Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (1), 2002
История экономической мысли
Расков Н. В.
профессор кафедры стратегического и международного менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета,
доктор экономических наук,
Заслуженный деятель науки РФ,
ответственный редактор журнала «Вестник СПбГУ. Серия “Менеджмент”»


КОНТУРЫ ПОЛИТИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ С.Ю.ВИТТЕ
Теоретическое наследие С.Ю.Витте представляет большой интерес как для изучения российской экономической мысли, так и для формирования современного мировоззрения. К сожалению, его труды очень мало переиздаются, а полного академического издания его работ вообще не было. К тому же, остается еще немало рукописей, докладов, записок, которые никогда не публиковались. Все это ограничивает возможности изучения теоретического наследия одного из самых ярких государственных деятелей России.
В данном обзоре делается попытка в конспективной форме сделать краткое обозрение опубликованных работ С.Ю.Витте, в которых отражено его мировоззрение и социально-экономические взгляды.

Социально-экономическая система.

. Государственное устройство и экономический строй общества С.Ю.Витте рассматривал как единую систему. Экономические отношения он рассматривает в единстве с традиционными, религиозными и политическими институтами, считая, что материальные условия развития общества можно реализовать лишь при определенных политических, духовных, нравственных предпосылках. Сами эти предпосылки тоже составляют элемент общественного богатства и производительных сил.
Отдавая должное классической политэкономии, он возражал против узкой трактовки трудовой теории стоимости и производительного труда. Для него характерен широкий институциональный подход. В брошюре, изданной в 1889 г., С.Ю.Витте писал: "Несомненно, что богатство не может создаваться иначе, как посредством работы тела или ума; но из этого не следует, что один труд способен сделать отдельного человека или нацию богатыми". (4, с. 51) "Богатство нации зависит от массы разнообразных причин и не только материального, но и духовного характера. Оно зависит от национального могущества, от географического положения, от политических и гражданских учреждений, законов, религии, нравственности и проч". (4, с.52) "Христианство, уничтожение рабства, единоженство, престолонаследие, изобретение печатания, прессы, почты, монетной системы, учреждение полиции, обеспечивающей безопасность граждан, и проч. и проч. - все это составляет источник производительных сил, а, следовательно, и богатства". (4, с.53)
"Производительные силы страны, как это было указано ранее, зависят от политического и социального положения нации и, в частности, от степени развития в ней разделения труда и ассоциации этих сил".(4, 64) "Неправильно указание на то, что доходы нации зависят исключительно от материальных ценностей. Эти доходы зависят преимущественно от массы интеллектуальных и физических сил народа, от его социального и политического прогресса и, главным образом, от более совершенного разделения труда и производительных сил страны" (4, с.71)
В "Конспекте лекций о народном и государственном хозяйстве, читанных его императорскому высочеству князю Михаилу Александровичу в 1900- 1902 гг." С.Ю.Витте писал:: "Производительность труда в каждой стране обусловливается ее строем и политико-географическим положением, организацией труда, характером и особенностями природы, количеством населения и качеством труда". (5, с. 80)
"Главнейшими составными частями народного богатства,- писал С.Ю.Витте,- являются: 1.Предметы, которые служат народу для непосредственного удовлетворения его нужд и доставляют ему пользу или удовольствие; 2.Материальные средства, необходимые для производства разных хозяйственных предметов, как-то: деньги, земля со всем, находящимся в ее недрах или на ее поверхности, машины, снаряды, материалы; 3.Физические, нравственные и умственные силы народа; 4.Долговые требования по отношению к другим народам".(5, с. 375) "Рядом с вещественными благами и услугами существуют еще нереальные блага; таковы - фирма, привилегия, монополия. В экономическом смысле фирмой называется хорошая репутация, приобретенная промышленным или торговым предприятием за добросовестное в течение продолжительного периода ведение дела. Привилегией называют исключительное право лица пользоваться определенное время вновь открытым изобретением. Привилегии выдаются правительством с целью поощрения изобретателей к новым техническим открытиям. Монополией называется исключительная власть лица, учреждения, предприятия над производством и продажей какого-либо предмета". (5, с.56).
В докладе императору о положении российской промышленности в 1900:г. С.Ю.Витте писал: "В настоящее время политическое могущество великих государств, призванных выполнять исторические задачи, создается столько же духовными силами народа, столько и его экономическим строем" (9, с.203)
В "Воспоминаниях" он дает развернутую характеристику производительных сил России, указывает на то, что "богатство и экономическая, а потому в значительной степени и политическая мощь страны заключается в трех факторах производства: природе - -природных богатствах, капитале, как материальном, так и интеллектуальном, и труде" (2, с. 500) Трактовка трех факторов производства также представлена в широком институциональном ракурсе.
Как же согласовать, как достичь гармонии столь разнообразных элементов общественного богатства и производительных сил? Положительные институты общества, законы, традиции, духовные и моральные ценности могут быть сформированы людьми в условиях свободы и демократических механизмов.
Социально-политический строй.

Свобода личности. В центр социально-политической системы С.Ю.Витте ставил индивида, свободную личность. Его позиция особенно сильно выражена в "Воспоминаниях"
"Люди созданы так, что стремятся к свободе и к самоуправлению" (3, с.50)."Теперешняя жизнь народов вся основана на индивидуализме, все народные отправления, его психика основаны на индивидуализме. Соответственно сему конструировалось и государство. "Я" организует и двигает все. Это "я", особенно развитое в последние два столетия, дало все великие и все слабые стороны нынешней мировой жизни народов. Без преклонения перед "я" не было бы ни Ньютонов, ни Шекспиров, ни Пушкиных, ни Наполеонов, ни Александров II и проч. И не существовало бы чудес развития техники, богатства, торговли и проч. и проч".(2, с.492)
Размышляя об исторических судьбах России, С.Ю.Витте приходит к заключению, имеющему фундаментальное значение: "Если вовремя не давать разумные свободы, то они сами себе пробьют пути. Россия представляет страну, в которой все реформы по установлению разумной свободы и гражданственности запоздали и все болезненные явления происходят от этой коренной причины" (3, с. 50)
Государство, следовательно, должно быть так устроено, чтобы обеспечить возможность развития свободной человеческой личности. В записке Николаю II от 9 октября 1905 г. о необходимости политических реформ в России С.Ю.Витте писал: "Человек всегда стремится к свободе. Человек культурный - к свободе и праву: к свободе, регулируемой правом и правом обеспечиваемой". (10, с. 185) "Гражданская свобода необходимо предполагает правовую охрану. Правовая охрана столь же необходимо предполагает существование власти".(10, с.189)
"Ход исторического прогресса неудержим. Идея гражданской свободы восторжествует если не путем реформ, то путем революции".(10, с.189)
Свобода личности не может быть обеспечена без системы прав, созданных и охраняемых государством. Государственная власть не имеет смысла, если она не обеспечивает личные свободы. Обосновывая необходимость реформирования государственной власти, С.Ю.Витте разъяснял Николаю II: "Государственная организация имеет не одно только внешнее или историческое оправдание, то есть государство не может жить и развиваться только потому, что оно существует. Оно оправдывается и внутренне заложенной в его существе идеей, то есть для жизни государства должна быть цель, государство живет во имя чего-нибудь.
Эта идея и цель государства коренится в обеспечении благ жизни, моральных и реальных. Благо моральное состоит в поступательном развитии по природе человеческого духа. Блага реальные слагаются из совокупности экономических условий существования.
И те и другие требуют установления так называемой свободы гражданской, то есть обращения естественной свободы лица в свободу, регулируемую и ограничиваемую объективными нормами права. Ибо раз за каждым человеком признается свобода, а она не может не быть признанною в области духовной и материальной, то свобода эта в безграничном объеме не может принадлежать никому. Фактически ограничит свободу сила - или физическая, или экономическая. Сильный неизбежно подавит слабого.
Сила, как фактор человеческих отношений, должна быть отнята от отдельных людей и должна быть поставлена вне их. Она должна быть сосредоточена в руках власти, достаточно удаленной от личных, индивидуальных интересов, дабы тем вернее обеспечивать интерес общий, но в то же время сохраняющей неразрывную постоянную связь с гражданами, дабы ее действия не оказались в противоречии с начальным общим интересом всякого государства: гражданской свободой.
Так во имя свободы создается право, определяющее пределы этой свободы. Во имя права - государство с его основными элементами: властью, населением и территорией". (10, с. 184 - 185)
Если обеспечена свобода личности, то это залог ее процветания и благосостояния всего общества и государства. Свои мысли о свободе, свободном труде С.Ю.Витте развивал в "Воспоминаниях": "Каждый человек по природе своей ищет лучшего. Это отличает человека от животного. На этом качестве человека основывается развитие благосостояния и благоустройства общества и государства. Но, для того чтобы в человеке развился сказанный импульс, необходимо поставить его в соответствующую обстановку. У раба этот инстинкт гаснет.(2, с..524)
Размышляя о судьбах российского крестьянства С.Ю.Витте писал: "Для того чтобы народ не голодал, чтобы его труд сделался производительным, нужно его освободить от политических пут, нужно ему дать общие гражданские права, нужно его подчинить общим нормам, нужно его сделать полным и личным обладателем своего труда, одним словом, нужно сделать с точки зрения гражданского права персоною. Человек не разовьет свой труд, если он не имеет сознания, что плоды его труда суть его и собственность его наследников". (2, с.505)
Читая лекции Великому князю Михаилу Александровичу, С.Ю.Витте отмечал: "Наибольшей напряженностью и производительностью отличается труд свободный, не только не находящийся под страхом внешних принуждений, но и соответствующий склонностям, подготовке, привычкам лица. Свободный труд, помимо своей большей производительности, имеет то огромное преимущество перед всеми видами принудительного труда, что он обнаруживает стремление к беспредельному усовершенствованию. Только ничем не связанный личный интерес и расчет на выгоды от труда побуждают человека затрачивать многие годы жизни на приобретение знаний и, отрешившись от рутины, предпринимать опыты, ведущие к открытию новых более совершенных способов производства". (5, с.102)
Гарантировать личные свободы, право частной собственности надежнее всего может демократическое государство. Основу демократического государства представляет избранный народом парламент. Хотя С.Ю.Витте считал, что при определенных условиях абсолютная монархия может обеспечить гражданские свободы, все же он пришел к необходимости демократической формы власти.
В "Воспоминаниях" он писал: "Как по моим семейным традициям, так и по складу моей души и сердца, конечно, мне любо неограниченное самодержавие, но ум мой после всего пережитого, после всего того, что я видел и вижу наверху, меня привел к заключению, что другого выхода как разумного ограничения, как устройства около широкой дороги стен, ограничивающих движения самодержавия, нет. Это, по-видимому, неизбежный исторический закон при данном положении существ, обитающих на нашей планете. Нельзя жить так, как хочется, а как непреодолимые препятствия к сему побуждают и приводят. Все страны перешли к конституционному правлению и пришли к нему не без конвульсий. При таком положении вещей, хотя бы основанном на человеческом заблуждении, трудно, а при данных обстоятельствах невозможно держаться на образе правления, постепенно уже откинутом не только всеми более или менее культурными народами, но также и такими, которые по общей культуре далеко ниже русской. У нас в России уже давно нет пророка в своем отечестве, все, что ни делается, хотя, может быть, и хорошего, принимается или озлобленно, или критически, или равнодушно. Меры, гораздо худшие, если они будут проходить через представительство, будут считаться хорошими, ибо это исходит от нас, а не от бюрократов, без коих никакое самодержавие неограниченное немыслимо. Весьма вероятно, что нынешний мировой конституционализм есть историческая фаза движения народов. Через десятки, сотни лет человечество найдет другие формы, соответствующие своему вновь появившемуся самосознанию. Может быть, опять родится стремление к единоличному управлению судьбами народов, но теперь этого нет, и как бы ни была несовершенна система парламентского управления, ныне она выражает собою политическую психологию народов, и от нее не уйти". (2, с 306 - 307)
Когда началась революция 1905 г., С.Ю.Витте не видел другого выхода из создавшегося положения, как стать на путь демократических преобразований. При самом активном его участии был составлен манифест Николая II от 17 октября "Об усовершенствовании государственного порядка" и введены Основные законы, открывшие путь к формированию представительной ветви власти. "По манифесту 17 октября было государем императором решено и торжественно обещано даровать населению незыблемые основы гражданской свободы по началам действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний, союзов. Гарантиею гражданской свободы служат везде, где такая свобода существует, более или менее культурные законы, соответствующие принципиальным взглядам на граждан (на общество и их членов), установившимся прочно в цивилизованных нациях в Х1Х столетии: строгое соблюдение сих законов без возможности допущения административного усмотрения и произвола, что, главным образом, достигается независимостью суда: законная неприкосновенность личности, свобода совести, слова, собраний, союзов". (3, 311)
Преодолеть традиции самодержавия и самовластия было очень трудно. Из представительной власти в лице Государственной думы и Государственного совета пытались сделать формальный орган, подчинить ее исполнительной власти, воле императора. Такой подход привел к тому, что равновесная система разделения властей в то время так и не сложилась. С.Ю.Витте настаивал, что государь и правительство должны считаться с представительной властью. Он писал: "Дума не может не иметь своих самостоятельных убеждений, соответствующих народному самосознанию данного времени; она не может быть в услужении у правительства и ее члены - дежурить в приемной у председателя Совета министров и у других министров". (3,442) "Для чего собственно иметь Думу? Для того, чтобы она выражала желания и волю народа, всей сознательной его части, во всяком случае, большинства мыслящей и чувствующей России. Иначе Дума совсем не нужна, она является бесполезной".(3,452) "В конце концов я убежден в том, что Россия сделается конституционным государством".(3, 323)
Судебная власть. Свободный народ создает представительную власть, которая формирует правовую систему, Права человека защищаются независимым судом. "В культурном государстве, -писал С.Ю.Витте в "Воспоминаниях", - невозможно, именно невозможно смешивать власть административную с властью судебной; власть судебная должна быть независима, так как справедливый суд может быть только при его независимости. Первое условие для этого заключается в том, чтобы этот суд во всех своих инстанциях, от низа до верха, был совершенно отделен от администрации и был совершенно независим; как только этот принцип не соблюдается, сейчас же вместо законности является произвол." (1, с. 299)
Итак, гармоничная социальная и политическая жизнь общества формируется в том случае, если в центре системы находится свободная личность, индивид. Свободные граждане с помощью демократических процедур образуют структуру государственной власти, определяют ее полномочия, формируют систему прав и ограничений, которые отражают интересы народа и защищают его политические и морально-этические ценности.
Экономическая система.

В центр экономической системы С.Ю.Витте ставит индивидуальную собственность. Экономическая жизнь людей покоится на частной собственности и реализуется через механизм рынка. Рынок соединяет экономические интересы всех граждан. Единство рыночной системы обеспечивается кредитно-денежной системой.
Частная собственность. Личность не может быть свободной без собственности. Отсюда логически вытекает необходимость прав и защит частной или индивидуальной собственности
В "Конспекте лекций" С.Ю.Витте разъясняет логику экономического развития: "У народов земледельческих является сначала общинная земельная собственность; частая собственность на недвижимое имущество допускается лишь в отношении усадеб. По мере увеличения затрат в земледелии частная поземельная собственность распространяется на поля, и владения общины дробятся на части. Никто не станет затрачивать на почву капиталов надолго, никто не станет заботиться о бережливом пользовании производительными силами почвы и их сохранении, если нет уверенности в прочности владения землею и в беспрепятственной передаче этого владения потомству. Успехи частной собственности доставили человеку большую степень самостоятельности и независимости в хозяйственном отношении, а следовательно, и больший простор для производительного применения труда и более полного удовлетворения потребностей".(5, с.400)
В речи, произнесенной в Государственном совете по поводу законопроекта о выходе крестьян из общины, С.Ю.Витте говорил: "Я являюсь убежденным сторонником пользы для государственных интересов личной крестьянской собственности". ( 11, с. 204) "Для меня несомненно, что, с прочным установлением личной крестьянской собственности, наша родина сделалась бы гораздо сильнее не только экономически, но также в военно-политическом и культурном отношениях" (11, с.204)
Частные интересы, свободные граждане объединяются рынком. В докладе императору о торгово-промышленной политике в 1899 г. С.Ю.Витте писал: "Весь экономический строй империи в течение второй половины настоящего столетия преобразовался главным образом в том направлении, что рынок с его ценами сосредоточил в себе общие интересы совокупности отдельных частных предприятий, составляющих наше народное хозяйство. Покупка и продажа различных товаров и наем труда проникли ныне в гораздо более глубокие слои нашего народного быта, нежели это было в ту пору крепостного хозяйства, когда помещик со своей деревней составлял замкнутый экономический мирок, живший самостоятельной, почти не зависимой от рынка жизнью. Разделение труда, специализация промыслов, оживление обмена продуктов в среде населения, распределившегося между городами, селами, фабриками и горными промыслами, осложнение самих потребностей населения, - все эти процессы, ускоренно развившиеся в нашем отечестве под влиянием отмены крепостного права, постройки сети железных дорог, развития кредита и необычайного роста заграничных торговых сношений, привели к тому, что ныне общая, единая экономическая жизнь овладела всеми органами и отправлениями нашего народного хозяйства и все его отдельные частицы стали гораздо более чувствительны и восприимчивы к явлениям общей экономической жизни всего государства. Изменения в условиях того или иного фабричного промысла, той или иной отрасли торговли, кредита, путей сообщения по сложной, до крайности перепутанной сети современных народнохозяйственных отношений, часто скрытыми путями, передаются и влияют на судьбы значительного большинства экономических единиц" (8, с.177).
Связать воедино рынок и обеспечить условия для экономического прогресса можно только с помощью устойчивой кредитно-денежной политики государства.
В речи в общем собрании Государственного Совета в 1895 г. С.Ю.Витте писал: "Экономическая и финансовая жизнь страны обнаруживает серьезные признаки решительного поворота к лучшему. Достигнутые нами успехи свидетельствуют о могучих органических силах страны, широко проявляющих свое действие при малейшей благоприятности внешних условий, - но в прочности и жизнеспособности этих успехов нельзя иметь уверенности до тех пор, пока страна не дошла еще до отправного пункта всякого прочного народно-хозяйственного преуспеяния, пока стране еще не обеспечен насущно необходимый базис всяких хозяйственных действий, - прочная денежная система. На почве расстроенного денежного обращения ничто твердо стоять не может, ибо сама эта почва - шаткая, зыбкая, то проваливающаяся, то поднимающаяся, приходящая в сотрясение то с большею, то с меньшею силою".(7, с. 149). "Укрепление этой почвы становится для государственного и народного хозяйства коренным требованием самосохранения. И в силу этого упрочение денежной системы выступает в качестве основной задачи, имеющей своим предметом не какое-либо частное условие благосостояния, к которому стремятся потому, что оно просто желательно и осуществимо, но задачею, охватывающею все условия жизненности и долговечности достигнутых успехов, задачею охраны и ограждения их от могущих угрожать им опасностей". (7, с.149-150).
"Вечные колебания товарных цен в стране с поврежденной денежной системой, должны, конечно, налагать особый отпечаток на общий характер производства и торговли страны. Когда товарные цены колеблются вне всякой зависимости от хода производительной деятельности и состояния спроса и предложения, тогда производство утрачивает строго промышленный характер, так как в основу его не может быть положен твердый, определенный расчет. При таких условиях производство приобретает характер азартной игры. Промышленная конъюнктура встречает непреодолимые препятствия; никто не может наперед рассчитывать на определенный доход, так как с изменением ценности денежной единицы все предварительные расчеты могут потерять свое значение. Ничего нет враждебнее для производительной деятельности, как частые и резкие колебания в ценах производимых продуктов. (7, с.160 -161)
"Расстройство денежной системы безостановочно подкапывается под достоинство нашего государственного кредита, подсказывая иностранному кредитору, что неисполняемые обязательства русского государственного казначейства возможны". (7, с.164)
"В расстроенном денежном обращении усматривают глубокую язву на теле государственного и народного хозяйства, тяжкую болезнь, снедающую их силы. Поэтому, при равенстве прочих условий, предпочтение отдается должнику, не подверженному этой болезни. Когда же решаются вступить в дело с последним, то принимают его болезнь в весьма серьезное соображение: ему ссужают капиталы и менее охотно, и на менее выгодных условиях. Таким образом, при заключении внешних займов, расстройство денежного обращения вынуждает нас уплачивать иностранным кредиторам как бы особый налог, особую страховую премию за ту угрозу их интересам, которая усматривается ими в существовании неисполняемых обязательств русского государственного казначейства".(7, с.165)
Материальное единство страны, динамика ее развития, воспроизводство капитала могут быть обеспечены лишь помощью развитой промышленности и транспорта.
"Россия с ее огромным разноплеменным населением, с ее разнообразными внутренними интересами может быть более, чем какое-либо другое государство, нуждается в том, чтобы национальное политическое и культурное здание имело под собой надлежащую экономическую почву, чтобы империя Вашего величества была великой не только политической и земледельческой, но и промышленной державой. И было бы роковой исторической ошибкой предполагать, что с удовлетворением этой народной потребности в создании широкой и разнообразной промышленности можно медлить. Международное соперничество не ждет".(9,с.203)
Вопрос о логика экономического прогресса превосходно представлен в докладе Николаю II в 1899 г.: "Промышленность рождает капиталы, капиталы возбуждают предприимчивость и любознательность, а знания, предприимчивость и капиталы создают новую промышленность. Таков вечный круговорот в экономической сфере, и последовательной сменой этих оборотов создается поступательное движение вперед народной промышленности, ее естественный рост, - в России рост все-таки слишком медленный, ибо в ней и промышленности, и капиталов, и предприимчивости еще слишком мало" (8, с.187).
Отсюда следует, что для развития промышленности необходимо использовать международные экономические связи. С.Ю.Витте считал, что здесь должна в полной мере проявиться экономическая роль национального государства.
Национальное и мировое хозяйство.

"Между отдельным человеком и человечеством существует еще особая экономическая единица - нация.- писал С.Ю. Витте в брошюре "По поводу национализма", опубликованной в 1889 г. - Эта единица представляет собою нечто органически целое, связанное верою, отдельности территории, кровью, языком, литературою и народным творчеством, нравами и обычаями, государственными началами и учреждениями, инстинктом самосохранения, стремлением к независимости и прогрессу и проч. Единицы эти не выдуманы людскою фантазиею или капризом, а сложены исторически, самою природою и законами общежития. Они составляют необходимое условие общечеловеческого развития".(4, с. 65)
Экономические отношения между государствами складываются прежде всего на почве торговли. "Торговая политика каждой страны,- пишет С.Ю.Витте в "Конспекте лекций" - должна быть направлена к возможному развитию всех ее производительных сил, к самостоятельной разработке ее естественных богатств и к предоставлению населению возможности найти самое широкое приложение своей трудовой энергии. Политика эта не может быть чем-то постоянным, строго раз навсегда установленным: она видоизменяется в зависимости от положения данной страны в ряду других стран и от изменений, совершающихся в народном хозяйстве страны". (5, с.191) "Чтобы правильно судить о значении протекционизма и свободы торговли, надо рассматривать вопрос не вне пространства и времени, а применительно к условиям, в каких живет каждая страна, ибо и протекционизм, и свобода торговли представляют собой прежде всего приемы торговой политики, применение которых вызывается условиями народного хозяйства каждой страны в отдельности". (5, с.186)
Исходя из уровня экономического развития России того времени, С.Ю.Витте особое значение придавал политике протекционизма. В брошюре "По поводу национализма" С.Ю.Витте обосновывает необходимость политики протекционизма для преодоления экономической отсталости. "Без протекционной системы еще ни одна страна не переходила из земледельческого состояния в состояние значительного развития мануфактурной промышленности, национального флота и всесветной торговли. Когда, наконец, страна достигнет высшей стадии своего развития, ее национальная мануфактура и флот настолько окрепнут, что будут находиться вне опасности от иностранной конкуренции, то в ее интересах постепенно возвращаться к полной свободе торговли.".(4, с.67) "Поборники свободного обмена (фритредеры) не допускают никаких ограничений в международных сношениях. Всякое такое ограничение они называют посягательством на здравый смысл, прогресс и даже мораль". (4, с.20) "Будущая свобода международных отношений может быть достигнута только посредством ограничений в интересах той или другой нации в настоящем". (4, с.20)
"Таможенная система не увеличивает непосредственно количества материального имущества, а, следовательно, капитала, но развивает и укрепляет производительные силы, которые создают этот капитал". (4, с.25) "Протекционизм, развивающий национальные экономические силы и подвигающий умственное и общественное развитие, подготовляет такое положение вещей, при котором возможно осуществление свободы обмена, представляющей собою такое же отдаленное благо, как, напр., всеобщий мир. (4, с.47)
В докладе Николаю II С.Ю.Витте подробно обосновывает необходимость для России осуществления политики протекционизма. "Мне, конечно, было известно, что существуют довольно веские возражения против системы протекционизма, против высокого таможенного тарифа, но я полагал, что даже сторонники свободной торговли должны признать, что было бы крайне вредно, с государственной точки зрения, отказаться от покровительственной системы ранее, чем успеет развиться и окрепнуть в России та промышленность, ради создания которой целое поколение оплачивало высокий тариф". (8, с.179)
"Создание своей собственной промышленности - это и есть та коренная, не только экономическая, но и политическая задача, которая составляет краеугольное основание нашей протекционистской системы. Выгоды от ее успешного выполнения так неисчислимы, что я здесь лишь отмечу главнейшие из них. Народный труд, который в настоящее время напряженно применяется лишь в короткий период земледельческих работ, найдет для себя способы более полного использования и, следовательно, станет более производительным, вследствие чего повысится заработок всего рабочего населения, а это, в свою очередь, будет содействовать подъему и физических и духовных сил народа. Корни благосостояния нашей империи исходят из недр народного труда, и усиление его производительности, изыскание новой почвы для его применения всегда будут служить самым надежным путем для обогащения всей нации.
Потребности населения не только в сырье, но и в прочих предметах будут удовлетворяться в значительной степени продуктами своего собственного производства, следовательно, сократятся те приплаты иностранцам, которые в настоящее время поглощают часть национального дохода. Ввоз иностранных товаров будет тогда обусловливаться не нашей промышленной немощью, а естественным международным разделением труда, при котором промышленно развитая страна покупает за границей только то, что ей невыгодно у себя производить, каковые покупки не истощают ее, а, напротив, обогащают. Народные сбережения, накопление новых капиталов благодаря этому значительно облегчатся в стране, в это, в свою очередь, поможет дальнейшему росту производительности народного хозяйства.
В стране разовьется свой собственный внутренний обмен между произведениями земли и произведениями труда; расширится и окрепнет по покупной способности внутренний хлебный рынок, который будет тогда в состоянии дороже оплачивать сельскохозяйственные произведения, благодаря чему повысятся и экспортные цены. Доходность земли вследствие этого не может не возрасти. А это даст возможность хозяевам, и крупным и мелким, улучшить технику обработки земли и бережливее относиться к ее естественной производительности. Повышение же сельскохозяйственной культуры не может не ослабить той резкой колеблемости урожаев, которая ныне так чувствительно потрясает все народное благосостояние.
Постоянный рост обрабатывающей промышленности в стране, всегда сопровождающийся удешевлением ее продуктов, даст возможность и торговле пользоваться для экспорта не преимущественно сырьем, как теперь, а и промышленными изделиями, и наши нынешние потери в европейской торговле могут замениться выигрышами в азиатской.
Народное благосостояние и государственные финансы, найдя себе, сверх земледелия, твердую опору в промышленности, приобретут значительно большую устойчивость и силу.
Так велики те конечные задачи, к которым стремится протекционная система, применяемая в России настойчиво, начиная с царствования императора АлександраIII. Но великие задачи требуют и великих жертв". (8, с.181-183)
"По мере же ускоренного роста нашей промышленности при содействии иностранных капиталов было бы возможно и постепенное, строго согласованное с ходом нашего промышленного развития понижение нашего таможенного тарифа". (8, с.197)
В лекциях великому князю Михаилу Александровичу С.Ю.Витте разъясняет, что таможенная политика должна быть согласована с уровнем развития производства ."В период своего промышленного воспитания страна, устанавливая протекционные таможенные пошлины, наносит тем ущерб различным группам потребителей; но этот ущерб, эти жертвы необходимы для того, чтобы промышленность могла установиться, пустить корни. И когда та или другая отрасль промышленности достигнет такого развития, что будет в состоянии конкурировать с иностранным производством, тогда наступает время отмены таможенной пошлины. Словом, свобода международного обмена есть идеал, к которому нация должна стремиться путем упорного труда и возможно разнообразного развития своих производительных сил". (5, с.28)
"При господстве принципа свободной торговли, слабейшие оказываются в положении зависимости от сильнейших, опередивших их, и не имеют возможности правильно развиваться". (5, с.191)
При правильно организованном денежном хозяйстве, системе протекционизма и гарантиях личных свобод и частной собственности в страну охотно притекают иностранные капиталы. В "Воспоминаниях" С.Ю.Витте писал: "Я был и остаюсь сторонником нестеснения иностранных капиталов, идущих в Россию на пользу ее развития. Некоторые же из-за узконациональной точки зрения были не особенно склонны к притоку иностранных капиталов в Россию и только тогда оказывали этому содействие, когда лично в той или другой форме были заинтересованы в создании этого или другого завода или в той или другой эксплуатации натуральных богатств". (2, с. 251)
"Я несколько раз принципиально ставил вопрос о том, что необходимо признать, что водворение в России иностранных капиталов для развития торговли и промышленности есть вещь желательная, которую нужно поощрять". (2, с. 252)
В бытность министром финансов С.Ю.Витте писал в докладе НиколаюII :"Приток иностранных капиталов является, по глубокому убеждению министра финансов, единственным способом ускоренного доведения нашей промышленности до такого положения, при котором она будет в состоянии снабжать нашу страну изобильными и дешевыми продуктами. Каждая новая волна капиталов, приливающая из-за границы, сбивает неумеренно высокий уровень прибыли, достающийся у нас монопольному предпринимателю, и заставляет последнего искать равновесия в новых технических усовершенствованиях, ведущих за собой и удешевление продукта. Пополнение скудного резервуара народных сбережений иностранными капиталами дает возможность всем капиталам в стране свободнее развиваться по более широкому полю и заполнять не только обильные, но и менее глубокие источники прибыли. А благодаря этому и естественные богатства русской земли и трудовые силы ее населения используются со значительно большей полнотой, все народное хозяйство начинает работать с большей напряженностью, и в это время трудно сказать, кто больше влияет на дальнейший рост промышленности - пришедший из-за границы капитал или свои собственные производительные силы, оживленные и развернутые при помощи этого капитала. (8, с.188 -189)
Иностранный капитал "не более, как возбуждающий фермент, имеющий серьезное значение не своими размерами, а той энергией, которую он развивает в малоподвижной нашей промышленной среде. Иностранный капитал, в 5 раз меньший, нежели русский, тем не менее, виднее его, бросается всем в глаза потому, что он несет с собой и лучшие знания и более опытную предприимчивость. Но эти культурные силы он ведь оставляет в России, и не за это же ей на него быть недовольной".(8, с.189)
"Если страна не богата собственными капиталами, а в них настоятельно нуждается и государство, и промышленность, то нет другого выхода из такого положения, как привлечение капиталов из-за границы. Но если эти иностранные капиталы направятся на расширение отечественной промышленности, то последняя выиграет еще и от прилива более опытной, искусной и смелой иностранной предприимчивости, и в судьбах ее заграничные капиталисты будут заинтересованы и в периоды политических осложнений; наши же потребности в государственном кредите безопаснее удовлетворять внутренними сбережениями, так как, по моему убеждению, вредно и недостойно великой империи подвергать ее внешнюю политику опасности давления иностранных бирж, а сие было бы неизбежно, если бы все наши государственные бумаги были проданы за границу. При нашей бедности капиталов внутри страны при необходимости значительную часть народных сбережений расходовать на государственные потребности, особенно на усиление боевой готовности и на развитие железных дорог, необходимый рост нашей крайне отставшей промышленности может совершаться не иначе, как при непосредственном содействии иностранных капиталов. Этот процесс прилива чужих более обильных, а потому и более дешевых сбережений, по своим широким размерам новый для России, у многих вызывает некоторую тревогу именно вследствие своей новизны. Между тем история всех современных богатых стран показывает, что первоначально развитием своей промышленности они были обязаны в значительной мере притоку иностранных сбережений и предприимчивости иностранных капиталистов". (9, с.207)
С.Ю.Витте всегда предостерегал от упрощенного представления об экономической и социальной жизни. Очень внимательно относился к анализу состояния и требованиям текущего момента, указывал на то, что нельзя поступать как хочется, а нужно, как велят обстоятельства, нельзя научные выводы использовать в практических делах буквально, и без должных на то оснований повторять опыт других стран. Всему должно быть свое место и время. "Никакие мероприятия в области русского народного хозяйства, будут ли они делаться на основании экономических трактатов светил западной науки, или служить копиями мер, давших благотворные результаты в одном или нескольких западных государствах, или, наконец, внушены словами какого-либо заграничного признанного гения; сказанными им для своей страны, - писал С.Ю.Витте в книге "Принципы железнодорожных тарифов по перевозке грузов", -если не будут созданы наличные условия русской жизни и сказанные мероприятия не будут к ним систематически и последовательно приспособляться, - не выведут наше народное хозяйство на путь независимого процветания, - на путь естественного роста".(6, с.216)
Воззрения С.Ю.Витте сводятся к тому, что в центре политико-экономической системы должен находиться свободный человек. Соответственно этому должны быть определены гражданские права и построено на основании демократических процедур государство, которое будет их гарантировать и защищать. Экономически свобода личности гарантируется частной собственностью. Частные собственники в результате специализации, разделения труда объединяются рынком. Стабильность рынка обеспечивается здоровой кредитно-денежной системой.
Если социальная, политическая, экономическая системы ориентированы на развитие свободного человека, его собственности, то будут соответственно созданы условия и механизмы динамичного развития экономики и благосостояния общества. Свободные люди, исходя из конкретных условий, определят технологическую, внешнеэкономическую политику и формы взаимодействия с мировым сообществом.


1. Витте С.Ю. Воспоминания (1849-1894). Детство. Царствования АлександраII и АлександраIII. - М.:Изд-во соц.-экон. лит-ры.,1960. Т.1.
2. Витте С.Ю. Воспоминания. (1894 - октябрь 1905). Царствование НиколаяII. -М.:Изд-во соц.-экон. лит-ры. - М., 1960. Т.2
3. Витте С.Ю. Воспоминания. (17 октября 105 - 1911). Царствование НиколаяII. - М.:Изд-во соц.-экон. лит-ры., 1960. Т.3.
4. Витте С.Ю. По поводу национализма. Национальная экономия и Фридрих Лист. -СПб., 1912.
5. Витте С.Ю. Конспект лекций о народном и государственном хозяйстве, читанных его императорскому высочеству князю Михаилу Александровичу в 1900 - 1902 гг. Изд. 2-е. -. СПб., 1912.
6. Витте С.Ю. Принципы железнодорожных тарифов по перевозке грузов. Изд. 3-е.доп. -. СПб.,1910.
7. Витте С.Ю. Речь, произнесенная Министром финансов 28 декабря 1895 г. в общем собрании Государственного Совета //В кн.:Сергей Юльевич Витте - государственный деятель, реформатор, экономист. К стопятидесятилетию со дня рождения./Отв.ред. Н.К.Фигуровская, А.Д.Степанский. Ч.2. - М., 1999. - С.149 - 176.
8. Витте С.Ю. Всеподданнейший доклад министра финансов С.Ю.Витте НиколаюII о необходимости установить и затем непреложно придерживаться определенной программы торгово-промышленной политики империи. 1899 г. не позднее февраля// В кн.: Сергей Юльевич Витте - государственный деятель, реформатор, экономист. К стопятидесятилетию со дня рождения./Отв. ред. Н.К.Фигуровская, А.Д.Степанский. Ч.2. - М., 1999. - С.177 - 199.
9. Витте С.Ю. Всеподданнейший доклад министра финансов о положении нашей промышленности. Февраль 1900 г.//В кн.: Сергей Юльевич Витте - государственный деятель, реформатор, экономист. К стопятидесятилетию со дня рождения /Отв. ред. Н.К.Фигуровская, А.Д.Степанский. Ч.2. - М., 1999. - С. 200- 212.
10. Витте С.Ю. Записка С.Ю.Витте о необходимости политических реформ, представленная НиколаюII 9 октября 1905 г.// Сергей Юльевич Витте. Хроника. Документы. Воспоминания. /Подгот.к изд. Л.Е.Шепелев. СПб.: Изд. "Лики России",1999. - С. 184-196.
11. Витте С.Ю. Речь С.Ю.Витте в Государственном совете по поводу законопроекта о выходе крестьян из общины 15 марта 1910 г. //Сергей Юльевич Витте. Хроника. Документы. Воспоминания. /Подгот. к изд. Л.Е.Шепелев. СПб.: Изд. "Лики России", 1999. - С.204-208.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия