| | Проблемы современной экономики, N 4 (40), 2011 | | ЭКОНОМИКА АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА | | Гафиятов И. З. директор Нижнекамского института информационных технологий
и телекоммуникаций КГТУ им. А.Н. Туполева,
доктор экономических наук, профессор Лебедева О. И. доцент кафедры экономики и менеджмента
Нижнекамского института информационных технологий и телекоммуникаций Казанского государственного технического университета им. А.Н.Туполева,
кандидат экономических наук
| |
| | В статье рассматривается земля, как фактор производства. Исследуются различные интересы общества по поводу эффективного управления земельным фондом, а также цели и задачи управления данным ограниченным ресурсом | Ключевые слова: земельные отношения, земельный фонд | УДК 332(075); ББК 65.422.5 | С переходом России к рыночным отношениям недвижимое имущество становится товаром, и рынок недвижимости набирает обороты. Недвижимость включает в себя объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения. Рынок недвижимости — это совокупность отношений вокруг операций с объектами недвижимости (продажа, покупка, аренда, залог и т.п.). Разумеется, и сегментация рынка, и позиционирование продукта — все это лишь инструменты, которые используются для достижения главной задачи — принятия оптимального экономического решения, приносящего максимальный доход предпринимателю. Их значение состоит, прежде всего в том, чтобы физические характеристики (качество) создаваемых (продаваемых) объектов соответствовали их экономическим характеристикам (цене, доходу) и представлениям потребителей предлагаемых к реализации объектов.
Спрос на недвижимость подчиняется общим законам функционирования рыночной экономики, находясь в обратной зависимости от ценового фактора. Это отражается в отрицательном наклоне кривой спроса. Характер изогнутости различается на различных интервалах кривой, что связано с изменениями эластичности спроса. Длительность интервалов зависит от степени реакции потребителей в ответ на изменение показателей рынка недвижимости. Отложенный спрос и неоправданные ожидания характеризуют неэластичный участок кривой спроса, этап стабилизации и насыщения рынка приводит к некоторому росту эластичности. Однако возможность более значительного роста эластичности, который мог бы произойти при поступлении на рынок недвижимости дополнительных финансовых ресурсов в большом объеме, нивелируется стационарностью, высокой стоимостью и низкой ликвидностью товара на рынке недвижимости. Эти его особенности оказывают тормозящее влияние на рост эластичности спроса, в результате чего общая эластичность спроса на рынке недвижимости остается низкой.
Предложение недвижимости в краткосрочном периоде неэластично, что вызвано длительностью технологического процесса, невозможностью мгновенного производства (строительства или реконструкции) недвижимости или ее уничтожения (за счет амортизации или разрушения) в ответ на изменение спроса или его структуры. На разных рынках, составляющих рынок недвижимости, эластичность спроса и предложения неодинакова.
Рынок земли является неотъемлемой частью экономики любого развитого государства и рынка недвижимости в целом. В развитых странах принимаются законы, которые стоят на защите любых прав собственности, в том числе и земельной. Возникновение рынка земли в РФ на современном этапе развития общества породило различные противоречия при освещении этого вопроса. Это вполне естественно, т.к. российский рынок начал развиваться сравнительно недавно и изменения системы ценностей породили новый интерес общества к земельной проблеме.
Проблемы развития земельных отношений в условиях реформирования экономики приобретают особое значение. Государственное регулирование земельных отношений должно сопровождаться учетом интересов землепользователей и землевладельцев. Рыночное регулирование должно осуществляться на основе спроса и предложения, формирующегося с учетом запроса пользователей и землевладельцев земельных участков. Однако в настоящее время все еще остается актуальным вопрос механизма регулирования предоставления и продажи земельных участков, не сформирована земельная политика, направленная на соблюдение законных прав землевладельцев и землепользователей.
До введения земельного законодательства в Российской Федерации все земельные ресурсы находились в государственной собственности и рынка земельных ресурсов, как такового, не существовало. Государство само распоряжалось земельными ресурсами по своему усмотрению, не получая при этом прибыли и не развивая общественные отношения в этом направлении. Но по мере возникновения рыночных отношений, земля становится товаром — объектом хозяйственного оборота, который оказывает влияние не только на развитие экономических отношений между физическими и юридическими лицами и экономику страны в целом, но и на развитие внешнеэкономических отношений.
Наряду с другими рынками, рынок земельных ресурсов в России еще до конца не развит, он только формируется, создаются новые нормативно-правовые базы, разрабатываются различные проекты и программы, которые помогают решать сложные вопросы на пути становления земельных отношений.
Земельно-ресурсный потенциал России — это 1709 млн га земли (12,5% мировой территории) и 420 млн га континентального шельфа. На территории России сосредоточено 55% запасов черноземных почв мира, 50% запасов пресной воды и 60% запасов древесины хвойных пород; разведанные запасы энергоносителей, которые находятся в земле России, составляют около 30% мировых запасов. Обеспеченность России земельными ресурсами — важнейший экономический и политический фактор развития общественного производства.
Существующая в настоящее время система государственного управления земельными ресурсами значительно затрудняет оборот земель, так как процесс оформления прав на недвижимость является для собственника затруднительным и сопровождается значительными затратами времени, которые работают против собственника. Это не позволяет осуществить полную инвентаризацию, государственный кадастровый учет и регистрацию прав на землю, и другие объекты недвижимого имущества.
Необходимо совершенствовать и развивать существующие принципы налогообложения, а также подходы к массовой оценке недвижимого имущества, которые должны опираться на особенности российских условий.
Земельные ресурсы являются одним из трех главных факторов производства (труд, земля, капитал). В данном контексте земля является пространственным базисом размещения всех форм жизнедеятельности и производства. На современном этапе развития и совершенствования земельной политики различают три составляющих, обеспечивающих функционирование системы отношений в сфере землепользования и землевладения:
1. Наличие полной и достоверной информации. В настоящее время в России не создана система достоверной информации о рынке земли, что существенно затрудняет координацию деятельности земельного сектора экономики.
2. Формирование целей земельной политики: обеспеченность земельными территориями устойчивого развития экономики и социальной сферы. Четкого осмысления целей земельной политики в России пока не наблюдается, что сопровождается недопониманием между различными структурами функционирования земельного рынка.
3. Определение механизма реализации целей. Чёткий механизм пока не сформирован.
В современных условиях развития экономики России основные усилия в области земельных преобразований должны быть направлены на создание инфраструктуры и практической реализации цивилизованного оборота земель в масштабе страны.
Таким образом, хотя рынок земли только формируется, система экономических отношений требует совершенствования правового обеспечения управления земельными ресурсами, поэтому возникают проблемы функционирования рынка земли. В настоящее время государство разрабатывает различные проекты и программы, которые помогают решать сложные вопросы на пути становления земельных отношений.
Рынок земли является инструментом аграрной политики и политики по использованию земельных ресурсов. Конечно, размер хозяйств в Европе и в заокеанских странах — это совершенно разные понятия: в США размер хозяйства существенно больше, чем в Европе. Однако рост средних размеров хозяйств — это всеобщее явление. Такое увеличение средних размеров хозяйств идет как за счет действия рыночных сил, так и за счет государственной политики, прежде всего в Европейском Союзе, где в течение длительного периода времени идет выкуп мелких хозяйств, продажа их более крупным.
Цель такого укрупнения хозяйств — способствование развитию коммерческих фермерских предприятий. Проведение аграрных реформ в Испании, на юге Италии, в какой-то степени в Японии было направлено на ликвидацию помещичьего землевладения, которое обычно рассматривается как пережиток феодального строя в сельском хозяйстве. Отсюда и существование в ряде государств законов о максимальных размерах земельных владений.
Западное законодательство отрицательно относится к приобретению земель юридическими лицами. Их могут приобретать лишь физические лица, причем подпадающие под определенные, довольно жесткие ограничения. В особенности это касается Европы. К данным требованиям относятся: наличие специального сельскохозяйственного образования, опыта работы, проживание в сельской местности, обладание соответствующим капиталом для ведения сельского хозяйства. Весь смысл этого законодательства в том, что земля должна находиться в руках у эффективного земельного собственника.
Существенным фактором в системе землепользования и на рынке земли в целом является государственное регулирование. Важной сферой государственного регулирования является сохранение сельскохозяйственного земельного фонда. При тех колоссальных различиях в ценах на сельскохозяйственные земли, и те земли, которые идут под жилищную и промышленную застройку в условиях урбанизации и индустриализации, такая политика государства является важной функцией регулирования земельного рынка с жесткими правилами отвода земель. Также существенную роль играют и экономические рычаги, в частности налогообложение с дифференциацией поземельного налога в зависимости от использования земли.
Покупка и аренда земли являются наиболее распространенными способами передачи прав землевладения и землепользования, часто в современных условиях в целях укрупнения ферм и создания экономически более стабильных хозяйств. В аграрной политике ряда развитых стран проявляется тенденция борьбы с созданием латифундий, препятствования сосредоточению в одних руках слишком больших массивов земли. Большинство западных стран осуществляет в достаточной степени плотный контроль над рынком земли.
В то же время есть страны с гораздо более либеральным режимом рынка земли — имеется ввиду торговля и аренда земли, хотя и там существуют ограничения по выводу сельскохозяйственных земель из оборота, налогообложению, праву наследования и другим факторам. К таким странам, прежде всего, относятся США, Австралия, Канада. Несколько меньший контроль существует в Великобритании, Бельгии и Греции. Однако и здесь государство резервирует за собой право вмешательства, например, с экологической точки зрения. Так, в Австралии, где большая часть земли является государственной собственностью, выдача разрешений на ее использование или сдача в аренду обусловливаются соблюдением фермерами соответствующих правил использования земли: контроля над эрозией и предотвращения опустынивания.
Особое значение имеет законодательство по аренде. В целом можно констатировать стремление многих государств удлинить сроки аренды и стабилизировать арендные ставки. В число стран с либеральной практикой рынка аренды, кроме США, можно отнести также Австралию, Канаду и Новую Зеландию. В Западной Европе в большинстве случаев предусмотрена минимальная длительность аренды как в целом фермы, так и участка земли. Только в таких странах как Норвегия, Дания, а из развитых неевропейских — Япония, установлен максимум срока аренды, а короткий срок — в Ирландии, т.е. в странах, где сама по себе аренда не играет существенной роли. В Дании установлен максимальный срок аренды — 30 лет.
Различная практика существует и по установлению размеров арендной платы. В Дании, Ирландии, Греции, Люксембурге и Норвегии землевладелец и арендатор самостоятельно договариваются об уровне арендных платежей. В других государствах, где аренда играет значительно большую роль, существует законодательство по регулированию арендной платы. В Великобритании обе стороны могут самостоятельно определить размер арендной платы, но затем она идет на рассмотрение и утверждение местных властей, которые руководствуются соответствующими стандартами, регулирующими размер такой оплаты. Власти могут контролировать арендную плату путем установления максимальных или стандартных ее размеров. На этой основе готовятся фактически контракты по аренде. Такая практика существует в Нидерландах, Испании, Бельгии, Португалии и Японии. Арендная плата исчисляется при этом в денежной форме, исходя из потенциального урожая и цен за прошедшие годы.
Наследование — одна из форм смены владельцев земли, и как таковая является одним из элементов земельного рынка. В первой группе стран: группа стран с германским гражданским правом, ориентированных на германский гражданский кодекс и на немецкую юридическую практику (к числу этих стран можно отнести саму Германию, Австрию, Швейцарию и Грецию; близки к ним как теоретически, так и практически правовые системы скандинавских стран — Швеции, Норвегии, Дании и Финляндии). В наследственном земельном праве широко распространен принцип, что завещатель не в праве произвольно завещать свое земельное имущество, и оно, как правило, должно переходить лишь к одному из наследников, а все остальные должны получать соответствующие денежные или имущественные компенсации. В Норвегии акт о наследовании преследует две цели структурной политики — закрепление сельского населения во всех районах страны, в том числе и менее благоприятных, путем поддержки местных фермеров, причем осуществляется политика с ориентацией на фермера-собственника земли, препятствуя при этом дроблению хозяйства (по закону хозяйства переходят к старшему из детей). В Швеции, с ее традиционно высоким уровнем государственного регулирования, при получении наследства требуется разрешение властей на ведение хозяйства, с целью сохранения его целостности, а если возникает проблема с выделением одного из участков, то на это также требуется разрешение. Во Франции был принят принцип «преференциального наследника», который применяется в том случае, если ферма подлежит разделу между несколькими наследниками. Исходя из этого принципа, из числа наследников местным судом избирается наиболее квалифицированный кандидат во владельцы фермы. Ему передается все хозяйство, а он должен возместить в течение 10 лет остальным сонаследникам их долю в наследстве. Есть и другой вариант, который предусмотрен законом. Он состоит в создании «группового сельскохозяйственного предприятия». В Италии существует специальное законодательство, направленное на сохранение семейных ферм. В случае наличия нескольких наследников, сонаследники имеют право продать свою долю, но только основному наследнику. При этом, если данный сонаследник не желает заниматься сельским хозяйством в течение ближайших пяти лет, то его участок продается в принудительном порядке основному сонаследнику, причем цену на участок устанавливают местные сельскохозяйственные органы. В Японии наследование земли определяется совместным решением всех наследников, свободных в выборе метода деления наследства, но, как правило, не ставится под сомнение целостность сельскохозяйственного предприятия, в особенности с учетом крайне мелких земельных наделов в стране.
В ряде стран также практикуются ограничения на возможности иностранцев по покупке земли. Такие ограничения действуют в Австрии, в Чешской республике, Исландии и Турции. В Европейском Союзе льготы на покупку земли иностранцами распространяются лишь на граждан стран этой международной организации, по отношению ко всем остальным устанавливаются ограничения. В Австралии эти ограничения применяются в основном в западной части континента, чтобы обеспечить за австралийцами контроль за большей частью еще слабо используемых земель. В Канаде это регулирование носит более жесткий характер, с целью ограничения, либо недопущения иностранной собственности на землю. В Японии в сельском хозяйстве, так же как и во многих других отраслях экономики, традиционно проводится политика по ограничению зарубежных капиталовложений. В сельском же хозяйстве запрещены иностранные капиталовложения не только в землю, но в целом в сельскохозяйственное производство. Это же касается лесного и рыбного хозяйства. В США имеется весьма разнообразный опыт по предоставлению прав на покупку земли, либо ограничению этих прав для иностранцев. В 1978 году был принят Акт о зарубежных капиталовложениях в сельское хозяйство. По этому федеральному акту иностранцам не запрещается приобретать сельхозугодья в США, но в каждом отдельном случае такие сведения должны доводиться Министра сельского хозяйства США. То же самое касается и лесных угодий.
Проанализировав некоторые аспекты развития земельных отношений в разных странах, можно сформулировать собственный взгляд на необходимость совершенствования земельного законодательства РФ, которое должно основываться на уже имеющемся мировом опыте с обязательной ориентацией на российские условия.
Наиболее спорными элементами государственного управления землей и недвижимостью в России представляются — смешение публично-правовых и частно-правовых функций в одном органе государственной власти и организация взаимодействий между системами технического учета и системой государственной регистрации прав на объекты недвижимости и сделок с ними. Очевидные конфликты интересов возникают, когда решения по земле и другим объектам недвижимости принимаются ведомством, которое также имеет полномочия представлять интересы собственника федеральной недвижимости.
Контроль за охраной и использованием земель — это административная деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, которая выражается в осуществлении проверок за состоянием земель, выполнением мероприятий по рациональному использованию и охране земельных участков и соблюдение земельного законодательства. Действующее законодательство предусматривает несколько видов контроля: государственный, муниципальный, общественный и производственный контроль.
Институт рынка земельных участков, в настоящее время, предполагает повышение эффективности землепользования, получение дополнительного дохода с помощью сдачи земельных участков в аренду. Классификация рынка недвижимости позволяет выделить в его составе рынок аренды — наиболее конкурентный из всех рынков, формирующих национальный рынок недвижимости. Его особенностью является большая эластичность спроса и предложения, связанная с тем, что товар на рынке аренды не соответствует определению товара на рынке недвижимости в части некоторых его особенностей. Здесь он в большей степени является инвестиционным товаром, чем потребительским, обладает делимостью, большей ликвидностью. Кроме того, на данном рынке выше динамика спроса и больше эластичность предложения и он в меньшей степени подвержен государственному регулированию. В настоящее время, в качестве базы формирования арендной стоимости земельного участка, используется ставка земельного налога. Кроме этого, величина арендной платы зависит от дифференциальной ренты, которую будет получать арендатор. Также, для более точной оценки арендных платежей, рассчитывают корректировочные коэффициенты, применяемые для базовой величины арендной платы, учитывают поправки на расположение участка (удаленность от центральной усадьбы, дорог и пр.).
Отсутствие у собственников недвижимости прав собственности на землю, а значит и отсутствие надежных правовых гарантий на недвижимость становится причиной фрагментарности рынка недвижимости, высокой степени его региональной локализации. Недостаточное предложение участков под застройку предопределяется преимущественно административными методами их распределения, трудностью легального оборота земельных участков. Нормы Земельного кодекса РФ и Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» не используются в полной мере в рыночных механизмах оборота земель.
Таким образом, в целях повышения эффективности землепользования и получения максимальной выгоды от использования земельных угодий необходимо продумать все возможные варианты, выбор наилучшего приведет к получению большей прибыли.
Процесс преобразования земельных отношений стал одним из наиболее характерных путей развития и агропромышленного сектора экономики. Этот процесс в современных условиях стал обычным явлением. Однако следует иметь в виду, что данный механизм становления и развития земельного сектора не является раз и навсегда данным. Он, во-первых, имеет историю своего становления, во-вторых, — эволюционирует, совершенствуется в своём развитии; видоизменяются формы представления земельного сектора как важной составляющей развития экономики в целом. В связи с этим, значительный интерес представляют анализ и систематизация предпосылок формирования современных земельных отношений в системе «Россия и ВТО».
Необходимость вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО) обусловлена задачами интеграции в мировую экономическую систему, созданием более благоприятных условий доступа на внешние рынки, привлечения зарубежных инвестиций и технологий. В этой связи представляется целесообразным рассмотреть ряд вопросов, касающихся агропродовольственной торговли, которая, в настоящая время, является основным нерешенным вопросом ВТО, и в переговорном процессе, по оценкам экспертов, до 60% времени уходит именно на выработку соглашений по этой сфере.
Уменьшение государственной поддержки повышает риск снижения конкурентоспособности отечественной продукции на внутренних и внешних рынках и может сформировать неблагоприятные условия для развития отдельных отраслей экономики страны в будущем. В середине прошлого века мировая экономическая наука, а за ней и международная практика стали признавать, что чрезмерное использование средств налогоплательщика для поддержания отдельных отраслей экономики не отвечает оптимальным условиям использования ресурсов, ведет к необоснованному удорожанию продукции и к снижению общей эффективности мирового хозяйства. Поэтому и принципы торгового либерализма были приняты как наиболее выгодное для всех положение дел.
Особенно сложны процессы, связанные с либерализацией аграрной торговли. Попытки снизить аграрный протекционизм в мировой торговле в рамках ГАТТ начались в конце 60-х гг. прошлого века, и только в 1994 г. в Маракеше было принято Соглашение по сельскому хозяйству Уругвайского раунда ГАТТ, которое является главным документом, регулирующим мировую агропродовольственную торговлю. Помимо этого были приняты Соглашение о санитарных и фитосанитарных стандартах и Соглашение о технических барьерах в торговле. Соглашение по сельскому хозяйству направлено на ограничение мер, стимулирующих производство и искажающих торговлю, и, таким образом, должно постепенно позволить глобальному агропродовольственному рынку функционировать в соответствии с сигналами рынка, а не по правилам конкуренции субсидий.
Соглашение по сельскому хозяйству определяется тремя основными принципами, обязательствами стран-участниц ВТО в отношении:
— доступа на рынок;
— экспортных субсидий;
— внутренней поддержки АПК.
Соглашение по сельскому хозяйству классифицирует меры государственной поддержки сельского хозяйства (Domestic Support) в соответствии с одной из трех категорий, получивших в терминах ВТО название «корзина».
Совокупная мера поддержки — «желтая корзина» (Amber Box Policies). Мероприятия аграрной политики этой корзины считаются стимулирующими производство.
Меры «голубой корзины» (Blue Box Policies) связаны с прямыми выплатами в рамках программ сокращения производства (эти выплаты не должны подвергаться обязательному сокращению, если они основываются на фиксированных площадях и урожаях).
Меры «зеленой корзины» (Green Box Policies) осуществляются посредством государственных программ (не предполагают перераспределения средств от потребителей и не влекут за собой оказания ценовой поддержки производителям). Эти меры включают в себя: научные исследования, образование, информационно-консультационное обслуживание, ветеринарные и фитосанитарные мероприятия, распространение рыночной информации, содержание стратегических продовольственных запасов, программы регионального развития, страхование урожая, содействие структурной перестройке сельского хозяйства.
В целом требования ВТО направлены на сокращение только определенных мер государственной аграрной политики, которые оказывают негативное воздействие на эффективность международной торговли, тогда как в запасе у государств остается довольно широкий спектр мероприятий по поддержке аграрного сектора.
Следовательно, маркетинговую поддержку АПК качественно и, соответственно, количественно должны определять меры, осуществляемые в формате комплекса маркетинга (marketing-mix) — «4p») и обеспечения участников рынка продукции АПК рыночной информацией, в том числе маркетинговых исследований, независимо от организационной формы их проведения. При этом, вопросы ценообразования не могут попасть в ограничения «желтой корзины», так как методологически ограничение ВТО по ценам связано исключительно с вмешательством государства, а маркетинговое определение цены, как и маркетинг в целом, лежит вне сферы любых мер принудительного (позитивного или негативного характера) воздействия на принятие решений участниками рынка.
Градация мер государственной поддержки в формате «желтой и зеленой корзин» ВТО имеет принципиальное значение и в целом для АПК. Однако обучение обладает значительным мультипликативным эффектом развития. По существу, традиционные меры поддержки отечественного АПК — различные формы поддержания цен на продукцию, безвозвратных ссуд и беспроцентных (часто тоже безвозвратных) кредитов, всякого рода тарифные барьеры и квоты на импорт — обеспечивают только краткосрочную стабилизацию функционирования отрасли. В то время как меры «зеленой корзины» стимулируют творческий подход к решению вопросов конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках.
Меры государственной поддержки в этом случае могут быть, в частности, направлены на развитие информационной базы и технического обеспечения рыночной информацией участников рынка продукции АПК, стимулирование диверсификации товарной продукции и дифференциации методов ценообразования, развитие логистики и разных форм оптовых и розничных рынков, совершенствование методов рекламы и продвижения продукции АПК на внутренних и внешних рынках.
Таким образом, условия приема и членства в ВТО и зарубежных программах маркетинговой поддержки АПК показывают, что со стороны государства существует значительный потенциал институциональной и финансовой поддержки отечественного АПК в формате маркетинговых мер «зеленой корзины», обеспечивающих развитие АПК и его конкурентоспособность в условиях мировой торговли.
Агропромышленный комплекс производит жизненно важную для общества продукцию. В нем занято почти 30% работающих в сфере материального производства, задействована пятая часть производственных фондов, и создается около трети валового национального дохода. Важнейшим звеном агропромышленного комплекса является сельское хозяйство. Оно занимает особое место не только в агропромышленном комплексе, но и во всем народном хозяйстве. Развитие агропромышленного комплекса в решающей мере определяет состояние всего народнохозяйственного потенциала, уровень продовольственной безопасности государства и социально-экономическую обстановку в обществе.
В последнее время наблюдается снижение темпов развития сельского хозяйства, они отстают от темпов роста экономики в целом. Экономическая ситуация сельской местности остается сложной, более трети сельскохозяйственных организаций убыточны. Снижается уровень технической оснащенности агропроизводства, который приводит к неэффективному использованию земельных площадей.
Поэтому, в настоящее время необходимо сделать существенный упор на обеспечение пропорциональности и сбалансированности всех составляющих агропромышленного комплекса. Важный фактор эффективного развития АПК — интеграция между сельским хозяйством и переработкой, что создает благоприятные условия для согласованной экономической и научно-технической политики добровольно в нее входящих, но юридически самостоятельных предприятий. Преимущество крупного предприятия проявляется в более низкой себестоимости продукции, а малые предприятия находят свое место там, откуда трудно поставлять скоропортящуюся продукцию. Таким образом, возникает мотивация к организации единого управления всеми стадиями производства хозяйствующих субъектов, участвующих в совместном процессе, что открывает дополнительные источники роста производительности труда, возможности сбыта. Следовательно, устойчивый рост АПК невозможен без совершенствования отношений на внутреннем и внешнем агропродовольственном рынке, без развития инфраструктуры и введения новшеств.
Земля, как фактор производства, порождает различные интересы общества по поводу эффективного управления земельным фондом, а также различные цели и задачи управления данным ограниченным ресурсом. Его все возрастающая значимость должна найти адекватный учет и оценку в реальной экономической политике. |
| |
|
|