| | Проблемы современной экономики, N 4 (40), 2011 | | ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ | | Ноздрин В. В. доцент кафедры экономического анализа и управления недвижимостью Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета,
кандидат экономических наук
| |
| | В статье рассматриваются содержание, сущность и базовые принципы формирования инновационной среды в экономических системах на современном этапе развития российской экономики. Выявлены ключевые проблемы формирования инновационной среды в российских технических вузах. Сформированы основные задачи и их решения | Ключевые слова: инновационная среда, технический вуз, принцип формирования, экономические системы | УДК 334.02; ББК 65 | Основной стратегической задачей развития отечественной экономики является переход от сырьевой к инновационной модели, базирующейся на интеллектуальных ресурсах, наукоемких и информационных технологиях.
Инновационная экономика формирует такую систему взаимоотношений между наукой, производством и обществом, при которой инновации служат основой эффективного социально-экономического развития, а тенденции развития этого общества определяют важнейшие направления инновационной деятельности.
Следовательно, в рамках частно-государственного партнерства объединение усилий предпринимательской, научной среды и общества в целом призвано обеспечить формирование механизма инновационного развития страны.
Необходимость перехода России на инновационный путь развития национальной экономики требует детального изучения принципов формирования инновационной среды в экономических системах.
Поскольку процесс инновационного развития может эффективно протекать только в определенных условиях, созданных инновационной средой, являющейся в свою очередь предпосылкой формирования действенной инновационной системы, рассмотрим сущность и принципы формирования инновационной среды в экономических системах.
Понятие «инновационная среда» появилось в 1980-е годы как средство анализа системных условий, предоставляемых экономическим субъектам для производства новых идей, продуктов, создания новых производств и развития новых рынков, и описано Мануэлем Кастельсом. В частности, он пишет, что «под инновационной средой я понимаю специфическую совокупность отношений производства и менеджмента, основанную на социальной организации, которая в целом разделяет культуру труда и инструментальные цели, направленные на генерирование нового знания, новых процессов и новых продуктов. Хотя концепция среды не обязательно включает пространственное измерение, я утверждаю, что в случае отраслей информационной технологии, по крайней мере, в этом столетии пространственная близость является необходимым материальным условием существования таких сред из-за свойств природы взаимодействий в инновационном процессе. Специфику инновационной среды определяет именно ее способность генерировать синергию, т. е. добавленная стоимость получается не из кумулятивного эффекта элементов, присутствующих в среде, но из их взаимодействия. Инновационные среды являются фундаментальными источниками инновации и создания добавленной стоимости в процессе промышленного производства в информационную эпоху» [7].
Не претендуя на авторскую формулировку понятия «инновационной среды», в общем случае будем понимать под ней совокупность условий, обеспечивающих предпосылки для эффективного формирования и развития инновационной деятельности.
Поскольку повышение эффективности функционирования экономических систем за счет рационализации функций менеджмента (маркетинг, планирование, организация, разработка и принятие решений, оперативное руководство, контроль, коммуникации, мотивация и др.), также неизменно связано с инновационным развитием, при исследовании принципов формирования инновационной среды будем исходить из закономерностей развития экономических систем, представленных в табл.1.
Таблица 1
Закономерности развития социально-экономических систем уровня предприятия и их характеристики№ | Закономерности развития | Характеристики закономерностей |
---|
1 | Неравномерность | Различные функциональные свойства и направления деятельности предприятия развиваются неравномерно | 2 | Гетерохронность | Асинхронность фаз развития отдельных структурных подразделений и функциональных направлений пред-приятия | 3 | Неустойчивость | Развитие предприятия имеет волнообразный характер, включая периоды неустойчивости (кризисные явления) | 4 | Сензитивность | Период развития предприятия, сопровождающийся повышенной восприимчивостью к внешним воздействиям | 5 | Кумулятивность | Результат последующего развития предприятия определяется потенциалом, накопленный в предшествующие фазы развития | 6 | Дивергенция (ди-версификация) | Повышение разнообразия деятельности предприятия в процессе развития | 7 | Конвергенция (специализация) | Усиление избирательности деятельности предприятия, сосредоточение на развитии наиболее сильных сторон |
С учетом закономерностей развития социально-экономических систем (табл.1) в качестве ключевого принципа формирования инновационной среды следует рассматривать принцип обеспечения возможностей для реализации новых технологий решения задач. Этот принцип означает, что инновационная среда предприятия призвана обеспечивать возможность осуществления качественно новых решений инновационных проблем на последующих этапах развития, а не повторять механически технологии инновационного развития, реализуемые в предыдущих этапах.
Другим определяющим принципом формирования инновационной среды экономических систем является принцип системного подхода. Согласно этому принципу формирование инновационной среды должно основываться на системном анализе как объекта, так и процессов инновационного развития. Это означает необходимость определения критериев эффективности формирования инновационной среды с системных позиций.
Не менее важен для формирования инновационной среды экономических систем принцип первого руководителя, означающий, что разработка требований и реализация процессов формирования инновационной среды должны возглавляться руководителем экономической системы, гарантирующим легитимность реализуемых процессов и соответствующие восприятие их исполнителями.
Ключевым принципом формирования инновационной среды экономических систем является принцип обеспечения непрерывного развития. Этот принцип означает, что основные идеи формирования инновационной среды, структура и конкретные решения по ее формированию должны позволять относительно просто приспосабливать экономическую систему к решению инновационных задач, возникающих уже в процессе инновационного развития, в том числе в результате подключения новых участков, расширения и модернизации экономической системы, повышения уровня ее информационно-математического, технологического и т.д. обеспечения.
В эпоху развития информационной экономики базовым принципом формирования инновационной среды экономических систем является принцип единства информационной базы. Этот принцип означает, что в системе формирования и развития инновационной среды должна накапливаться (и своевременно обновляться) информация, необходимая для решения не какой-то одной или нескольких задач инновационного развития, а для решения всей совокупности задач осуществления инновационной деятельности.
Поскольку большинство процессов инновационного развития экономических систем взаимосвязаны и поэтому не могут быть сведены к простому независимому набору отдельных задач, важной особенностью формирования инновационной среды является реализация принципа комплексности задач и рабочих программ. Следует отметить, что этот принцип тесно перекликается с принципом синергии.
Рассматривая инновационную среду экономических систем как некое пространство особых возможностей, нельзя не выделить принцип согласования пропускной способности различных звеньев экономической системы, который означает, что инновационная среда должна обеспечивать согласованную скорость переработки исходных ресурсов в конечную продукцию в различных звеньях системы, чтобы избежать «узких мест» — заторов и перегрузок узлов системы, а также существенных простоев узлов, приводящих к неэффективному их использованию.
Учитывая множественный характер заявок, включаемых в портфель заказа экономических систем, при формировании инновационной среды нельзя не учесть принцип унификации. Этот принцип означает, что формирование инновационной среды экономических систем связано с организационным, техническим комплексом, системным обеспечением, рабочими программами и планами, должно предусматривать охват реализуемыми решениями возможно более широкого спектра потенциальных задач организации, которые при реализации принципа унификации можно будет включить в портфель заказов экономической системы.
Рассмотрение внешнего мира не только как общего для всех места снабжения, производства и сбыта инновационной продукции, отражающего готовность предприятия участвовать в процессах глобализации, но и как источник развития инновационного потенциала, требует при формирование инновационной среды экономических систем реализации принципа открытости. При этом признается, что самыми эффективными являются непосредственные контакты с участниками рынка (система «предприятие без дверей»).
Поскольку управление инновационным развитием экономических систем опирается на мысленную картину ее будущего и признание того, что прогресс как способ развития организации гораздо более важен, чем просто выживание и поддержание бизнеса на одном и том же уровне, при формирование инновационной среды экономических систем важнейшим условием является реализация принципа ориентации на будущее.
И наконец, поскольку инновационная деятельность связана с эффективным использованием интеллектуальных ресурсов и их наращиванием, что гораздо важнее, чем использование и развитие материальных ресурсов, при формировании инновационной среды экономических систем ключевое значение приобретает принцип творческого, созидательного подхода.
Таким образом, в качестве ключевых принципов формирования инновационной среды в экономических системах следует рассматривать:
1) принцип обеспечения возможностей для реализации новых технологий решения задач;
2) принцип системного подхода;
3) принцип первого руководителя;
4) принцип обеспечения непрерывного развития;
5) принцип единства информационной базы;
6) принцип комплексности задач и рабочих программ;
7) принцип синергии;
8) принцип согласования пропускной способности различных звеньев экономической системы;
9) принцип унификации;
10) принцип открытости;
11) принцип ориентации на будущее;
12) принцип творческого, созидательного подхода.
Опора на указанные принципы обеспечивает возможность исследования современных тенденций развития форм и способов формирования инновационной среды в экономических системах.
На пути к формированию инновационной модели отечественная экономика испытывает немало проблем. Одна из центральных проблем формирования и развития экономики инновационного типа заключается в фактической попытке скачкообразного перехода к высокотехнологичной экономике. Несостоятельность попыток такого перехода мы наблюдаем на примере функционирования центра «Сколково».
Проблема формирования инновационной экономики на основе экономики знаний в России имеет несколько источников.
С одной стороны, отечественная технологическая база, являющаяся фундаментом экономического роста, в последние двадцать лет не получила должного развития в нашей стране, и фактически стояла не месте. Физический и моральный износ основных фондов в сочетании с дефицитом успешных инновационных разработок фактически исключает возможность создания конкурентоспособной продукции. Об этом, в частности, свидетельствует доля наукоемкой продукции России на мировой арене, составляющая менее 0,3%.
С другой стороны, Россия испытывает серьезные трудности высокотехнологического развития в связи с отсутствием соответствующих кадров. По мере сокращения отечественной промышленной базы в сфере обрабатывающих производств, в высшей школе наметился значительный дисбаланс между техническим и естественнонаучными направлениями подготовки кадров, с одной стороны, и общественными и гуманитарным направлениями с другой в пользу последних (рис.1 и 2). | | | Рис. 1. Подготовка кадров (в % от общего числа) по общественным и гуманитарным наукам | | | Рис.2. Подготовка кадров (в % от общего числа) по естественным наукам, инженерному делу, производству, строительству, сельскому хозяйству | Проблема подготовки кадров в технических вузах носит не только количественный, но и качественный характер.
Во-первых, в технических вузах РФ, несмотря на сравнительно высокий уровень подготовки по общепрофессиональным и специальным дисциплинам подготовка ведется преимущественно на базе технологий, отстающих от мирового уровня на 1-2 поколения. Это является серьезнейшим препятствием на пути инновационного развития отечественной экономики.
Во-вторых, несмотря на сохранение в ряде технических вузов эффективной системы практической подготовки кадров на основе базовых кафедр (кафедр, базирующихся на производственной базе ведущих предприятий), в целом на протяжении последних десятилетий наблюдается существенное рассогласование между направлением и уровнем подготовки кадров и их практической деятельностью. Это традиционно приводит к удорожанию подготовки кадров и снижает экономическую эффективность процессов инновационного развития хозяйствующих субъектов.
В-третьих, в условиях сокращения бюджетного финансирования фундаментальных исследований (в первую очередь учреждений Российской академии наук) ослабла связь технических вузов с академической средой, что также не способствует процессам инновационного развития экономики.
В-четвертых, одна из важнейших проблем заключается в самой системе подготовки студентов технических специальностей, программы которых перегружены общественными и гуманитарными дисциплинами, фактически сократившими курсы специальных дисциплин до предела.
Таким образом, возникает объективная необходимость инновационного развития технических вузов как с точки зрения внутренних связей, определяющих этапы развития, так и с точки зрения внешних связей с организациями в сфере производства и науки.
В этих условиях формирование инновационной среды в технических вузах представляет собой актуальную научную проблему, имеющую большое народнохозяйственное значение.
В общей проблеме превращения инновационного потенциала высшей школы в один из решающих факторов перспективного экономического развития национальной экономики проблема методологии формирования инновационной среды в технических вузах не нашла должного отражения в научной литературе. В частности, не раскрыты характеристики инновационной среды технических вузов, определяющие характер внутренних связей и внешних связей с производственной и научной средой.
В этой связи была сформирована научная проблема развития методологических основ формирования инновационной среды в технических вузах, обеспечивающих гармонизацию внутренних пространственно-временных взаимосвязей, а также повышение эффективности взаимодействия технических вузов с производственной и научной средой.
В условиях формирования экономики, основанной на знаниях, была выдвинута гипотеза, согласно которой разрабатываемая методология формирования инновационной среды в технических вузах должна обеспечивать сбалансированность:
— воспроизводства производственных и научных кадров, определяющих темпы научного роста технических вузов и способных изменить в отечественном промышленном производстве соотношение традиционной и инновационной продукции в пользу последних;
— соотношения исследовательских инновационных разработок и опытного производства технико-технологических инноваций, определяющих внутренние бизнес-процессы технических вузов, реализуемых с темпами, опережающими мировой уровень;
— образовательных структур, адаптивных к изменениям рыночной конъюнктуры на отраслевом и межотраслевом уровнях, и инновационной инфраструктуры развития технических вузов, определяющих уровень образования и развития вузов;
— между производством и сбытом техническим вузов, как инновационных разработок, так и специалистов, определяющих взаимоотношения с клиентами, в том числе на долгосрочной целевой основе. | | | Рис.3. Алгоритм разработки методологии формирования инновационной среды в технических вузах | Уместно предположить, что в эпоху формирования шестого технологического уклада экономики, указанные направления сбалансированности интенсивного инновационного развития технических вузов с учетом их специфики должны лечь в основу методологии формирования инновационной среды в технических вузах.
Достижение поставленной цели предполагается осуществить путем решения совокупности задач, представленных на рис.3.
Решение первой задачи предполагает определение содержания, сущности и базовых принципов формирования инновационной среды в экономических системах. На этой основе устанавливаются современные тенденции развития ее форм и способов. В результате выявляются методологические проблемы и определяются потенциальные пути их решения.
При исследовании особенностей анализа, оценки, моделирования и прогнозирования процессов создания инновационной среды в технических вузах осуществляется определение характеристик этих процессов как объектов исследования. На этой основе проводится анализ сложившихся подходов к оценке и, в результате, устанавливаются особенности их моделирования и прогнозирования.
При формировании концепции (см. рис.3) предполагается разработка системы базовых требований к созданию инновационной среды в технических вузах в условиях социально ориентированной инновационной экономики. На этой основе осуществляется разработка концептуального подхода к аналитико-оценочной составляющей, обеспечивается разработка концептуальных положений моделирования и прогнозирования рассматриваемых процессов. В качестве логического итога предполагается обоснование концептуальных основ реализации процессного подхода.
При решении четвертой задачи осуществляется разработка системы комплексного анализа. При этом разрабатывается система критериев оценки эффективности и на этой основе производится синтез моделей исследования процессов реализации инновационной деятельности в технических вузах в условиях динамического развития инновационной среды. В результате производится построение моделей управления эффективным развитием инновационной среды в технических вузах.
При разработке организационно-технологических основ предполагается формирование системы маркетинга и планирования, а также разработка системы организации и контроля. С учетом факторов риска и неопределенности предполагается разработка системы корректировки процессов развития инновационной среды в технических вузах.
Таким образом, представленные положения позволяют выявить, проанализировать и разрешить проблемы инновационного развития технических вузов на основе управления основными параметрами инновационных процессов в рамках формирования инновационной среды, обеспечивающей научно-техническое и организационное обновление технических вузов, адекватное процессам формирования экономики знаний. При этом также предполагается разработка методов и инструментов оценки результатов инновационной деятельности технических вузов. |
| |
|
|