Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (39), 2011
ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Цыренов Д. Д.
аспирант кафедры налогов и налогообложения Восточно-Сибирского государственного технологического университета (г. Улан-Удэ)

Оценка качества профессионального образования с учетом критерия занятости: теория и практика
В статье рассматриваются теоретические проблемы, связанные с качеством профессионального образования, занятостью выпускников учебных заведений; дается анализ моделей оценки качества профессионального образования в России и США; представлена модель информационного взаимодействия системы образования и рынка труда региона
Ключевые слова: профессиональное образование, качество, региональный рынок труда
УДК 338.242.2

В научной литературе под качеством того или иного объекта или процесса принято понимать его специфическую внутреннюю сущность, видимым выражением которой является совокупность свойств данного явления. Однако в рыночной экономике модель «качества» приобретает некоторые специфические черты, обусловленные рынком. Большинство современных зарубежных специалистов связывают качество товаров и услуг с потреблением (А. Фейгенбаум, Л. Харвей и Д. Грин). Они считают, что предмет обладает качеством, если соответствует требованиям потребителя. Качество — это удовлетворение клиента [1, 2, 7].
Известно, что стандарты ISO 9000:1994 и ISO 9000:2000 определяют качество как совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности. Большинство российских исследователей считают указанное определение качества наиболее приемлемым. Они делают вывод о том, что с позиций экономики качество, в том числе и качество образования, предполагает не только наличие объективных особенностей качества как такового, но и включает в себя ряд социальных и субъективных моментов. Мы поддерживаем мнение Е.М. Карпенко и С.Ю. Комкова, что субъективная составляющая качества — это социальная потребность, понимаемая как способность того или иного объекта (носителя качества) данную потребность удовлетворять [3].
Будем рассматривать профессиональное образование как разновидность потребительских (образовательных) услуг, ставших в рыночных отношениях товаром. Такой подход к образованию позволяет разработать модель взаимосвязанных компонентов различной природы, определяющих качество профессионального образования в рыночных условиях. Ее составляющими являются три группы взаимозависимых компонентов: внутренние характеристики образовательного процесса, внешние воздействия, непосредственно влияющие на качество профессионального образования и опосредованные внешние воздействия.
Из многообразных характеристик качества профессионального образования мы особо выделяем три группы показателей, имеющих наибольшее значение при моделировании качества профессионального образования: показатели «назначения», показатели «надежности» качества и, так называемые, «эксплуатационные» показатели.
Показатели «назначения» — это компетенция выпускника учебного заведения, позволяющая ему успешно выполнять работу по полученной профессии. Показатели «надежности» качества профессионального образования выражают не только способность современного специалиста сохранять во времени свою профессиональную компетентность, но и постоянно совершенствовать свой профессионализм, повышать общую культуру и умение работать в команде. «Эксплуатационные» показатели качества образования, полученного в учебном заведении, по мнению автора, более широкие показатели и включают в себя другие показатели: полученная специальность и востребованность на рынке труда. И, как представляется, под ними можно понимать трудоустройство выпускника по специальности и успешную карьеру (рис. 1).
Рис. 1. Качество профессионального образования
Эти три группы показателей качества образования среди прочих являются ведущими в деятельности учебных заведений. Подготовка высококвалифицированных, компетентных и востребованных на рынке труда специалистов — главная социальная функция учебного заведения. Именно рынок труда в современных условиях является индикатором результативности профессионального образования.
Исследование конкурентоспособности и занятости специалиста на рынке труда позволили выделить следующие аспекты данной проблемы:
1. современный рынок труда предъявляет высокие требования к профессиональной подготовке специалиста с образованием, его личностным качествам и общей культуре. Современный выпускник должен уметь работать в команде, уметь быстро и правильно реагировать на изменения, происходящие в сфере его профессиональной деятельности, постоянно стремиться к обновлению своих знаний;
2. качество профессиональных знаний, умений и навыков молодых специалистов не всегда соответствует современным требованиям. Исключение составляют лишь те специалисты, которые обслуживают новейшие секторы экономики, отсутствовавшие в советский период;
3. выпускники (юристы, менеджеры, экономисты) остаются невостребованными на рынке труда, являются безработными; многие из них работают не по специальности, полученной в учебном заведении;
4. современной динамично развивающейся российской экономике не хватает высокообразованных и компетентных инженеров в области машиностроения, строительства, энергетики, нефтехимии, специалистов в области сельского хозяйства и других важных отраслях экономики.
В основу американской модели образования положен принцип саморегуляции, который выражает неустанное желание всех заинтересованных сторон (студентов и их родителей, профессорско-преподавательского состава и администрации учебного заведения, работодателей, профессиональных союзов и других общественных организаций) улучшить систему и качество профессионального образования. Специалисты называют модель оценки качества образования, существующую в США, «матричной» [6]. Она состоит из четырех элементов, независимых друг от друга в своем функционировании, но имеющих единую по назначению цель — повышение и совершенствование качества образования. Элементами этой системы являются: институциональная аккредитация, специализированная аккредитация, рейтинговая оценка и оценка личных достижений обучающегося. Американская модель оценки качества профессионального образования схематично представлена на рис. 2.
Рис.2. Американская модель оценки качества образования
Анализ американского опыта в обеспечении современного рынка труда подготовленными и высококвалифицированными кадрами позволяет сделать следующие выводы:
во-первых, американская модель образования и подготовки высококвалифицированных специалистов является наиболее адекватной современным условиям развития рыночной экономики; интересен опыт в области переподготовки и дополнительного образования, участия государства в этих процессах;
во-вторых, американское профессиональное образование, функционирующее в рамках развитой рыночной экономики, испытывает на себе законы рыночных отношений и подчиняется им. Учет растущей конкуренции в сфере образовательных услуг и ужесточение требований со стороны работодателей к качеству профессионального образования, ориентация на потребителя стали основными принципами организации образовательного процесса в США.
Российская модель оценки качества деятельности учебных заведений сложилась в конце 90-х годов прошлого века. Российские ссузы и вузы, успешно прошедшие процедуру государственной аккредитации, выдают своим выпускникам диплом государственного образца, что свидетельствует о государственной гарантии качества образования, полученного в данном учебном заведении. А ссуз или вуз получает такие гарантии, если их деятельность соответствует государственной модели качества профессионального образования.
На основе исследований и статистической информации обо всех существующих в стране профессиональных учебных заведений были выявлены среднестатистические показатели качества деятельности и определен их перечень [5].
Сравнительный анализ аккредитационных показателей показал, что в российской модели, в отличие от американской, особо выделены те показатели, которые непосредственно относятся к качеству образования.
В настоящее время единая государственная система показателей оценки деятельности учебного заведения включает следующие группы показателей:
— показатели условий осуществления качественной образовательной деятельности (концепция, кадры, учебные ресурсы, финансовая состоятельность);
— показатели качественности процесса (управление учебным заведением, содержание образовательных программ, социальная инфраструктура, механизм гарантии качества образования и т.д.);
— показатели результата (качество подготовки и востребованность выпускников, эффективность научно-исследовательской и методической деятельности) [4].
Наибольший интерес для нас представляет такой «показатель результата», как востребованность выпускников. Именно трудоустройство выпускников и успешная карьера по специальности суть важнейших показателей качества профессионального образования.
Однако практика показывает, что в перспективных планах развития учебных заведений трудоустройству будущих выпускников отводится недостаточное внимание. Причиной этого, по нашему мнению, является отсутствие заинтересованности учебных заведений. В анализе рынка образовательных услуг, в своей конкурентоспособности ссузы и вузы имеют достаточно сильную мотивацию. Количество студентов, поступивших на первый курс, влияет на «жизнедеятельность» сразу и непосредственно. Оно определяет объем и содержание работы деканатов, кафедр, профессорско-преподавательского состава, административно-хозяйственных структур. А в системе платного образования от количества студентов зависит еще и материальное обеспечение учебного заведения и всего его коллектива. В перспективном анализе обеспеченности своих будущих выпускников работой по специальности ссуз или вуз так непосредственно не заинтересован. Количество невостребованных выпускников или работающих не по специальности, хотя и является одной из характеристик качества подготовки специалистов, но непосредственно на деятельность учебного заведения не влияет.
Мы видим три возможных пути решения этой проблемы:
— введение государственного планирования подготовки отдельных групп специалистов и их государственное распределение;
— государственные органы управления образованием должны внести в аккредитационную процедуру такой механизм (или показатель), который бы поставил оценку качества деятельности ссузов и вузов в прямую зависимость от востребованности его выпускников на рынке труда и их успешной карьеры;
— перспективным является создание при ссузах и вузах малых предприятий.
Анализ научной литературы, посвященной теоретическим и методологическим проблемам профессионального образования, показал, что в настоящее время пока отсутствует единый методологический подход к анализу рынка труда и занятости выпускников ссузов и вузов в контексте оценки качества профессионального образования. Необходимость создания методологии и методики оценки качества профессионального образования обоснована тем, что в настоящее время в статистике формируются два обособленных блока информации: информация о занятости на рынке труда и информация об образовании.
Для успешного проведения модернизации профессионального образования, следует добиться, чтобы эти информационные потоки пересекались, и на выходе формировалась объективная информационная модель структуры занятости выпускников российских учебных заведений. Эти данные необходимы для ссузов и вузов, абитуриентов и их родителей. Учебным заведениям они позволят адекватно реагировать на запросы рынка труда, не допуская нехватки или перепроизводства специалистов. Абитуриенты, опираясь на такую информацию, смогут более правильно ориентироваться на рынке образовательных услуг. Работодателям указанная информация поможет подобрать необходимый высококвалифицированный персонал для предприятий и фирм.
При получении объективной информации о развитии региональной системы образования большое значение имеет отчетность, которую учреждения образования обязаны сдавать в органы управления образования субъектов РФ, для обработки которой введен в эксплуатацию программный комплекс «Мониторинг образования Российской Федерации». ПК «МОРФ» предназначен для автоматизации процессов сбора и обработки сводной статистической информации, предоставляемой органами управления образованием субъектов РФ муниципального и регионального уровня и обработки первичных форм федерального статистического наблюдения по всем образовательным учреждениям.
В целом при обработке и анализе информации для диагностики образовательной системы выявлены следующие недостатки.
Во-первых, невнимательное и неграмотное заполнение ответственными исполнительными лицами отдельных позиций форм отчетности приводят к искажению полученных результатов. Решение данной проблемы заключается в организации контроля за правильностью заполнения отчетной документации.
Во-вторых, в данной системе отсутствует механизм соотношения данных программного комплекса с данными других информационных комплексов.
Совершенствование образовательной политики в Республике Бурятия определяет необходимость получения исчерпывающей объективной информации о составе и структуре безработных выпускников учреждений профессионального образования.
Реализация государственной политики в области занятости населения осуществляется органами службы занятости, одним из направлений деятельности которых является информационное обеспечение рынка труда. Действенным инструментом в информационном обеспечении рынка труда является программный комплекс (ПК) «Катарсис». В рамках ПК осуществляется сбор и обработка данных, необходимых для мониторинга рынка труда региона.
Уникальность имеющихся баз данных заключается в том, что в них сосредоточена первичная информация обо всех гражданах, обратившихся в службы занятости. Все эти лица заполняют соответствующие анкеты, которые хранятся в электронном виде в компьютерных базах данных соответствующей службы занятости. Эта информация представляет собой массив данных по каждому конкретному лицу, ищущему работу и официально зарегистрированному в службе занятости.
Кроме того, в базах данных служб занятости имеется и другая информация, характеризующая предложение и спрос, а также сбалансированность спроса и предложения на рынке труда. Данные по предложению и спросу подразделяются на статические и динамические. Статические данные определяются на определенную дату, характеризуют и фиксируют состояние предложения или спроса в определенный момент времени. Динамические данные определяются для определенного периода, характеризуют изменение предложения или спроса за определённый период времени.
Периодичность и полнота используемых исходных данных позволяет анализировать объекты и процессы на рынке труда в разрезе административно-территориального деления на местном уровне, региональном уровне.
Сложившийся порядок представления отчетности, ограничение по объему и периодичности определены, в том числе, и по причине учета трудоемкости её составления специалистами местного звена. Таким образом, имеющиеся в службах занятости информационные ресурсы используются пока в неполной мере. Вместе с тем, в условиях экономического кризиса и роста безработицы возникает необходимость более глубокого анализа имеющейся информации. Это, в частности, необходимо для выявления факторов, влияющих на показатели занятости и безработицы в Республике Бурятия, в том числе по ее отдельным районам и отраслям.
Результаты диагностики региональной системы профессионального образования могут представлять интерес для двух основных групп пользователей. Применительно к Республике Бурятия первую группу представляет Министерство образования и науки, в подчинении которого находятся учреждения профессионального образования. Вторую группу представляет Министерство экономики Республики Бурятия. Анализ данных о гражданах, ищущих работу, в том числе зарегистрированных в качестве безработных, а также тех, кто получил работу или был направлен на профессиональное обучение, имеет важное значение при разработке стратегии управления на рынке труда (рис. 3).
Рис. 3. Модель взаимодействия региональных органов власти в вопросах обеспечения качества образования
Одним их преимуществ предлагаемой диагностики является то, что используются открытые данные. В результате этого достигается экономия значительных средств, которые при других способах необходимо потратить на сбор данных.


Литература
1. Green D. What is Quality in Higher Education? — London: SRHE / OPEN University Press, 1994. — 120 p.
2. Harvey L., Green D. Defining Quality? // Assessment and Evaluation in Higher Education. 1993. — Vol. 18. 1.
3. Карпенко Е.М., Комков С.Ю. Менеджмент качества. — Минск: ИВЦ Минфина, 2007. — С. 6-7.
4. Комплексная оценка высших учебных заведений / В.Г. Наводнов, Е.Н Геворкян, Г.Н Мотова, М.В. Петропавловский. — М.: Центр государственной аккредитации, 2003. — С. 29.
5. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 29.06.2000 № 1965. Перечень показателей дополнен и изменен приказами Министерства образования Российской Федерации от 08.11.2000 № 3207, от 22.11.2001 №3414, от 27.12.2002 №4670 и Приказом от 30.09.2005 №1938 (в ред. Приказа Рособрнадзора от 25.04.2008 №885).
6. Системы аккредитации за рубежом / Г.Н. Мотова, В.Г. Наводнов, В.Ж. Куклин, Б.А. Савельев / Предисл. В.А. Зернова. — М., 1996. — С. 24.
7. Фейгенбаум А. Контроль качества продукции: сокр. пер. с англ. / А. Фейгенбаум — М.: Экономика, 1986. — С. 24.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2022
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия