Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (38), 2011
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
Пулова Л. Б.
аспирант Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов

Потребительские свойства товара в концепции инновационного предпринимательства
В статье раскрываются методические основы формирования конкурентных преимуществ предпринимательских структур. Особое внимание уделяется инновационности товаров как специфического потребительского свойства
Ключевые слова: инновационное предпринимательство, конкурентное преимущество

В современных условиях структура международных и национальных рынков подвержена постоянному видоизменению. Эти изменения активизирует процесс глобализации, который затронул экономики большинства стран, традиционно относящихся к разряду развитых, и развивающихся. Неотъемлемой частью процесса глобализации является расширение рыночного обмена и усложнение мирохозяйственных связей. При этом характерной чертой рынка, а значит и глобализации служит процесс конкуренции. Представляется очевидной неизбежность интеграции, как национального хозяйственного комплекса, так и входящих в его состав предпринимательских структур в постоянный процесс глобального изменения экономического пространства с его активными конкурентными процессами.
Основой успешной деятельности любой страны, региона, отрасли, корпорации и малого бизнеса является их конкурентоспособность. Существует множество определений понятия конкурентоспособность. В глобальной экономике ее можно определить как наиболее выгодную позицию, занятую предприятием или организацией, в динамичной среде бизнес-субъектов. Иными словами, только те предпринимательские структуры, которые своевременно используют полученные данные о состоянии рынка и его тенденциях, имеют адекватные представления о целевом сегменте и потребителях, характере потребительского поведения. Именно такие структуры в рыночных условиях можно характеризовать как конкурентоспособные.
Главным источником создания важнейших производственных ресурсов, как известно, является информация, которая может составить базу для идентификации конкурентных преимуществ и способов их развития. Исходя из этого, перед предприятием или организацией ставится сложная задача — создать эффективную концепцию повышения конкурентоспособности, используя преимущества информационного обмена. Эта концепция должна включать в себя различные элементы хозяйственной деятельности предприятия, такие как технологический, организационный, управленческий, маркетинговый, финансовый. Только комплексный (многоаспектный) подход сможет обеспечить эффективность внедрения данной концепции и, соответственно, всей деятельности субъекта предпринимательства.
Важнейшим фактором, детерминирующим повышение конкурентоспособности любой предпринимательской структуры является ориентация производителей на потребителя [1]. На стадии создания товара (продукции) следует адекватно оценивать соответствие параметров товара потребительским предпочтениям. В большинстве случаев производители учитывают два параметра: цену продукции и ее качество, то есть, создавая товар, опираются на критерии оптимальной цены, обеспечивающей получение определенной прибыли, а также на критерии качества производимой продукции. В данном случае учитываются основные параметры, которыми должен обладать любой производимый товар. В число основных параметров предлагается включить еще один важнейший параметр — потребительские свойства производимого товара. Имеется ввиду, что потребитель, приобретая подходящий для себя товар, ориентируется не на два, а на три основных параметра, в числе которых потребительские свойства товара или услуги, их цена и качественные характеристики.
Потребительское свойство товара — это такое свойство, которое предполагает, что при потреблении данного товара определенные потребности потребителей будут полностью удовлетворены. Каждый товар обладает рядом потребительских свойств, каждое из которых имеет свои особенности. Существует несколько групп потребительских свойств товаров, которые должны присутствовать в любом из них вне зависимости от видовой принадлежности и сферы применения [2, 3]:
— назначение,
— надежность,
— эргономичность,
— эстетические свойства,
— безопасность,
— экологические свойства.
Назначение товара можно отнести к одному из первостепенных определяющих свойств, в которых нуждается потребитель. Ввиду того, что целью покупки является удовлетворение нужд и потребностей потребителя, то именно такое свойство товара как назначение должно стать первостепенным для предпринимателя, учитываемым как на стадии проектирования производства, так и собственно в производстве. Таким образом, свойство назначения товара должно полностью отражать способность продукции выполнять свои основные, заложенные в процессе производства, функции.
Следующим свойством, которое входит в число основных потребительских свойств, является надежность товара. Потребитель, в процессе потребления товара должен быть уверен, что приобретенный товар, не только удовлетворит его потребности (в количественном и качественном выражении) в начале процесса потребления, но и сохранит способность к реализации своего функционального назначения в течение определенного, обеспечиваемого производителем срока. Очевидно, что различные товары имеют различные функции надежности. Одни товары должны обладать долговечностью, другие сохраняемостью, ремонтопригодностью или безотказностью в процессе потребления. Именно поэтому, для эффективного сбыта и увеличения объемов продаж, производитель должен учитывать всю совокупность функциональных качеств и постоянно совершенствовать его, обеспечивая тем самым сохранение свойства надежности.
Сегодня отдельные индивиды, социальные группы и общество в целом все большее внимание уделяют комфорту потребления. Производители товаров, учитывающие эту особенность, осознают особое значение такого потребительского свойства, как эргономичность. Конечно, при использовании товара потребитель иногда может и не заметить изменения его эргономичности. Но сохраняющийся определенное время дискомфорт и неудобство, могут привлечь негативное внимание и создадут предпосылки для рассмотрения предложений конкурентов, размышлений о целесообразности приобретения идентичного по назначению товара с иным, более высоким уровнем комфорта. Разработка свойств товара, которые создают комфортные условия его использования, включает в число задач производственного и маркетингового отделов, функционирующих в любой предпринимательской структуре [1]. Формирование этого дополнительного свойства повышает эргономичность продукции и обеспечивает приобретение дополнительных конкурентных преимуществ, а значит повышение конкурентоспособности предпринимательской структуры.
При разработке концепции товара возникает необходимость в формировании эстетических свойств, которым следует наделить производимую продукцию. Показателями эстетических свойств считаются внешний или товарный вид, целостность, дизайн, соответствие модным тенденциям, стиль и креативность, а также качество производственного исполнения. Причем концепция эстетических свойств содержит не только разработку привлекательного товара, но и его упаковки и способа реализации.
К числу потребительских свойств, которые играют важную социальную роль в современном обществе, принадлежат товары, обладающие экологическими свойствами и свойствами безопасности.
Экологичным можно считать тот товар, который в процессе эксплуатации не оказывает вредного воздействия на окружающую среду. Значимость экологических свойств с позиций потребителя неуклонно возрастает. Это обусловлено продолжающемся загрязнением окружающей среды, увеличением количества глобальных экологических катастроф, а также увеличением размера экологического ущерба в масштабах всего человечества. Безопасность, как одно из обязательных потребительских свойств, может быть определена как отсутствие угрозы жизни и здоровью потребителей, недопустимость повышения уровня риска, который возникает в процессе использования товара или реализации услуги.
В совокупности представленных свойств можно выделить два их вида: обязательные и дополнительные. Обязательными являются свойства назначения и безопасности товара. Важно подчеркнуть, что ими должен обладать каждый товар, вне зависимости от его цены и качества, а также финансовых возможностей потребителей. К дополнительным свойствам относятся такие свойства, как эргономичность, эстетичность, экологичность, надежность, то есть те свойства, которые обеспечивают прирост стоимости товаров. Предпринимательским структурам, выступающим в качестве производителей необходимо понимать, для каких категорий потребителя разрабатывается товар, какими денежными средствами обладает покупатель и нужны ли ему эти потребительские свойства, которые, соответственно, отражаются в себестоимости продукции и влекут за собой дополнительные затраты со стороны потребителя. Требования к потребительским свойствам определенного товара у различных категорий потребителей в условиях развитого потребления, свойственного современному обществу, разнятся в широком диапазоне. Одни требования могут включать в себя в качестве приоритетных свойства назначения и надежности, другие ориентируются на свойства безопасности и эстетичности. Третьи предпочтут свойство экологичности эстетическому и эргономическому свойству. Однако в большинстве случаев, назначение товара является основной характеристикой, которая создает концепцию будущего товара, в пропорциях потребительских качеств, соответствующих спросу.
В рассматриваемой совокупности представлены те потребительские свойства, необходимость которых свойственна любому товару, независимо от его назначения. Различаются лишь пропорции в сочетании свойств. Однако в условиях глобализирующейся экономики у потребителей различных категорий появляется еще одна новая потребность, которая формирует неотъемлемую часть современной хозяйственной деятельности — ее инновационность. Это свойство можно характеризовать, как инновационное, имея в виду, что только продукты, приобретающие качественно новые черты и формируемые на основе принципа перманентности инноваций, могут соответствовать взаимодействующим отраслевым, межотраслевым и территориальным рынкам.
За последнее десятилетие роль инноваций в мировой экономике значительно возросла и сохраняет тенденцию к расширению. При этом современные инновации обладают высокой степенью наукоемкости и новизны. В наши дни социально-экономический рост любого государства обеспечивается наличием внедренных наукоемких технологий. Инновации определяются высокой конкурентоспособностью экономических субъектов, конкурентными преимуществами хозяйственной деятельности предпринимательских структур [4]. В рамках освоения и успешного внедрения новых технологий осуществляется экономический рост, возрастает конкурентоспособность тех экономических субъектов, которые могут успешно создавать и использовать эти технологии. Инновации выступают при этом как один из факторов повышения конкурентоспособности и особое потребительское свойство товара. Наряду с уже существующими обязательными потребительскими свойствами инновационность товара является тем естественным дополнением, за счет которого производитель обеспечивает постоянный прирост конкурентоспособности, адекватной специфике высоко конкурентных рынков. Инновационность, таким образом, выступает не только в качестве нового свойства, но и в качестве ключевого метода социально-экономического преобразования.
Внедрение инноваций и осуществляемая на их основе модернизация хозяйственной деятельности является одним из условий эффективности предпринимательской деятельности, а также залогом ее дальнейшего существования в рыночных условиях. Важнейшим инструментом обеспечения экономической устойчивости в рыночной среде можно назвать именно инновации. Если предпринимательская структура пойдет по пути игнорирования внедрения инноваций и модернизации, то, в конечном счете, резерв конкурентных преимуществ будет исчерпан, что приведет к снижению продаж и прибыли и, соответственно, эффективности всей предпринимательской деятельности. Таким образом, становится очевидной прямая зависимость инновационной деятельности и эффективности хозяйственной деятельности бизнес-субъекта. Однако компании, осуществляющие эффективную инновационную деятельность, внедряются в сферу инновационной конкуренции, которая обладает собственными закономерностями и, в частности, цикличностью.
Инновационность в виде потребительского свойства возникает как следствие развития общественной потребности. Рыночные отношения позволяют потребителю определять спрос на ту или иную продукцию. Это означает, что развитие инновационно-ориентированного предпринимательства зависит от потребительского спроса на инновации. Требования современного потребителя, предъявляемые к различным видам продукции, несут инновационный характер и производитель должен не только изучать эти требования, но и создавать новую потребность, обеспечиваемую за счет инновационного прироста. Создание новой потребности, в свою очередь, позволит не только привлечь потребителей и обеспечит получение прибыли, но и даст возможность опередить своих конкурентов, предотвратить активизацию конкуренции в обозримой перспективе. Технологический прорыв является, вероятно, ведущим из факторов повышения конкурентоспособности. Поэтому производителю при реализации стратегии адаптации к рыночным изменениям следует идти наравне с техническим, технологическим, информационным прогрессом, постоянно изучать эти изменения и учитывать их при разработке предпринимательских стратегий и тактических действий, создавая основы для успешной конкуренции. Изучение потребительских предпочтений необходимо для создания единой общей концепции товара, который будет обладать необходимыми потребительскими свойствами, показателями качества и безопасности потребления, а также для построения систем продвижения, соответствующих обновленным рыночным тенденциям.


Литература
1. Багиев Г.Л., Тарасевич В.М., Анн Х. Маркетинг: Учебник. — СПб.: Питер, 2008.
2. Громова А.-М.А. Методологические положения оценки конкурентной привлекательности предпринимательской структуры // Современные аспекты экономики. — 2007. — № 3(116). — СПб, 2007.
3. Друкер Ф.П. Эффективное управление предприятием / Пер. с англ. — М.: Изд. дом «Вильямс», 2007.
4. Иванова Я.Я. Национальные инновационные системы // Вопр. Экономики. — 2001. — № 7.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия