| | Проблемы современной экономики, N 4 (40), 2011 | | ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА | | Комаров А. Г. заведующий кафедрой Уфимского филиала Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова,
кандидат экономических наук, профессор Богданова С. Ю. старший преподаватель кафедры управления, экономики и прикладной информатики Уфимского филиала Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова Личнов А. В. соискатель Башкирского государственного университета (г. Уфа)
| |
| | В статье анализируется динамика стабилизационных процессов в малом предпринимательстве и на рынке труда в посткризисный период. Исследуется зарубежный опыт, приводятся прогнозы дальнейшего развития, повышения экономической эффективности малого бизнеса | Ключевые слова: малый бизнес, занятость, безработица | ББК У 24(2)05 + У 010.661(2Р) | Уровень развития малого бизнеса напрямую определяет степень развития экономики государства в целом. Малый бизнес стимулирует развитие конкуренции, «вынуждает» крупные компании внедрять новые технологии и повышать эффективность производства. В то же время поддержка малого бизнеса — это поддержка рыночной, конкурентной экономики в целом. В принятом в США федеральном законе о малом бизнесе прямо провозглашается жизненно важная роль малого бизнеса: «Безопасность (страны) и благосостояние не могут быть обеспечены без стимулирования наличных и потенциальных возможностей малого бизнеса» [1]. Результатом такой политики по отношению к малому бизнесу в США является ежегодный прирост новых предприятий в сфере частного бизнеса.
В силу многих объективных причин (криминализации бизнеса и общества, несовершенной государственной политики в отношении малого предпринимательства и ряда других) становление и развитие малого бизнеса в России протекает очень сложно, его динамика неравномерна (табл. 1).
Таблица 1
Количество зарегистрированных малых предприятий по федеральным округам Российской Федерации на 1 января 2011 г.Федеральные округа | Количество зарегистрированных малых предприятий
на 1 января 2011 г. в расчете на 100 тыс. чел. |
---|
единиц | прирост / сокращение за период
01.01.2010–01.01.2011 | в % от среднего
по РФ |
---|
Российская Федерация
Центральный ФО
Северо-Западный ФО
Южный ФО
Северо-Кавказский ФО
Приволжский ФО
Уральский ФО
Сибирский ФО
Дальневосточный ФО | 154,8
184,1
230,5
130,2
62,5
157,6
116,5
128,1
154,5 | -5,7
-12,8
-0,5
-26,6
-2,8
1,4
3,9
-2,9
5,9 | 100,0
118,9
148,9
84,1
40,4
101,7
75,3
82,7
99,8 | Источник: Ежеквартальный информационно-аналитический доклад «Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в 2010 году» Национального института системных исследований проблем предпринимательства.
По состоянию на 1 января 2011 г. в России было зарегистрировано 219,7 тыс. малых предприятий, что на 3,6% меньше, чем по состоянию на 1 января 2010 г. Количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей уменьшилось на 5,7 ед. и составило 154,8 ед. Рост количества малых предприятий в расчете на 100 тыс. населения зафиксирован в трех федеральных округах, среди них: Дальневосточный федеральный округ (прирост на 4,0% или на 5,9 малых предприятий на каждые 100 тыс. жителей округа), Уральский федеральный округ (прирост на 3,5% или 3,9 малых предприятий на каждые 100 тыс. жителей округа) и Приволжский федеральный округ (прирост около 0,9% или 1,4 малых предприятия на каждые 100 тыс. жителей округа). В остальных федеральных округах количество предприятий в расчете на 100 тыс. населения сократилось. Набольшее сокращение наблюдается в Южном федеральном округе (на 17,0% или на 26,6 малых предприятий на каждые 100 тыс. жителей округа) и в Центральном федеральном округе (на 6,5% или 12,8 малых предприятий на каждые 100 тыс. жителей округа). В Северо-Кавказском федеральном округе показатель сократился на 4,3%, в Сибирском федеральном округе — на 2,2%, в Северо-Западном федеральном округе — на 0,2% [2].
Динамика основных показателей деятельности малых предприятий в целом по Российской Федерации за последние три года приведена на рис. 1–4. | | | Рис. 1. Количество малых предприятий, тыс. ед. | | | Рис. 2. Количество занятых на малых предприятиях, тыс. чел. | | | Рис. 3. Оборот малых предприятий, млрд руб. | | | Рис. 4. Инвестиции в основной капитал на малых предприятиях, млрд руб. | По итогам 2010 г. по сравнению с 2009 г. в целом по стране положительная динамика отмечается только по показателю объема оборота малых предприятий. По остальным рассматриваемым показателям (количество малых предприятий, среднесписочная численность работников малых предприятий, объем инвестиций в основной капитал на малых предприятиях) зафиксирована отрицательная динамика.
На 1 января 2011 года количество зарегистрированных малых предприятий в целом по России уменьшилось по сравнению с 1 января 2010 г. на 3,6%, среднесписочная численность занятых на МП снизилась на 2,9%, а доля занятых на МП в общей среднесписочной численности занятых сократилась на 0,14 процентных пунктов. Объем инвестиций в основной капитал на МП с учетом индекса потребительских цен (ИПЦ) снизился на 6,0%. Объем оборота малых предприятий за 2010 г. превысил показатель 2009 г. на 16,4% (с учетом ИПЦ рост показателя составил 7,0%) [2].
Малый бизнес тесно связан с развитием занятости населения. Выход экономики из кризиса сегодня невозможен без позитивных изменений в области занятости. Занятость представляет собой экономические и социальные результаты функционирования всей экономической системы. Занятость — своеобразный индикатор национального благополучия, один из критериев официальной ориентированности экономики. Занятость должна рассматриваться как неотъемлемая часть социально-экономических программ.
Кризис тяжело сказался на занятости. В исследовании рынка труда, которое опубликовала статистическая служба Европейского союза — Eurostat, сообщается, что занятость упала почти во всех странах ЕС вслед за падением ВВП. За год с апреля 2008 по апрель 2009 гг. экономика всех стран Евросоюза упала в среднем на 5%, а уровень безработицы вырос в среднем на 1,9%. Уровень занятости обычно с опозданием реагирует на падение ВВП. Россия оказалась впереди Европы: ВВП России рухнул на 10,9% за это время, а безработица, по данным Росстата, выросла на 8,6% [3].
В настоящее время уровень безработицы в России ниже, чем во Франции, США, Италии, Канаде, Великобритании и выше, чем в Германии, Японии, Австралии (рис. 5). | | | Рис. 5. Уровень безработицы в России и в отдельных странах мира в январе 2011 года в % от экономически активного населения | Аналитики отмечают важную тенденцию: кризис на рынке труда по-разному сказался на группах населения с разным уровнем образования. Больше всех пострадали от кризиса граждане, не имеющие высшего образования. Причем главным образом в таких отраслях, как строительство и автомобилестроение, по которым особенно сильно ударила рецессия. По мнению руководителя проекта Работа@mail.ru А. Владимирской, в России ситуация прямо противоположна: во время пика кризиса работу теряли все, но потом оказалось, что люди со средним образованием находили работу значительно быстрее, чем с высшим образованием. У первых на поиск работы уходило в среднем два-три месяца (до кризиса — три недели), тогда как у людей с высшим образованием — четыре-шесть месяцев (до кризиса — два-три месяца).
Среди общих тенденций занятости населения России следует отметить:
1. Сокращение численности экономически активного населения.
2. Сокращение численности занятых в народном хозяйстве.
3. Непрерывное «вымывание» научно-технического и технического персонала предприятий ввиду, с одной стороны, слишком низких заработков этого контингента рабочей силы в ведущих отраслях народного хозяйства, с другой — его большой профессиональной гибкости, позволившей ему легче найти занятость в других хозяйственных структурах.
4. Падение престижности ряда профессий в сфере материального производства и «охлаждение» молодежи к проблеме профессионального роста; определенное снижение уровня профессиональной подготовки.
5. Дефицит «смены поколений» — резкое нарушение возрастных соотношений работников в крупной промышленности и других ключевых отраслях народного хозяйства.
6. Проблемы скрытой безработицы и скрытой занятости. Скрытую безработицу и неформальную занятость в переходный период следует отнести к наиболее ярким свидетельствам кризисного состояния экономики. Это характерная особенность рынка труда в России, не имеющее аналога в других странах.
Проблемы занятости, возможность их решения, в том числе путем развития малого предпринимательства, весьма актуальны, поскольку в рыночной экономике проблема занятости является весьма острой. Малому предпринимательству свойственны особенности, влияющие на занятость, которые позволяют создавать новые рабочие места, необходимые для смягчения безработицы. Первой такой особенностью малого предпринимательства является способность создавать большее (по сравнению с крупными компаниями) количество рабочих мест при меньших затратах капитала. Второй особенностью малого предпринимательства с позиции занятости является его превалирующее развитие в отраслях с быстрой окупаемостью авансируемого капитала. Поэтому малый бизнес развивается, в первую очередь, в сферах торговли и общественного питания. Так, в России, на них приходится около 50% предприятий малого бизнеса [4]. Влияние на занятость оказывает и такое свойство малого предпринимательства, как простота создания субъекта бизнеса. Для учреждения и дальнейшего функционирования малого предприятия требуются меньшие затраты капитала, чем для крупного.
Малый бизнес тесно связан с развитием самостоятельной занятости (предприятия без использования наемных работников, чаще всего индивидуальные или семейные предприятия). По официальным данным численность самозанятых в США составляла 13,9% общего числа занятых в экономике [4]. К сожалению, в условиях российской экономики самозанятость подчас является, скорее, формой выживания для социально уязвимых групп населения (молодежь, безработные, лица с доходами ниже величины прожиточного минимума, безработные, инвалиды).
На совещании по вопросам государственной политики в сфере занятости населения, проводимом 1 марта 2011 г., президент РФ отметил, что очень важным направлением явилось создание постоянных рабочих мест в сфере малого бизнеса. За 2009–2010 гг. открыли собственное дело 327 тыс. безработных граждан, которые создали еще дополнительно 68 тыс. рабочих мест для трудоустройства других безработных, то есть почти 400 тысяч человек нашли себе работу.
На сегодняшний день в США зарегистрировано более 20 млн малых компаний. Каждая третья американская семья занята в малом бизнесе. В целом же компании со штатом до 100 человек обеспечивают рабочими местами более половины трудоспособного населения США. В отличие от Западной Европы и России, в США малая компания выглядит довольно крупно. Малым предприятием, в зависимости от того, в какой отрасли оно работает, может называться компания с числом сотрудников от 1 до 1500 человек, а годовой оборот не превышает $15 млн. Поэтому малой компанией в США может быть и бакалейная лавка, и компания по добыче и переработке нефти.
Германия — страна малого бизнеса В Германии насчитывается сейчас почти 3,5 млн малых семейных предприятий, в них работает почти 70% всего занятого населения страны. Именно эти люди дают в казну 41% всех налоговых отчислений и производят половину всего ВВП. Одна из особенностей малого бизнеса Германии — развитие инновационного бизнеса.
Болгария активно поддерживает микробизнес. Достигшие финансового дна и экономического кризиса в конце прошлого века, болгары ухватились за приватизацию как за спасательный круг. Миллионы граждан, нередко сами того не желая, превратились в предпринимателей, собственников фирм. Сегодня 99% предприятий Болгарии представлены малым и микробизнесом.
Если же в России подкорректировать данные органов статистики с учетом «мертвых душ» и «ложных малых фирм», получится удручающий показатель. По данным ТПП-Информ реально работающих и действительно малых предприятий в нашей стране всего 2–2,5 млн, в то время как на территории маленькой Японии умещается 8 млн малых фирм, а в США зарегистрировано более 20 млн Как следствие, Россия значительно отстает от стран ЕС по вкладу малого и среднего бизнеса в экономику: в сфере малого и среднего бизнеса создается только 15% ВВП. Для сравнения, в ЕС этот показатель доходит до 60%. Доля занятых в малом бизнесе в России чуть больше 16%, тогда как в европейски странах — около 70%.
В ЕС разработано специальное положение, содержащее общие принципы государственной политики в области малого и среднего бизнеса. Основополагающим в этом положении является правило — «Think Small First» (сначала думай о малом). Это общее правило воплощается в десяти принципах:
● создать среду, в которой предпринимательство будет процветать;
● убедиться, что честные предприниматели, которые столкнуться с банкротством, быстро получат второй шанс;
● устанавливать правила в соответствии с принципом «Think Small First»;
● заставить государственную администрацию реагировать на потребности малого и среднего бизнеса;
● адаптировать общественные инструменты для потребностей малого и среднего предпринимательства, в частности содействовать их участию в публичных закупках и эффективно использовать возможности госпомощи;
● содействовать доступу малого и среднего бизнеса к источникам финансирования, обеспечить такую правовую и бизнес-среду, чтобы выплаты в коммерческих сделках были своевременными;
● способствовать повышению уровня менеджмента и профессионализма работников малых и средних предприятий;
● давать возможность бизнесу как можно больше выигрывать от возможностей Единого рынка;
● помогать малому и среднему предпринимательству превращать экологические проблемы в возможности;
● поощрять и поддерживать малый и средний бизнес в извлечении выгод из роста рынков. |
| |
|
|