технической сферы, обеспечивающих устойчивый поток эффективных нововведений. При этом следует в полной мере учитывать конкурентные преимущества России. В первую очередь это природно-сырьевой ресурс, высокий уровень образования населения, сохранившиеся высококвалифицированные кадры преподавателей, научных работников, целый ряд известных университетов. Именно в них сегодня сосредоточена значительная часть научно-инновационного потенциала страны, который необходимо эффективно использовать для развития экономики страны.
Зарубежный и российский опыт показывает, что системным подходом к решению рассматриваемой проблемы является развитие инновационной деятельности в научно-технической и образовательной сферах высшей школы. Инновационная деятельность высшей школы решает задачи коммерциализации знаний и технологий, рождаемых научными сотрудниками и преподавателями вузов, и предполагает серьезное взаимодействие сотрудников и преподавателей с рынком через инфраструктуру высшей школы.
Инновационная деятельность вузов имеет определенные особенности, характерные для образовательной системы. В частности, необходимо помнить о том, что только в постановлении Правительства РФ от 17.09.2001 № 676 «Об университетских комплексах» впервые официально вводится понятие университетского комплекса вуза, обеспечивающего единство учебного и инновационного процессов. Это означает, что инновационная деятельность в вузах получает статус основного вида деятельности наравне с учебной (образовательной) и научной. В то же время, инновационная деятельность всегда предметна и направлена на конкретную область. Для системы профессионального высшего образования такими областями являются научная и образовательная сферы. Следовательно, в системе Минобрнауки России инновационная деятельность в сфере науки и образования должна присутствовать как обязательный и профильный для всей системы элемент, как необходимое условие поступательного движения и устойчивого развития; она должна быть осознана и принята научно — педагогической общественностью. Именно сейчас коммерциализация результатов научной и образовательной деятельности становится необходимым условием выживания и фактором устойчивого развития вузов, одним их основных инструментов повышения его конкурентоспособности на рынке образовательных услуг и продуктов, рынке труд и рынке наукоемких разработок и услуг. Важнейшим условием развития инновационного менеджмента в вузе является выявление и фиксация новых научных результатов, полученных сегментов рынка [17].
Учитывая короткий срок существования инновационного менеджмента в вузах, за последние годы сформировалось незначительное количество дефиниций в этой области. Автором выбраны основные определения, характеризующие понятийное поле в области управления инновациями в высшей школе России (таблица 1) (на основе данных из [13, 17, 18]).

Таблица 1
Основные дефиниции в области управления инновациями в высшей школе России
№ п/пДефиницияОпределение
1.Интеллектуальная собственностьОсобый вид гражданских прав, устанавливающих монополию их владельца на использование результатов интеллектуальной творческой деятельности, в том числе на результаты НИОКР, включая право запретить или разрешить такое использование, а также право переуступить другому лицу эти правомочия или отказаться от них совсем.
2.Объекты интеллектуальной собс-твенности1. Результаты интеллектуальной творческой деятельности, в том числе результаты НИОКР, удовлетворяющие определенным критериям, установленным законодательством по интеллектуальной собственности.
2. Промышленная собственность (изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки), программы для ЭВМ и базы данных, «ноу-хау».
3.КоммерциализацияСоставная часть инновационного процесса.
4.Инновационный циклПериод от зарождения идеи, создания и распространения новшества, создаваемого в рамках проекта, до его использования.
5.Инновационный проектКомплекс мероприятий в рамках полного инновационного цикла, направленный на создание востребованного рынком конкретного инновационного продукта (услуги).
6.Инновационный научно технический проектПроект, реализация которого позволяет создавать новые или модернизировать существующие научно-техническую продукцию, технологии или услуги.
7.Инновационный образовательный проектПроект, реализация которого позволяет создавать новые или модернизировать существующие образовательные технологии, продукты, оборудование, учебно-методическое обеспечение и средства учебно-образовательного профиля, структурные и инфраструктурные нововведения в сфере образования, а также оказывать новые образовательные услуги и готовить специалистов, востребованных на рынке труда.
8.Инновационный потенциал вузаСостав и уровень развития научных, научно-технических, опытно-конструкторских, про-изводственных и инновационных структур высшего учебного заведения, их взаимосвя-зями, кадровым составом и его способностью работать как единая система реализации нововведений.
Инновационная деятельность вузаДеятельность вуза, направленная на решение таких задач, как:
● оценка инновационного потенциала результатов фундаментальных и поисковых исследований подразделений вуза;
● фиксация прав на результаты научно-исследовательской деятельности;
● ведение баз данных и информационной поддержки инновационной деятельности вуза;
● коммерциализация прав на объекты интеллектуальной собственности вуза;
● повышение квалификации кадров, вовлеченных в инновационную деятельность, тренинга менеджеров инновационных проектов.
9.Участники инновационной деятельности в рамках инновационного комплекса высшей школыОбразовательные учреждения, научные организации и производственные предприятия, как подведомственные федеральным министерствам, так и созданные по инициативе вузов с участием партнеров и региональных административных структур.
10.Инновационный комплекс высшей школыУниверситетские учебно-научно-инновационные комплексы, ядром которых являются непосредственно вузы, взаимодействующие с инновационной инфраструктурой в виде НИИ, опытно-экспериментальных производств, конструкторских бюро, научных и научно-производственных центров, центров подготовки и переподготовки кадров, технопарков, инновационно-технологических центров, бизнес-инкубаторов, малых и средних предприятий наукоемкого предпринимательства. Кроме того, в инновационный комплекс высшей школы входят структуры, обеспечивающие инновационную деятельность; консалтинговые и инжиниринговые фирмы, центры научно-технической экспертизы, стандартизации и сертификации, центры маркетинговых исследований, центры по взаимодействию с рынком труда, фонды поддержки инновационной деятельности.

Анализ вышеприведенного материала с учетом современных тенденций реформирования системы высшего профессионального образования РФ свидетельствует о незавершенности формирования понятийного аппарата в области управления инновациями в высшей школе России.
В этой связи представляется целесообразным дополнить понятийно-категориальный аппарат дефинициями, характеризующими управление инновационной деятельностью вузов. На основе анализа вышеприведенных понятий для характеристики экономической категории «инновация», автором сформулирован ряд новых дефиниций, отражающих характерные черты управления инновационной деятельностью вузов (таблица 2).
Вышеприведенные определения дополняют и развивают понятийно-категориальный аппарат в области управления инновационной деятельностью вузов, а также составляют основу для расширения этого аппарата новыми терминами в отношении более сложных структур по сравнению с вузом — университетских комплексов.

Таблица 2
Основные дефиниции, предлагаемые автором для дополнения понятийно-категориального аппарата в области управления инновационной деятельностью вузов
№ п/пДефиницияОпределение
1.Инновационный продукт вузаРезультат коммерциализации новых знаний и технологий, создаваемых сотрудниками вуза.
2.Инновационный процессПоследовательная реализация этапов инновационного цикла при создании инновационного продукта.
3.Инновационная инфраструктура вузаСовокупность научных, образовательных, производственных, социальных и иных подразделений вуза, участвующих в реализации инновационного процесса.
4.Инновационный потенциал вузаСовокупность факторов, определяющих состояние и перспективы развития элементов инновационной инфраструктуры вуза.
5.Инновационная деятельность вузаДеятельность, направленная на создание инновационных продуктов путем реализации всех этапов инновационного цикла.
6.Управление инновационной деятельностью вузаЦеленаправленное воздействие на инновационный цикл, реализуемый в вузе с целью получения экономического, социального, экологического и иных эффектов.


Литература
1. Шумпетер Й. Теория экономического развития / Пер. с нем. — M.: Прогресс, 1982.
2. Санто Б. Инновация как средство экономического развития / Пер. с венгр. — М.: Прогресс, 1990.
3. Cooke Ian. Introduction to Innovation and Technology Transfer / Ian Cooke, P. Mayers. — Boston: Artech House, Inc., 1996. — 235 p.
4. Dodgson M. The management of technological innovation: An international and strategic approach / M. Dodgson. — Oxford University Press, 2000. — 248 p.
5. Медынский В.Г. Реинжиниринг инновационного предпринимательства / В.Г. Медынский, С.В. Ильдеменов. — М.: ЮНИТИ, 1999.
6. Титов А.Б. Организационные методы управления нововведениями. — СПб: Изд-во СПбГУЭФ, 1998.
7. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов / Под ред. С.Д. Ильенковой. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999.
8. Гольдштейн Г.Я. Стратегический инновационный менеджмент- системный фактор глобальной конкуренции // Труды конференции «Системный анализ в проектировании и управлении». — СПбГТУ, 2001.
9. Инновационный менеджмент. Справочное пособие / Под ред. П.Н. Завлина. — 2-е изд. перераб. и доп. — М.: Центр исследований и статистики науки, 1998.
10. Бездудный Ф.Ф., Смирнова Г.А., Нечаева О.Д. Сущность понятия инновация и его классификация // Инновации. — 1998. — № 2–3 (13).
11. Ковалев Р.Д. Основы инновационного менеджмента: Учебник для вузов / Под ред. В.А. Швандара. — М.: ЮНИТИ — Дана, 1999.
12. Управленческие нововведения в США: проблема внедрения / Отв. ред. Ю.А. Ушанов. — М.: Наука, 1986.
13. Терминологический словарь по вопросам управления инновационными проектами / Сост. И.А. Липанова, И.С. Терентьева, под общ. ред. А.В. Суворинова. — СПб.: СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2004.
14. Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент. — СПб.: Питер, 2009.
15. Янковский К.П., Мухарь И.Ф. Организация инвестиционной и инновационной деятельности. — СПб.: Питер, 2001.
16. Концепция инновационной политики Российской Федерации на 1998–2000 гг. (одобрена Постановлением Правительства РФ от 24.07.98, № 832) / Российская газета. 1998. 19 августа.
17. Направления развития инновационной деятельности в высшей школе. Министерство образования Российской Федерации / Г.Г. Андреев, А.В. Берестов, А.Д. Викторов и др.; Под ред. А.В. Суворинова. — СПб.: СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2003. — 60 с.
18. Основы создания университетских комплексов / В.Е. Шукшунов, А.Н. Ткачев, В.В. Ленченко, А.Я. Третьяк и др. — Новочеркасск: ЮРГТУ (НПИ), 2002.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2022
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия