Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (39), 2011
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Феноменов К. Н.
аспирант кафедры менеджмента таможенного и страхового сервиса Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики

Комплекс основных мероприятий по внедрению энергосберегающих технологий в жилищно-коммунальном хозяйстве
В статье показан анализ потерь энергоресурсов в жилищно-коммунальном хозяйстве. Представлен разработанный автором комплекс мероприятий по энергосбережению в муниципальных учреждениях (больницы, школы, детские сады) и многоквартирных жилых домах
Ключевые слова: энергоресурсы, энергосбережение, энергосберегающая технология, энергосберегающие мероприятия
УДК 330; ББК 65.01

Программа энергосбережения должна быть конкретной для территориального образования, субъектов хозяйствования. Понятно, что каждый город в смысле рациональной организации работы по энергосбережению имеет индивидуальные особенности. Между тем, при всей специфике существуют некоторые общие положения. Прежде всего, следует понимать, что на первый план выдвигается задача по эффективному использованию энергоресурсов, которая становится все существеннее по мере роста дефицита топлива и его цены и ужесточения требований к качеству жилищно-коммунальных услуг.
В чем состоит наше понимание энергосбережения, рационализации использования энергоресурсов в отрасли?
Во-первых, экономия, полученная от энергосбережения, — это ресурс для возвращения инвестиций в развитие жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ).
Во-вторых, смягчение социальной напряженности в связи с переходом на полную оплату жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ).
В-третьих, повышение качества услуг, предоставляемых населению, их соответствие принятым стандартам.
В-четвертых, совершенствование взаимоотношений между поставщиками и их потребителями, в первую очередь, населением.
В-пятых, реализация конкретных мероприятий, имеющих своей целью снижение потребления ресурсов на единицу продукции (м2, Гкал и т. д.), создание системы учета ресурсов, максимально приближенной к потребителю и позволяющей четко определять объем потребления и уровень потерь по всей технологической цепи — от производителя до потребителя.
Сектор многоквартирного жилья считается одной из самых проблемных областей в том, что касается экономии энергии. От 2/3 до 3/4 общего потребления энергии в жилищном секторе — это снабжение горячей водой и отопление. Основные факторы, которые влияют на потребность в отоплении, — это климат, размеры отапливаемых площадей, качество внешнего каркаса здания, система отопления и т.д. Большинство многоквартирных домов не отвечают современным требованиям энерго- и ресурсосбережения, так как построены они с учетом старых строительных норм. Энергосбережение в многоквартирном доме — это, прежде всего уменьшение потерь тепла за счет утепления полов, стен, потолков. Также сюда можно отнести переделку системы отопления, которая неэффективно расходует энергию, в такую, которая будет оптимально расходовать энергию, не нарушая при этом комфортные условия проживания. Решение проблем энергосбережения в многоквартирном доме также включает в себя:
— проведение энергетического аудита, который даст общую картину потерь тепла в доме и выявит слабые места, нуждающиеся в решении, и уже после этого решение этих проблем, выбор варианта, наиболее подходящего для того или иного дома;
— развитие образования в области энерго- и ресурсосбережения;
— сокращение потребления энергии в процессе эксплуатации дома;
— формирование энерго- и ресурсосберегающего поведения жильцов дома;
— развитие перспективных направлений строительства дома и эксплуатации жилья;
— повсеместное измерение потребления коммунальных ресурсов;
— оборудование системами водоснабжения (холодного и горячего), канализации, газоснабжения, устройство водоподкачек, бойлерных, газоходов;
— утепление многоквартирных домов (работы по улучшению теплозащитных свойств ограждающих конструкций, устройство наружных тамбуров, оконные заполнения с тройным остеклением), что связано с отсутствием возможности утепления снаружи отдельно взятой стены, поэтому происходит утепление изнутри;
— установка общедомовых приборов учета расхода холодной и горячей воды, тепловой энергии на горячее водоснабжение и отопление и квартирных приборов учета холодной и горячей воды;
— настойчивое внедрение ресурсосберегающих технологий, новых материалов, приборов учета холодной и горячей воды, тепловой энергии и т.д.
Основными типами объектов, на которых выполняются энергосберегающие мероприятия, являются муниципальные учреждения (больницы, школы, детские сады) и жилые дома. Рассмотрим основные мероприятия по энергосбережению, являющиеся общими для указанных типов объектов, а также эффективность, которой можно достичь от их внедрения.
1. Общеобъектный учет энергоносителей
Общеобъектный учет энергоносителей (вода, тепло, электроэнергия) является первым шагом на пути энергосбережения. Без него не имеют смысла все другие мероприятия, т.к. полученное снижение потребления энергоносителей должно быть фактически зарегистрировано средствами учета. Кроме того, сам по себе учет дает возможность зафиксировать реально потребленное количество энергоносителей, которое, как правило, значительно ниже расчетного. Опыт установки средств учета на объектах муниципальной сферы показал, что разница между расчетным потреблением и фактическим может достигать следующих размеров (табл.1).

Таблица 1
Потери ресурсов в государственных учреждениях и жилых домах
Вид ресурсаУчрежденияЖилые дома
Холодная водадо 25 %до 30 %
Горячая водадо 20 %до 10 %
Тепловая энергиядо 30 %до 15 %
Электроэнергия *нет данныхдо 30 %
* 2-х тарифный учет электроэнергии

2. Поквартирный учет энергоносителей в жилых домах
Добиться в полной мере проведения жильцами энергосберегающих мероприятий в собственных квартирах можно только при наличии у них заинтересованности в их проведении. Это возможно только при наличии квартирных средств учета. Сегодня технически возможна установка в квартирах средств учета холодной и горячей воды, тепловой энергии, электроэнергии. Однако в области поквартирного учета энергоносителей существует ряд проблем, главной из которых является высокая стоимость организации поквартирного учета тепловой энергии.
При выполнении учета тепловой энергии в квартирах современных домов с горизонтальной разводкой труб, где каждая квартира имеет отдельный ввод, вопрос решается стандартным образом путем установки компактных теплосчетчиков. Однако, сегодня большинство домов имеют квартиры с вертикальной разводкой труб, что усложняет построение системы учета тепла. В этом случае вопрос может быть решен путем установки в квартирах радиаторных теплосчетчиков испарительного или электронного типов и общедомового теплосчетчика. Эффективность этого мероприятия напрямую зависит от заинтересованности жильцов в энергосбережении и может достигать 25%.
3. Автоматическое регулирование потребления энергоносителей
К реальному снижению потребления энергоносителей приводит внедрение систем автоматического регулирования потребления тепловой энергии (САРТ) и электроэнергии (САРЭ). САРТ позволяет: поддерживать температуру теплоносителя в контуре системы отопления в зависимости от температуры наружного воздуха по заданному отопительному графику; корректировать отопительный график по желанию потребителя; осуществлять ночное снижение температурного графика; производить отопление помещения после ночного снижения температур; осуществлять защиту от завышения температуры обратной воды. Кроме того, для более точного поддержания заданной температуры в помещениях возможна установка на отопительных приборах радиаторных термостатов. САРЭ задает режимы освещения мест общего пользования и наружного освещения в зависимости от естественной освещенности и других параметров. Реальная экономия энергоносителей может достигать следующих размеров (табл.2).

Таблица 2
Экономия энергоносителей в государственных учреждениях и жилых домах
Вид энергииУчрежденияЖилые дома
Тепловая энергиядо 40 %до 25 %
Электроэнергия *до 15 %до 10 %
* 2-х тарифный учет электроэнергии

4. Устранение потерь энергии
Одним из видов энергосберегающих мероприятий является устранение сверхнормативных потерь энергий. На основании расчетов и обследований жилых домов, выполненных институтом «УралНИИАС» были получены следующие данные о теплопотерях и возможном их снижении (Рис. 1).
Рис. 1. Структура теплопотерь в жилых домах и прогноз их возможного снижения
На основании полученных данных можно сделать вывод о путях снижения теплопотерь и определить приоритетные мероприятия с учетом реальной возможности их проведения:
– устранение вентиляционных потерь за счет исключения избыточной инфильтрации (9,8%);
– снижение потерь тепла через заполнение окон и дверей (4,5%);
– утепление подвала (3,6%);
– утепление чердака (2,4%);
Для сокращения потребления электроэнергии могут применяться экономичные светильники и устройства ограничения потребления энергии на нужды освещения. Возможная суммарная эффективность приведена в таблице 3.

Таблица 3
Экономия энергоносителей в государственных учреждения и жилых домах
Вид энергииУчрежденияЖилые дома
Тепловая энергиядо 30 %до 25 %
Электроэнергиядо 15 %до 5 %
* 2-х тарифный учет электроэнергии

5. Тарифная политика
Важное место в деле энергосбережения занимает тарифная политика, как стимулирующий фактор проведения энергосберегающих мероприятий. Вариант построения тарифной политики при расчетах за потребление энергоносителей может быть следующим: норматив потребления (типовое значение потребления для данного типа потребителя); льготный порог потребления (значение потребления ниже нормативного на определенную величину, например на 30%); нормативный тариф (действует при потреблении в диапазоне от льготного порога до норматива); льготный тариф (действует при потреблении ниже льготного порога); увеличенный тариф (действует при потребление выше нормативного).
6. Пропаганда и информационное обеспечение энергосбережения
В активной пропаганде и разъяснении потребителям и, в первую очередь, населению нуждаются технические и экономические аспекты реализации энергосбережения. Для повышения энергетической грамотности населения необходимо использовать средства массовой информации, смотры-конкурсы, конференции, встречи. Пропаганда и информационное обеспечение энергосбережения должна являться неотъемлемой частью проведения энергосберегающих мероприятий. Необходимо не только создать предпосылки для энергосбережения за счет тарифной политики и др., но также показать потребителям возможности экономии различных видов энергий и конкретные пути ее достижения. Ориентировочный перечень мероприятий может быть следующий: информация в СМИ; наглядная агитация (на подъездах, во дворах, в ЖЭУ и т.д.); обучение энергетиков учреждений и старших по подъезду; создание инфраструктуры, помогающей реализации энергосберегающих мероприятий.
В качестве мероприятий, направленных на создание условий для эффективного внедрения энергоресурсо-сберегающих мероприятий в отрасли, как основы оптимизации затрат при оказании качественных жилищно-коммунальных услуг, назовем следующие:
– изменение схемы формирования лимитов потребления энергоресурсов организациями бюджетной сферы;
– разработка программ стимулирования внедрения ресурсосберегающих мероприятий (субсидирование части кредитов, процентной ставки за счет средств бюджетов, предоставление муниципальных гарантий);
– предоставление налоговых льгот на уровне регионов и муниципалитетов предприятиям, внедряющим и применяющим современные ресурсосберегающие технологии;
– информирование населения о современных энергосберегающих технологиях.
Рост размера платы за коммунальные услуги стимулирует население более экономно использовать энергоресурсы. Однако в настоящее время такое действие еще незначительно. Нехватка информации о возможных мерах по повышению энергоэффективности не дает домохозяйствам возможность получать выгоду от снижения потребления воды, тепла и электроэнергии. Требуется осознание населением потребности в реализации таких мер. Процесс вовлечения населения в ресурсосбережение должен сопровождаться формированием заинтересованности в результатах этой деятельности, что может проявляться, например, в поощрении жителей, реализующих энергосберегающие мероприятия в своих жилищах. Такое поощрение может выражаться либо в уменьшении размера платежей за коммунальные услуги, либо предоставлении дополнительных услуг и т.д. По результатам проведенных энергосберегающих мероприятий в квартире, один раз в год должен производиться перерасчет оплаты за коммунальные услуги в сторону уменьшения. Подобные мероприятия могут осуществляться как собственниками жилья (стимул — снижение оплаты), так и поставщиками ресурсов (стимул — снижение неэффективного потребления, что снимает необходимость строительства новых мощностей). Кроме использования материальных стимулов экономии энергии, можно также обеспечивать жителей информацией о том, какие результаты дают их усилия по экономии электроэнергии.
Очень важным представляется обмен опытом между регионами по вовлечению населения в работу по энергосбережению. Ведь население — самая консервативная категория потребителей, к которой труднее всего предъявлять санкции за нерациональное энерго- и водопотребление. Выполнение всего комплекса мер, предусмотренных программой энергосбережения, обеспечит достижение ее главной цели — надежного обеспечения потребителей энергоресурсами необходимого качества и их эффективного использования в условиях ограниченности финансовых средств.
Таким образом, возрастает актуальность совершенствование учета и экономного использования энергоресурсов в условиях проводимой реформы ЖКХ, которая предполагает переход на полную оплату потребленных ресурсов бытовыми потребителями.


Литература
1. Аболин А.А. О регулировании тарифов на услуги предприятий ЖКХ // ЖКХ. Журнал руководителя и главного бухгалтера. — 2008. — № 1. — С. 80–85.
2. Гордеев Д.П. Новые подходы к правовому регулированию предоставления коммунальных услуг // ЖКХ. Журнал руководителя и главного бухгалтера. 2008. — № 8. — С. 80—86.
3. Графов А.А.Управление качеством услуг ЖКХ мегаполиса на основе инноваций. — Автор. дис. на соиск. уч. степ канд. экон. наук. – СПб.: СПбГУСЭ. 2010.
4. Лелявина Т.А. Совершенствование управления ЖКХ. – СПб.: СПбГУСЭ. — 2010.
5. Дроздов Г.Д., Киреенко А.М. Информационные технологии ЖКХ мегаполиса. — СПб.: СПбГУСЭ. — 2011.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2022
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия