Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (39), 2011
ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Богатенкова Е. Ю.
аспирант кафедры экономики, организации и управления на предприятиях Балаковского института техники, технологии и управления — филиала Саратовского государственного технического университета

Активизация деятельности предпринимателей по реализации концепции социальной ответственности бизнеса
В статье рассматриваются направления активизации социальной ответственности бизнеса. Представлена структура разработанной автором программы реализации концепции социальной ответственности бизнеса на муниципальном уровне. Материал статьи основан на публикациях экспертов, интервью представителей бизнеса, результатах социальных опросов
Ключевые слова: бизнес, социальная ответственность, социальный проект
УДК 331.1; ББК 65.24

Результатом осуществления экономических реформ является становление и развитие новых экономических, финансовых, социальных и других отношений, базирующихся на формировании рыночной экономики, в которой ведущим субъектом хозяйствования являются предприниматели.
Предпринимательство как одна из конкретных форм проявления общественных отношений способствует не только повышению материального и духовного потенциала общества, но и создает благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого индивида. Бизнес выступает неотъемлемой частью общества. Общество ждет от коммерческих организаций не только высоких экономических результатов, но и существенных достижений в общественной жизни населения.
Постепенно общество начинает осознавать, что социальная деятельность и ответственность бизнеса ограничивается рамками благотворительности.
Необходимость усиления значения социально ответственного бизнеса обусловлена:
— интенсивным развитием мирового крупномасштабного научно-технического и производственно-инвестиционного кооперирования, стирающего грань между финансовыми, товарными, производственными, инновационными потоками и требующего соблюдения единых норм и стандартов ведения бизнеса (макроэкономический уровень);
— социализацией целей мирового бизнеса, формирующих новые целевые установки предприятия. Осуществляя производственно-хозяйственную деятельность, оно должно ориентироваться не только на потребности рынка в высококачественных товарах и услугах, ориентированных на потребительский спрос, но и на общечеловеческие ценности, реализуя концепцию социальной ответственности (микроэкономический уровень);
— повышением уровня интеллектуального капитала, предъявляющего новые требования к своему существованию и развитию; возникновением потребителя нового типа, решение которого о покупке ориентировано не только на качественные характеристики предлагаемого товара (услуги), но и на этичное поведение компании и учет ею социальных и экологических факторов.
В силу этого компаниям приходится уравновешивать свои чисто экономические интересы с интересами общества и его представителями (потребителями, поставщиками, работниками).
Социальная ответственность бизнеса — это достаточно новое явление для российской экономики, и четкого единого о ней представления у большинства руководителей нет. Концепция социальной ответственности бизнеса предусматривает:
— добровольное участие коммерческих организаций в обеспечении приемлемого уровня жизнеобеспечения и развития своих работников и членов их семей;
— добровольное участие в решении вопросов защиты окружающей среды, поддержки социально незащищенных категорий населения, сохранения и развития жилищно-коммунального хозяйства и памятников культуры;
— предоставление спонсорской помощи образовательным и спортивным учреждениям и т. д.
В последнее время социальные программы из разряда разовых благотворительных акций стали переходить в категорию социальных инвестиций. Это означает, что социально ответственное поведение напрямую связано с долгосрочным развитием бизнеса. При этом, международный опыт говорит о том, что социальная ответственность и устойчивое развитие — это почти одно и то же [1].
Следует отметить, что социальная ответственность бизнеса возможна при наличии ряда условий:
— сформированной способности видеть цели и смысл развития бизнеса в контексте развития общества;
— возможности принимать самостоятельные решения — она не возникнет «из-под палки»;
— желания принимать решения, способствующие развитию общества;
— понимания последствий самостоятельно принятых решений.
В России практика социальной ответственности находится в процессе развития. До недавнего времени термин «социальная ответственность» воспринимался большинством россиян как благотворительность, т.е. предполагалось, что бизнес должен помогать социально незащищенным слоям населения, бедным, нуждающимся людям. Следует сказать, что есть бизнесмены, которые склоняются к активному участию бизнеса в решении социальных проблем. Однако в ряде случаев отклик на свои предложения власть находит лишь среди крупных компаний.
Реализация социально ответственного поведения имеет особое значение на местном (муниципальном) уровне, так как именно на этом уровне удовлетворяется большая часть потребностей людей.
На сегодняшний день добровольное участие бизнеса в решении социальных проблем осуществляется разрозненно, без четкой стратегической направленности. Проблемы проявляются в следующем:
— социальная ответственность бизнеса воспринимается как спонсорство, т. е. понимание данного термина неглубокое;
— пожертвования осуществляются выборочно по непредсказуемым правилам;
— расходование собранных средств является непрозрачным;
— социальные инвестиции расходуются неэффективно, что в итоге приводит к их сокращению;
— консервируется устаревшая структура социальной сферы;
— местная власть представляет интересы общества бессистемно, т. е. решаются возникающие только на данный момент проблемы;
— политика поддержки бизнеса в вопросе социальной ответственности не носит полномасштабного характера;
— у местной власти нет четкого механизма обратной связи.
Для активизации социальной ответственности бизнеса предлагается реализация Программы, которая будет представлять собой комплекс мероприятий с целью улучшения социально-экономического состояния муниципального образования (МО) и повышения качества жизни населения за счёт объединения усилий и ресурсов власти, бизнеса и общества.
Задачи Программы:
— сделать концепцию социальной ответственности информационно доступной для понимания ее как бизнесом, так и населением города;
— сформировать условия, при которых социальная ответственность бизнеса может быть реализована;
— реализация концепции социальной ответственности бизнеса должна охватить все сферы и формы бизнеса (от крупного до малого);
— обеспечить прозрачность и доступность результатов мероприятий программы.
Процедура реализации Программы основывается на следующих предпосылках: концепция социальной ответственности предусматривает добровольное участие бизнеса в улучшении жизни общества и защите окружающей среды; местная власть может оказывать прямую и косвенную поддержку внедрения концепции социальной ответственности бизнеса; местная власть может выступать в качестве инициатора новых форм взаимодействия с бизнесом и местным сообществом, в том числе создавать фонды для концентрации средств из различных источников в целях реализации мероприятий Программы.
Реализация мероприятий планируется в 2 этапа. Каждый этап рассчитан на 1 год. Мероприятия носят информационно-аналитический и организационно-методический характер.
На первом этапе необходимо осуществить следующие информационно-аналитические мероприятия:
1) Объявление и представление концепции социальной ответственности бизнеса как инструмента аккумулирования ресурсной базы социально-экономического развития МО на современном этапе. Для данного мероприятия необходимо использовать все доступные средства массовой информации и сайты сети Интернет.
2) Сбор информации о реализуемых ранее социальных программах на предприятиях района путем обращения в органы налоговой инспекции, инспекции по труду, органы статистики; составление (по результатам отчетности предприятий) картины социальной ответственности бизнеса.
3) Организация форума «Социальная ответственность как признак респектабельности бизнеса». К участию в форуме приглашаются все руководители коммерческих предприятий, руководители управлений персоналом на предприятиях, специалисты по социальным вопросам, представители Администрации муниципального образования (МО), Общественного Совета и местные депутаты, а также студенты, молодёжные организации и все те, кто интересуется общественной жизнью. В ходе форума предполагается провести обсуждение и совместно принять решение о возможностях и перспективах реализации концепции социальной ответственности бизнеса на территории МО, также предлагается провести социологический опрос участников форума с целью изучения понимания и роли социальной ответственности бизнеса в процессе повышения качества жизни населения. Результаты работы форума и выработанные предложения следует разместить на официальном сайте Администрации МО.
Организационно-методические мероприятия будут предусматривать:
1) Организацию семинара «Социальная ответственность и выгоды от её реализации». На семинар приглашаются все руководители коммерческих предприятий, руководители управлений персоналом на предприятиях, специалисты и эксперты в области социальной ответственности бизнеса, представители предприятий, имеющих опыт реализации социальных программ и составления социальной отчетности. Цель — обучение вопросам этического ведения бизнеса в соответствии с международной и российской практикой с целью формирования ментальности социальной ответственности.
2) Консультирование предприятий по вопросам создания и внедрения системы социальной ответственности бизнеса на территории пребывания. Специалисты и эксперты в области социальной ответственности бизнеса, представители предприятий, имеющих опыт реализации социальных программ, могут дать всестороннее объяснение сущности социальной ответственности, норм этического поведения предпринимателя в современных реалиях, особенностей составления социальных программ и социальных отчетов. Предлагается организовать консультации в заочной форме с использованием Интернет-ресурсов.
3) Разработку «Корпоративных Кодексов», включающих положения обо всех направлениях социальной ответственности бизнеса: экономике, социальной политике и экологии. К участию приглашаются руководители коммерческих предприятий, руководители управлений персоналом на предприятиях, специалисты по социальным вопросам совместно с преподавателями и студентами ВУЗов муниципального образования. Каждое предприятие определяет для себя приемлемый уровень реализации социальной ответственности. Данная информация подается в форме общего свода норм и правил, принципов деятельности, инструкций и т.п. Участие молодых людей в разработке кодексов будет способствовать развитию чувства принадлежности и их персональной ответственности перед обществом. Результаты разработок рекомендуется представить в средствах массовой информации и на сайтах сети Интернет.
4) Разработку положения об учреждении конкурса «Бизнес-ангел» по результатам реализации социальной ответственности бизнесом и положения об организации общественного контроля.
На втором этапе информационно-аналитические мероприятия предусматривают:
1) Создание банка данных потребностей учреждений социальной сферы (образование, культура, физкультура и спорт, здравоохранение, социальная защита, молодёжные организации). Это позволит оперативно получать информацию для оказания им помощи работниками коммерческих предприятий и организаций. Информацию в электронном виде предполагается размещать на специальном сайте сети Интернет, где в интерактивном режиме выбирается по желанию объект социальных инициатив с отметкой в дальнейшем об «оказании»/«неоказании» помощи.
2) Создание банка социальных проектов, планируемых к реализации на территории МО. Информационной базой будут являться конкурсные студенческие социальные проекты, социальные проекты, предлагаемые предприятиями, инициативы муниципальной власти. Информация в электронном виде будет размещаться на специальном сайте сети Интернет. Бизнес будет иметь возможность оценить и выбрать приемлемый для социальных инвестиций проект (по срокам, объемам финансирования и софинансирования, эффективности).
3) Создание справочной службы «Бюро регистрации несчастных случаев». Источником информации о несчастных случаях и оказании необходимой помощи будут сводки оперативных служб и личные просьбы граждан. Сведения выставляются на специальный сайт сети Интернет, рассылаются по электронной почте всем предприятиям и организациям, а также сообщаются по телефону. Это даст возможность оперативно получать информацию о пострадавших лицах для оказания им помощи.
Организационно-методические мероприятия второго года реализации Программы предусматривают:
1) Создание обучающих курсов для старшеклассников (9-11) по вопросам экономики и финансовой грамотности, социально ответственному предпринимательству и внедрение их в учебную программу. Суть мероприятия — дать комплексное представление будущему социально активному населению представление о современных аспектах экономической деятельности компаний, о последствиях принимаемых ими управленческих решений. К разработке курсов необходимо привлечь преподавателей и представителей бизнеса (как производственной, так и финансовой сферы). Курсы ввести в учебную программу сначала как дополнительную, а затем как обязательную дисциплину.
2) Создание просветительских программ на местном телевидении, пропагандирующих внедрение концепции социальной ответственности бизнеса. Они позволят дать населению возможность получить в доступной форме информацию о важности социально ответственного поведения, о социальной политике и программах, реализуемых предприятиями города.
3) Организацию музейных экспозиций и экскурсионных программ о жизни лучших представителей российского предпринимательства в дореволюционный период, проживавших на территории МО. Цель — рассказать о благородной деятельности лучших предпринимателей на поприще экономического и социального развития местной территории и России в целом. Такие музейные залы можно использовать для корпоративных мероприятий.
4) Организацию конкурса студенческих социальных проектов. Студенты ВУЗов, молодёжные организации совместно с Администрацией МО, представителями коммерческих и некоммерческих предприятий города, аккумулируя идеи улучшения качества жизни населения МО, определят тем самым спрос на социально желательные товары и услуги. Результаты конкурса будут освещаться в средствах массовой информации и на сайтах сети Интернет. Все проекты заносятся в банк социальных проектов.
5) Организацию конкурса по результатам реализации социальной ответственности бизнесом с присвоением лучшим предприятиям звания «Бизнес-ангел». Суть мероприятия — провести оценку выполнения обозначенных в «Корпоративных Кодексах» обязательств, реализованных социальных мероприятий за период, оценить степень удовлетворения общественных ожиданий. В оргкомитет конкурса отправляется вся необходимая документация, качество и достоверность которой оцениваются сначала экспертами, затем участниками общественных слушаний. Результаты конкурса освещаются в средствах массовой информации и на сайтах сети Интернет. Предприятия-победители получают право воспользоваться принятыми соответствующим положением привилегиями.
Несомненно, мотивация участия в Программе внедрения концепции социальной ответственности на территории муниципального образования должна строиться на тех выгодах, которые получат представители бизнеса, власти и, конечно, население.
С точки зрения бизнеса, вложения средств в социальные проекты можно рассматривать как инвестиционные проекты, поскольку они дают не только социальный результат, но и коммерческий. Непосредственные коммерческие выгоды от социальных инвестиций — это создание стабильной деловой среды, расширение рынка, рост продаж, повышение производительности труда, снижение рекрутинговых затрат и др. Тратя деньги на социальные программы, бизнес сокращает свои текущие прибыли, но в долгосрочной перспективе создает благоприятное социальное окружение и, следовательно, устойчивые прибыли в будущем. Таким образом, участники программы внедрения СОБ со стороны бизнеса, сознательно и расчетливо вкладывая свои ресурсы в развитие общества, повышение качества жизни населения, будут ожидать взамен долгосрочную выгоду для себя.
На основании вышеизложенного предлагается комплексная система внешней мотивации бизнеса к социальной ответственности бизнеса (табл. 1).

Таблица 1
Комплексная система внешней мотивации предпринимателей к социальной ответственности бизнеса (СОБ)
Экономические стимулы
прямыекосвенныеорганизационныеморальные
1. Бюджетная поддержка инвестиционных проектов1. Предоставление в аренду имущества города на льготных условиях1. Создание информационной платформы для социальных инициатив1. Информирование об успехах, освещение в средствах массовой информации.
2. Предоставление налоговых льгот по отчислениям в местный бюджет2. Использование практики аутсорсинга персонала2. Устранение административных барьеров2. Положительная оценка деятельности, формирующая имидж предприятия
3. Организация волонтерского движения3. Доступность и открытость информации

При формировании комплексной системы предпринята попытка отражения в ней всех возможных факторов мотивации, повышающих эффективность социальной ответственности бизнеса. Следует отметить, что применение только экономического подхода является несостоятельным.
В заключение хочется отметить, что Программа внедрения концепции социальной ответственности бизнеса задает некий вектор в направлении повышения качества жизни населения и создает определенные выгоды участникам.
Органам исполнительной власти и местного самоуправления она позволит:
— развивать социальные инициативы, повысить активность населения в решении общих проблем МО;
— провести мониторинг ситуации в сфере социальной ответственности и социального партнерства в МО;
— усилить действенность и тщательную подготовленность программ и проектов коммерческих организаций, направленных на решение социальных проблем МО;
— подготовить некоммерческий сектор МО к совместному участию с бизнесом.
Коммерческим организациям Программа поможет:
— облегчить работу по поиску места и сферы приложения социальных инициатив, не дистанцироваться от просителей, а, ссылаясь на целевое оказание спонсорской помощи фонду, стимулировать их взаимодействие с ним;
— получить большую предсказуемость достижения общественно полезных результатов;
— найти перспективные идеи и кадры.
Некоммерческие организации смогут с помощью Программы:
— получить адресную помощь от власти и бизнеса;
— найти партнера, который может стать постоянным;
— консолидироваться, образовывать альянсы (союзы), объединять ресурсы в рамках разработки и реализации одного проекта;
Для муниципального образования в целом Программа обеспечит:
— благодаря привлекательности новой идеи: внедрение концепции социальной ответственности бизнеса позволит привлечь внимание общественности к социальным проблемам и способам их решения, получить положительный опыт снижения социальной напряженности бесконфликтным путем;
— посредством аналитического исследования: будет происходить аккумулирование и анализ информации по имеющимся в МО социально значимым проблемам и возможным путям их решения;
— информационную поддержку: повышение информированности населения о социальных программах и проектах бизнеса, о деятельности общественных объединений;
— обучение на практике: стороны, участвующие в мероприятиях, предусмотренных программой, на практике обучатся технологиям социального партнерства, которые помогут им ускорить и расширить процесс внедрения концепции социальной ответственности бизнеса;
— изменение типа отношений: будет происходить качественный переход отношений власти, бизнеса и некоммерческих организаций от модели «просящий — дающий» к партнерским отношениям, что ведет к формированию нормального, цивилизованного распределения средств и укреплению почвы для построения гражданского общества.


Литература
1. Результаты работы Круглого стола «Международный опыт социального партнерства и социальной отчетности». http://www.aup.ru/
2. Киселев В. Корпоративная социальная ответственность: чего ожидают от бизнеса в России // Человек и труд. — 2004. — № 3. — С.17.
3. Краснова В. Золотая рыбка — снаружи и изнутри // Эксперт. — 2007. — №13. http://www.expert.ru/printissues/expert/2007/13
4. Малинин Е.Д. О социальной ответственности предпринимателей // ЭКО. — 2000. — №11. — С.160.
5. Матвеев А. Особенности национального бизнеса // Экономика и жизнь. — 2001. — № 48. — С.28.
6. Шамхалов Ф.И. Государство и экономика. Власть и бизнес. — М., 1999. — С. 425.
7. Шмерлина И. Социальная ответственность бизнеса (по материалам экспертных интервью). http://bd.fom.ru/report/

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия