Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (38), 2011
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
Пименова А. Л.
профессор Международного Банковского института (г. Санкт-Петербург),
кандидат экономических наук


Методологические особенности формирования и развития рынка профессиональных услуг
В статье уточняется понятие информационной профессиональной услуги, приводится их классификация. Проведен SWOT-анализ сильных и слабых сторон аудиторской и консалтинговой деятельности, угроз и возможностей развития профессиональных услуг. Предложены основные направления концепции развития на среднесрочную перспективу аудиторских и консалтинговых услуг
Ключевые слова: аудит, информационная услуга, консалтинг, компания, рынок услуг, стандарт

Особенностью развития современного общества сегодня является интенсивное формирование рынка профессиональных услуг, предоставления и обработки информации, что значительно, по данным статистики, превышает производство промышленных товаров. Таким образом, происходит определенный прирост доли невещественного продукта, т.е. услуг. При этом так называемые профессиональные (деловые услуги) занимают лидирующее место в объеме общей выручки производимых услуг в России, но с другой стороны рынок информационных услуг является наиболее хаотичным и неопределенным с точки зрения качества и эффективности предоставляемых услуг. Поэтому назревает необходимость более глубокого осмысления деятельности по оказанию информационных профессиональных услуг. С нашей точки зрения, информационную профессиональную услугу следует рассматривать как полезную и ценностную для потребителя продукта деятельности аудиторской или консалтинговой организации, обмениваемую в условиях рынка и товарно-денежных отношений на свой денежный эквивалент. Таким образом, из данного определения можно сделать, прежде всего, вывод о том, что профессиональную услугу оказывают именно аудиторские или консалтинговые организации, тоже подтверждает и классификатор Всемирной торговой организации, относя аудит и консалтинг к информационным профессиональным услугам. При этом аудиторскую и консалтинговую деятельность принято классифицировать по различным признакам, в частности одна из таких классификаций представлена в Европейском справочнике-указателе консультантов по управлению (табл. 1).
Несмотря на определенные успехи в развитии аудиторских и консалтинговых услуг имеются серьезные проблемы, которые проявляются:
а) в отсутствии официального статуса консалтинга, в том числе законодательного и нормативного регулирования, определяющего порядок оказания таких услуг;
б) в формальном подходе регулирующих органов и хозяйствующих субъектов ко многим категориям, принципам и требованиям аудиторской и консалтинговой деятельности, отвечающим условиям рыночной экономики;
в) в слабости системы контроля качества предоставляемых услуг, в том числе в невысоком качестве аудита бухгалтерской отчетности;
г) в недостаточности участия профессиональных общественных объединений и другой заинтересованной общественности, включая пользователей услугами, в регулировании консалтинговой деятельности, а также в развитии аудиторской профессии;
д) в низком уровне профессиональной подготовки большей части консультантов и аудиторов, а также недостаточности навыков использования зарубежного опыта в этой области.
Систематизация указанных и других проблем в виде SWOT-анализа сильных и слабых сторон аудиторской и консалтинговой деятельности, угроз и возможностей развития профессиональных услуг в перспективе может послужить основой для разработки рекомендаций и предложений по дальнейшему формированию рынка деловых услуг (табл. 2).
Учитывая данные проведенного анализа, следует отметить, что сложившаяся система оказания консалтинговых и аудиторских услуг не обеспечивает в полной мере надлежащее качество и надежность представляемой информации, а также существенно ограничивает возможности полезного использования этой информации пользователями этих услуг. Однако в настоящее время складываются благоприятные условия для дальнейшего развития аудита и консалтинга в Российской Федерации. Введен в действие новый Закон «Об аудиторской деятельности» и действуют 34 Правила (стандарта) аудиторской деятельности, в основу, которых положены Международные стандарты аудита. В профессиональном сообществе накоплены определенные навыки и опыт, что позволило принять решение об отмене лицензирования, заменив его обязательным членством в саморегулируемой организации. Кроме того, в обществе созрело понимание необходимости использования услуг, оказываемых аудиторско-консалтинговыми компаниями. Поэтому встает вопрос о создании единой концепции развития именно аудиторских и консалтинговых услуг. Целью концепции развития профессиональных услуг на среднесрочную перспективу должно стать создание приемлемых условий и предпосылок последовательного успешного выполнения системой аудита и консалтинга присущих им функций в экономике Российской Федерации. В частности, функции формирования информации для повышения эффективности деятельности хозяйствующих субъектов, а также информации полезной для принятия экономических решений заинтересованными внешними и внутренними пользователями такой информации (собственниками, инвесторами, кредиторами, органами государственной власти, управленческим персоналом хозяйствующих субъектов и др.). С нашей точки зрения, концепция должна отражать дальнейшее развитие профессиональных услуг, учитывая потребности рыночной экономики, по следующим направлениям:
1) повышение качества информации, формируемой при оказании консалтинговых и аудиторских услуг;
2) создание инфраструктуры осуществляющей саморегулирование аудиторских и консалтинговых услуг;
3) изменение системы государственного регулирования консалтинговых услуг;
4) усиление контроля качества аудита и консалтинга;
5) формирование внутрифирменных стандартов аудиторско-консалтинговых компаний, учитывающих не только порядок оказания услуг, но и организационно-экономический механизм деятельности компании;
6) существенное повышение квалификации специалистов, занятых аудитом и консалтингом, а также пользователей этих услуг.

Таблица 1
Виды консалтинговых услуг согласно классификации Европейского справочника-указателя консультантов по управлению*
Вид консалтинговых услугКраткая характеристика консалтинговых услуг
Общее управлениеопределение конкурентоспособности; изучение конъюнктуры рынка, диверсификация или становление нового бизнеса, международное управление, управление проектом; качеством и т.д.
Администриро-ваниеанализ документооборота, размещение или перемещение отделов, управление офисом, организация и методы управления, регулирование риска, гарантии безопасности, планирование рабочих помещений и их оснащение
Финансовое управлениесистемы учета, оценка капитальных затрат, анализ показателей оборачиваемости фирмы, снижение себес-тоимости, неплатежеспособность (банкротство), увеличение прибыли, увеличение доходов, налогообложение, финансовые резервы
Управление кадрамипрофессиональное движение и сокращение штатов, культура корпорации, равные возможности, поиск кадров, отбор кадров, здоровье и безопасность, программы поощрения, внутренние связи, оценка работ и т.д.
Маркетингреклама и содействие сбыту, корпоративный образ и отношения с общественностью, послепродажное обслуживание заказчиков, дизайн, прямой маркетинг, международный маркетинг, исследование рынка, ценообразование и т.д.
Производствоавтоматизация, промышленный инжиниринг, управление производством, планирование и контроль за производством, повышение производительности, закупки т.д.
Информационная технологиясистемы автоматизированного проектирования и автоматизированные системы управления, применение компьютеров в аудите и оценке и др.
Специальные услугиобучающее консультирование, консалтинг по управлению электроэнергетикой, инженерный консалтинг, экологический консалтинг
* http://www.management.com.ua/consulting/cons006.html

Таблица 2
SWOT-анализ состояния рынка аудиторских и консалтинговых услуг
Сильные стороныСлабые стороны
12
1. Диверсифицированы институциональные структуры, стандарты и формы оказания аудиторских и консалтин-говых услуг1. Законодательная и нормативная базы до конца не отработаны
2. Произошло интенсивное развитие рынка аудиторских и консалтинговых услуг2. В погоне за доходами аудиторские и консалтинговые организации не уделяют должного внимания качеству предоставляемых услуг
3. Рынок аудиторских и консалтинговых услуг сформировался как рынок чистой конкуренции3. Существуют определенные недостатки в профессиональном подходе к оказанию консалтинговых услуг
4. Сформировалась новая законодательная и нормативно-правовая база в области аудиторских услуг4. Отсутствует законодательная и нормативная база в области оказания консалтинговых услуг
6. Разработаны и внедрены новые федеральные стандарты аудита6. Отсутствуют стандарты по оказанию консалтинговых услуг
7. Заменено лицензирование аудиторской деятельности обязательным членством в саморегулируемой организации7. Нет определенных структур регулирующих деятельность в области консалтинга
ВозможностиУгрозы
1. Роль аудиторских и консалтинговых услуг возрастает1. Возможны серьезные сбои в деятельности экономических субъектов из-за некачественного предоставления аудиторских и консалтинговых услуг
2. Разработка и внедрение внутрифирменных стандартов организации2. Отсутствие внутреннего контроля проведения аудита и консалтинга снижает возможности улучшения в сторону повышения качества оказываемых услуг, увеличивает некомпетентный подход к проведению проверок и консультаций
3. Повышение и переподготовка кадров, создание объединения высококвалифицированных специалистов в различных направлениях экономической деятельности3. Недостаточность в разработках программ повышения квалификации и переподготовки кадров ведет к снижению доверия в области оказания услуг, вводит в заблуждение их пользователей
4. В аудиторских компаниях расширяется спектр предо-ставляемых услуг4. Формализм в решении многих вопросов системы функционирования рынка аудиторских и консалтинговых услуг разрушает данный рынок
5. Совершенствование деятельности саморегулируемых организаций не только в области аудита, но и консалтинга5. Несбалансированная деятельность саморегулируемых организаций ведет к дезорганизации внутри аудиторских и консалтинговых структур
6. Улучшение маркетинговых действий аудиторских и консалтинговых организаций дает основу для разработки более перспективных стратегий их развития, расширения рынка услуг6. Дополнительные расходы компании могут привести к увеличению стоимости оказываемых услуг или к ухудшению финансового состояния организации
7. Улучшение законодательной базы снижает возможность возникновения разнообразных конфликтов между клиентом и специалистами7. Очень жесткое государственное регулирование и давление может снизить инициативы в области развития профессиональных услуг
8. Развитие внутренней организационной культуры на основе этических норм формирует улучшенный имидж компаний, обеспечивает профессиональный подход к оказанию услуг 
9. Рост компьютеризации позволяет повысить эффективность оказываемых услуг, провести анализ финансово-хозяйственной деятельности 


Литература
1. Пименова А.Л. Методологические подходы к совершенствованию оказания аудиторских услуг в РФ // Проблемы современной экономики. — 2010. — №4.
2. Российский статистический ежегодник 2009. — М., 2009.
3. http://www.management.com.ua/consulting/cons006.html

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия