Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (40), 2011
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Борталевич С. И.
доцент кафедры экономики, организации и управления предприятиями перерабатывающей промышленности и сферы услуг Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления (г. Улан-Удэ),
кандидат экономических наук


Энергетическая безопасность как фактор социально-экономического развития регионов
В статье рассматриваются вопросы влияния энергетической безопасности на социально-экономическое развитие региона. Раскрыты причины рисков энергетической безопасности. Уточнены этапы управления энергетической безопасностью региона
Ключевые слова: энергетическая безопасность, регион, социально-экономическое развитие, риски, управление
УДК 332.1:338.246; ББК 65.05:31

Безопасность — это такое состояние сложной системы, когда действие внешних и внутренних факторов не приводит к ухудшению системы или к невозможности её функционирования и развития. Энергетическая безопасность является важнейшей составляющей национальной безопасности России. Обеспечение национальной безопасности — одна из основных задач энергетической политики [1].
Энергетическая безопасность — это состояние защищенно­сти страны, ее граждан, общества, государства, обслуживающей их экономики от угроз надежному топливо- и энергообеспечению. Эти угрозы определяются как внешними (геополитическими, макроэкономическими, конъюнктурными) факторами, так и собственно состоянием и функционированием энергетического сектора страны.
Следует констатировать, что на данный момент существует серьезная разница в подходах к пониманию энергетической безопасности среди ведущих субъектов мировой политики. К этому необходимо добавить тот факт, что серьезной проблемой остается сложность, а зачастую и невозможность доступа к энергетическим ресурсам со стороны слабых в экономическом отношении государств и их населения. Таким образом, существует как разница в понимании энергетической безопасности между странами, которые, в принципе, имеют постоянный доступ к использованию энергетических ресурсов, так и огромный разрыв между ними и теми, которые подобного доступа не имеют. Задачей системы энергетической безопасности должна стать не только гармонизация подходов ведущих стран, но и обеспечение недискриминационного доступа к энергетическим ресурсам всех стран.
Само понятие «энергетическая безопасность» имеет достаточно непродолжительную историю. Оно стало популярным после введения нефтяного эмбарго в 1973 году и трактовалось как энергетическая самодостаточность страны. Однако позднее стало очевидным, что необходимо различать понятия «энергетическая независимость» и «энергобезопасность». Государство может быть одновременно зависимым и не быть уязвимым — если оно приобретает энергоресурсы за рубежом по устойчивым ценам и обеспечивает стабильность своих закупок наличием надежных контрактов и диверсификацией поставщиков. А если, например, страна сама производит энергоресурсы, используя устаревшие технологии и получая дорогую энергию, то страна уязвима, хоть и не зависит от внешних поставщиков. Позднее стали больше говорить и о зависимости и уязвимости стран — экспортеров энергоресурсов — так называемой «голландской болезни», или, проще говоря, нефтезависимости [2].
В современной научной литературе нет единого толкования понятия «энергетическая безопасность». Достаточно полно мнения современных научных школ по проблеме энергетической безопасности изложены в работе В.И. Рясина [3]. Ученые СЭИ СО РАН им. Л.А. Мелентьева понимают энергетическую безопасность как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от угрозы дефицита в обеспечении их потребностей экономически доступными топливно-энергетическими ресурсами приемлемого качества, а также от угрозы нарушения топливо- и энергоснабжения потребителей. В.В. Морозов считает, что энергетическая безопасность это надежное и бесперебойное снабжение потребителей электрической и тепловой энергией [4]. В.А. Савельев утверждает: «Энергетическая безопасность — это состояние защищенности жизненно важных «энергетических интересов» личности, общества и региона от внутренних и внешних угроз. Эти интересы сводятся к бесперебойному обеспечению потребителей экономически доступными топливно-энергетическими ресурсами приемлемого качества» [5]. К.С. Зыков считает, что «...энергетическая безопасность России — это такое состояние общества и экономики, которое позволяет на основе эффективного использования топливно-энергетического потенциала поддерживать необходимый для социально-экономического развития страны уровень энергопотребления, оптимальный с точки зрения коммерческих критериев уровень экспорта на мировые энергетические рынки, а также достаточный для интересов России и стран СНГ уровень взаимодействия с ТЭК стран Содружества» [6].
«Энергетическая безопасность рыночной экономики — это обеспеченность экономики топливно-энергетическими ресурсами по стоимости, при которой, с одной стороны, возможно воспроизводство в отраслях ТЭК, а с другой стороны, когда в основных отраслях национальной экономики производится положительная добавленная стоимость» [7].
Определения, аналогичные приведенным выше, даются и в других научных и практических работах. По мнению В.И. Рясина, под энергетической безопасностью региона следует понимать характеристику топливно-энергетического комплекса региона, которая определяет способность данного комплекса на основе эффективного использования внутренних и внешних ресурсов обеспечивать надежное энергоснабжение субъектов хозяйственной деятельности и население без ущерба для экономической безопасности региона [8].
В.И. Рясин отмечает следующие основные ограничения, стоящие на пути реформирования отрасли, способные повлиять на энергетическую безопасность регионов:
1. Высокая энергоемкость экономики. Энергоемкость ВВП в России в 2 раза выше, чем в США; в 3 раза выше, чем в Западной Европе, и в 4 раз выше, чем в Японии.
2. Необходимость реформы теплоснабжения и жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ).
3. Высокий износ основных средств. Неудовлетворительный темп ввода новых мощностей.
4. Перекрестное субсидирование по видам потребителей.
5. Региональная дифференциация тарифов.
6. Неопределенность топливной базы электроэнергетики.
7. Недостаточная управляемость.
8. Высокие издержки операционной деятельности отрасли.
9. Неоптимальная загрузка электростанций.
В работе В.Г. Беломестнова экономический аспект устойчивого развития для Байкальского региона связан, в первую очередь, с обеспечением энергетической безопасности в условиях наличия социальных и экологических ограничений [9]. Под энергетической безопасностью понимается такое состояние энергетических ресурсов, которое обеспечивает доступность, достаточность и обеспеченность их для реализации основных целевых характеристик функционирования и социально-экономического развития региона.
Автор считает, что данный подход следует расширить с учетом процессов, происходящих в настоящее время в экономике. К основным процессам автор относит следующие:
интеграционные процессы как основа системного подхода к развитию энергетической инфраструктуры;
процессы повышения качества и конкурентоспособность как составляющие экономического развития энергосистемы;
инвестиционно-инновационные процессы опережающего развития базовых инфраструктур.
Уникальным в масштабе страны следует признать суммарный природно-ресурсный потенциал региона озера Байкал. На этой территории сочетаются минеральные, водные, лесные, растениеводческие и рекреационные ресурсы. Учитывая это и относительно высокий промышленный потенциал (прежде всего энергетический), следует считать объективным мнение об этой территории как об одной из наиболее перспективных для экономического развития.
Можно утверждать, что ни спад производства, ни районные особенности естественного распределения компонент природно-ресурсного потенциала, ни особая его структура не могут серьезно повлиять на роль, которую они призваны сыграть в активизации экономической деятельности. Вместе с тем условия, в которых функционировала экономика территории, усложнились, конкуренция заставляет заботиться о необходимости обновления технологий.
Регион среди других имеет особое стратегическое значение для выхода России на динамично развивающиеся энергетические рынки. Его роль в реализации геостратегических интересов страны состоит в следующем.
1. В связи с возрастающей ролью Китая и Республики Корея в мировой экономике возрастает значимость Байкальского региона в качестве контактной зоны России с Монголией, через которую могут быть проложены энергомосты с целью экспорта в Китай, Корею российских энергоресурсов (природного газа, нефти и электроэнергии).
2. Из-за утери значительной части черноморских и балтийских портов резко возрастает роль транспортной (железнодорожной) инфраструктуры региона в реализации транзитных функций по обслуживанию внутрироссийских и международных хозяйственно-экономических связей.
3. Сохраняется ключевое положение региона и в качестве базы материально-технического снабжения северных и арктических территорий Восточной Сибири и Дальнего Востока.
Особое геостратегическое положение территории требует значительно большего и непосредственного участия государства в решении вопросов текущего и перспективного развития региона. Приоритетными его направлениями, обеспечивающими эффективное развитие и отвечающими национальным интересам государства, являются следующие:
создание условий для опережающего развития ТЭК региона и выхода с энергетической продукцией на новые рынки;
расширение транзитных функций по обслуживанию внутрироссийских и международных хозяйственно-экономических связей с предстоящим усилением роли Северного морского пути и кросс-полярных авиалиний;
создание условий для привлечения в Восточную и Западную Сибирь через Бурятию и Иркутскую область иностранных капиталов и передовых технологий.
Республика Бурятия относится к энергозатратному региону по своим климатическим условиям и географическому положению. Структура производства и потребления энергии, сложившаяся в республике, не удовлетворяет современным требованиям. Практика развитых стран с похожими условиями показывает, что одним из основных условий экономического роста является внедрение энергосберегающей системы хозяйствования, которая позволит оптимизировать энергопотребление республики и увеличит надежность энергоснабжения.
Внимание следует обратить на особенности формирования и развития энергетической зоны Байкальского региона как базисного условия в реализации выявленных проблем региональной экономики и построения сбалансированной концепции промышленной политики.
Бурятия относится к регионам с высоким уровнем потребления топливно-энергетических ресурсов. Это обусловлено не только достаточно суровыми климатическими условиями и длительным отопительным сезоном (7–9 месяцев), но и большой долей в структуре экономики области энергоемких предприятий.
Кроме того, в сложившейся структуре энергопотребления имеются значительные объемы коммерческих и технических потерь — 13,5% к общему полезному отпуску электроэнергии (в соотношении 20%:80%), сохраняется тенденция роста технических потерь.
Проблемная ситуация, сложившаяся в Бурятии к настоящему времени, объясняется многими причинами. Так, в условиях реформирования экономики, спада производства, неплатежей и государственного регулирования тарифов на энергию нарастает зависимость региональной экономики от объемов и качества ввозимых энергоресурсов, растут дотации из бюджета, увеличиваются объемы вредных выбросов в окружающую среду, снижается уровень жизни населения и повышается социальная и политическая напряженность в обществе. Чтобы разрешить эту проблемную ситуацию, сформулирована генеральная цель программы. Это создание организационных, правовых, экономических, научно-технических и технологических условий, обеспечивающих снижение потребления энергетических ресурсов, вовлечение неиспользуемых источников энергии, согласование интересов территории, производителей и потребителей энергии по эффективному использованию энергетических ресурсов.
Достигнуть названные целевые установки возможно лишь через создание нормативно-правовой базы и совершенствование производственно-экономических отношений. К этому следует отнести разработку и реализацию кредитно-денежной, инвестиционной, тарифной и социальной политики. Реализации цели послужит создание рыночных инфраструктур и иных экономических механизмов энергосбережения, а также формирование структуры и механизмов управления энергосбережением, сочетающих экономическое самоуправление предприятий и расширение полномочий органов местного самоуправления. Не менее важным представляется формирование общественного мнения по проблемам энергопотребления и энергосбережения. К этому ряду относятся проведение первоочередных мероприятий по энергосбережению малозатратного характера, осуществление энергетических обследований и внедрение средств учета, контроля и регулирования потребления энергоресурсов.
Современное энергопотребление Республики Бурятия характеризуется сложной структурой. В структуре электропотребления доля промышленности превышает 38%, а сельского хозяйства и коммунально-бытовой сферы не превышает в сумме 19%. В потреблении централизованного тепла доля промышленности составляет около 40%, сельского хозяйства и коммунально-бытовой сферы — 47%.
Вследствие достаточно высокого уровня индустриализации доля промышленности в общем потреблении топливно-энергетических ресурсов в республике составляет примерно третью часть (без собственных нужд электростанций и потерь), еще 9% приходится на строительство и транспорт, 23% — на сельское хозяйство и 27% — на коммунально-бытовые нужды и сферу услуг.
Состояние энергетических ресурсов оказывает решающее влияние на возможности экономического развития региона (рис. 1).
Рис. 1. Влияние энергетических ресурсов на развитие региона
Энергетическая безопасность региона в настоящее время определяется возможностями региона в межрегиональной интеграции хозяйственного и политического уровня, а также степенью развития энергетической инфраструктуры.
Следует различать прямую и косвенную энергетическую безопасность. Прямая энергетическая безопасность связана с воздействием энергоресурсов на деятельность социально-экономической системы. Косвенная энергетическая безопасность определяется техногенным влиянием энергетики на экологию и другие аспекты жизнедеятельности территории.
Функционирование и развитие энергетики наталкивается на целый ряд экологических проблем, угрожающих стать в последующие годы все более острыми, поскольку ТЭК является одним из основных источников загрязнения окружающей природной среды.
Вопросы негативного влияния энергетического комплекса на территорию в настоящее время рассматриваются через призму конфликта интересов, что не совсем правильно при проектировании программ развития. Необходимо сформировать подход с позиции обеспечения долгосрочной стратегической выгоды и баланса интересов всех субъектов социально-экономической системы.
Таким образом, энергетическая безопасность формируется в результате процесса взаимного воздействия энергетики и других субъектов экономики, проявляющегося в изменении целей и методов развития.
Факторы, влияющие на энергетическую безопасность регионов, условно можно поделить на две группы:
— факторы, которые могут быть устранены или локализированы в текущем и стратегическом периоде, то есть находятся непосредственно в области управления (к ним относятся энергодефицит, техногенные аварии, финансовые проблемы);
— факторы, период управления которыми находится за временем стратегических программ (период гипотез) и управляемые лишь косвенно через концепции развития (к ним относятся ограниченность ресурсов, экологические проблемы и т.д.).
Очевидно, что важной задачей управления энергетической безопасностью является создание такой системы, которая, непосредственно управляя первой группой факторов, учитывала бы и возможность влияния на вторую группу.
Данное влияние осуществляется, прежде всего, через научно-технический прогресс, поиск и разработку новых источников энергии и методов ее преобразования.
Энергетическая безопасность региона определяется рисками, как общеэкономическими, так и специфическими, свойственными энергосфере. Энергетический комплекс, являясь частью социально-экономической системы, подвержен естественным, экономическим, управленческим и социально-политическим рискам. При этом для энергетики региона особую роль играют системные риски (рис. 2).
Рис. 2. Риски энергетической безопасности
Методика управления энергетической безопасностью региона будет заключаться в выявлении, оценке, производстве, использовании и наращивании энергетических ресурсов, а также развитии энергетической инфраструктуры (табл. 1).

Таблица 1
Этапы управления энергетической безопасностью
Этап управленияСодержание этапа
Выявление потребностей в энер-горесурсах.Прогнозирование развития экономики.
Прогнозирование инноваций в экономике.
Баланс ТЭР.
Оценка наличия энергоресурсов.Структуризация энергоресурсов.
Оценка ресурсной базы (запасы, генерация, транспортировка).
Прогнозирование инноваций в энергетике.
Оценка потенциала формирования энергоресурсов.Прогнозирование развития ресурсной базы.
Планирование развития ресурсной базы.
Проектирование развития ресурсной базы.
Формирование энергоресурсов.Производство энергоресурсов.
Приобретение энергоресурсов.
Использование энергоресурсов.Модернизация ресурсной базы энергоресурсов и экономики в целом.
Сбережение энергоресурсов.
Развитие энерго-ресурсов.Инновации развития ресурсной базы.
Инвестиции развития ресурсной базы.
Интеграция энергоресурсов.

Износ активной части фондов в электроэнергетике составляет в целом 60–65%, в т.ч. в сельских распределительных сетях — свыше 75%. Отечественное оборудование, составляющее техническую основу электроэнергетики, морально устарело, не отвечает современным требованиям и уступает лучшим мировым изделиям. Поэтому необходимо существенное обновление на базе новой техники и технологий производства и распределения электроэнергии и тепла.
Наличие в энергосистемах изношенного, выработавшего свой ресурс оборудования, доля которого уже превысила 15% всех мощностей, и отсутствие возможности его восстановления вводит электроэнергетику в зону повышенного риска, технологических отказов, аварий и, как следствие, снижения надежности электроснабжения.
Межрегиональная энергохозяйственная интеграция позволяет обеспечить возможность оперативного регулирования в случае техногенных катастроф.
Разумеется, разработка механизма межрегиональной энергетической интеграции требует учета интересов собственников энергетического бизнеса. Необходима разработка ряда нормативных актов, позволяющих нивелировать возможное снижение доходности энергетического бизнеса, возникшего из-за наличия территориальных преференций.
Таким образом, в условиях единого государства в соседствующих регионах с экономически диспропорциональными энергетическими системами для повышения энергоэффективности объективно необходимо возникновение интеграционных процессов сглаживания и распределения естественных территориальных преференций.
Процесс формирования региональной энергетической политики состоит из нескольких этапов.
На первом этапе — происходит формирование энергетического потенциала. С учетом спроса и предложения экономических субъектов на микро-, мезо- и макроуровне проводится оценка потенциала энергоресурсов с точки зрения соблюдения интересов участников энергетической политики.
На втором этапе — создаются благоприятные условия для того, чтобы энергетический потенциал использовался в определенные сроки.
На третьем этапе — осуществляется оценка эффективности использованного энергетического потенциала для всех участников энергетической политики.
Стратегическими ориентирами долгосрочной государственной энергетической политики являются энергетическая безопасность (национальная безопасность в области энергетики), энергетическая эффективность, бюджетная эффективность и экологическая безопасность энергетики. Достижение указанных ориентиров, повышение управляемости процессом развития энергетики требуют формирования и осуществления основных составляющих государственной энергетической политики, которые будут взаимосвязанными и при этом обладающими своей направленностью, ответственностью, принципами и механизмами реализации, индикаторами результативности. К числу таких составляющих относятся, прежде всего, недропользование и управление государственным фондом недр, развитие внутренних топливно-энергетических рынков, формирование рационального топливно-энергетического баланса, региональная и внешняя энергетические политики, социальная, научно-техническая и инновационная политики в энергетическом секторе.


Литература
1. www.rosteplo.ru
2. Международный механизм глобальной энергетической безопасности // http://unitednations.ru/articles_25_1162284255.html
3. http://www.encharter.org/index.php?id=4&L=1
4. Морозов В.В. Стратегическое инновационное управление в электроэнергетике. — М.: Альфа-М, 2004.
5. Савельев В.А. Методика оценки энергетической безопасности регионов на примере Ивановской области // Повышение эффективности работы энергосистем: Тр. ИГЭУ. Вып. 5. — М.: Энергоатомиздат, 2002.
6. Зыков К.С. Энергетическая безопасность как составляющая экономического развития России // Мат. междунар. науч.-практ. конф. «Экономическая и энергетическая безопасность регионов России». — Ч.I. — Пермь, 2003.
7. Грязнов Л. Тезисы по энергокризису // www.cogeneration. ru/ar t /eff_energy/energy_crisys.html
8. Рясин В.И. Энергетическая безопасность региона как системообразующий фактор экономической безопасности // Вестник ИГЭУ. — Вып. 2. — Иркутск, 2005.
9. Беломестнов В.Г., Арасланов Р.Ф., Бальжинов А.В. Энергоэффективность социально-экономических систем регионов: Монография. — Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2010.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2019
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия