Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (38), 2011
ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ И УЧЕТ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Щинова Р. А.
заведующий кафедрой экономики и менеджмента филиала Московского государственного индустриального университета ( г. Киров),
кандидат экономических наук


Модель оптимизации производственно-сбытовой структуры промышленного предприятия
Статья посвящена выбору модели производственно-сбытовой структуры промышленного предприятия. Автор рассматривает формирование продуктовой программы, которая включает ряд процедур с использованием технологии моделирования как метода исследования, но также и процесса построения и развития модели, позволяющих оптимизировать структуру ассортимента выпускаемой продукции. Приведены подходы к оценке экономической привлекательности товарной позиции предприятия. Разработана блок-схема оптимизации процесса моделирования, которая позволяет обосновать наиболее эффективный вариант использования экономического потенциала предприятия
Ключевые слова: модель оптимизации, товарная позиция, ассортимент, эффективность

Экономическая и промышленно-сбытовая деятельность промышленного предприятия представляет собой замкнутую информационную систему с обратной связью. Модели таких систем должны сохранять замкнутый контур. Большинство ученых понятие «модель» определяют как приближенное или упрощенное воспроизведение важнейших сторон, характеристик и особенностей изучаемых явлений и процессов. Вопросам моделирования, связанным также и с экономической проблематикой, посвящены работы зарубежных ученых Форрестора Дж., Хаббарда Л.Р., Шеннона Р., Кейнса Д., Вальраса А., а также в работах отечественных ученых О.М. Белоцерковского, А. Петрова и др. Мы рассматриваем модель (лат. modulus — мера, образец) как условный образ объекта исследования или управления, предназначенный для отображения его наиболее существенных характеристик.
Единственно полезной и приемлемой моделью является та, которая полностью объясняет реальную систему и предсказывает ее конкретное состояние в будущем, тогда недостаточно обеспечить точность модели, а нужно, чтобы она была правильной. При отсутствии такой правильности моделирование становится малоэффективным. Эффективность модели будет зависеть, во-первых, от широты окружающих систему рамок, во-вторых, от обоснованности выбора переменных и, наконец, от численных значений параметров. Если модель предназначена для определения эффекта от вносимых в реальную систему изменений, то должно существовать соответствие между параметрами и структурой модели, которые подвергаются изменениям, и параметрами и структурой реальной системы. Механизм работы модели должен отображать механизм реальной системы. Кроме того, модель должна выявить сущность интересующих нас динамических характеристик системы. В противном случае она не могла бы показать, как эти характеристики можно изменить. Однако известно, что о полезности любого явления можно судить лишь при наличии ясного представления о цели. Цель определяет рамки того решения, которое модель должна дать. Таким образом, модель должна частично или полностью воспроизвести структуру моделируемой системы и её функции, а процесс моделирования предполагает построение заменителя оригинала на новую систему с предоставлением реальной информации о ней.

Процессный подход к моделированию производственно-сбытовой структуры промышленного предприятия
Важнейшим конкурентным преимуществом в условиях современной глобализирующейся экономики становится маркетинговое планирование и прогнозирование, позволяющее предприятию рационально распределять имеющиеся ресурсы, заранее подготовиться к возможным изменениям на рынке. Формирование продуктовой программы начинается с определения ассортимента выпускаемой продукции промышленного предприятия.
Ассортимент — это перечень наименований изделий с указанием объема выпуска по каждому из них. Различают полный, групповой и внутригрупповой ассортимент. Систематизированный перечень наименований изделий с указанием кодов и шифров называется номенклатурой. Структура ассортимента определяется удельным весом каждого вида изделия в общем объеме производства и его рентабельностью[11]. Широкий ассортимент позволяет организации удовлетворять различные требования покупателей и, соответственно, увеличивать объем производства и продаж. Но для получения наибольшей прибыли менеджерам необходимо своевременно анализировать структуру ассортимента на предмет ее рациональности. Обоснованность продуктовой программы с точки зрения экономической эффективности планируемых продаж должна быть оценена еще на стадии ее формирования. Однако общепринятой методики обоснования оптимального ассортимента промышленного предприятия не существует. Проведенный анализ специальной литературы по данной проблеме позволил выделить ряд подходов формирования и оптимизации ассортимента выпускаемой продукции (табл. 1).

Методика (подход)Содержание определенияИсточник (автор)
1. Оценка эффективностиФормирование ассортимента происходит на основе анализа экономических показателей: маржинального дохода, прибыли, рентабельности, безубыточного объема продаж.Друкер П. [5]
2. Оценка рыночного спросаФормирование ассортимента происходит на основе анализа потребительского поведения и отношения к товару. При этом учитываются стадии жизненного цикла товара и гармоничность связи между товаром в ассортименте.Дихтль Е., Барахов В.И., Самочкин В.Н., Чуровский С.Р. [4,1,14]
3. Метод матрицФормирование ассортимента происходит на основе портфельного анализа. Наиболее известной является матрица Бостонской Консалтинговой группы (БКГ) «доля рынка — рост рынка». При этом учитывается положение продукта с позиции достигнутого конкурентного преимущества и привлекательности отрасли в целом.Ефремов В.С., Ламбен Ж.-Ж. [6, 8]
4. Метод экспертной оценкиФормирование ассортимента происходит с учетом субъективного мнения специалистов-экспертов, основанного на накопленном личном опыте и знаниях. Успех применения метода зависит от компетенции эксперта.Голубков Е.П. [3]
5. Метод экономико-математического моделированияФормирование ассортимента происходит на основе выполнения многоитерационных математических вычис-лений, направленных на получение оптимального плана. Наиболее распространенные критерии оптимизации — максимум прибыли и конкурентоспособность предприятия.Трахтенберг Г.Л. [12]
6. Комбинированный методФормирование ассортимента происходит поэтапно путем выполнения системы процедур, каждая из которых оптимизирует ассортимент по одному из критериев. Результатом является сбалансированный инструмент с учетом комплекса параметров. В практической деятельности используется сочетание рыночных и экономических параметров (спрос и предложение, прибыльность и рентабельность).Василевский А.Б., Завгородняя А.В., Ямпольская Д.О, Магомедов М.Д., Алексейчева Е.Ю., Филимоненко И.В., Алексеев А.А., Муцянко С.А. [2, 7, 9, 10, 13]

Анализ определений, представленных методик в экономической литературе свидетельствует об отсутствии единой, универсальной методики оптимизации ассортимента. Можно говорить лишь об отдельных системах расчетов подобранных и применяемых промышленными предприятиями или исследователями индивидуально в зависимости от целей решаемых задач. Все это приводит к ограничениям применения данных частных методик.
Определение оптимального объема производства и ассортимента продукции начинается с построения экономико-математической модели. Для построения экономико-математической модели производственно-сбытовой структуры промышленного предприятия необходимо поставить задачу. Постановка задачи: разработать блок-схему и последовательность этапов процессов моделирования производственно-сбытовой структуры промышленного предприятия, чтобы получить максимальный интегральный показатель соответствия производственной программы требованиям доходности, конкурентоспособности и общественным интересам. Разработанная блок-схема и последовательность этапов процессов моделирования производственно-сбытовой структуры промышленного предприятия представлена на рис. 1.
Рис. 1. Блок-схема процесса моделирования производственно-сбытовой структуры промышленного предприятия

Моделирование в маркетинге представляет довольно сложный процесс, состоящий из ряда последовательных взаимосвязанных этапов.
Первый этап. Постановка задачи. Включает в себя выработку цели исследования. В нашем случае — это разработка модели оптимизации структуры ассортимента выпускаемой продукции предприятием.
Второй этап заключается в выборе модели для объекта исследования. На этом этапе проводится формализация маркетинговой ситуации, построение математических зависимостей в виде уравнений, выделение переменных и ограничений.
Третий этап. Получение оптимального решения на основе проведенного анализа построения модели. Процесс моделирования позволяет в конкретных практических условиях оценить эффективность разработанной модели. В случае если данная модель оптимизации неэффективна, она подлежит корректировке. Четвертый этап включает оценку эффективности оптимизации структуры ассортимента по следующим критериям: определение максимальной выручки предприятия; выбора стратегической программы.
Обоснование информационно-нормативной базы экономико-математической модели состоит в оптимизации производственно-сбытовой структуры предприятия. Характерная особенность планово-экономических задач — многовариантность, наличие множества способов их реализации.

Экономико-математическая модель оптимизации производственно-сбытовой структуры промышленного предприятия
Задача оптимизации производственной структуры — обоснование наиболее эффективного варианта использования экономического потенциала предприятия. Для обоснования производственной структуры предприятия большое значение имеет планирование объема производства продукции.
Экономико-математическая модель оптимизации производственно-сбытовой структуры предприятия:
I. Постановка задачи. Определить оптимальные объемы производства и сбыта основных видов продукции промышленного предприятия, чтобы изучить максимальную денежную выручку с использованием имеющихся производственных ресурсов.
II. Разработать список переменных и ограничений с применением технико-экономических коэффициентов.
III. Сформулировать функцию оптимизации выручки.
IV. Произвести анализ оптимального решения экономико-математической модели оптимизации производственно-сбытовой структуры.
Для записи математической задачи используются следующие индексы:
i — номер, означающий вид продукции, i ∈ I;
j — номер, означающий вид производственного сырья, j ∈ J;
k — номер, обозначающий способ использования продукции или пополнения ресурсов, k ∈ K ;
Xi — объем производства I вида продукции ;
Aij — затраты j-го ресурса на единицу i-го вида продукции;
Ajk — затраты на приобретение единицы j-го ресурса ;
Vi — выход i-го вида продукции;
Ci — балл соответствия i-го вида продукции требованиям доходности, конкурентоспособности и общественным интересам.
Математическая задача записывается в следующем виде:
Найти такие значения переменных, при которых {Хi > 0, Xjk > 0}, чтобы функционал F = ΣCi Хi → max, при ограничениях:
1. По использованию производственных ресурсов:
ΣAijХi + ΣAjkХjk ? Aj (j∈J) (1)
2. По объему производства продукции:
Nimin ? Vi Хi ? Nimin (j∈I) (2)
Для формирования матрицы модели по оптимизации производственно-сбытовой структуры промышленного предприятия необходимо подготовить информацию, которая выражает все технико-экономические коэффициенты принятой модели.
Матрица экономико-математической модели оптимизации производственно-сбытовой структуры промышленного предприятия состоит из 32 переменных и 76 ограничений. Задача решается симплекс-методом с использованием стандартной программы SIMPL.
В ходе решения задачи на определение оптимальных объемов производства основных изделий, выпускаемых предприятием, их реализации с учетом имеющихся в наличии производственных ресурсов, с целью получения максимальной выручки, выявлено оптимальное сочетание видов продукции. Результаты оптимизации приведены в разрезе полного перечня групп выпускаемой продукции представленных в табл. 2, 3 и 4.
Результаты расчетов показали, что для достижения оптимального значения объема производства с получением максимального значения выручки по сравнению с достигнутым уровнем в 2010 г. должен увеличиться по замкам на 34 тыс. шт. (7,3%) и по прочим изделиям — на 3264 шт. (14,6%). При оптимизации производственно-сбытовой структуры основное внимание следует уделить группе замков усиленной конструкции, так как этот тип замков в настоящее время пользуется большим спросом. Объём производства данной группы замков следует увеличить на 92,3%. И, наоборот, при производстве группы врезных замков объём их производства уменьшить на 37,9%. По станкам фрезерным и настольно-сверлильным наибольшее предпочтение необходимо отдать станкам фрезерным, так как уровень объёма их производства необходимо увеличить на 26,6% до оптимального по сравнению с 2010 г., а производство станков настольно-сверлильных уменьшить на 27,4%.

Таблица 2
Объем производства продукции промышленного предприятия
НаименованиеФакт
(2010 г.)
ПроектАбсолютное отклонениеТемп прироста, %
Замки врезные, тыс. шт.169105-64-37,9
Замки гаражные, тыс. шт.911253437,4
Замки накладные, тыс. шт.1181503227,1
Замки висячие, тыс. шт.75952026,7
Замки усиленной конструкции, тыс. шт.13251292,3
Итого по замкам, тыс. шт.466500347,3
Станок фрезерный СФ-676, шт.791002126,6
Станок настольно-сверлильным, шт.620450-170-27,4
Долбежная головка, шт.204424120
Полуось, шт.922412000277630,1
Муфта, шт.12387130006134,9
Всего по оборудованию, шт.2233025594326414,6
Таблица 3
Результаты оптимизации производственно-сбытовой структуры промышленного предприятия с применением симплекс-метода по группам замков
Таблица 4
Результаты оптимизации производственно-сбытовой структуры промышленного предприятия с применением симплекс-метода по станкам

При реализации предложенного проекта важно оценить эффективность данного проекта, которая позволит оптимизировать объём производства продукции. Большинство ученых-экономистов акцентируют внимание на показателе эффективности, который является выразителем интенсивности и качественного совершенствования управления любого объекта.
Эффективность характеризуется как категория, определяющая развитие различных систем, процессов, мероприятий, дающих определенный результат. В связи с этим, суть эффективных решений состоит в том, чтобы добиваться намеченных целей наиболее рациональным путем, т.е. в запланированные сроки и с наименьшими затратами труда, денежных, материальных, природных и других ресурсов. Эффективность всегда связана с практикой и является основным ориентиром управления предприятия на всех его стадиях, поскольку, стремясь повысить эффективность принимаемых решений, руководство предприятия определяет конкретные меры, способствующие процессу развития, отсекая те, которые ведут к убыткам. Категория эффективности приобретает особую значимость при решении задач деятельности предприятия. Она выступает как индикатор и как стимул к прогрессивным изменениям в производственно-сбытовой сфере предприятия. Для оценки эффективности проекта необходимо рассчитать выручку от продажи, которую предприятие могло бы получить при выпуске и реализации оптимального объема продукции. Результаты расчетов выручки от реализации продукции при оптимизации представлены в разрезе номенклатуры продукции в табл. 5.

Таблица 5
Выручка от реализации продукции промышленного предприятия
НаименованиеФакт
(2010 г.)
ПроектАбсолютное отклонениеТемп прироста, %
Замки врезные, тыс. руб.1625410238-6016-37,0
Замки гаражные, тыс. руб.1650322868636538,6
Замки накладные, тыс. руб.1324217351410931,0
Замки висячие, тыс. руб.821910450223127,1
Замки усиленной конструкции, тыс. руб.6064135617497123,6
Итого по замкам, тыс. руб.60282744681418623,5
Станок фрезерный СФ-676, тыс. руб.1117014139296926,6
Станок настольно-сверлильный, тыс. руб.76195530-2089-27,4
Долбежная головка, тыс. руб.203447244120,2
Полуось, тыс. руб.61079418430,2
Муфта, тыс. руб.879144,6
Итого по оборудованию, тыс. руб.196892100113126,7

Общая стоимость товарного выпуска в 2010 г. составила 79971 тыс. руб. По результатам оптимизации объема производства продукции стоимость товарного выпуска составила 95469 тыс.руб., что больше на 15498 тыс. руб. (19,4%). Увеличение стоимости товарного выпуска произошло за счет увеличения объема выпуска замков на 14186 тыс.руб. (на 23,5%), и за счет увеличения объема выпуска оборудования на 1312 тыс.руб. (6,7%). Чтобы выяснить, за счет чего произошло изменение денежной выручки, проведем индексный анализ. Индексная модель имеет следующий вид:

где У — общий индекс выручки;
У1 – индекс выручки с одной единицы продукции;
У2 – индекс выручки объема производства продукции;
Q0, Q1 — фактический объем производства и объем производства по оптимальному плану, соответственно;
W0, W1 — фактическая выручка на одну единицу продукции и выручка на одну единицу продукции по оптимальному плану, соответственно.
Для промышленного предприятия индексная модель производства продукции принимает следующий вид:
— по группам замков: (1,23 = 1,07 х 1,15), выручка возрастет на 23%, за счет увеличения эффективности перераспределения сбыта продукции на 7% и за счет изменения структуры производства продукции на 15%;
— по оборудованию: (1,07 = 1,15 х 0,93), выручка возрастет на 7% за счет увеличения эффективности перераспределения сбыта продукции на 15% и за счет изменения структуры производства продукции рост выручки не произойдет.
— в целом по производству продукции: (1,20 = 1,08 х 1,11), выручка возросла на 20%, за счет увеличения эффективности перераспределения сбыта продукции на 8% и за счет оптимальной структуры производства на 11%.

Выводы
Овладение инструментарием проведения имитационного моделирования, комплексного анализа хозяйственной деятельности и методикой его осуществления позволит исследовать влияние важнейших факторов на финансово-экономические показатели, выявить и обосновать условия и факторы мобилизации производственных резервов, определить финансовое состояние промышленного предприятия и основные инструменты роста ее стоимости. Разработанная блок-схема процесса моделирования производственно-сбытовой структуры промышленного предприятия построена на задачах оптимизации производственной структуры с учетом обоснования наиболее эффективного варианта использования экономического потенциала предприятия.


Литература
1. Барахов В.И., Самочкин В.Н. Исследование жизненного цикла товара // Маркетинг в России и за рубежом — 2002. — № 3. — С. 76–86.
2. Василевский А.Б. Повышение прибыльности агропредприятия на основе управления товарным ассортиментом: Автореф. дисс. ... канд. экон. наук. — Челябинск, 1997. — С. 9–10.
3. Голубков Е.П. Маркетинг: Словарь-справочник. — М.: Дело, 2000. — 440 с.
4. Дихтль Е., Хёршген Х. Практический маркетинг: Учебное пособие. — М.: ИНФРА-М, 1996. — С.95–97.
5. Друкер П. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения / Пер.с англ. М. Котельниковой. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 1998. — 288 с.
6. Ефремов В.С. Классические модели стратегического анализа и планирования: модель ВКG // Менеджмент в России и за рубежом. — 1977, июль, август. — С. 80–86.
7. Ивахник Д.Е., Григорьев В.З. Оптимизация производственной программы предприятия в условиях рыночных отношений // Маркетинг в России и за рубежом — 1999. — № 1. — С. 8–11.
8. Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива /Пер. с фр. — СПб.: Наука, 1996. — 580 с.
9.Магомедов М.Д. Алексейчева Е.Ю. Оптимизация ассортимента продукции — предпосылка повышения конкурентоспособности // Пищевая промышленность. — 2001. — № 5. — С.42–43.
10. Муцянко С.А., Титов А.Б. Управление ассортиментной политикой организации — СПб.: Изд-во СПб ГУЭФ, 2001. — 31 с.
11. Савинкин А. Как оптимизировать ассортимент // Финансовый директор. — 2004. — № 5. — С. 34–40.
12. Трахтенберг Г.Л. Улучшение ассортимента и качества товаров — важная народнохозяйственная задача. — М.: Знание, 1975. — 64 с.
13. Филимоненко И.В. Разработка механизма принятия управленческих решений при формировании товарно-ассортиментной политики предприятия: Дис. ... к.э.н. — Красноярск, 1997.
14. Чуровский С.Р. Применение финансовых критериев при оценке положения продукта на кривой жизненного цикла // Маркетинг в России и за рубежом — 2001. — № 3. — С. 15–22.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия