| | Проблемы современной экономики, N 4 (40), 2011 | | ПРОБЛЕМЫ МОДЕРНИЗАЦИИ И ПЕРЕХОДА К ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ | | Алгулиев Р. М. директор Института информационных технологий НАН Азербайджана (г. Баку),
член-корреспондент НАН Азербайджана, доктор технических наук Алиев А. Г. заведующий отделом Института информационных технологий НАН Азербайджана (г. Баку),
кандидат экономических наук
| |
| | В статье проанализированы аспекты формирования ИКТ-ориентированных инновационных систем, а также экономики информации и знаний. Определены основные направления государственной политики по развитию науки и технологий. Обоснована необходимость создания национальной инновационной системы. Проанализированы инновационные процессы, позволяющие развивать экономики и общества | Ключевые слова: национальная инновационная система, инновативное развитие экономики, инновационная инфраструктура, экономика информации, экономика знаний, инновационная корпорация, технопарк, ИКТ-ориентированная инновационная система | УДК 681.5:574.5; ББК 65.050; 22.18 | Введение. В нынешних условиях глобализации и интеграции социально-экономических отношений в мировом сообществе обеспечение беспрерывного экономического роста каждой развитой и развивающейся страны требует, в первую очередь, развития науки, техники и технологии в соответствии с современными требованиями. Это обусловлено тем, что решение таких проблем, как определение направлений развития экономики, основанной на инновациях, формирование человеческого капитала, эффективное использование интеллектуального потенциала, результаты научно-исследовательских работ, производство конкурентоспособной продукции, повышение жизненного уровня и т. п., зависит именно от уровня развития науки и научных знаний. Известно, что человеческий капитал составляет основную часть национального богатства развитых стран. Это является следствием развития науки, другими словами, экономики информации и знаний.
В настоящее время во многих странах претворяется в жизнь целый ряд практических мероприятий, направленных на реализацию намеченного стратегического развития. Создаются специальные экономические зоны, осуществляются стимулирующие программы малого инновационного бизнеса, предпринимаются шаги в области улучшения административно-юридической и финансовой обстановки создания малого и среднего бизнеса, перестраивается государственная финансовая система научных исследований, повышается уровень системы высшего образования, выделяется больше бюджетных средств на фундаментальную науку и т. д.
В этих условиях необходимо построение инновационной инфраструктуры и системы, которые составляют основу будущего экономического развития региона или страны в целом. Поэтому анализ и исследование самых различных задач, связанных с формированием и применением указанной системы как основы национальной инновационной системы (НИС) региона, и разработка соответствующих рекомендаций в этом направлении являются актуальными задачами.
Этапы формирования инновационного развития экономики. В глобализированном и очень неравномерно развивающемся обществе до сих пор существует разное толкование такого понятия современной экономики, как «инновативный путь развития». Оно выражает целевую направленность качественного изменения положения какого-либо объекта. Экономисты веками исследовали технические и технологические новации, не используя этот термин. В XVIII–XX вв. новизна в экономических исследованиях рассматривалась в основном в контексте возрастающего развития технического и технологического прогресса производства.
В 1912 году Й. Шумпетер сделал попытку разработать теорию универсальной новизны в экономике в произведении «Теория экономического развития». Именно он впервые ввел понятия «инновация», «инновативное развитие» как научные выражения. Вместе с тем Шумпетер не отрицал значимости понятия «технический прогресс». Но это выражение выступало как одна из форм инновативного развития [2].
Й. Шумпетер в анализе механизма инновативного развития большое внимание уделил изучению взаимодействия факторов, обусловивших реализацию новшеств. Подход Шумпетера был большим шагом в изучении общественного прогресса. Одновременно появилась опасность недооценки каждого из факторов экономического развития в отдельности, недопонимания инновативного механизма в узком смысле, роли экономических факторов роста и т. д. В то время эти идеи не смогли широко распространяться. В 50-х годах ХХ века начались изменения в анализе экономического роста развитых стран. В это время обнаружился ряд недостатков в подходах к содержанию экономических факторов и общественного прогресса. Прежде всего, проявился высокий рост доли информации в форме интеллектуальной собственности в структуре основного капитала.
Особое значение соответствующая информационная инфраструктура имела для сохранения высокого и все более возрастающего уровня экономики в целом и ее секторов. В научном обороте нашло свое место выражение «научно-технический прогресс». Американские экономисты и социологи выполнили большую работу по исследованию проблем связи научно-технического и экономического прогресса. Именно в 50-х годах прошлого века они вновь вернулись к теории Шумпетера и стали широко применять термины «инновация» и «инновативное действие».
Формирование экономики информации и знаний. Сегодня в развитых странах мира формируется экономика информации и знаний. В основу этого процесса берутся показатели, характеризующие научные инновации, интеллектуальную собственность и культуру. К этой экономике относятся не только промышленные изобретения, но и товарные знаки и патенты, созданные программные продукты, базы данных, продукты, отражающие творчество на телевидении и радио и т. п., которые являются результатом деятельности различных отраслей и предприятий.
Для формирования экономики информации и знаний очень важно создание новой экономической модели, обеспечивающей широкое распространение информации и знаний, а также создающей конкурентное превосходство на международном рынке.
Общество знаний как составляющая информационного общества (ИО) формируется с помощью информационных технологий. В глобальном информационном обществе знание превращается в товар. А общество знаний в свою очередь формирует экономику знаний.
Основы экономики информации и знаний изложены экономистами Й. Шумпетером, Ф. Хайеком и Ф. Махлупом. Профессор Принстонского университета Ф. Махлуп представил сферу «Производство знаний и сфера его распространения» (промышленность знаний) как одну из сфер экономики. В изданной в 1962 г. книге «Производство и распространение знаний» он разделил промышленность знаний на пять групп: научные изыскания, образование, СМИ, информационные машины и информационные услуги [3].
В теории Ф. Махлупа информация отождествляется со знаниями. Интеллектуальный труд заменяется физическим и механическим трудом. Интеллектуализируются также инструменты труда. Создаются составляющие части информационной экономики, такие как экономика сети, экономика Интернета, экономика медиа, экономика контента (создание и коммерциализация контентов, дистант-образование, дистант-медицина, платные веб-сайты и др.), экономика программных продуктов, экономика телефонных услуг, е-коммерция и др.
Производимые в экономике знаний продукты являются высоко наукоемкими. Но этому процессу очень сильно противодействует глобальное цифровое неравенство, так как оно имеет свои отрицательные стороны. Существует зависимость между информационной асимметричностью и экономическим неравенством. Наиболее значительным потенциалом развитых стран являются научные образовательные центры этих стран, высокоинтеллектуальные работники.
Информационное общество — это динамически развивающееся инновативное общество. Инновация — это процесс применения знаний, построения отношений, основанных на коммерческих и экономических связях между предложением передовых технологических, научных знаний и требованиями к ним.
Инвестиции в сфере образования, науки, системы экономической безопасности, внедрение механизма налогов в информационном обществе, охрана интеллектуальной собственности, оценка информационных ресурсов, усовершенствование ИКТ-статистики и др. являются проблемами экономики знаний.
В экономике знаний, в которой сосредоточились производство, присвоение, распространение, защита знаний, доминируют технологии. США, Япония, Южная Корея, Китай и ряд западноевропейских стран уже достигли такого состояния.
В последнее время 60–80% экономического роста названных стран приходится именно на знания (науку, образование, наукоемкие отрасли).
Безусловно, ведущее место в формировании знаний занимает информация. Здесь информация выступает как база экономики знаний. Отличительной чертой экономики информации является то, что информация имеет сырьевой характер. Другими словами, в экономике знаний для производства новой продукции информация играет роль «сырья». Необходимость обработки полученного или производимого «сырья» создает потребность в специализированных кадрах ученых, специалистов, благоприятствует созданию климата для их успешной работы.
Современные информационные технологии и глобальная сеть Интернет открывают широкие возможности для получения информации. Основная проблема заключается в обработке информации и знаний и выводе их на рынок в форме новых идей и продуктов.
Экономика формирует знания, распространяет и использует их. Образование же является фундаментальным фактором развития такой экономики. Основные отличительные черты экономики, сформированной знаниями, определяются тем, что информация и ресурсы знаний, в отличие от традиционных, имеют целый ряд позитивных специфических особенностей [4].
Формирование развития науки и технологии, а также передовой инновационной системы на теоретических, методологических и прикладных научных основах было определено в качестве стратегических целей.
Необходимость создания инновационных систем. В последнее время общество, основанное на знаниях и информации, называют инновационным обществом. В 2006 г. на Санкт-Петербургском саммите президентов восьми ведущих зарубежных стран (G-8) вместо понятия «информационное общество» было использовано понятие «инновационное общество». На саммите было отмечено, что решение глобальных проблем мира проходит через развитие мировой системы «наука — образование», основанной на инновационных технологиях. Указывается, что существование информационного общества зависит от его инновационного развития. Поэтому назвать такое общество инновационным в некоторых случаях очень даже возможно [5].
Идея развития инновационного общества, основанного на знаниях, составляет основу стратегии развития стран Евросоюза, КНР, Японии, РФ и некоторых других стран. Инновационное развитие каждой страны обеспечивает переход экономики, основанной на промышленном производстве, к экономике, основанной на знаниях.
Инновационное развитие показывает, что страны, которые производят меньше научной информации, развиваются менее интенсивно, чем те, которые эффективно используют информацию и оперативно реализуют ее на практике. Кроме того, имеет значение то, что там, где созданы инновационные знания, самое главное — умение их использовать.
Практика динамично развивающихся стран показывает, что экономический прогресс зависит от эффективного создания НИС. Основные условия создания НИС охватывают: использование глобальных информационных ресурсов, соответствующую адаптацию новых знаний к внутренним потребностям страны, их реализацию ради национального развития и другие вопросы.
Как известно, инновационная деятельность — это применение и реализация новых идей, научных знаний, технологий и продуктов в различных производственных и управленческих сферах для обеспечения экономического развития и конкурентоспособности. Инновационная деятельность — это процесс усовершенствования оборудования, предметов труда, формы организации производства, управления с использованием передовых технологий и научно-технических достижений. А инновация, как результат инновационной деятельности, считается новым или усовершенствованным продуктом (работа, услуга), технологическим процессом, организационно-техническим, финансово-экономическим решением в разных сферах общественных отношений. Достижения научно-технического прогресса в производстве также распространяются в форме инноваций.
Напомним, что к основным направлениям государственной инновационной политики относятся [5].
–усовершенствование инновационной деятельности и механизмы ее стимулирования;
–разработка государственной стратегии, направленной на инновационное развитие экономики;
–обеспечение взаимосвязанной деятельности органов, направленных на инновационное развитие;
–развитие инновационных структур различных форм собственности, поддержка инновационного предпринимательства;
–определение в инновационной области стратегических приоритетных направлений на государственном, отраслевом и региональном уровнях;
–стимулирование развития фундаментальных исследований;
–создание условий для нормальной конкуренции в области науки и техники;
–поддержка деятельности и развития современной инновационной инфраструктуры;
–стимулирование инвесторов, вкладывающих средства в наукоемкие, высокотехнологичные производства;
–эффективное распределение бюджетных средств по реализации инновационных проектов;
–участие государства в венчурных фондах;
–льготное налогообложение субъектов инновационной деятельности;
–увеличение числа рынков сбыта отечественных продуктов;
–защита прав интеллектуальной собственности исследователей, улучшение их материальных и социальных условий.
Этапы инновационных процессов. Получение и использование инноваций, их повторное производство и реализация в материальной среде общества составляют инновационный процесс (этапы инновационного процесса показаны на схеме).
Инновации могут относиться как к технике и технологиям, так и к формам организации производства и управления. Инновационный процесс, прежде всего, заключается в выполнении нижеследующих функций [6].
● получение новых продуктов, модернизация выпускаемого продукта;
● вовлечение в производственный процесс новых производственных средств;
● использование средств производства для получения новых технологий и продукта;
● создание более прогрессивные формы организации и управления производством.
Начало инновационного процесса связывают, как правило, с ведением научных исследований фундаментального и поискового характера. На основе полученных результатов строятся исследования и работы прикладного характера, что в совокупности называется разработками [7]. На основе изобретений реализуются работы проектно-конструкторского характера. Итогом этих работ может быть или опытный образец технического объекта, или новый технологический процесс. Далее в ряд разработок прикладного характера включают и работы по применению новой техники в массовом виде.
Учитывая предмет инноваций, различают такие их виды, как технико-технологические инновации, организационные и управленческие новшества, экономические инновации, социологические новости, юридические инновации, экологические новости и т. д. [8].
Конечная цель инновационного процесса — повышение коммерческой способности нового продукта и организация массового производства. А инновационные технологии — это совокупность методов и средств, помогающих реализации этапов новшеств.
Различают следующие виды инновационных технологий: реализация, учеба (подготовка кадров и инкубация малых предприятий), консалтинг, трансферт, аудит, инженерия. Для реализации инновационных технологий должна быть создана соответствующая инновационная инфраструктура. Инновационная инфраструктура — это комплекс взаимосвязанных структур, обслуживающих и обеспечивающих реализацию инновационной деятельности. Под инновационно-инвестиционной инфраструктурой подразумевается комплекс взаимосвязанных структур, обслуживающих и обеспечивающих реализацию инновационно-инвестиционных процессов (см. схему) | | | Схема. Этапы инновационного процесса | Отметим, что, несмотря на наличие ряда нормативно-юридических актов, нормализующих задачи научно-технической и инновационной деятельности в республике, до сих пор не приняты соответствующие программы по развитию инноваций. Не доведены до конца такие работы по формированию нормативно-юридической базы инновационных структур, как инкубаторы бизнеса, инновационные центры, технопарки, технополисы, инжиниринг, лизинг и др. Поэтому в Азербайджане целесообразно сформировать совершенную государственную политику в области инноваций, разработать юридическую нормативную базу, создать эффективно действующие на этих основах инновационные корпорации, технопарки. Уместно отметить, что в ряде академических и отраслевых научно-исследовательских институтов, высших учебных заведений ведутся соответствующие исследования, проводятся конференции, выпускаются методические издания по внедрению и организации инноваций.
ИКТ-ориентированные инновационные системы. Проведенные анализы показывают, что разработка и внедрение инновационных проектов в любой отрасли невозможны без использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Именно уровень развития этой отрасли является одним из основных факторов в достижении предстоящей цели.
Для успешной реализации инноваций с использованием ИКТ должны быть созданы определенные условия. ИКТ играют большую роль в формирующейся инфраструктуре НИС. При этом нужно уделить особое внимание двум факторам: 1) ИКТ, как инновационное средство, участвуют во всех других проектах и повышают их инновационный уровень; 2) само инновационное развитие сферы ИКТ достигается посредством внутренних отраслевых инноваций, что помогает развивать другие отрасли [9].
Проблемы на пути инновационного развития в основном связаны с рисками, которые появляются там, где люди непосредственно являются участниками процессов принятия новых нетрадиционных решений. Реализация инноваций в какой-либо отрасли требует от ее сотрудников высоких моральных качеств, способностей стратегического мышления, видения будущего.
Другим аспектом формирования НИС с использованием ИКТ является создание единой системы сбора, хранения, анализа и регистрации социально-экономической информации. Эта система имеет целью создание во всех государственных и правительственных органах и органах самоуправления единого информационного пространства и вхождения в мировое информационное пространство. Поэтому необходимо создать специальные информационные системы, которые занимались бы реализацией информационного обеспечения инновационной деятельности — сбором информации по научным и инновационным работам, их обработкой, анализом, обобщением и прогнозированием.
Без необходимой государственной поддержки невозможно всестороннее развитие инновационной системы, считающейся основой экономики знаний в условиях рыночной экономики. Одним из основных макроэкономических показателей инновационной отрасли является удельный вес в ВВП средств, выделяемых на эти цели. В развитых странах этот показатель равняется 2–3%.
Согласно принятому в Российской Федерации закону «О науке и научно-технической политике», выделенные на науку средства не должны быть ниже 4% бюджетных средств. В Азербайджане средства, выделенные на науку в последние годы, составляют меньше 1% бюджетных средств. И эти средства выделялись в основном на фундаментальные научные исследования и финансирование научных работ, выполняемых научно-исследовательскими организациями государственных структур. А этого недостаточно для развития инновационной системы. Государственная поддержка в этой отрасли осуществляется в основном в двух формах: прямой и опосредованной. Учитывая возрастающую роль инновационной системы в экономике, государство, направляя в эту отрасль основные финансовые средства, превращается в прямого участника этой отрасли. Непосредственная форма государственной поддержки в большей степени охватывает стимулирование инновационного предпринимательства финансовыми, налоговыми и другими экономическими средствами, создание инфраструктурной системы.
Вывод. Проведенный анализ позволяет отметить, что ИКТ-ориентированные инновационные системы определяют производственную структуру региона и ее техническую базу, усовершенствование управленческой системы, наконец, развитие человеческого фактора производства. В настоящее время задача создания технопарков по профилю ИКТ является одной из приоритетных в планах в развитии инноваций. Это даст больше возможностей для использования и развития в полном объеме научного, интеллектуального и производственного потенциала региона. |
| |
|
|