Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (40), 2011
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Елизарова Г. С.
аспирант кафедры организации и управления экономического факультета Санкт-Петербургского государственного горного университета

Концепция ресурсосберегающей стратегии развития подземного хранения природного газа
В статье обоснована актуальность разработки ресурсосберегающей стратегии развития в разрезе подземного хранения газа. Показаны компоненты стратегии и принципиальная схема формирования концепции. Разработаны организационные и финансово-экономические инструменты стимулирующего характера в области ресурсосбережения на объектах подземного хранения газа. Представлена концептуальная модель ресурсосберегающей стратегии развития подземного хранения природного газа
Ключевые слова: ресурсосбережение, подземное хранение газа, топливно-энергетический комплекс, потери, стратегия, инструмент
УДК 621.6:65.01; ББК 65.290-2:38.78

В настоящее время подземное хранение природного газа практически превратилось в самостоятельную подотрасль газовой промышленности, которая отличается не только технологическими особенностями, но и специфическими экономическими проблемами. С точки зрения экономических взаимосвязей, подземное хранение газа оказывает определенное влияние на объем капиталовложений и уровень эксплуатационных издержек Единой системы газоснабжения (ЕСГ). С другой стороны, основные вопросы экономики непосредственно самих подземных хранилищ газа (ПХГ), их расчетные параметры определяются факторами вне газотранспортной системы [4]. Поэтому вопросы повышения эффективности работы ПХГ необходимо коррелировать с условиями обеспечения надежности функционирования ЕСГ.
Исследованием проблем ресурсосбережения в экономической науке занимаются многие ученые-экономисты, однако, вопросу о разработке стратегии ресурсосбережения для подземного хранения газа не уделяется должное внимание. Анализ научной литературы и систематизация понятий, используемых в работах ведущих ученых и специалистов [1, 3, 7], помог автору в рамках исследования дать следующее определение ресурсосберегающей стратегии применительно к подземному хранению природного газа:
Ресурсосберегающая стратегия ПХГ — это система принятия управленческих решений, ориентированная на оптимизацию расхода природных ресурсов по отношению к суммарному объему закаченного и отобранного газа за цикл эксплуатации ПХГ, обеспечивающая надежность функционирования единой системы газоснабжения и реализуемая на основе согласования интересов государства, предпринимателей и потребителей.
Первым шагом к разработке стратегии ресурсосбережения является анализ потерь ресурсов по всей технологической цепочке топливно-энергетического комплекса (ТЭК). Потери в газовой отрасли (по данным Международного энергетического агентства) составляют 67,5 млрд м3 [7].
Всего в мире действует более 600 подземных хранилищ газа общей активной емкостью порядка 340 млрд м3. В настоящее время в нашей стране эксплуатируются 25 объектов ПХГ с объемом товарного газа 63,5 млрд м3, а за весь период эксплуатации ПХГ в России оборот газа в них составил около 2 трлн куб. м [9]. В силу того, что потери газа при его подземном хранении примерно составляют 1,5–3% от активного объема, а количество и объем объектов хранения увеличивается, можно примерно оценить в экономическом отношении убытки от потерь.
Понятие «потери» является экономической категорией, и означает, как правило, количество чего-либо неиспользованного по назначению, бесполезно растраченного, пропавшего, несбереженного [11]. Поэтому учету потерь при производстве должно уделяться особое внимание. Поскольку работать вообще без потерь невозможно, основной задачей является их минимизация до величины, которая не препятствует максимальному повышению эффективности [5]. Таким образом, возникла объективная проблема: нахождение научно-обоснованного пути повышения ресурсосбережения, сокращения потерь при подземном хранении природного газа и повышения качества услуг по газоснабжению с помощью ПХГ.
При создании концепции автор ориентировался на ключевые функции объектов подземного хранения газа:
● регулирование сезонной неравномерности газопотребления в РФ;
● хранение резервов газа на случай аномально холодных зим;
● регулирование неравномерности экспортных поставок газа;
● обеспечение подачи газа в случае нештатных (аварийных) ситуаций в ЕСГ;
● хранение долгосрочных резервов газа на случай форс-мажорных обстоятельств в добыче или импорте газа [2].
Поэтому предложенная концепция предусматривает структурированный процесс для достижения постоянного улучшения работы объектов ПХГ.
Формирование проектов и программ ресурсосбережения при подземном хранении, на которые направлена стратегия, должно быть увязано с долгосрочными целями объектов ПХГ. Поэтому главной (основной) целью подземных хранилищ на перспективу должно стать создание потенциала для повышения экономической эффективности газоснабжения, что отвечает требованиям перехода развития экономики страны на модель устойчивого развития. Принципиальная схема формирования концепции ресурсосберегающей стратегии развития подземного хранения природного газа показана на рис.1.
Рис.1. Принципиальная схема формирования концепции ресурсосберегающей стратегии развития подземного хранения

Опыт ведущих индустриальных стран (Франции, Германии, Японии, США) показывает, что ресурсосбережение невозможно без государственной поддержки. Вследствие этого, одним из ключевых направлений повышения ресурсосбережения в нашей стране является создание сильных, устойчивых и готовых к конструктивному диалогу с государством мер поддержки ресурсосбережения. На основании отчета, подготовленного группой Всемирного банка в сотрудничестве с Центром по эффективному использованию энергии (ЦЭНЭФ) [10] и основных направлений энергетической политики, указанных в Энергетической стратегии России до 2030 года [8], автором предложен ряд организационных и финансово-экономических инструментов. Они направлены на экономическое стимулирование внедрения программ ресурсосбережения и придание ресурсосберегающим проектам на объектах ПХГ инвестиционной привлекательности. Базовым критерием при разработке инструментов по уменьшению уровня ресурсоемкости при хранении газа была принята организация учета потерь и потребления ресурсов.
Прогноз развития ПХГ на период до 2030 г. предусматривает прирост объема товарного газа хранилищ на 37% и производительности по отбору газа на 78%. При этом значимая часть прироста технологических показателей ПХГ (90% по объему и 75% по производительности) прогнозируется на основе развития и реконструкции действующих хранилищ. Увеличение производительности по отбору предусматривается в основном за счет реконструкции действующих хранилищ и лишь 25% — на основе ввода новых мощностей [2]. Поэтому основными направлениями ресурсосберегающей стратегии выбраны:
● сокращение объема буферного газа;
● снижение пластовых потерь газа;
● сокращение затрат природного газа на основное производство, необходимых для эксплуатации наземного оборудования хранилищ.
Таким образом, все организационно-экономические инструменты стимулирующего характера на подземном хранении природного газа можно выделить в следующие группы:
● Оперативные меры. Эти мероприятия можно разработать менее чем за год, и они будут иметь значительный эффект при умеренных затратах [10].
● Основополагающие меры. Эти инструменты представляют собой основу политики ресурсосбережения и будут способствовать более быстрому осуществлению экономически рентабельных инвестиций [10].
● Затратные, высокоэффективные меры. Данные меры устранят основополагающие причины возникновения потерь при хранении, а также будут способствовать повышению ресурсосбережения. Они связаны со значительно более высокими начальными затратами, однако большинство из них также гарантирует более существенную экономию ресурсов и способствует снижению потерь [10].
На рис.2 представлен комплекс организационных и финансово-экономических инструментов применительно к подземному хранению природного газа.

Оперативные мерыКорректировка времени работы скважины в зависимости от пластового давления.
Основополагающие мерыПоощрение разработки и вознаграждение внедрения методов поиска и ликвидации перетоков газа;
Введение системы штрафов за перерасход электроэнергии на аппараты воздушного охлаждения газа.
Затратные, высокоэффективные мерыРазработка и согласование планов по оптимизации затрат на создание буферного объема газа (при проектировании хранилищ);
Повышение достоверности исходной информации и разработка достоверных методов определения пластовых потерь.
Рис.2. Организационно-экономические инструменты ресурсосбережения ПХГ

Анализ научных работ в сфере энерго- и ресурсосбережения показывает, что в основу построения стратегии ресурсосбережения для подземного хранения природного газа должны, должны быть положены следующее методологические принципы:
1. Принцип единства. Основан на том, что планирование и принятие решений по разработке и внедрению ресурсосберегающих проектов и программ должны иметь системный характер.
2. Принцип согласованности. Подразумевает под собой взаимосвязь управленческих решений на уровне предприятия с генеральной схемой развития газовой отрасли, Энергетической стратегией России, федеральными, отраслевыми и региональными целевыми программами.
3. Принцип совместимости. Заключается в создании целенаправленной системы управления, ориентированной на решение общей задачи на всех стадиях технологического цикла (поиск объектов для создания ПХГ, проектирование хранилищ, разметка и бурение сетки скважин, газопровод, закачка, отбор, хранение и проч.).
4. Принцип гибкости. Предполагает способность стратегии изменяться в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств. Поэтому она должна содержать так называемые «резервы» (ресурсов, мощностей на случай изменения факторов внешней среды) и корректироваться по ходу реализации.
5. Принцип точности. Исходит из того, что стратегия должны быть конкретизирована и детализирована в той степени, в которой позволяют внешние и внутренние условия деятельности на современном этапе (информационное обеспечение, научные разработки, налоговая политика и проч.) [6].
На основе вышеперечисленных принципов строится стратегия ресурсосбережения для подземного хранения газа. В основе такой стратегии лежит модель принятия прогнозных стратегических решений в сфере хранения на федеральном и региональном уровне (рис.3.).
Поскольку, в соответствие с Энергетической стратегией России к 2030 г. предполагается сокращение доли ТЭК в ВВП и доли ТЭР в экспорте — не менее чем в 1,7 раза, удельной энергоемкости ВВП — более чем в 2 раза; удельной электроемкости ВВП — не менее чем в 1,6 раза [8], в предложенной концептуальной модели на федеральном уровне ключевыми ориентирами выбран вектор развития ПХГ до 2030 г., предложенный в Генеральной схеме развития газовой отрасли [2]. На региональном уровне центральное место занимает проектный анализ, целью которого в концепции является исключить из множества предлагаемых проектов ресурсосбережения несовместимые с направлением стратегии [2].
В соответствии со схемой развития газовой отрасли к 2030 году планируется увеличить объем товарного газа до 87 млрд м3, (кроме того, долгосрочный резерв до 24 млрд м3). Также планируется довести максимальную суточную производительность до 1050 млн м3 за счет расширения действующих и строительства новых ПХГ, в том числе пиковых хранилищ в отложениях каменной соли [2]. Необходимо подчеркнуть, что предлагаемая концепция дает системное решение по усовершенствованию процесса принятия прогнозных решений в сфере ресурсосбережения на уровне объектов подземного хранения природного газа. Стратегия не противоречит основополагающим целям государственной политики в области энерго- и ресурсосбережения, она создает предпосылки для развития подземного хранения газа и содействует укреплению ресурсосберегающей модели развития в средне- и долгосрочной перспективе.
Рис.3. Концептуальная модель принятия прогнозных стратегических решений


Литература
1. Андронова И.В. Стратегическое управление эффективным ресурсопотреблением // Российское предпринимательство. — 2006. — № 9.
2. Генеральная схема развития газовой отрасли на период до 2030 года. — М., 2008.
3. Дмитриевский А.Н. Ресурсосбережение: основные задачи и направления ресурсосбережения в нефтяной и газовой промышленности // Вестник Отделения наук о земле РАН. — Т.2. — 2010.
4. Казарян В.А. Подземное хранение газов и жидкостей — М. — Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика»; Институт компьютерных исследований, 2006. — С. 432.
5. Лобанова А.Н. Геолого-технологические условия повышения эффективности создания и эксплуатации подземных хранилищ газа: Автореф. дисс.... канд. геолого-минералог. Наук. — М., 2007.
6. Стратегии бизнеса: аналитический справочник / Под общ. ред Г.Б. Клейнера. — М.: «КОНСЭКО», 1998.
7. Фирсова Е.Ю. Проблемы ресурсосбережения в нефтегазовом комплексе России (по материалам докладов на заседании Отделения наук о Земле РАН) // Вестн. ОНЗ РАН. — Т.2, NZ2002, doi:10.2205/2010NZ000010, 2010.
8. Энергетическая стратегия России на период до 2030 года: Утв. распоряжением Правительства РФ от 13 ноября 2009 г. №1715-р.
9. www.gazprom.ru
10. www.cenef.ru — отчет группы Всемирного банка «Эффективность в России: скрытый резерв»
11. Толковый словарь русского языка / Под ред Т.Ф. Ефремовой // www.slovopedia.com

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия