Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (39), 2011
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Иванов Д. А.
соискатель кафедры экономики и управления Адыгейского государственного университета (г. Майкоп)

Методические аспекты пространственного развития российских регионов
Статья рассматривает методы и процедуры оценки товарных торговых коэффициентов между регионами в контексте межрегиональной структуры ввоза — вывоза. Основанный на литературном обзоре и наших предыдущих исследованиях, мы предлагаем более детальную модель, у которой есть однородный формат с моделью силы тяжести, энтропии и т.д
Ключевые слова: внешнеэкономические связи регионов, межрегиональная торговля, ввоз-вывоз, модель силы тяжести, модель энтропии
УДК 330 (075.8); ББК 65.01. Я73

В настоящее время происходит изменение роли регионов не только в российской, но и в мировой экономике. Современные процессы глобализации приводят к тому, что не только страны, но и регионы становятся субъектами конкуренции. Причем, в перспективе в этих процессах будет возрастать не только роль регионов, но и муниципальных образований. Для того, чтобы Россия могла претендовать на достойное место в мировой экономике, именно регионам предстоит сыграть роль локомотивов в решении задачи повышения экономического потенциала и конкурентоспособности страны. Это связано с рядом факторов. Одним из них является то, что регион начинает выступать узловым пространством, где сталкивается территориальная политика государства, региона и крупного капитала, причем центральное место в ней занимает рынок стратегических инвестиций. Другой фактор — это то, что формирование рыночных ниш крупных корпораций может осуществляться только при опоре на интегрированные региональные рынки. И, в-третьих, все яснее становится необходимость придания приоритетного значения территориальному аспекту отраслевого развития. Регион страны в современных условиях является экономическим субъектом, который может вести самостоятельную экономическую политику и развивать внешнеэкономические связи, используя правовые полномочия. Регионы могут применять ряд экономических инструментов для улучшения своих конкурентных позиций, выходить на мировой рынок в качестве участника мировых конкурентных процессов. Регион как экономический субъект должен обладать определенным потенциалом, возможностями осуществления хозяйственной деятельности, т.е. имуществом, дающим возможность получения доходов от ведения хозяйственной деятельности, полномочиями по поводу получаемых доходов.
Кризисные явления 2008–2009 гг. заставляют серьезным образом задуматься о необходимости обновления стратегии развития регионов. Настоящий период и экономическая ситуация в США и в европейских странах также дает основания для тревоги. Слишком высокая зависимость от сырьевых мировых рынков, которые моментально реагируют на изменение экономической ситуации в развитых странах. Несмотря на оживление промышленного производства в 2010 г., в начале 2011 г. опять наблюдается замедление темпов его развития, спад инвестиционной активности, но пока конъюнктура мировых цен на нефть благоприятна, Россия располагает богатыми природными ресурсами, производственными мощностями, высококвалифицированной трудовой силой. Насущной задачей становится оценка потенциальных возможностей и ресурсов региона с целью их более эффективного использования и распределения. В теоретическом плане вопросы оценки потенциала регионов и развития их региональных связей нашли отражение в теоретических концепциях регионального диффузионизма и пространственной динамики, поляризованного развития. Так, теория гравитационного и потенциального моделирования (Дж. Стюарт, Г. Ципф) указывает на важное значение крупных центров производства и населения и объясняет многие аспекты функционирования системы «ядро-периферия» [1]. На развитие региональной экономики влияет ряд факторов: эндогенных и экзогенных (табл.1).

Таблица 1
Классификация источников и факторов роста региональной экономики
ГруппыФакторы
ЭндогенныеЭкзогенные
1.Связанные с факторами производства
а) экстенсивные
Объем инвестиций (частично); основные производственные фонды; оборотные фонды и запасыОбъем инвестиций (частично); трудовые ресурсы; природные ресурсы; ввоз сырья, материалов, оборудования
б) интенсивныеСтруктура инвестиций и скорость их освоения; структура и качество основных фондов; структура и качество оборотных фондов; управление и информацияКачество трудовых ресурсов; качество и состав природных ресурсов; качество ввозимой продукции; научно-технический прогресс
2) Связанные со способом производстваТехника и технология производства, организация производства, концентрация, специализация и кооперирование.
Взаимодействие (взаимодополняемость) факторов производства.
3) Связанные с результатами производства и их использованиемПотребление – личное и общественное, накопление и возмещение основных фондов и прирост оборотных фондов

В табл. 1 данные факторы распределены по принципу связи с факторами производства, способом производства, результатами производства. Социально-экономический потенциал может быть охарактеризован, с одной стороны, как достигнутый уровень социально-экономического развития, а с другой – с точки зрения возможностей его дальнейшего повышения, для чего необходимы определенные ресурсы и условия. Величина и динамика изменения социально-экономического потенциала определяется тремя группами зависимостей: количественными и качественными характеристиками составляющих потенциала; взаимосвязями между подсистемами (системным качеством); воздействием внешних факторов.
Применительно к территории система факторов и ресурсов может быть охарактеризована следующим образом. «Тот же самый ресурс, который по отношению к объекту выступал как фактор размещения последнего, соотнесенный с соответствующей территорией, может рассматриваться как фактор регионального развития (или фактор развития); другими словами это такой внутренний ресурс, который влияет на развитие (или требует изменения) компонентной структуры данной территории. Совокупность факторов регионального развития составляет потенциал регионального развития. Ресурсы и другие явления, которые влияют на региональное развитие или определяют его, но находятся вне предела данного региона, можно обозначить термином условия регионального развития» [2, с.243].
Потенциал развития, таким образом, выступает как совокупность факторов размещения производительных сил. Факторы, благоприятные сегодня для размещения предприятий на данной территории, завтра означают дополнительные возможности привлечения инвестиций, увеличения занятости, роста производства и решения других региональных проблем, т.е. роста социально-экономического потенциала региона.
Ресурсы и возможности можно разделить на внешние и внутренние, причем они, как правило, взаимозаменяемы – предполагается, что при недостатке сырья, энергии, рабочих рук, капитала они могут быть привлечены извне. Исключение составляют, пожалуй, лишь социальные институты и состояние окружающей среды. Как показывает мировой опыт, скопировать элементы общественного устройства довольно трудно, они всегда приобретают собственную специфику в новой культурной среде. Также нельзя позаимствовать и компоненты природной среды, их можно только восстановить. Уникальным ресурсом является управление, которое определяет и направления развития, и возможности привлечения внешних ресурсов, и эффективность использования внутренних.
Характерной чертой современности является высокая изменчивость «внешней» экономической среды и, следовательно, условий регионального развития, влияющих, в свою очередь, на состояние социально-экономического потенциала региона.
В структуре социально-экономического потенциала обычно выделяются следующие составляющие:
– обеспеченность основными природными ресурсами, состояние окружающей среды;
– численность населения и трудовые ресурсы (половозрастная структура, уровень и динамика занятости по отраслям народного хозяйства), общеобразовательный уровень;
– производственный потенциал (состояние основного капитала и степень его износа по отраслям, технологическая и воспроизводственная структура основного капитала, уровень технологической оснащенности и специализации производства, конкурентоспособность продукции);
– научно-технический и кадровый потенциал (оценка ресурсной, технологической и кадровой базы НИОКР, результатов научной и изобретательской деятельности, масштабов применения прогрессивных, традиционных и наукоемких технологий, результатов инновационной деятельности);
– региональные и геополитические аспекты социально-экономического потенциала (дифференциация уровней социально-экономического развития, природно-климатические различия, уровень антропогенной нагрузки по регионам, место экономики региона в территориальном разделении труда, направления экономической интеграции);
– социальный потенциал (социальная структура общества и уровень жизни отдельных социальных слоев, степень дифференциации населения, структура доходов и богатства населения, удельный вес заработной платы в доходах, уровень занятости, физическое, психическое и духовное состояние населения, уровень личной и общественной безопасности, социальная инфраструктура);
– инфраструктура (транспорт, связь, коммуникации, сфера услуг, банковская система, биржи, фонды и др.).
Таким образом, при оценке экономического потенциала регионов в современных условиях возможны по крайней мере два различных подхода- воспроизводственный («замыкающим» показателем здесь является «мощность» системы, выпуск) и поведенческий (с точки зрения конкурентоспособности, как реакция системы на изменение конъюнктуры –»вызов-ответ»).
«Мощность» является достаточно устойчивым показателем. Как правило, этот показатель распределяется в соответствии с расположением региона на оси «центр-периферия». Центры, генерируя нововведения, находятся в более выигрышном положении и имеют больший потенциал развития в виде накопленного капитала, чем полупериферийные и периферийные регионы, которые обречены приспосабливаться к изменениям экономической конъюнктуры. Однако наибольший интерес представляет как раз различная способность регионов к развитию, т.е. возможные будущие изменения позиций регионов.
При поведенческом подходе к оценке экономического потенциала акцент делается на позициях регионов, занимаемых ими в процессе экономического развития, и характере реакции их хозяйственных комплексов на изменение внешней конъюнктуры.
Итогом развития экономического потенциала выступает, прежде всего, развитое производство, инфраструктура, сфера услуг, высокая занятость населения и его благосостояние. Именно в этом аспекте можно говорить также о степени и эффективности использования экономического потенциала.
В составе условий и факторов развития межрегиональной торговли, модели ввоза-вывоза региона могут учитываться динамика национального хозяйства и мирового развития в целом, преобладающие тенденции в мирохозяйственных связях и отношениях, обеспеченность внешней относительно региона (национальной, мировой) экономики природными ресурсами и населения продовольствием, энергетическое обеспечение, а также экологическая ситуация.
Основателем межрегиональной модели ввоза-вывоза является Isard [3], предложивший исчисление межрегиональной торговой матрицы по формуле:
(1)
где, Xrt — общий объем производства промышленности i в регионе r, arj — технические коэффициенты региона s, которые определяют потребность в полуфабрикатах промышленности j в регионе s в товаре i от региона r, где Yirs — потребность в готовой продукции региона s от промышленности i в регионе r.
В действительности, особенно в пределах экономики региона, параметры arj в межрегиональной модели ввоза-вывоза собрать достаточно трудно. Учитывая данные обстоятельства Moses [4] предложил упрощенную модель для межрегиональной торговли, которая является так называемой моделью Chenery-Moses, чтобы упростить эту проблему использовался межрегиональный торговый коэффициент. Формула выглядит следующим образом:
(2)
где tir — межрегиональный торговый коэффициент, который является отношением движения товара i в регионе r к региону s. airjs, – отношение распределения для каждого сектора промышленности в регионе s товара i из региона r.
Существуют и другие теории. Carey [5] сделал первый вклад в оценку человеческого пространственного взаимодействия и доказал, что степень привлекательности региона определяется концентрацией размера людей и инверсией расстояния между взаимодействующими регионами. К теоретикам данного направления можно отнести Stewart, Zipf, Dodd и др. [6].
Wilson [3] принял другой подход, названный моделью максимизирующей энтропию для оценки межрегиональных торговых потоков. Общая формула модели следующая:

Где E — энтропия, crs — стоимость транспортировки одной единицы товаров i от региона r в регион s, C — полная стоимость транспортировки товаров i, которая представляет полный бюджет. Используя формулы (3) — (6), мы можем вычислить межрегиональную торговую матрицу:
(7)
где Ar и Bs — балансирующие факторы и ή — лагранжевые множители, ограничивающегося уравнения. Модель из детерминированной теории максимизации прибыли сформирована Amano и Fujita[13]. Эти работы вносят вклад в подходы оценки межрегиональных торговых потоков и в исчисление торговых коэффициентов, построение модели развития экономического потенциала региона.
Глобальные изменения в мире, вызванные политическими и экономическими причинами, а также стремительным научно-техническим прогрессом требуют новых подходов к оценке социально-экономического развития, как отдельных государств, так и их составных частей — регионов.


Литература:
1. Изард У. Методы регионального анализа: введение в науку о регионах / Сокр. пер. с англ. — М.: Прогресс, 1968.
2. Алаев Э.Б. Социально-экономическая география. Понятийно-терминологичекий словарь. — М., 1983.
3. Isard W. 1956. Location and Space Economy. — Gambridge: The M.I.T. Press.
4. Chisholm M, O’Sullivan P. 1973. Freight flows and spatial aspects of the British economy. — New York and London: Cambridge University Press.
5. Smith T.E. 1975. A choice theory of spatial interaction, Regional Science and Urban Economics, 5, pp.137–176.
6. Dogg S.C. 1950. The interactance hypothesis: a gravity model fitting physical masses and human groups // American Sociological Review, 15: 245–256.
7. Batten D.F. and Boyce D.E. 1986. Spatial interaction, transportation, and interregional commodities flow models. The Chapter 9 in Handbook of regional and urban economics Vol.1, edited by Peter Nijkamp. North-Holland, 1986.
8. Anderson, T.R. Intermetropolitan migration: a comparison of the hypotheses of Zip and Stouffer
9. American Sociological Review, 20, pp.285–291, 1955.
10. Leontief W. and A. Strout. 1963. Multi-regional input-output analysis, in T. Barna, (ed.).
11. Ashtakala B, Murthy ASN. 1988. Optimized gravity models for commodity transportation //Journal of Transportation Engineering (ASCE),114:393–408.
12. Wilson A.G. 1967. A statistical theory of spatial distribution models. Transportation Research, 1: 253-269.
13. McFadden D. 1974.Conditional logit analysis of qualitative choice behavior, Frontiers in Econometrics, Academic Press: 105-142.
14. H. Murat Celika, Jean-Michel Guldmann. 2007. Spatial interaction modeling of interregional commodity flows. Socio-Economic Planning Sciences 41:147–162.
15. Meng B. and A. Ando. 2005. An economic derivation of trade coefficients under the framework of multi-regional IO analysis, IDE Discussion Paper, 29.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2022
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия