| | Проблемы современной экономики, N 4 (40), 2011 | | ПРОБЛЕМЫ МОДЕРНИЗАЦИИ И ПЕРЕХОДА К ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ | | Белякова Г. Я. заведующий кафедрой международного бизнеса Сибирского Федерального университета им. академика М.Ф. Решетнева (г. Красноярск),
доктор экономических наук, профессор Батукова Л. Р. доцент кафедры международного бизнеса Сибирского Федерального университета им. академика М.Ф. Решетнева (г. Красноярск),
кандидат экономических наук
| |
| | В статье дана краткая характеристика основных элементов успешных модернизационных реформ, показаны принципы их проведения. Дана характеристика концептуальных основ системы управления модернизацией региональной системы. Обоснована необходимость системного подхода к формированию комплекса целей модернизации, учета при формировании целей глобальных системных вызов современности | Ключевые слова: модернизация, система управления, принципы модернизационных реформ | УДК 316.323; ББК 65.050.11 | Социально-экономические системы различных стран, подвергаемые модернизационным преобразованиям, в значительной мере уникальны, а выбранный объект, цели и методы модернизационных преобразований должны соответствовать возможностям и потребностям каждой конкретной системы, учитывать сложившиеся мировые и внутренние реалии. В этом состоит основная сложность подготовки модернизационных проектов и программ. Сегодня накоплено уже достаточно опыта на мировом уровне в области проведения модернизаций. Но данный опыт может быть применен при условии его глубокого анализа, выявления основных закономерностей протекания процесса модернизации, его последующей адаптации к конкретным условиям страны, региона.
Анализ опыта различных модернизаций [1,2], в том числе опыта модернизаций США (конец ХVIII — начало XIX века), Турции (1924-й год — конец 2000-го года), Японии и Германии (после Второй мировой войны, а также опыт дореволюционной России (столыпинская реформа) и СССР (сталинская модернизация и «хрущевская оттепель»), позволил сделать следующие методологические выводы, которые должны быть учтены при формировании любого модернизационного проекта (табл.1).
Таблица 1
Характеристика основных элементов успешных модернизационных реформ.Анализируемый элемент модернизационных реформ (МР) | Общая характеристика |
---|
Cущность МР | Эффективная модернизация — это всегда процесс комплексного преобразования СЭС, как единого целого. Предназначение модернизации: (1)– это решение внутренних проблем, нерешенность которых грозит разрушением системы, (2) — сделать объект модернизации более эффективным элементом развивающегося мирового сообщества, как на социально-институциональном уровне, так и экономически. | Объект МР | Объектом модернизации должно выступать общество в двух его аспектах — институциональная основа общества и экономическая система. | Общая направленность институциональных ре-форм | Преобразования общественных институтов, в том числе государства, должны быть направлены на освобождение предпринимательской, созидательной энергии большего числа граждан, по сравнению с домодернизационным периодом. | Форма и социальная база институциональных ре-форм | Формы могут быть самые различные — от принудительных до демократических. При этом, на начальных этапах они, как правило, носят принудительный, часто репрессивный характер в отношении сопротивляющихся слоев и групп населения. Тем не менее, если основная часть населения не выступает против реформ, ожидая от них улучшения своего положения, то данный подход имеет все шансы привести к конструктивным результатам. | Ресурсы и рынки МР | Все успешные модернизации всегда имели по окончании институционального этапа преобразований потенциальное приращение, как по доступным ресурсам, так и по рынкам сбыта. | Уровень непроизводи-тельной нагрузки на экономику в период МР | Все успешные модернизации всегда имели относительно низкий уровень непроизводительной нагрузки на экономику. | Методы проведения преобразований экономики | Спектр применяемых методов модернизационных преобразований экономики может быть весьма широким. Наиболее эффективные (те, которые позволяют достигать окончательных целей модернизации) — это методы эволюционно-либерального характера. В то же время для формирования и принципиальной реорганизации структуры экономики допустимы и методы государственного эко-номического вмешательства посредством формирования государственных концессий и планового управления производственным сектором. | Модернизация структуры промышленного производства | Все успешные модернизации осуществили структурную модернизацию своей экономики на основе успешной структурной модернизации промышленного сектора. Общей особенностью произведен-ных структурных реформ является то, что они обеспечили создание технологической базы отраслей, ориентированных на международные товарные рынки, которые имеют перспективы долговременного и сверх долговременного роста (20, 30 и более лет). При этом речь не идет о захвате наиболее прибыльных в настоящий момент рынков, а о выходе на молодые, но заведомо долгорастущие международные рынки. | Социальная база, активно участвующая в модернизации экономики | В модернизации экономики должны принимать участие самые широкие слои населения. Те этапы, на которых осуществлялись реформы не вовлекающие в экономические преобразования дополнительные слои населения, были либо малоэффективными, либо полностью провальными. | Участие государства в проведении МР | Сильное государство, уверенно проводящее политику в области социально-экономических реформ всегда являлось организационной основой успешных модернизационных реформ. Ослабление координирующей роли государства наблюдалось после завершения модернизации структуры в период снижения темпа модернизационных преобразований. |
Все вышеизложенное позволило выделить принципы проведения модернизационных преобразований:
1. Комплексность реформ, включающих реформы общественных институтов и экономических систем.
2. Строгая последовательность модернизационных преобразований, которая состоит в том, что сначала производятся реформы в области общественных институтов, а затем соответствующие реформы в области экономики.
3. Выявление и закрепление на этапе институциональных реформ потенциального права объекта модернизации (страны, региона) на расширение доступа для местного бизнеса к стратегическим ресурсам и к рынкам сбыта готовой продукции, которые будут расти в долгосрочной перспективе (не менее 30-ти лет).
4. Жесткое, целенаправленное, ограниченное по времени (начиная со дня провозглашения) проведение реформ в области общественных институтов, обеспечивающих возможность проведения в дальнейшем реформ экономики на основе либерально-демократических методов.
5. Опора в области институциональных реформ на активное, образованное, заинтересованное, преданное меньшинство, но с учетом коренных долговременных интересов большинства. Опора при проведении экономических реформ на большинство населения.
6. В основе экономических реформ — структурная модернизация производственного сектора, которая обеспечит хотя бы по ряду локомотивных, как правило взаимосвязанных направлений формирование социально-производственной системы, опережающей по своей эффективности мировую. Т.е., товары хотя бы по отдельным направлениям, предоставляемые на мировой рынок, должны быть дешевле и качественнее чем у основного числа мировых продавцов по данному ряду. Целенаправленная поддержка государством формирования для данных отраслей мировой сетевой системы сбыта готовой продукции.
7. Создание условий для реализации предпринимательской, созидательной активности большего числа граждан общества, по сравнению с предыдущим периодом и/или с прочими объектами сравнения (странами, регионами).
8. Максимальное снижение уровня непроизводительной нагрузки на экономику, обеспечивающее повышение эффективности инвестиционного процесса.
9. Активное участие государства в проведении модернизации, ее продвижении и защите ее интересов от внутренних и внешних дестабилизирующих факторов.
Данные принципы закладывают, концептуально, основу системы управления модернизацией на уровне региональных социально-экономических систем. Так, в структуре системы управления модернизацией выделяются два основных процесса и четыре базовых элемента (подсистемы). К основным процессам модернизации относятся планирование модернизации и организация управления модернизацией (реализация). К основным элементам относятся: система целей модернизации, система модернизации экономических подсистем, система модернизации общественных институтов и система инструментов модернизации. (рис. 1). Особенностью системы целей модернизации является то, что они должны представлять собой сбалансированное единство четырех групп целей — это: цели объекта модернизации (конкретной региональной социально-экономической системы), которые должны быть удовлетворены на внутреннем уровне (внутренние цели страны/региона); цели объекта модернизации, которые должны быть достигнуты на внешнем уровне (внешние цели страны/региона); цели государства относительно объекта модернизации и цели международного сообщества. Несмотря на то, что основная часть социальных сил общества принимается за модернизацию исходя из своих личных интересов, но без поддержки международного сообщества сегодня модернизация невозможна. Поэтому интерес международного сообщества также должен быть сбалансированно учтен при формировании комплекса целей модернизации. | | | Рис.1. Концептуальные основы системы управления модернизацией региональной системы. | Вторым базовым элементом модернизации является институциональная система общества, включающая институты государства и права, институты гражданского общества и экономики. Третьим базовым элементом модернизации является экономическая система, включающая следующие основные подсистемы: структуру производственного сектора, ресурсы, социальную базу и рынки сбыта. Четвертым базовым элементом модернизации является система методов и инструментов, обеспечивающих планирование и реализацию модернизации первых трех основных элементов.
Особенность процессов модернизации состоит в том, что они имеют встречный характер. Планирование, которое закладывает основу процесса реализации модернизационных изменений должно начинаться с целей, затем переходить к планам относительно модернизации систем экономики и только потом можно в полной мере всесторонне подойти к модернизации институтов общества. Процесс реализации намеченных мер должен происходить в обратном порядке — отталкиваясь от сформированных целей осуществить минимально необходимый уровень модернизации институтов, и затем перейти к модернизации экономической системы. Как видно, одним из основополагающих аспектов системы управления модернизационными преобразованиями являются цели модернизации.
Исследование различных подходов к постановке стратегических целей модернизации позволяет сделать вывод о том, что система целей должна удовлетворять следующим двум условиям (сформулировано на основе исследований Е. Балацкого в области инновационного инвестирования). 1) Цели модернизационных преобразований должны выбираться такие, реализация которых будет сопровождается уже на начальных этапах высоким темпом экономического роста СЭС, где данная модернизация реализуется. Это объясняется тем, что темпы роста экономической системы являются самостоятельным фактором инновационной модернизации, т.к. при низких темпах роста инвестиции в инновации просто невыгодны. Данное условие является ограничительным, по отношению к проектам, которые являются внутренне высокоэффективными, но не обеспечивают экономического роста системы в целом, т.к. данные проекты оттягивают на себя ресурсы СЭС 2) Цели модернизации экономики, в условиях ограниченности пространственного роста рынков сбыта (что актуально для России в связи с жесткой международной конкуренцией и низким уровнем спроса на внутреннем рынке) должны определяться в рамках долгосрочных и сверхдолгосрочных горизонтов планирования (по-видимому, от 15–20-ти и до 30-ти и более лет). Они должны обеспечивать возможность планомерной подготовки организации принципиально новых перспективных рынков сбыта готовой продукции массового потребления.
Проблема формирования методологических подходов к определению целей модернизации сегодня осознана как важнейшая и ею занимаются многие исследователи, в том числе следует отметить работы Е. Балацкого, Д.Р. Белоусова, В.А. Сальникова и А.Ю. Апокина, Н.П. Залывского, Л.А. Чалдаевой, А.Н. Мартышева, Р.М. Нуреева Р.М. [3–10] и многих других. Исследователями предлагаются разнообразные подходы к формированию стратегических целей, в том числе такие как:
● ответ на глобальные вызовы современности, стоящие перед Россией;
● борьба за геоэкономические и геополитические интересы России, состоящие в продвижении экономического и технологического оппонирования однополюсному миру, с опорой на национальную идею;
● формирование и кардинальное реформирование базовых социальных институтов, таким образом, чтобы они образовали каркас будущего общества, способного воспроизводить и использовать себе во благо развитие техники и технологии производства.
● развитие современного промышленного производства, как локомотива модернизационных преобразований, по пути глобализации и строгой ориентации на международные стандарты в области организации, техники и технологий.
● ценностный подход к развитию территориальных образований и мезоэкономических систем.
Анализ основных подходов к целеполаганию свидетельствует, что в конечном итоге все они восходят к ответу на глобальные системные вызовы современности.
Понятие глобальных системных вызов современности сегодня, де-факто, употребляется в следующем контексте. Это объективная трансформация внешней среды, которая принципиально меняет перспективы функционирования и развития существующих в ней локальных социально-экономических систем, и /или объективная внутрисистемная трансформация отдельных элементов, процессов, отношений локальных социально-экономических систем, которая требует дальнейшего видоизменения внутрисистемных связей и взаимодействий. Особенность любого вида глобальных системных выводов состоит в их необратимости и необходимости конструктивного ответа на них.
Отсутствие такого ответа повлечет разрушение систем, с ними столкнувшихся, либо смену их самоидентичности. Таким образом, категория глобальных системных вызовов является: во-первых, категорией характеризующей проблемы, сопровождающие функционирование и развитие социально-экономических систем, во-вторых, категорией, открывающей перспективы развития социально-экономических систем, и даже указывающей на них. Глобальные системные вызовы присутствуют не только на уровне макросистем. Они декомпозируются и на уровень мезо- и микросистем. Поэтому, часто невозможно решить проблему на уровне микро- или мезосистемы, если ее источник лежит на глобальном уровне.
Поэтому, цели модернизации должны выстраиваться таким образом, чтобы, решать мезо- и микропроблемы (проблемы регионального уровня) в русле противостояния глобальным системным вызовам. На основе фундаментальных свойств систем (теория систем)- устойчивости, надежности и живучести, а также с учетом имеющихся исследований в данной области разработана классификация глобальных системных вызовов современности. Она призвана обеспечить рациональный подход к определению целей модернизационных преобразований. Предложено систематизировать вызовы по двум направлениям: по уровням систем и по функциональным аспектам систем. Объект модернизации определяет глубину декомпозиции. В таблице 2 приведен пример укрупненной классификации вызовов для целей модернизации РФ. Если формируются цели модернизации на уровне региона, то глубина классификации должна быть увеличена. | | Таблица 2
Пример перечня вызовов современности, который должен быть учтен при определении целей модернизации социально-экономической системы. | | | Окончание таблицы 2 | | Таким образом, модернизация — это сложный, многоаспектный феномен, который сочетает в себе институциональное и экономическое развитие конкретной общественной системы. Эффективность проведения модернизационных реформ обеспечивается системой управления модернизацией, которая сублимирует в себе опыт различных стран, накопленный в данной области. Основополагающим аспектом системы управления модернизацией является комплекс взаимосвязанных целей, который увязывает между собой внутренние- и внешнерегиональные цели модернизации; цели государства, куда включен данный регион; цели международного сообщества в отношении данного государства и региона. Комплекс данных целей должен формироваться в контексте глобальных системных вызовов современности, а также системных вызовов, стоящих перед каждым конкретным государством и регионом, которые должны быть учтены, а также выполнять роль ориентиров при формировании целей модернизации. |
| |
|
|