Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (38), 2011
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Кузьмич Н. П.
доцент Дальневосточного государственного аграрного университета (г. Благовещенск),
кандидат экономических наук


Проблемы и процессы, происходящие в строительном комплексе Амурской области
В работе показан весомый вклад современного строительного комплекса Амурской области в развитие хозяйства региона. Выявлены основные проблемы, стоящие перед строительными организациями: недостаточное финансирование, недостаточная квалификация персонала предприятий
Ключевые слова: нострификация, отрасль, саморегулирование, строительный комплекс

Современный строительный комплекс Амурской области представляет собой совокупность отраслей, производств и организаций, характеризующуюся тесными стабильными экономическими, организационными, техническими и технологическими взаимоотношениями в целях получения конечного результата — обеспечения хозяйства региона основными фондами. В настоящее время строительный комплекс Амурской области насчитывает 968 организаций, в которых трудится 28,9 тыс. человек. Это составляет 10,1% от работающих по всем видам экономической деятельности в Амурской области. В строительной отрасли преобладают малые предприятия, число которых на 01.01.2010 года — 924. Занятость на них от всей численности работников в строительстве по всем формам собственности составляет 95,5% [1]. Для малых строительных предприятий характерна высокая мобильность и гибкость реакции на изменение конъюнктуры строительного рынка, а также независимость и свобода поиска, поощрение инициативы, отсутствие бюрократизма в рассмотрении вопросов. Однако для них свойственна высокая степень неустойчивости положения на рынке, а также недостаточно высокий профессиональный уровень работников и зависимость от крупных строительных компаний.
Вклад строительного комплекса региона в производство валовой добавленной стоимости Амурской области составляет более 12%. При этом доля Амурской области в объёме работ по виду деятельности «строительство» в общероссийском масштабе составляет 0,7%, а в дальневосточном регионе — 10,1% [1]. Амурские строительные организации работают также на территории других субъектов РФ. Например, в 2009 году подразделения 17 строительных организаций выполняли работы на территории Забайкальского, Краснодарского, Красноярского, Пермского, Хабаровского и Приморского краёв, Республик Бурятия и Саха (Якутия), Еврейского автономного округа.
В строительном комплексе региона действует система правовых, организационных, экономических и прочих отношений субъектов инвестиционно-строительной деятельности между собой и с государством. Данные отношения регламентируются и регулируются действующим законодательством, а также отраслевыми и ведомственными нормативными актами и различного рода договорами между хозяйствующими субъектами.
С 1 января 2010 года строительная отрасль России приступила к новым правилам: саморегулирование пришло на смену лицензирования. Федеральный закон № 148-ФЗ от 22 июля 2008 года «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусматривает механизм создания саморегулируемых организаций в области строительной деятельности. Основными целями саморегулируемых организаций (СРО) строительного комплекса являются:
1) предупреждение причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений, объектам культурного наследия народов РФ вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и выполняются членами саморегулируемых организаций;
2) повышение качества выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства [2].
СРО в строительстве реализует следующие функции: установливает правила и стандарты профессиональной деятельности своих участников; контролирует предпринимательскую и профессиональную деятельность своих участников; привлекает к ответственности участников СРО за нарушение правил и стандартов СРО и др.
Вместе с тем, с саморегулированием продолжают действовать инструменты государственного контроля над строительной деятельностью в виде государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий и государственного строительного надзора за соответствием выполняемых работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов.
В Градостроительном кодексе РФ установлено, что условием допуска на строительный рынок является обязательное членство предприятий в СРО. Членами саморегулируемых организаций становятся строительные предприятия, которые осуществляют работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, оказывающие влияние на безопасность объектов капитального строительства. Ими также становятся организации, занимающиеся подготовкой проектной документации для строящихся объектов, и занимающиеся инженерными изысканиями объектов капитального строительства. За работу без допуска предусмотрена административная ответственность, поскольку работа без него считается незаконным предпринимательством.
Критерием приёма в СРО является, прежде всего, соответ­ствие вида работ, который выполняет организация. Каждая строительная организация, вступающая в СРО, должна оплатить взнос в компенсационный фонд. Особенно жёсткие требования предъявляются к квалификации и наличию определённого стажа работы руководителей и специалистов строительных предприятий. Не менее чем три специалиста должны иметь высшее профессиональное образование или не менее чем пять работников — среднетехническое профессиональное образование (со стажем работы по специальности не менее 3-х и 5-ти лет соответственно). Также установлены требования к повышению квалификации специалистов, что требует обучения на курсах повышения квалификации должно происходить не реже, чем один раз в 5 лет [2]. Вступающим в СРО компаниям сложно соответствовать данным критериям из-за нехватки квалифицированного персонала, что является основной причиной возможного отказа или сокращения перечня видов работ, на получение свидетельства о допуске к которым претендует компания. Также для осуществления каждого вида работ необходимо наличие соответствующей материально-технической базы.
В Амурской области работают иностранные строительные компании, и к ним, при вступлении в СРО предъявляются такие же требования, как и к российским компаниям. Однако соответ­ствовать очень сложно, поскольку иностранному юридическому лицу, кандидату в члены СРО, необходимо пройти процедуру нострификации (признания или установления эквивалентности дипломов об образовании зарубежных специалистов российским образовательным стандартам), утвердённую Приказом Министерства образования и науки РФ от 1 апреля 2009 года. Процедуре нострификации в обязательном порядке подлежат дипломы о высшем и среднем профессиональном образовании, выданные иностранным учебным заведением. Тем не менее, по всей стране существует всего несколько центров, которые проводят процедуру установления эквивалентности иностранных дипломов нашим стандартам, два из которых расположены в Москве, причём ни один из них не специализируется на документах об образовании в области строительства. При этом необходимо учесть, что нострификация весьма длительна [3]. Следовательно, те иностранные компании, которые не соответствуют требованиям СРО в отношении персонала, не могут туда вступить, и чтобы остаться на строительном рынке вынуждены экстренно нанимать российских специалистов.
В конце 2009 г. в Амурской области созданы две саморегулируемые организации в области строительства: «Объединение строителей Приамурья» и «Союз строителей Амурской области», в составе которых объединились более 200 амурских строительных компаний. Саморегулируемых организаций, специализирующихся на проектировании и инженерных изысканиях в Амурской области нет, так как в регионе не существует необходимого количества предприятий такого профиля, достаточного для их образования (законодательно определено, что для создания саморегулируемой организации требуется не менее 100 предприятий). В связи с этим все амурские проектные и изыскательские организации вступают в саморегулируемые организации, находящиеся в г. Москве, в г. Омске, в г. Хабаровске, в г. Владивостоке и в других городах России.
В настоящее время строителям необходимо работать над корпоративными стандартами, внедрять систему менеджмента качества, пересматривать структуру управления и должностные инструкции. Конечно, очень тяжело перестроить на новые цели людей, однако внутренний аудит помогает узнать много интересного о своей организации. Несомненный плюс системы саморегулирования — большие возможности при взаимодействии с государством. СРО, являясь объединением субъектов рынка, более серьёзный партнёр для государственных органов, чем отдельно взятый предприниматель. Ведение диалога с руководящими органами СРО, в которых обеспечено представительство каждого из членов, становится уже не правом, а обязанностью государства.
Таким образом, строительному бизнесу с помощью механизмов саморегулирования предоставлен большой простор, что способствует наиболее эффективному развитию строительного комплекса. В строительной среде бытует мнение, что это не та отрасль, где можно бесконечно экспериментировать. За несколько десятилетий экономико-управленческих экспериментов, не подкреплённых какими-либо обоснованными расчётами, и не имевших проверенной опытом теоретической основы, существенно уменьшились объёмы производства, сократились процессы обновления основных производственных фондов, резко снизился уровень кадрового и инновационного потенциала, а также произошли другие деструктивные процессы. Реальное состояние технико-технологического оснащения строительных предприятий в настоящее время характеризуется низким уровнем внутреннего потенциала, что, в конечном итоге, несомненно, влияет на сроки выполнения работ. В результате снижается эффективность экономической деятельности предприятий, которая заключается, в снижении прибыли, а также в уменьшении отчислений в строительных организациях на усовершенствование производства и улучшение условий труда. Значительно разрушило производственно-технологическую базу строительных организаций реформирование отрасли. Степень износа основных производственных фондов в строительном комплексе Амурской области в 2009 г. составила 42,2%, в то время как в целом по всем видам экономической деятельности степень износа — 22,6%. Наиболее изношены в строительстве машины и оборудование, их износ составляет — 58,6% [1].
Влияние государства на деятельность хозяйствующих субъектов убедительно показало, что оно должно являться полноправным участником экономических отношений. От него требуется не только поддержка предприятий, но и деятельное участие в их инновационной деятельности. Основным приоритетом инновационного развития строительных предприятий является развитие интеллектуального ресурса, поскольку именно люди с их интеллектуальными способностями и практическими навыками, опытом, знаниями способны внедрять инновационные технологии и проекты.
Исследования, проведённые на ряде предприятий Амурской области, позволили установить проблемы, которые влияют на инвестиционную деятельность, а значит, мешают строительным предприятиям эффективно проводить инновации. Среди проблем главной, осложняющей осуществление инновационной деятельности, является недостаток финансирования, что характерно практически для всех предприятий отрасли. На втором месте по значимости стоит недостаточная квалификация персонала предприятия. Помимо указанных проблем, препятствующих организации инновационной деятельности на строительных предприятиях, отмечена слабость их технической базы, что является следствием недостатка финансирования. И всё же, в первую очередь, тревогу вызывает кадровая проблема, которая остро стоит уже в настоящее время, и рождает значительные опасения в будущем. Она выражается в недостатке рабочих и инженерно-технических работников в функциональных службах. Кроме того, существует дефицит грамотного и опытного управленческого персонала практически на всех уровнях иерархии организационной структуры управления предприятием. К сожалению, необходимо отметить и то, что значительно изменилась система ценностей молодого поколения. Резко упала престижность рабочих профессий у молодёжи из-за отсутствия как материального, так и морального стимулирования. Отрасль испытывает недостаток рабочих кадров, так как тяжёлый, напряженный физический труд, требующий для получения высокой квалификации длительного стажа работы, оказался непривлекательным для молодого поколения. Потеряна преемственность поколений, немаловажная для стабильной работы, с точки зрения передачи накопленных знаний и опыта.
На сегодняшний день отрасль испытывает недостаток квалифицированных и опытных кадров, а решение кадровой проблемы, как нам видится, необходимо связать, в том числе, с развитием системы обязательной переподготовки кадров и формированием системы непрерывного образования. В этом процессе, по нашему мнению, главную роль должны играть высшие учебные заведения. Однако, как мы видим это уже сейчас, в одиночку они не справятся с решением стоящих перед отраслью проблем. Следует отметить, что помимо выпускников специальности «Промышленное и гражданское строительство», необходимы инженеры-планировщики транспортных сетей и сетей тепло- и энергоснабжения, водопровода и канализации. Все вместе они не могут работать без специалистов в области гидрологии, экологии, социологии, экономики, не говоря о специалистах в области информатики, управления и права. Следует нацелить каждого выпускника на необходимость обязательного образования, проходящего через всю жизнь, на системное воплощении этого процесса со стороны государства.
Особое внимание уделяется программам дополнительного образования для повышения квалификации руководителей и специалистов строительства, в которых важнейшими являются такие вопросы как градостроительное и земельное законодательство, экономика строительства, оценка экологических последствий реализации проектов, решение проблем транспорта, строительство в стеснённых условиях, программное и информационное обеспечение строительной деятельности. Большое значение имеет эффективное использование новых знаний, технологий и технических достижений в строительстве, поскольку инновации в строительстве связаны с изменениями пространства жизнедеятельности, с экологией, экономикой, культурой.
Таким образом, для эффективной работы строительного комплекса необходимы его техническое перевооружение и технологическая модернизация, а также развитие инновационной деятельности. Такая система мероприятий требует дополнительных инвестиций в отрасль, обеспечения ее квалифицированными, грамотными и инновационно настроенными кадрами.


Литература
1. Амурская область в цифрах: Краткий статистический сборник / Амуроблстат. — Благовещенск, 2010.
2. Федеральный закон «Градостроительный кодекс Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) от 29.12.2004 № 190-ФЗ (ред. от 17.07.2009).
3. Сидоров С.Н. Строительная отрасль России в условиях саморегулирования // Архитектура и строительство России. — № 5. — 2010. — С.3–9.
4. Саморегулирование в строительной отрасли (Обзор) // Экономика и учет в строительстве. — 2009. — № 11. — С.3–7.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия