Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (40), 2011
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ И МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Метелев И. С.
заведующий кафедрой коммерции и логистики Омского института (филиала)
Российского государственного торгово-экономического университета,
кандидат экономических наук


Демографические аспекты трансграничной миграции: методы и оценки
В статье рассматривается комплекс демографических и социальных проблем, связанных с трансграничной миграцией населения. Предпринята попытка обобщить методы количественной оценки миграционных потоков. Проведен краткий сравнительный анализ применяемых подходов к определению последствий нелегальной миграции. Статья характеризуется проблемной направленностью и предполагает проведение дальнейших исследований
Ключевые слова: трансграничная миграция, демографическая проблема, миграционные потоки, нелегальная миграция
УДК 331.556.2; ББК У24(0)07

Современные масштабы притока и роль в экономической жизни трудовых трансграничных мигрантов — принципиально новое явление для России. Она постепенно становится страной мигрантов, приобретает новое качество. Это не просто неизбежный, жизненно необходимый, но и болезненный, конфликтный процесс. В страну приходят новые люди, формируется новое качество «старых», возникают новые группы в сложной и динамично меняющейся палитре общественных отношений. Стремительное и неожиданное появление нового элемента в культурной, этнической, социальной картине мира неизбежно нарушает прежние равновесия, формирует почву для появления сложнейших проблем и конфликтов.
Масштабные миграции концентрируют два спектра проблем глобализации, обладающих существенным конфликтным потенциалом: экономические, вызванные притоком новых рабочих рук, и культурные, обусловленные контактами представителей различных культур. Фокус проблем миграционной политики России смещается в социально-культурную сферу, особое значение приобретают вопросы социализации иммигрантов, их адаптации и интеграции.
Исходя из долгосрочных демографических, экономических, и политических интересов России, без иммигрантов не обойтись. Особенно значимо сокращение численности трудовых ресурсов: по прогнозу Федеральной службы статистики, в 2007–2025 гг. сокращение населения в трудоспособном возрасте составит 16,2 млн человек.
Независимо от избранной стратегической линии социального развития России, проблемы интеграции иноэтничных мигрантов выходят на передний план. Во-первых, в России насчитывается несколько миллионов иммигрантов с неурегулированным правовым статусом. Во-вторых, проблемы адаптации жизненно важны для временных трудовых мигрантов (на 2011 г. квота по стране составляет 1,7 миллионов человек). В-третьих, потребности в интеграции испытывают и российские соотечественники, прибывающие по программе репатриации.
Среди россиян преобладает жесткое неприятие интеграции мигрантов в российский социум. Рестрикционная миграционная политика поддерживается подавляющим большинством россиян. Опросы ведущих социологических центров (Левада-Центр, ФОМ, ВЦИОМ) демонстрируют, что абсолютное большинство опрошенных считает необходимым ограничить въезд «представителей некоторых национальностей» в свой регион или населенный пункт и одобрили бы депортацию «инородцев». Доля россиян, настроенных толерантно к мигрантам и готовых поддержать политику интеграции иммигрантов, не превышает 25%.
Социально-экономическое развитие России диктует устойчивый внутренний спрос на труд мигрантов, востребованный, в первую очередь, на рабочих местах, характеризующихся плохими или тяжелыми условиями труда, сезонностью, низкими заработками, к которым местное население индифферентно.
Обеспечение социально-политической стабильности, постоянный мониторинг и контроль взаимоотношений мигрантов и принимающего населения, предупреждение конфликтных ситуаций являются непременными условиями иммиграционной политики, а ее центральным моментом становится адаптация трудовых иммигрантов и интеграция иммигрантов. Первоочередной задачей становится разработка и совершенствование процедур селективного привлечения иммигрантов и трудовых мигрантов с учетом их квалификации, образования, возможностей адаптации, странам происхождения и других критериев. На передний план выходит не столько этническая принадлежность иммигрантов, сколько возможность их экономически оправданного использования в экономике России и учета.
Однако оценки зачастую различаются, что связано с самим предметом исследования — нелегальными мигрантами, точную численность которых определить невозможно. Тогда встаёт естественный вопрос о методах оценки численности этой части иностранных граждан и об источниках необходимой для того информации.
Явление нелегальной миграции связано с такими экономическими и социальными проблемами, как уклонение от налогов, нарушение трудового права и жилищного кодекса, эксплуатация детского труда, преступность, наркоторговля, контрабанда, работорговля, проституция, распространение венерических заболеваний и образование этнических группировок. Использование нелегальной рабочей силы оказывает влияние на зарплаты и уровень безработицы на национальном рынке труда, а также на экономическое бремя налогоплательщиков в связи с тем, что косвенно вынуждает органы власти увеличивать расходы на медицинские и образовательные услуги, социальные пособия и обеспечение правопорядка. Оценка численности нелегальных мигрантов — важный показатель для проведения государственной миграционной, демографической, экономической, социальной политики, правоохранительной деятельности, а также политики в области занятости и охраны труда.
Однако прежде чем приступить к непосредственному изложению методов оценки стоит дать точное определение объекту исследования, то есть самому понятию «нелегальный мигрант». В зарубежной литературе существует множество терминов, образованных различными комбинациями прилагательных «незаконный» (irregular), «нелегальный» (illegal), «недокументированный» (undocumented), «неавторизованный» (unauthorized), «скрытый» (clandestine) с существительными «мигрант» (migrant), «иммигрант» (immigrant), «иностранец» (alien), «иностранный гражданин» (foreign national), и выражений, таких как «человек без документов» (фр. sans-papier), «подпольный иммигрант» (ит. clandestino), «теневой субъект» (shadow person), которые характеризуют этот статус физических лиц. Однако в некоторых исследованиях они имеют разную интерпретацию в связи с широкой трактовкой исследуемого явления.
В самом общем смысле под нелегальной миграцией подразумевается любое перемещение на территорию государства, нарушающее законодательство, определяющее условия въезда в страну и пребывания на ее территории. По другому определению, нелегальный мигрант — человек, пересекший границу государства или находящийся на ее территории без официального разрешения, иначе говоря, — неавторизованный мигрант. Наконец, в эту категорию также попадают индивиды, официально въехавшие в страну, но находящиеся на ее территории нелегально, например, ожидающие депортации беженцы, которым было отказано в убежище, или так называемые квазилегальные мигранты. Стоит также принимать во внимание, что мигрант, законно прибывший в страну и пребывающий в ней, но занимающийся деятельностью, нарушающей законодательство государства, тоже признается нелегальным.
Таким образом, при нарушении одного из трех условий (разрешение на въезд в страну, вид на жительство/разрешение на временное проживание и трудовую деятельность, не противоречащую законодательству) можно говорить о факте нелегальной миграции.
В зарубежной научной литературе существует несколько классификаций методик подсчёта численности нелегальной миграции, например, на основе деления:
● по взаимодействию с объектом исследования — прямые и косвенные [1];
● по времени наблюдения, т.е. рассматривающие нелегальную миграцию как показатель запаса (на определенный момент времени) или как показатель потока (за период времени) [2];
● по источникам информации или ведомствам, их представляющим [3];
● по виду нелегальной миграции, т.е. группирующие иностранцев по типу нарушения условий въезда, пребывания или трудовой деятельности [4];
● по странам, проводящим оценку явления [5].
Главной и объединяющей чертой, присущей всем статистическим методам, является то, что все они в качестве источника информации используют официальные базы данных для оценивания масштабов нелегальной миграции. К таким базам данных относятся:
● перепись населения;
● статистика смертности и рождаемости;
● система учёта населения при помощи идентификационных карт или индексов;
● сведения о числе отказов в выдаче виз;
● информация о регистрации и контроле международных пассажиропотоков;
● данные о количестве запросов на предоставление убежища;
● статистика, предоставляющая информацию о числе выданных разрешений на трудовую деятельность и видов на жительство.
Однако стоит сразу оговориться, что не во всех странах производится сбор упомянутых сведений и формирование соответствующих источников информации, более того, не всегда есть возможность получить доступ к данным, необходимым для проведения исследования.
Проще всего определить численность нелегальных мигрантов можно при помощи так называемого уравнения демографического баланса, которое выглядит следующим образом: P=P0+(N-M)+(I-E)+X.
В данной формуле переменные P и P0 представляют собой численность населения, выявленную при проведении двух последовательных переписей населения. Разница между переменными N и M называется естественным приростом населения, если N>M, или естественной убылью, если N Метод соотношения полов (Sex-ratio method) предполагает оценку количества нелегальных мигрантов не для страны, в которой они пребывают, а для страны, из которой они приехали, однако он обеспечивает более детализированный подсчёт, благодаря введению дополнительных предпосылок. В основе методики соотношения полов лежит вполне разумное предположение о том, что большую часть нелегальных мигрантов представляют мужчины. Главным показателем, который используется при подсчете незаконных иностранцев, является количество мужчин, приходящихся на 100 женщин, или так называемый коэффициент соотношения полов (sex-ratio). Сравнивая фактическое соотношение количества мужчин и женщин, выявленных в ходе переписи населения в стране, уроженцами которой являются мигранты, с теоретической пропорцией, рассчитанной для нее и для страны пребывания, становится возможным получить ожидаемое количество нелегальных мигрантов.
Подобное исследование было проведено в Мексике, граждане которой эмигрируют в основном в США. В работе были представлены разные способы оценки нелегальных мигрантов за рубежом, использовавшие доступные источники информации и основывавшиеся на различных предпосылках. Тем не менее, основной подсчёт был произведен, исходя из следующих соображений [7]:
● Условно все мигранты представлены в четырех категориях, разделяющих их на легальных (L) и нелегальных (U), а также на мужчин (M) и женщин (F). Приведенный ниже вывод формулы одинаков для каждой возрастной группы (от 0 до 65 лет, всего 13 групп по 5 лет).
● Коэффициент соотношения полов для легальных и нелегальных мигрантов может быть выражен соответственно, как b = ML / FL и с = MU / FU где ML, FL, MU, FU — численность мужчин и женщин, находящихся в законном и незаконном положении.
● a = (ML + MU) / (FL + FU) – тот же показатель для всего населения (который также дополняется данными о естественном приросте или убыли населения). Откуда следует, что
a * FL + a * FU = b * FL + c * FU , то есть, что FU = FL * (b – a) / (a – c).
● Следовательно, общую численность нелегальных мигрантов определенного возраста оказывается возможным оценить по формуле, полученной сложением FU и MU:
I = FU + MU = FU * (1 + c) = FL * (b – a) / (a – c) * (1+ c).
Коэффициенты a, b и c, представляющие пропорции соотношения полов, соответственно, для всего числа мигрантов, его легальной и нелегальной частей, могут быть получены на основе любых подходящих источников информации. Что касается исследования, проведенного в Мексике, то необходимые сведения касательно половозрастного распределения мигрантов были взяты из переписей населения Мексики, США, а также данных, предоставленных американской иммиграционной службой INS, с помощью которых были еще и проанализированы характеристики мигрантов, принявших американское гражданство. Поскольку коэффициент с может быть оценен, также как и различные изменения коэффициента а, только в зависимости от показателей смертности и рождаемости, то было получено около 15 различных комбинаций этих параметров, исходя из которых удалось оценить примерное количество нелегальных мигрантов, колебавшееся в границах от 1,3 до 3,9 млн человек [8].
В заключение отметим, что в России не проводятся серьезные исследования, направленные на количественную оценку масштабов нелегальной миграции, которая является одним из наиболее значимых демографических, экономических и социальных явлений начала 21 века.
Требуется масштабное исследование влияния, которое оказывает нелегальная миграция на рынок труда, настроения в обществе, демографическую ситуацию в стране и регионах, развитие неформального сектора экономики. Это необходимо, чтобы, в конечном итоге, оценить количественно воздействие нелегальной миграции на различные сферы жизни общества в интересах разработки и проведения определенной государственной политики.


Литература
1. Jandl M., Vogel D., Iglicka K. (2008), Report on methodological issues for CLANDESTINO, ed. by Albert Kraler and Dita Vogel, November 2008.
2. Vollmer B. (2008), Undocumented Migration. Counting the Uncountable. Data and Trends across Europe. Countre report for CLANDESTINO, UK.
3. Cyrus N. (2008), German Country Report for CLANDESTINO, final version, August 2008.
4. Delaunay, D. and Tapinos, G. (1998), «La mesure de la migration clandestine en Europe» Volume 1: rapport de synthese, Eurostat Working Papers, Series «Population et conditions sociales», 3/1998/E/No7, Luxemburg: Eurostat.
5. Pinkerton C.G., McLaughlan, Salt J. (2004), Sizing the illegally resident population in the UK, Home Office Online Report 58/04.
6. www.perepis-2010.ru [Электронный ресурс]. Сайт всероссийской переписи населения 2010 г.
7. Delaunay D., Tapinos G. (1998), «La mesure de la migration clandestine en Europe» Vol. 2: rapport de synthese, Eurostat Working Papers, Series «Population et conditions sociales», 3/1998/E/No7, Luxemburg: Eurostat.
8. Bean F.D., King A.G., Passel J.S. (1983), «The number of illegal migrants of Mexican origin: sex ratio-based estimates for 1980», Demography, February 20(l).

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия