Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (39), 2011
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ И МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Онуфриева О. А.
аспирант кафедры международных экономических отношений Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов

Инвестиционная сторона международных газовых проектов
В статье рассматриваются инвестиционные аспекты российско-европейских проектов «Северный поток» и «Южный поток». Основное внимание в статье акцентируется на условиях и хронологии вхождения в данные проекты инвесторов и созданию совместных предприятий с европейскими странами в рамках строительства участков газопровода на их территориях
Ключевые слова: Россия, страны ЕС, международный инвестиционный проект, газопровод, 'Северный поток', 'Южный поток', проектное финансирование инвестиций
УДК 327; ББК 66.4

Международные газовые проекты с участием РФ, получившие названия Северного и Южного потоков, отличаются широким и весьма представительным составом участников, масштабами, а также сложным переплетением политических, экономических, экологических и иных аспектов их реализации. В данной статье акцент сделан на инвестиционной составляющей проектов, включая вопросы финансирования, распределения затрат и выгод между участниками.
«Северный поток» соединит российское побережье Балтийского моря в районе Выборга с балтийским побережьем Германии (г. Грайфсвальд), откуда по европейской газотранспортной сети природный газ будет поставляться на важнейшие европейские рынки Германии, Дании, Швеции, Голландии, Бельгии, Франции, Чехии, Великобритании и др. На текущий период весь объем газа, прогнозируемый к доставке в рамках первого и второго этапов, полностью зарезервирован потребителями. Ожидается, что первый газ по трубопроводу протяженностью 850 км будет пущен уже осенью 2011 года. Строительство второй параллельной нитки планируется завершить в 2012 года.
Партнерами ОАО «Газпром» в проекте «Nord Stream» выступают четыре крупнейшие международные копании — Wintershall Holding GmbH (стопроцентная дочерняя компания концерна BASF SE, Германия), E.ON Ruhrgas AG (Германия), N.V. Nederlandse Gasunie (Нидерланды), GDF Suez (Франция). Вопрос вхождения в проект строительства газопровода компании GDF Suez прояснился в июне 2010 года на Международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге, когда были подписаны первые соглашения об изменениях в составе акционеров компании Nord Stream. Однако официальный процесс по оформлению сделки еще не завершен. В настоящий момент компании «Газпром» принадлежит 51% капитала Nord Stream AG, а его партнерам BASF и E.ON — по 20%, N.V. Nederlandse Gasunie — 9%. GDF Suez также должно отойти 9 процентов капитала за счет сокращения доли немецких партнеров.
Суммарные инвестиции в проект Nord Stream, по оценкам российских и европейских экономистов, составят около 7,4 млрд евро (с учетом процентов по кредитам — 8,8 млрд евро). По предварительным оценкам Пола Коркорана, финансового директора компании Nord Stream A.G., реализующей проект, срок возврата инвестиций по «Северному потоку» составит 10–16 лет. Бюджет сформирован на основании оценки затрат на поставку труб, логистику и укладку газопровода, так как это основные факторы, влияющие на стоимость строительства подобных объектов. В финансировании проекта участвуют компании-акционеры Nord Stream, которые внесут около 30 процентов необходимых средств. Доля акционеров в финансировании будет пропорциональна доле их участия в консорциуме. Привлечение финансирования оставшихся 70 процентов средств из внешних источников на условиях проектного финансирования было завершено в марте 2010 года, когда компания Nord Stream подписала контракты с 26 банками из разных стран мира (Франции, Испании, Швейцарии, Аргентины, Германии, Норвегии, Бразилии, Японии и др.) [8]. Свыше 100 млн евро было инвестировано в проведение исследований воздействия проекта на окружающую среду, техническое проектирование газопровода и его маршрута с целью снизить негативное влияние на экологию.
В организации финансирования проекта приняли участие крупнейшие европейские агентства экспортного кредитования SACE (Италия) и Hermes (Германия), а также предоставлялась поддержка в рамках программы несвязанного гарантирования займов Германии. При этом нужно отметить, что гарантии агентств экспортного кредитования в рамках первой фазы реализации проекта покрывают примерно 3,1 миллиарда евро. Кроме того, около 800 млн евро привлечено в качестве синдицированного кредита без гарантий экспортно-кредитных агентств. На первом этапе сбора заявок о предоставлении финансирования кредиторы в совокупности предложили на 60 процентов больше средств, чем привлекаемая проектом Nord Stream сумма 3,9 миллиарда евро, что говорит о повышенном интересе к проекту европейских партнеров и высокой оценке его перспективности. К привлечению финансирования для второй фазы консорциум Nord Stream приступил в 2010 году [11].
Финансовыми консультантами компании Nord Stream при реализации инвестиционной составляющей проекта выступили крупные банковские структуры: Royal Bank of Scotland (Великобритания), Commerzbank (Германия), Societe Generale (Франция) и банк UniCredit (Россия). Юридическую поддержку консорциуму оказывает компания White & Case LLC, а юридическую защиту прав кредиторов — компания Clifford Chance CIS LTD (Великобритания).
Положительную оценку финансирования проекта на первой стадии его реализации дал управляющий директор компании Nord Stream М. Варниг. Он подчеркивает, что «инвесторы рассматривают Nord Stream в качестве великолепной инвестиционной возможности. Успешное завершение первой фазы финансирования говорит об активной поддержке проекта, который обеспечит Европе еще один важный маршрут поставок природного газа». Председатель правления компании E.ON Ruhrgas AG Б. Ройтерсберг также отмечает, что «успешное завершение первой фазы привлечения финансирования говорит о том, что E.ON Ruhrgas и другие акционеры консорциума Nord Stream по-прежнему остаются надежными партнерами. Привлекая внешнее финансирование в размере 70% от стоимости проекта, Nord Stream показал, что он соответствует самым высоким требованиям банков к устойчивости коммерческих проектов» [11].
В октябре 2010 года компания Nord Stream AG направила банкам запросы на предоставление предложений по выпуску долговых обязательств с преимущественным правом требования для финансирования второго этапа проекта строительства газопровода через Балтийское море. В марте 2011 года компания Nord Stream сообщила, что привлекла финансирование для второй фазы проекта в объеме 2,5 млрд евро. По данным компании, это позволяет говорить об обеспечении полного объема финансирования по всему проекту.
Финансирование второго этапа проекта осуществляется из следующих источников:
● Синдицированные кредиты в размере 1,7 млрд евро, гарантированные агентствами экспортного кредитования Hermes и SACE, программы несвязанного гарантирования займов Германии (UFK).
● Синдицированный кредит без покрытия в размере до 800 млн евро [9].
Окончательная инвестиционная стоимость проекта South Stream, как и его техническая составляющая, пока окончательно не определена. В настоящее время завершена разработка «Ходатайства (Декларации) о намерениях инвестирования в строительство газопровода «Южный поток»: Российский сухопутный участок». На Петербургском экономическом форуме в июне 2010 года было заявлено, что ОАО «Газпром» планирует вначале закончить экспертизу технико-экономического обоснования (ТЭО) морского участка газопровода, а затем приступить к определению окончательной стоимости проекта. При этом руководитель ОАО «Газпром» А.Б. Миллер не назвал ориентировочную стоимость реализации газопровода South Stream, однако в качестве примера в оценке инвестиционной составляющей привел проект Nord Stream [5]. Так, в апреле 2011 года технико-экономическое обоснование (ТЭО) сухопутных участков «Южного потока» было завершено в пяти странах — Сербии, Словении, Австрии, Хорватии, Румынии. Осталось завершить ТЭО в Болгарии, Греции и Венгрии и объединить национальные ТЭО и ТЭО морского участка в сводное обоснование.
По оценкам различных экспертов, стоимость проекта South Stream варьировалась в пределах от 10 млрд евро до 19-24 млрд долларов [10]. Однако, в декабре 2010 года ОАО «Газпром» объявил, что затраты составят не менее 15,5 млрд евро. По словам начальника департамента по управлению проектами ОАО «Газпром» Л. Чугунова, строительство морской и сухопутной частей составит 10 млрд евро и 5,5 млрд евро соответственно [4].
Так, по оценкам экспертов, стоимость одного километра Nord Stream составляет 9,8 млн долларов, один километр газопровода Blue Stream («Голубого потока») по дну Черного моря стоил 4,4 млн долларов, однако со времени его строительства стоимость оборудования и работ подорожала, один километр проекта South Stream оценивается уже в сумму не менее 8 млн долларов. Затраты в расчете на единицу мощности у Nord Stream составят порядка 210 долларов на одну тыс. кубометров мощности при реализации обеих стадий проекта. Для сравнения, они оцениваются в 180 долларов для South Stream и 190-240 долларов для конкурента «Южного потока» — газопровода Nabucco [10]. Как ожидается, в процессе реализации проектов эти цифры еще вырастут.
Следует подчеркнуть, что вопросы определения инвестиционной составляющей проекта South Stream все еще осложняются проблемами, связанными с урегулированием аспектов хранения газа с рядом европейских стран и утверждением сводного ТЭО на строительство газопровода.
Однако, учитывая успешный опыт переговоров с кредиторами и привлечение в нужном объеме финансовых средств для практической реализации проекта Nord Stream, на взгляд большинства экспертов, не должно возникнуть сложностей и с финансированием South Stream при урегулировании и согласовании с европейскими странами всех остальных аспектов реализации проекта (в основном, политических, экологических, маркетинговых).
Меморандум о взаимопонимании по реализации проекта South Stream был подписан между итальянской компанией ENI и ОАО «Газпром» еще в 2007 году. В 2010 году в рамках Петербургского Международного экономического форума был подписан трехсторонний Меморандум ОАО «Газпром», концерна ENI и французской компании Electricite de France, определяющий конкретные шаги по вхождению французского партнера в состав акционеров South Stream AG и регулирующий процесс реализации проекта строительства морского участка газопровода. Доля EdF составит не менее 10% (в перспективе — 20%) за счет снижения доли ENI (до этого доли «Газпрома» и ENI в проекте составляли по 50 процентов). В марте 2011 года «Южный поток» заручился поддержкой еще одной европейской компании — германского концерна BASF. BASF получит долю в 15% и выделит на строительство порядка 2 млн евро. Доля ОАО «Газпром» в проекте осталась при этом неизменной — 50 процентов. Также к проекту South Stream могут присоединиться другие участники, но их участие будет касаться лишь наземной сети газопроводов. В то время как часть, проходящая по дну Черного моря, будет принадлежать ОАО «Газпром», ENI, EdF и BASF.
В 2008 году финансовое участие в проекте приняли сербская и венгерская стороны, создав совместные предприятия с Россией. Доля России в совместном предприятии в первом случае составила 51 процент, Сербии — 49%, во втором — 50% с каждой стороны. В 2009 году также было создано совместное предприятие South Stream Greece S.A. на паритетных началах с греческой компанией DEFSA. В ходе визита премьер-министра РФ В. Путина в Софию 13 ноября 2010 года было подписано соглашение акционеров компании South Stream Bulgaria A.G., регулирующее вопросы создания акционерного общества в целях строительства болгарского участка газопровода. При этом болгарский отрезок газопровода будет на 50 процентов принадлежать национальной компании Bulgargaz и на 50 процентов России (совместное предприятие Bulgarian Energy Holding). Соглашение о сотрудничестве в реализации проекта South Stream подписано в 2010 году с Хорватией. Доли России и Хорватии в совместном предприятии составят 50 процентов для каждой стороны. В рамках визита ОАО «Газпром» в Румынию в октябре 2010 года, А.Б. Миллер и Генеральный директор Transgaz S.A. Ф. Косма подписали Меморандум о намерениях по подготовке технико-экономических расчетов прохождения «Южного потока» по территории Румынии. При условии положительных результатов указанных технико-экономических расчетов ОАО «Газпром» и Transgaz S.A. выйдут с предложением о подписании российско-румынского межправительственного соглашения о сотрудничестве по «Южному потоку», которое станет политической и международно-правовой основой для дальнейшей реализации проекта в Румынии [7].
Также в 2010 году ОАО «Газпром» и компания OMV подписали Базовое соглашение о сотрудничестве по проекту South Stream на территории Австрийской Республики. Документ определяет условия и сроки реализации ОАО «Газпром» и OMV австрийского участка South Stream, а также устанавливает принципы и механизмы взаимодействия сторон на прединвестиционной стадии проекта. В соответствии с соглашением 2010 года, стороны приступили к совместной подготовке ТЭО австрийского участка South Stream. В марте 2011 года ОАО «Газпром» и словенская компания Geoplin Plinovodi подписали договор о создании на паритетной основе совместного предприятия по строительству участка газопровода «Южный поток» на территории Словении. Ожидается также, что в ближайшее время разрешение на строительство газопровода в своей экономической зоне даст Турция [11].
К проекту South Stream в данный момент проявляет интерес и ряд других стран, для которых могут быть построены ответвления и которые готовы принять участие в инвестировании строительства и функционирования газопровода. Все это позволит окончательно решить инвестиционные вопросы, связанные с реализацией проекта South Stream.
Следует также отметить, что по расчетам отдельных специалистов подводные газопроводы дают России политическую, но не финансовую выгоду. Так, по оценкам экспертов, именно Blue Stream не позволил Туркмении построить Транскаспийский газопровод для поставок газа в обход РФ, но за семь лет эксплуатации «Голубого потока» федеральный бюджет недополучил 3,8 млрд долларов, тогда как наземный газопровод Ямал-Европа принес 14,6 млрд долларов налоговых поступлений [1]. Подводные газопроводы имеют более длительный срок окупаемости, чем наземные, даже при условии налоговых льгот. Запланированные проекты Nord Stream и South Stream потребуют аналогичных льгот.
У ОАО «Газпром» уже есть опыт получения налоговых льгот при поставках газа по подводному газопроводу. Газопровод Blue Stream был введен в действие в 2003 году. Экспорт газа по нему был освобожден от таможенных пошлин в 1999 году — в рамках межправительственного соглашения РФ и Турции о поставках российского газа по акватории Черного моря. Специально принятый закон РФ освобождает ОАО «Газпром» и ОАО «Газпром экспорт» «от уплаты налогов и сборов в дорожные фонды до полной окупаемости инвестиций, но не более чем до 31 декабря 2015 года включительно, а также от уплаты налога на добавленную стоимость и вывозной таможенной пошлины на природный газ». Тот же закон предусматривал уплату акцизов в размере 2 долларов за одну тысячу кубометров газа при цене 65 долларов за тот же объем. Однако в 2004 году акцизы были отменены, а нулевая таможенная пошлина для проекта сохранена. Профильные эксперты России отмечают, что ОАО «Газпром» сэкономил на таможенных платежах в 2003-2009 годах 3,8 млрд долларов, а это уже превышает объявленную стоимость Blue Stream в 3,2 млрд долларов [1].
Новые проекты Nord Stream и South Stream, по мнению менеджеров ОАО «Газпром», должны диверсифицировать маршруты поставок российского газа в Европу, однако о рентабельности этой диверсификации пока говорить сложно.


Литература
1. «Газпром» будет качать деньги. Из россиян. 25.02.2010. URL: http://forum.finance.ua/viewtopic.php?t=62767 ( дата обращения: 10.02.2011)
2. Григорьев А. Много потоков, хороших и разных: голубых, северных и южных // Мировая энергетика. — 2009. — № 8(67). — С.28–31.
3. Мильто А.В., Секретарев Ю.А. Инвестиционная активность в энергетической отрасли России: прогнозы и факты // ЭКО. — 2009. — № 6. — С.96–101.
4. Назарова Ю. Ценовой разлив «Южного потока». 02.12.2010. URL: http://www.ng.ru/economics/2010-12-02/1_southflow.html (дата обращения: 10.12.2010)
5. Окончательная стоимость «Южного потока» может быть объявлена осенью // Rian.Ru. 19.06.2010. URL: http://www.rian.ru/economy/20100619/248153288.html (дата обращения: 25.11.2010)
6. Связанные энергией 40 лет сотрудничества. Газпром и Эни по пути следования природного газа: 1969-2009. — М.: ОАО «Газпром», 2010.
7. Сысоев Г. РФ и Румыния в I кв. 2011 года подпишут соглашение по «Южному потоку». 13.10.2010. URL: http://www.rian.ru/economy/20101013/285178168.html (дата обращения: 12.11.2010)
8. Финансирование проекта Nord Stream // Официальный сайт проекта Nord Stream. 04.2010. URL: http://www.nord-stream.com/fileadmin/Dokumente/1__PDF/8__Factsheets/Nord_Stream_Financial_Fact_Sheet_RUS.pdf (дата обращения: 08.04.2011)
9. Nord Stream запросил банки о предложениях по финансированию II этапа проекта.20.10.10. URL: http://asninfo.ru/asn/57/34930 (дата обращения: 23.11.2010)
10. Nord Stream оценили по достоинству. 04.2008. URL: http://www.eprussia.ru/pressa/articles/10425.htm (дата обращения: 10.12.2010)
11. The Nord Stream Pipeline Project // Официальный сайт проекта Nord Stream. 04.2010. URL: http://www.nord-stream.com/fileadmin/Dokumente/1__PDF/8__Factsheets/Nord_Stream_1_Fact_Sheet_The_Nord_Stream_Pipeline_Project_ENG.pdf (дата обращения: 07.04.2011).

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2022
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия