Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (39), 2011
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ
Гиниятуллов Д. Р.
директор ФГУП «Санкт-Петербургская фабрика ортопедической обуви»

Механизм управления ортопедическими услугами в крупном городе
В статье дано авторское определение термина «ортопедическая помощь», представлена схема, определен порядок формирования механизма управления ортопедическими услугами в крупном городе
Ключевые слова: ортопедическая помощь, ортопедические услуги
УДК 332.02; ББК 65

Болезни костно-мышечной системы являются серьезной проблемой, угрожающей здоровью населения, поскольку в большинстве случаев являются хроническими и приводят к росту общей заболеваемости.
За последние 8 лет пациентов с заболеваниями костно-мышечной системы и системы соединительной ткани увеличилось на 12,6%.
Патология опорно-двигательного аппарата была и остается социально значимой проблемой из-за тяжести последствий травм и заболеваний костно-мышечной системы: временной нетрудоспособности, инвалидности, смертности. В структуре заболеваний, обусловивших формирование инвалидности в России, болезни костно-мышечной системы и травмы находятся на третьем месте с долей в 14%. С 2000 г. число инвалидов увеличилось на 20% и составляет 12,7 млн чел. Ежегодно в учреждениях медико-социальной экспертизы освидетельствуется более 4 млн чел. [1].
В оказание ортопедической помощи вовлечено большое число участников, в том числе медицинские организации, производители ортопедических изделий, ортопедические салоны, бюро медико-социальной экспертизы, государственные учреждения социальной защиты, некоммерческие организации (в т.ч. общественные организации и благотворительные фонды).
Несмотря на сравнительно большое число организаций, занимающихся лечением и реабилитацией больных с поражениями опорно-двигательного аппарата, серьезными недостатками являются разрозненность в работе этих учреждений, отсутствие должной координации.
Под ортопедической помощью следует понимать совокупность медико-социальных услуг и услуг по обеспечению ортопедическими изделиями, предоставляемых лицам с целью профилактики и лечения болезней и деформации опорно-двигательного аппарата, а также с целью адаптации к новым условиям жизнедеятельности. К ортопедическим изделиям относятся кресла-коляски, протезы и ортезы, ортопедическая обувь, трости, костыли, опоры, поручни.
Достижение ключевой цели оказания ортопедической помощи — повышение качества и доступности возможно при формировании единого процесса управления оказанием медико-социальных ортопедических услуг и производством ортопедических изделий.
Управление оказанием ортопедической помощью целесообразно рассматривать на уровне города, уровне района и уровне субъекта хозяйствования. Схема управления ортопедической помощью в крупном городе представлена на рис.1.
Рис. 1. Схема управления ортопедическими услугами в крупном городе
Совокупность организационных правил и процедур, посредством которых закрепляются отношения между участниками процесса управления оказанием ортопедических услуг, согласуются цели, формируются побудительные мотивы и осуществляется разработка управленческих решений, направленных на обеспечение устойчивости процесса обеспечения ортопедическими изделиями называется механизмом управления оказанием ортопедической помощи.
Структура и связи механизма управления формируются по алгоритму: определение проблем, установление цели, согласование объекта управления, определение состава участников, совокупность связей (структура) между ними, множество допустимых их действий, задание критериев управления исходя из целей, определение и формирование факторов управления в соответствии с критериями управления, выбор методов воздействия исходя из факторов управления, определение последовательности действий по достижению целей, определение совокупности потребных ресурсов исходя из методов и факторов управления.
Компоненты механизма управления ортопедической помощью в крупном городе представлены на рис.2.
Рис.2 Структура механизма управления ортопедической помощью в крупном городе
Для повышения качества управления оказанием ортопедической помощи целесообразно сформировать реестр и классификатор ортопедических услуг. Оказание ортопедической помощи целесообразно рассматривать как комплексную услугу, включающую в себя медицинские услуги (диагностические, профилактические, лечебные, восстановительные), социальные, в т.ч. консультационные (консультации по прохождению медико-социальной экспертизы, по подбору ортопедических изделий, по оформлению документов, юридические, по уходу за ортопедическими изделиями, психологические, консультации по лечебному питанию), обслуживающие и вспомогательные (подбор ортопедических изделий, примерка ортопедических изделий, доставка ортопедических изделий), сервисные услуги (информирование о новых возможностях и услугах, ценах, выдача специализированной литературы, содействие в приобретении дополнительных приспособлений не входящих в индивидуальные программы реабилитации, но целесообразность приобретения которых есть).
Классифицировать ортопедические услуги целесообразно по следующим признакам: сфере деятельности, по формам собственности организаций, оказывающих услуги, по источникам финансирования, по уровню материальных затрат, по уровню квалификации персонала, по уровню технологичности.
Изготовление ортопедических изделий при оказании населению ортопедической помощи необходимо рассматривать в неразрывной связи от ортопедических услуг.
Проведенный анализ соотношения трудозатрат и затрат времени на оказание ортопедической помощи показал, что при обеспечении ортопедическими изделиями на долю производства ортопедических изделий в настоящее время приходится 70%, а на оказание ортопедических услуг 30%. Однако в последние годы наблюдается тенденция роста доли ортопедических услуг и по прогнозным данным такая тенденция продолжится.
Оказание ортопедической помощи необходимо организовать таким образом, чтобы обеспечить максимальную доступность и качество. Одним из условий повышения доступности качества является то, что лица, имеющие потребность в ортопедическом изделии должны иметь возможность обратиться за ортопедической помощью в организацию, находящуюся в непосредственной близости от места жительства. При этом важно устранить необходимость посещения различных инстанций для получения ортопедической помощи. Весь комплекс оказываемых услуг максимально полно должен быть представлен в одной организации.
Решение выше указанной задачи видится путем создания ортопедических центров. Лица, у которых на этапе оказания амбулаторной помощи выявляется потребность в ортопедической помощи, должны быть направлены в ортопедический центр. Целесообразно создание ортопедических центров трех уровней с учетом разного уровня требуемой ортопедической помощи.
Ортопедический центр третьего уровня предполагает наличие техника-протезиста (ортопеда), который по направлению врача на обеспечение ортопедическими изделиями осуществляет замеры, формирует заказ на производство, подгонку и ремонт ортопедических изделий. Ортопедический центр третьего уровня осуществляет функции по доставке, хранению, выдаче ортопедических изделий и гарантийному ремонту.
Ортопедический центр второго уровня осуществляет все функции центра третьего уровня и дополнительно услуги связанные с осмотром врачом-ортопедом и проведением диагностики патологии. По результатам обследования пациента врач-ортопед при необходимости назначает лечение, которое может быть получено в ортопедическом центре первого уровня.
Специализированный ортопедический центр первого уровня предполагает оказание комплексных услуг по профилактике, диагностике, лечению, обеспечению ортопедическими изделиями и медико-социальной адаптации по направлению поликлиник или ортопедических центров второго и третьего уровней.
Ортопедические центры должны иметь единую информационно-коммуникационную систему с производителями ортопедических изделий, чтобы заказ своевременно поступал в производство. Готовые ортопедические изделия должны быть доставлены в ортопедические центры, где бы осуществлялась их выдача заказчику.
Создание ортопедических центров позволит повысить точность диагностики, конкретизировать параметры заказа на изготовление ортопедических изделий с учетом индивидуальных особенностей, в результате чего ожидается увеличение степени достижения лечебного эффекта от ортопедических изделий. Повышению качества оказываемой ортопедической помощи будет также способствовать предусмотренная в ортопедических центрах адаптация для лиц, получивших ортопедические изделия. Создание ортопедических центров позволяет населению получить ортопедическую помощь оперативно и с максимальной доступностью. Дети с патологиями опорно-двигательного аппарата получают реальную возможность своевременно получив необходимую ортопедическую помощь, добиться улучшения состояния здоровья и лучше адаптироваться к условиям жизнедеятельности. Для лиц, имеющих инвалидность в связи с нарушениями опорно-двигательного аппарата, за счет постоянного мониторинга за их состоянием в ортопедическом центре минимизируется риск осложнений их заболеваний. Население, не имеющее патологий, но при этом заинтересованное в собственном здоровье за счет систематического наблюдения врачом-ортопедом и реализации профилактических процедур поддерживают в хорошем состоянии опорно-двигательный аппарат и высокий уровень активности.
Таким образом, в неразрывной связи изготовления ортопедических изделий и оказания ортопедических услуг достигается предоставление полной и всесторонней ортопедической помощи.
Весьма актуальна интеграция услуговой составляющей в производственную деятельность предприятий-изготовителей технических средств реабилитации с учетом функциональных, организационных, коммуникационных и социальных связей при оказании ортопедической помощи населению крупного города.
Интегрированное управление оказанием медицинских и социальных услуг, а также производственной деятельностью изготовителей технических средств реабилитации позволяет достичь синергетического эффекта в обеспечении качества и доступности ортопедической помощи.
Система ситуационного регулирования районных ортопедических центов включает подсистему баз данных, структурные схемы ситуационного регулирования, регламентированные функции и этапы взаимодействия головного ресурсного центра — производителя протезно-ортопедических изделий и ортопедических центров различного уровня в районах большого города.
Система ситуационного регулирования районных ортопедических центов обеспечивает обмен информацией по оказанию ортопедической помощи населению районов крупного города. Предложено формировать два типа ситуационных центов ортопедической помощи:
— ситуационные центры в головных городских ресурсных центрах по отдельным направлениям оказания ортопедической помощи (производство протезно-ортопедических изделий, хирургия и др.)
— ситуационные центры в ортопедических центрах городских районов (рис.3)
Рис.3. Система ситуационного регулирования оказания ортопедической помощи населению
Основные задачи ситуационных центров:
— осуществление мониторинга
— координация
— проведение независимых опросов общественного мнения
— формирование горячих интернет-линий
— дистанционное консультирование
Алгоритм формирования механизма управления ортопедической помощью населению:
1. Установление целевых показателей управления оказанием ортопедической помощью;
2. Выделение услуг, функций и процессов необходимых для функционирования сферы оказания населению ортопедической помощи;
3. Определение участников (и их количества), а также варианты взаимодействия между ними;
4. Выбор методов управления оказанием населению ортопедической помощи;
5. Разработка проектов законодательных и иных нормативно-правовых актов, необходимых для достижения целевых показателей;
6. Создание на базе поликлиник имеющих достаточную ресурсную базу районных и межрайонных ортопедических центров;
7. Создание новых ортопедических центров (локальных);
8. Заключение договоров на оказание услуг с частными организациями, действующими производителями, которые удовлетворяют необходимым требованиям;
9. Выделение от действующих государственных производителей отдельных производств;
10. Создание новых организаций-производителей ортопедических изделий;
11.Создание кадрового ресурсного центра;
12 Формирование финансовой базы обеспечения населения ортопедическими услугами и изделиями за счет привлечения дополнительных источников финансирования;
13. Информационное обеспечение лиц нуждающихся в ортопедической помощи о возможностях получения необходимой помощи в новых организациях;
14. Заключение договора с целевой управляющей компанией и осуществление мониторинга за ее деятельностью;
15. Анализ факторов внешней среды и формулировка главных целей системы сетевого взаимодействия;
16. Изучение партнеров по сетевому взаимодействию;
17. Формировка принципов кооперации и интеграции, определение методов руководства процессами интеграции участников взаимодействия;
Проведенный анализ ключевых проблем на региональном уровне показал необходимость как повышения доступности, так и упрощения маршрутов движения нуждающихся в получении ортопедических услуг и изделий, а также создание механизмов для интеграции усилий организаций, оказывающих ортопедическую помощь.
Маршрут движения населения при получении ортопедической помощи может быть представлен в виде схем, которые содержат данные о необходимых этапах, длительности оказания ортопедических услуг на этапах и типовых вариантов движения населения по этапам оказания ортопедических услуг.
Целесообразно выделить 10 этапов: первичный, диагностический, амбулаторный, стационарный, операционный, восстановительное лечение, инвалидизация, ортопедическое обеспечение, изготовление ортопедических изделий, медико-социальная адаптация.
Целесообразно осуществлять мониторинг и оценку процесса оказания ортопедической помощи используя расчет индикаторов результативности и индикаторы риска. Целесообразно проводить оценку процесса по показателям качества и доступности. Индикатор результативности рассчитывается как отношение фактического значения к целевому и показывает степень достижения целевых ориентиров. Индикатор риска рассчитывается как отношение фактического значения к минимально допустимому. Риск определяется как вероятность отклонения фактических значений выше допустимого порога, при котором требуется принятие срочных мер по корректировке процесса обеспечения населения ортопедическими изделиями. В зависимости от результатов оценки принимается решение о дальнейшем участии организации в процессе обеспечения населения ортопедическими услугами и изделиями, о необходимости реинжиниринга процесса, приостановлении или изменении параметров процесса.


Литература
1. Здравоохранение в России. 2009: Стат.сб. / Росстат. — М., 2009. — 365 с
2. Закон Санкт-Петербурга от 30.01.2008 № 42–10 «О государственных стандартах социального обслуживания населения Санкт-Петербурга»
3. Министерство здравоохранения и социального развития РФ [Электронный ресурс] Концепция совершенствования государственной системы медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов — Режим доступа: http://www.minzdravsoc.ru/docs/mzsr/handicapped/3/msword, свободный. — Загл. с экрана.
4. Росков Р.В., Адриевская А.О., Смирнов А.В. Ортезирование при травмах конечностей и их последствиях. Учебно-практическое пособие. — СПб.; Тюмень: Типография «Печатник», 2007.
5. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 09.12.2010) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 20.07.1995)

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2022
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия